На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма
Токсикомания, наркомания и подросток
Дети в семье алкоголика
Все страницы

Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-либо нормой. Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение совершение поступков, которые противоречат общепринятым нормам социального поведения в том или ином сообществе, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
В настоящее время, говоря о школьниках с отклоняющимся поведением, подразумевают таких, которые склонны именно к деструктивным его формам. Наглядно эти формы поведения показаны в приведенной ниже классификации.
Итак, виды девиантного поведения.
Делинквентное, криминальное и антисоциальное поведение можно
объединить в одну большую группу, называемую противоправным поведением.
В данном случае речь идет о таких детях, поведение которых значительно выходит за границу социальной нормы. Основной чертой такого поведения
является совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Характерные
черты таких подростков хроническая неуспеваемость, обособление от школьного коллектива и плохие взаимоотношения с учителями. Как правило, такие дети плохо поддаются и, более того, активно сопротивляются воспитательным действиям со стороны учителей и родителей. Причем большинство таких детей живет в неблагополучных семьях (плохие жилищные и материальные условия, напряженные отношения между членами семьи и отсутствие заботы о детях).
Особую статью противоправного поведения составляет агрессивное поведение (в данном случае имеется в виду агрессия, направленная во вне). Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая "немотивированная агрессия", направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
Подростковая агрессия чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливости (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции и т. д.) Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: что я могу.
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.
Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Проще говоря, аддикты - - это алкоголики, наркоманы, токсикоманы, азартные игроки (казино, компьютерные игры) и прочие люди, искусственно изменяющие свое психическое состояние и зависимые от своих аддикций. Процесс употребления того или иного вещества (субстанции), изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикций. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что стало целесообразным выделение специального раздела -- психиатрии аддикций. К аддикциям склонны, прежде всего, люди с низкой переносимостью психологических затруднений (фрустраций). Они как бы попадают в ловушку. Образуется эмоциональная связь с неодушевленным предметом, который является заменой межличностных отношений, проекцией эмоций на предметные суррогаты. Причем такие люди всегда находят оправдание своему поведению. Здесь действует такой психологический механизм защиты: реально лишь то, что соответствует желанию - "мышление по желанию", т. е. содержание мышления подчинено эмоциям. Важный аспект аддиктивного механизма - - гарантия достижения желаемого и связанный с последним постоянный соблазн повторения аддиктивной активности. Суицидное поведение выражается в повышенном риске совершить самоубийство. В нашей классификации показаны 3 вида суицидного поведения: "анемическое" самоубийство самоубийство вследствие отчуждения от окружающего мира и общественный отношений ("Я никому не нужен..."); "альтруистическое" самоубийство самоубийство ради близких ("Не буду больше никому мешать жить..."); "эгоистическое" самоубийство -- самоубийство, чтобы насолить окружающим ("Вот не будет меня, посмотрим как они все потом запоют...").
Итак, мы рассмотрели различные виды девиантного поведения, и объединяет их одно: к нему склонны люди, которые, прежде всего, являются жертвами семейной и педагогической запущенности (каждый педагог и родитель обязан знать, что это такое) и отрицательного влияния среды (каждый родитель обязан знать причины, из-за которых его ребенок может попасть во вредную среду и приложить максимум усилий, чтобы этого не случилось). Иное дело, что одни, несмотря на все эти неблагоприятные факторы, все-таки достаточно успешно проходят социализацию в обществе, и не попадают в эту страшную категорию людей девиантного поведения, включая его самые крайние формы, а другие, в силу повышенной индивидуальной восприимчивости к внешним воздействиям, не могут бороться за себя нормальными способами, приспосабливаться в этой жизни, и становятся преступниками, аддиктами или самоубийцами.


Токсикомания, наркомания и подросток

Употребление токсических веществ с целью опьянения называется токсикоманией. С медицинской точки зрения принципиального различия между наркоманией и токсикоманией нет: последствия для здоровья в том и другом случае одинаково опасны. Разница лишь в том, что наркотические вещества запрещены законом, находятся под контролем, а токсические доступны каждому.
Токсическое опьянение резко отличается от алкогольного: вызывает не состояние эйфории, веселости, а наоборот, раздражительность, злобность, агрессивность, порой бессмысленные и опасные для себя и окружающих действия.
Внешне человек напоминает пьяного -- движения некоординированые, размашистые, походка шаткая, кожа бледная, глаза "мутные", зрачки расширены, речь невнятная, "смазанная".
При употреблении больших доз токсических веществ возможна потеря сознания, поверхностное дыхание, судорожное подергивание рук, ног.
Через 6-7 часов опьянение проходит, период опьянения полностью, выпадает из памяти. Человеку кажется, что ничего опасного в эпизодическом употреблении токсикоманических веществ нет. Но вдруг выясняется, что без этих препаратов он уже не может обходиться. А вместе с тем возросла переносимость их, появилась потребность в повышении доз.
И вот уже стоит прекратить прием препаратов, как возникает чувство беспокойства, тревоги, непреодолимое желание принять препарат, общее тяжелое состояние, сердцебиение, боли в области сердца, одышка, дрожание рук и всего тела, иногда судорожные припадки, возможен даже смертельный исход вследствие отека мозга.
Длительное употребление токсикоманических лекарственных препаратов приводит к ослаблению внимания, памяти, утрате способности к учебе у подростков.
Не менее опасная форма токсикомании вдыхание паров летучих органических веществ, применяемых в быту и технике (бензин, ацетон, пятновыводители, лаки, краски, клей и т.д.)
Пары бензина уже после 2-3 вдохов вызывают головокружение, тошноту, чувство "невесомости", опущение, что голова меняет форму и размеры, появляются быстродвижущие зрительные галлюцинации. После 15-20 минутного опьянения наступает головная боль, разбитость. Такое же состояние вызывают и вдыхание паров бытовой химии.
Даже однократное вдыхание паров токсических веществ может привести к серьезному поражению печени, почек, особенно нервной системы. При повторном вдыхании быстро наступает привыкание к токсическим веществам с потребностью вдыхать их ежедневно и даже несколько раз в день.
Летучие токсические вещества, всасываясь в кровь, разносятся по всему организму, вызывая отравления.

Из наркоманий наиболее опасными являются морфийно опийная, гашишная и эфедроновая. Морфийно-опийная возникает при употреблении опия, содержащегося в маке, в том числе в его соке. К опию и морфию привыкают очень быстро - после нескольких приемов внутри, а тем более внутривенном введении. Наиболее тягостное ощущение мучительные боли в мышцах, костях и суставах рук, ног, пояснице. Естественно, что столь сильные боли возникают при воздержании, вот почему наркоман вновь и вновь вводит очередную дозу. Еще один вид наркомании эфедроновая, вызываемая психостимулирующим веществом, получаемым из лекарственных препаратов, содержащих эфозрин. Вводят внутривенно, уже после 2-3 введений наступает привыкание. Могут развиться и острые психические расстройства в форме галлюцинаций (больному видятся огромные насекомые, мыши).
Наркоманы, чтобы приобрести наркотик, могут пойти на тяжелое преступление, вступить в преступные связи, охотно вовлекают в свою компанию других людей, т.к. в одиночку приобрести наркотики трудно.
Наркомания это разрушение человеческой личности. Наркотики перестраивают, искажают всю психику человека. Это слабоумные больные дети. А ведь начаться все это может лишь из простого любопытства. Пробуют, подражая или подчиняясь тем, с кем дружат или хотят дружить, на мнение которых ориентируются. Пробуют, желая уйти от скуки, плохого настроения, тоски, одиночества, непонимания взрослыми или друзьями.
Кто пробует наркотики? В большинстве - люди слабые, зависимые, подчиняемые, обиженные, испытывающие недостаток внимания и общения.
Статистика:
-На 1 января 2003г. - официально 6600 наркоманов в РБ. Неофициально - в 10-15 раз больше. = 80% наркоманов — в возрасте от 18 до 30 лет. >80% наркоманов - ВИЧ-инфицированы. Из них=50% - имеют судимость. Средняя продолжительность жизни - 5-10 лет. Наркомания сопровождается соматическими и неврологическими заболеваниями деградацией личности, ВИЧ-инфицированием. Хранение, распространение, употребление наркотических средств преследуется по закону.
При подозрении на употребление ребенком наркотических или токсических веществ следует обращаться в подростковый кабинет при ГОНД.

Проблема подростковой наркомании

Общественное отношение к наркомании однозначно негативное и отвергающее, оно связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании проявляется общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому пугающим, боязнь наркомафии, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональное впечатление от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы.
Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана обществом. Отверженный наркоман в семье оказывается на краю пропасти, загнанный туда друзьями, родителями, милицией, социальными службами, работодателями. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то "функционировать", - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ.
"Выдавливание" из "нормального" общества приговаривает наркомана к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает сильнее, чем наркотики, но вне которой он уже не способен существовать. Таким образом, формируется особая наркоманская субкультура со специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, мифами. Примером может послужить миф о том, что наркоман при принятии наркотика испытывает неземное наслаждение. На самом деле это выдумка. Наслушавшись о "наркотическом блаженстве", наркоман создает у себя в мозгу иллюзию, которая вследствие воздействия наркотика и проявляется. Сам наркотик - лишь катализатор выдуманных ощущений.
В то же время наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает мощным фактором приобщения к наркотикам, "смягчает" восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как на психическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании, и ее появление и развитие - неизбежный процесс. Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяет говорить о ней как об "антисистеме" и явлении крайне негативном, поскольку она способствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления.
Практически важным, на мой взгляд, является вопрос классификации первопричин донаркотической личности и определения стадий ее ранней наркотизации. Это позволяет специалистам вести диагностическую, профилактическую и реабилитационную работу с подростками более целенаправленно и эффективно.
Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитание осуществляется одним из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов живут с обоими родителями. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Чаще всего (и раньше всех) начинают наркогенную карьеру несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или даже антисоциальным поведением отца или матери, а также деструкцией межличностных взаимодействий (взрослые так заняты выяснением отношений, что на ребенка просто не остается времени). Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономический "фундамент". У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится очень мало времени. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, отсутствии у них родительской привязанности или неразвитости чувства от­ветственности. Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить ребенку дефицит внимания, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим деятельности способен крайне негативно отразиться на бюджете семьи.
Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает в два раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать "на практике" наркогенные традиции, знакомиться с технологией одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотизму - она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений (вплоть до физической агрессии). Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится "уход в одурманивание". Дети наркозависимых родителей не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную карьеру с одной из наиболее жестких форм наркотизации - с использования средств бытовой химии.
Однако не бывает правил без исключений. Известны случаи, когда в семьях пьяниц и наркоманов вырастают абсолютные трезвенники, отрицающие любые формы наркотизации. Ярко выраженные антинаркогенные установки являются своего рода протестом против пережитого в детстве. Увы, такие исключения крайне редки. Об этом следует помнить тем "самоотверженным" женщинам, которые изо всех сил сохраняют семью, живя с мужем-алкоголиком или наркоманом. Их главная цель - не лишить сына или дочь отца. Правда, при этом не учитывается то, что "пла­тить" за отца приходится спокойствием, здоровьем и счастьем ребенка.
Не менее опасен для развития наркогенного заражения несовершеннолетнего и противоположный тип семьи - с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить. Привыкнув к такому контролю, мальчик или девочка легко подчиняются любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают "неправильными", "нехорошими", просто потому, что не умеют отказываться. Наркогенная карьера "гиперопекаемых" несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их "гипоопекаемых" сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте - в 15—16 лет, причем традиционными являются "классические" наркотики - анаша, героин, марихуана, синтетические препараты.
Проблема наркомании в последнее время является не просто молодежной, но уже и подростковой. Как считают исследователи, сегодня каждому второму школьнику в возрасте от 13 до 15 лет хотя бы раз был предложен одурманивающий препарат. Приблизительно треть из них воспользовались таким предложением. Один из факторов столь раннего приобщения к наркотизации -возрастные психологические особенности детей и подростков. Безусловно, первым примером для подражания служат родители.
Роль наркогенной семьи в развитии раннего приобщения к одурманиванию уже отмечена. Здесь же хочется сказать о вкладе, который могут внести и обычные, "культурно пьющие" семьи. Алкогольные напитки на столе в этом случае у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу и его друзей - сильных, мужественных. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, не обязательно она приведет к формированию наркогенной зависимости. Но одурманивание словно болото - - каждый новый шаг все глубже затягивает в трясину. Согласно данным, 82 % несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых. Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием на прочность. Его не случайно называют трудным - вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причи­на столь резких перемен характера связана с мощной физиологической перестройкой, которую претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми (так, причина под­ростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела опережает развитие сосудистой системы). Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая, что с ним происходит, и оттого пугаясь, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с одурманивающим препаратом в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию "физиологического благополучия", на время снимает дискомфортные ощущения. Провоцировать наркогенное заражение способны такие подростковые поведенческие реакции, как эмансипация и группирование со сверстниками. Они проявляются в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей, родственников. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют значимость, гораздо большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникает молодежная мода, молодежный сленг, молодежная музыка и т.п. - все то, что образует особую молодежную субкультуру. К сожалению, сегодня ее неотъемлемым компонентом являются наркотики. Проба одурманивающего
препарата становится своеобразным способом найти свой круг общения, попасть в компанию, доказав собственную "продвинутость". При этом компания не обязательно должна быть наркоманической (когда единственным объединяющим звеном является использование и добыча наркотиков). Одурманивание оказывается лишь обязательным фоном, на котором происходит общение. Перед многими подростками встает выбор: или поступать "как все", т.е. попробовать наркотик, или отказаться, рискуя при этом остаться в гордом одиночестве. В последнее время все чаще проявляется еще одна весьма тревожная тенденция в развитии подросткового наркотизма, связанная с поведенческой реакцией группирования. Подростков в компании принуждают, заставляют пробовать одурманивающий препарат. Такое принуждение может носить характер психологического шантажа, а может проявляться и как физическая агрессия (за отказ подростка избивают). Обычно это происходит в разновозрастных компаниях, где разница между подростками составляет 3—5 лет. Более старшие, имеющие богатый наркотический опыт и главенствующие в группе, приобщают к одурманиванию младших. При этом отказ воспринимается как неподчинение лидеру, оскорбление. Такие действия являются уголовно наказуемыми. В определенной степени влиять на раннее приобщение к одурманиванию способны реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Интерес к вопросам пола возникает у детей очень рано, однако поначалу он не связан с эротическими переживаниями. В подростковом возрасте он уже имеет физиологическую основу. Неспособность найти выход зреющему внутри напряжению может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые ингаляты в подростковой среде пользуются большой популярностью из-за того, что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это означает "смотреть стриптиз". У подростков также бытует мнение, будто ряд наркотиков усиливает потенцию, выполняя роль своеобразного сексуального допинга. Чтобы снять страх и психологическое напряжение, возникающие при первом половом контакте, некоторые подростки (обычно мальчики) могут прибегать к использованию одурманивающего препарата.

Можно привести краткую характеристику некоторых наркотических веществ:
• опиаты — с самых давних пор людям известна способность некоторых растений и добываемых из них продуктов приводить человека в состояние "невесомости", необыкновенной эйфории и пребывания как бы вне времени и пространства. Одно из таких растений - мак, из которого добывают опиум и его производные. Родиной мака является Азия;
• нейродепрессанты — оказывают действие, противоположное действию возбуждающих средств. Угнетая дыхательные центры ствола мозга, они уменьшают поступление кислорода в мозг, влияя таким образом на его деятельность. Это ведет к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, а также к прогрессирующему торможению механизмов ретикулярной формации, обеспечивающих бодрствование;
• возбуждающие средства — прежде всего кофеин, содержащийся в кофе, чае и тонизирующих напитках вроде кока-колы. Он представляет собой слабое возбуждающее средство;
• никотин - еще одно возбуждающее средство, но далеко не столь безобидное. Его действие общеизвестно: он прежде всего помогает преодолеть стресс. Действительно, усиливая секрецию серотонина, никотин ослабляет активность мозговых клеток, что ведет к чувству умиротворения. Только через некоторое время происходит увеличение количества нор адреналина, что сопровождается повышением активности мозга. Увы, такое действие длится всего лишь несколько десятков минут, и тогда курильщику хочется все начать сначала. Становится понятно, как трудно отделаться от этой вредной для здоровья привычки, не говоря уже о психологической зависимости.

Однако существуют и более сильные возбуждающие средства. Табак, кофе, алкоголь - несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в нашем обществе. Однако широко используются (хотя и нелегально) также марихуана, гашиш, ЛСД, мескалин, амфетамины, кокаин и даже героин. О каком бы веществе такого рода ни шла речь, все они воздействуют на головной мозг, либо ускоряя передачу сенсорных сигналов, либо ее блокируя или видоизменяя, либо мешая некоторым нервным центрам нормально выполнять свою функцию.
С давних пор известны патологические состояния сознания, вызываемые с помощью наркотиков. Все слышали о возможных последствиях употребления этих средств: об адской зависимости от героина, о риске передозировки, об опасностях при вождении машины в состоянии опьянения, об умственной деградации человека, долгое время употребляющего наркотики, о риске заболевания раком в результате курения... Большинство этих предостережений в некоторой степени оправданно. И тем не менее люди продолжают употреблять психотропные средства. Некоторые делают это, чтобы устранить боль, другие - чтобы обрести сон, третьи - чтобы взбодрить себя в ответственные моменты; но многие - просто для того, чтобы почувствовать себя "иным", обрести состояние внутреннего благополучия, которое помогает преодолеть трудности жизни, а часто и избежать их. Теперь известно, что эти эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы - вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах. Некоторые психотропные агенты фактически способны заменять эти нейромедиаторы, вызывая более значительные или просто качественно иные эффекты; другие блокируют выделение медиаторов, а третьи, наоборот, ускоряют или настолько изменяют передачу сигналов, что мозг вскоре утрачивает способность их анализировать. Многократное употребление наркотика чаще всего приводит к привыканию к нему. Что касается токсикомании, то она связана с хроническим или периодическим отравлением, влияние которого на организм весьма значительно. Здесь нужно отличать физическую зависимость от психологической. В обоих случаях существует потребность в данном веществе. Когда есть физическая зависимость, функционирование нейромедиаторов изменяется так, что организм не может больше обходиться без наркотика, и если прекратить его введение сразу, то может возникнуть синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Психологическая же зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, которое он доставляет. При лишении наркотика может возникнуть синдром абстиненции аффективного происхождения. Некоторые авторы употребляют термин "болезненное пристрастие", отражающий состояние "закабаленности", к которому приводит физическая или психологическая зависимость. Употребление некоторых психотропных веществ порождает развитие толерантности: организм становится все более устойчивым к их воздействию, и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы.
Конечно, трудно говорить о каком-то определенном характере, который является причиной раннего наркогенного заражения. Правильнее рассматривать отдельные личностные черты, способные стимулировать приобщение несовершеннолетнего к наркотикам. Наиболее неблагополучными в этом плане являются дети и подростки с неустойчивым типом характера. Для "неустойчивых" оказывается непосильным любой вид деятельности, требующий хотя бы незначительного приложения сил и настойчивости. Часто такие особенности характера имеют физиологическую основу и связаны со слабостью, высокой истощенностью нервной системы. При этом подростки с неустойчивым типом характера нуждаются в постоянной внешней стимуляции, поддерживающей "тонус" нервной системы. Однако такая стимуляция должна быть легкой, не требовать напряжения. Отсюда - жажда развлечений и наслаждений, гедонистические установки "удовольствие - любой ценой!". Социально приемлемые источники удовольствия быстро надоедают, на смену им приходит стремление к переживаниям иного рода. Именно поэтому приобщение к использованию наркотиков в данных случаях происходит особенно легко. Ведь в одурманивании воплощается идеальная форма для "неустойчивых" - минимум усилий, максимум удовольствия.
Риск наркогенного заражения велик и для несовершеннолетних с так называемыми эпилептоидными чертами характера. Им свойственна, с одной стороны, жесткость и даже жестокость, с другой - педантизм, аккуратность, консерватизм, неприятие любого изменения в привычном ритме жизни. Эпилептоидные подростки часто жалуются на приступы необъяснимо мрачного, угрюмого настроения. Чтобы справиться с ним, они тянутся ко всему тому, что "сильно бьет по мозгам", в том числе и к наркотикам. При этом предпочтение отдается жестким наркотикам, быстро вызывающим психическую, а затем и физическую зависимость.
Привлекательно одурманивание и для несовершеннолетних так называемого истероидного типа. Их отличительной чертой является постоянное стремление быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают - главное, чтобы именно они служили "темой разговора". Ради популярности такие подростки готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Приобщение к наркотикам для них часто не имеет самостоятельной значимости, а используется в популистских целях, ради "собственной славы". Причем подростки могут преувеличивать свой наркогенный опыт, изображая бывалого наркомана, чтобы привлечь внимание.
К сожалению, наркомания - неотъемлемая часть сегодняшнего бытия, и только от нас зависит, каким оно будет завтра. Необходимо понять: наркотизация общества влечет за собой деградацию, а в конечном счете - - вымирание человечества. Это касается каждого!
В заключение хочу предложить план диагностической беседы-наблюдения, которая позволит учителям и воспитателям составить объективно-вероятностную картину предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ.
Выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого психологического фактора предрасположенности и затем суммируя результаты, вы получите количественную характеристику исследуемого явления и, таким образом, определите группу риска изучаемого подростка. После этого гораздо легче наметить основные направления профилактической работы.

  1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
  2. Проявляет ли неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку?
  3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
  4. Тревожен ли, напряжен ли в общении, в школе или училище?
  5. Стремится ли к получению новых ощущений удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем?
  6. Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей?
  7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией?
  8. Свойственна ли непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
  9. Отягощена ли наследственность - заболевания отца или матери
    наркоманией или алкоголизмом?

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять баллов. За ответ "да" вопросы 6, 8 - - по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 - - по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы -О баллов. Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний не входит в "группу риска". От 15 до 30 баллов - средняя вероятность вхождения в "группу риска", требующая повышенного внимания к поведению подростка. При результате свыше 30 баллов следует незамедлительно посоветоваться с психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Предложенная диагностическая процедура позволяет правильно составлять подростковые группы в целях стрессопрофилактики и стрессореабилитации, а также определять направления в индивидуальной воспитательной и психокоррекционной работе


Дети в семье алкоголика

Специфичность воспитания детей в алкогольной семье определяется ее дисфункциональностью. Причина дисфункциональности заключается в том, что вся жизнь такой семьи связана с алкоголем: отец зависит от него (психологически или физически), а мать—от алкоголизма отца. Социальная ситуация развития здесь обычно зависит от поведения и настроения родителей, от их проблем.
Факт, что отец злоупотребляет алкоголем, мать старается скрыть от окружающих, особенно от детей, пока они еще маленькие и, как она считает, ничего не понимают. Своим поведением, иногда словами, а чаще невербально мать дает понять детям, что происходит с отцом. Подрастая, дети начинают задавать вопросы, так как все плохое в семье, связанное с алкоголизмом отца, прятать невозможно. Но мать никогда открыто не обсуждает с детьми главной проблемы семьи. Слово "алкоголизм" не употребляется, поскольку мать созависима и не признает отца больным. Так, ребенок спрашивает, почему отец поздно вернулся домой, почему он кричал и ругался, а мама плакала. Но чаще всего ребенку не объясняют, в чем дело. "Не думай про это, все нормально", "Не лезь в дела взрослых", "Ты еще маленький", - приблизительно отвечает мать.
Она постоянно выгораживает отца, прикрывает его пьянство, и ребенок начинает думать, что ложь и изворотливость -- основные компоненты жизни. Он привыкает к тому, что взрослый говорит одно, а делает другое. Например, отец все время обещает матери, что бросит пить, а сыну - пойдет с ним на рыбалку, но обещания не выполняются. Мать требует, чтобы сын всегда говорил правду, а когда он однажды решил посоветоваться с ней о том, можно ли сказать учительнице о не выученных уроках, так как они ушли с мамой от пьяного отца на весь вечер в кино, то мама разозлилась и сказала, что напишет в школу записку о том, что у сына болела голова.
Очень рано дети начинают понимать, что люди осуждают пьяных, смеются над ними. Но ребенок любит отца и поэтому скрывает его пьянство. Дети не могут говорить открыто про свою семью ни с друзьями, ни с учителями. Ребенок боится, что его будут унижать, дразнить, осуждать. В результате возникают трудности в общении со сверстниками: ребенок напряженно ждет того самого момента, когда кто-нибудь из друзей предложит пойти играть к нему домой, поскольку никогда не известно, придет ли отец домой трезвым.
В жизни семьи, зависимой от алкоголя и построенной на лжи, ребенок перестает понимать реальность происходящего. Дети видят разницу между тем, что происходит дома, и тем, что им говорят, и не доверяют увиденному, услышанному и прочувствованному.
Старание ничего не замечать вокруг носит даже навязчивый характер. Семейная атмосфера характеризуется непредсказуемостью. Каждый раз, возвращаясь домой, ребенок мучается тяжелыми предчувствиями. Он никогда не уверен в том, что ожидает его дома: отец трезвый или пьяный, ссорятся они с мамой или она уже ушла, стукнув дверью. Ему не хочется идти домой, он допоздна бесцельно гуляет на улице, оттягивая момент возвращения.
Ссоры, конфликты между родителями травмирует психику ребенка, он ищет решение проблемы в себе, часто считает, что ссора возникла из-за него. И чтобы примирить дорогих ему людей, ребенок пытается спровоцировать конфликт на себя. Необходимость переживания ребенком негативных эмоций и невозможность сознаться кому-либо в своих бедах приводят к тому, что ребенок учится скрывать свое эмоциональное состояние. Мать, находясь созависимой от алкоголизма мужа, не в состоянии реально оценить ситуацию, она не обсуждает с ребенком этих проблем. С раннего детства он только и слышит: "Отстань, не отвлекай меня!", "Не путайся под ногами". Привыкнув к такой реакции со стороны родителей, сын или дочь уже сами перестают ощущать потребность в том, чтобы поделится с родителями горем или радостью, своими успехами, интересными наблюдениями, открытиями, наконец, просто побаловаться, почувствовать нежность, тепло близких ему людей. Душа ребенка становится черствой, она не может понимать эмоциональное состояние другого человека, сочувствовать ему, сопереживать. Привычка прятать собственные чувства приводит к тому, что, став взрослыми, такие люди не только не умеют выразить свои переживания, но и стыдятся их, боятся показать, стремятся выйти из ситуации, в которых могут проявляться эмоции.
Эмоциональная недоступность родителей, отсутствие нежных, теплых отношений с ними, необходимость скрывать свои чувства, переживания углубляются еще и тем, что в алкогольных семьях доминирует альтернативное воспитание вместе с неконгруэнтностью сочувствия. Непоследовательность, непредсказуемость, которые наблюдаются в семье, объясняют и отсутствие четких границ в поведении ребенка. Детям важно усвоить, как вести себя, так как поступки оцениваются не объективно, а в связи с настроением родителей, состоянием разрешимости алкогольных проблем. Например, отец, находясь в трезвом состоянии, внимательно относится к сыну, что-нибудь мастерит вмести с ним, ремонтирует ему велосипед. Чувствуя вину за свое пьянство, трезвый отец слишком мягкий: позволяет прогулять школу, не ругает за неуспеваемость, покупает конфеты и т. д. Однако, выпив, он становится агрессивным, может наказать сына за то, что он попросил объяснить задачу, побить за "двойку" или за то, что сын заступился за мать. Мать бывает разной: иногда - веселой, все позволяет, но чаще она встревожена, заплакана, зла - тогда лучше не попадаться ей на глаза.
Поведение может меняться в течение дня. Это происходит вместе с не конгруэнтным сочувствием, когда слово не совподает с интонацией, способом невербальной коммуникации. Например, ребенок со слезами прибежал к матери с жалобой на отца: "Что я плохого сделал, почему он накричал на меня?" - "Не плачь, ты хороший мальчик. Но лучше иди, погуляй на улице", - отвечает мать, отталкивая его. Такое смешанное поведение, информация с двойным подтекстом ставят ребенка в состояние растерянности. Чтобы сын почувствовал себя защищенным, любимым, нужным матери, можно было бы обнять, расспросить, как и что произошло, разобраться вместе с ним в ситуации. Но когда она одновременно утешает и прогоняет от себя, ребенок не знает, как ему поступить. Сын начинает верить тому, что мать не любит его, что он ей усложняет жизнь, что он никому не нужный.
Размытость, нечеткость границ в объяснении поведения ребенка, отсутствие традиций, норм и правил в семье, скандалы родителей - все это лишает ребенка твердой психологической основы, стабильности, моральных ориентиров поведения. Чувство запутанности, непонимания близких людей, беззащитность лишают ребенка надежного морально - эмоционального фундамента. Без такого фундамента невозможно научиться принимать самостоятельные решения, преодолевать трудности. Ребенок из такой семьи все время ощущает недостаток внимания.
Конечно, у матери, которая постоянно думает о пьянстве мужа, старается скрыть тайну семьи, финансовые проблемы и т. д., редко остаются силы для занятий с ребенком. В основном она следит за тем, чтобы сын или дочь были накормлены, одеты, выучили уроки. Ей некогда вникать в их проблемы, заняться вместе с ними, поиграть, поговорить. В результате, отсутствие заботы, внимание к ребенку обычно становится стилем воспитания.
Пытаясь найти какой - то выход из ситуации, дети прикладывают усилия, чтобы заслужить похвалу родителей. Они начинают хорошо учиться, помогать по хозяйству, волнуются за младших братиков или сестричек. По сути, такой ребенок выполняет функции взрослого человека. Однако увидев, что это не влияет на отношения отца к алкоголю и даже не вызывает благодарности со стороны матери, ребенок чувствует себя раздавленным, опустошенным. На самом деле, мать очень рада за своего ребенка, но открыто и прямо не может проявить свои чувства -похвалить, обнять, поцеловать - ее чувства будто "заморожены". Привыкнув к тому, что в жизни у нее все плохо, мать начинает искать недостатки и в работе ребенка.
Дети, с которыми родители ведут себя подобным образом, и сами поступают так же. Постоянное чувство вины, хроническое недовольство, психологические и материальные потребности, чувство ненужности, стыд за своего отца - все это формирует заниженную самооценку, неприятие образа " Я ".
Похоже, социальная ситуация развития ребенка в семье, зависимой от алкоголя, еще не означает однотипности в формировании индивидуальных особенностей детей. Несмотря на то, что все они попадают примерно в одинаковые условия поведения родителей, но реагируют на это по - разному. В зависимости от типа нервной системы, индивидуальных особенностей, характера у детей формируется разный стиль поведения.
Основная тенденция реагирования ребенка на условия жизни в алкогольной семье - привлечь внимание родителей к себе, добиться их любви. Разные дети используют различные способы. Потерпев неудачу, они реагируют на это неодинаково. Если ребенок чувствует стыд и страх раскрытия тайны семьи, он пытается скрыть свои чувства под маской нахального и агрессивного поведения, защищаясь от осуждения и неуважения других людей. Такой ребенок чувствует свою незначительность в сравнении с чем - то более важным, что происходит в семье, - настроением родителей, поведением отца. Это вызывает тревогу, эмоциональную напряженность. Подрастая и все сильнее переживая происходящее, ребенок ощущает одиночество, отверженность, невозможность высказать все это, у него возникает чувство протеста. Вместе с тем, запрет на выражение чувств, отсутствие эмпатии детерминирует развитие жесткости. Таким детям необходимо защищать младших или более слабых, ухаживать за животными.
Некоторые дети предпочитают стиль "шутливого барана". Делают все наперекор родителям, злятся, грубо ведут себя с ними. Этим они дают выход своему гневу, который накапливается с самого детства. Иные дети реагируют на условия жизни при помощи шуток, смеха, юмора. Наверное, в каждом классе есть свой "клоун": он балуется на уроках, всех смешит, придумывает оригинальные шутки.
Стереотип поведения в семье переносится на окружающих. В детском саду таких детей ругают воспитатели, в школе - учителя, на улице - соседи. С ними не разрешают дружить. Понимание ребенком того, что его не любят не только родители, но и чужие взрослые, озлобляет его, он становится социально отвергнутым. Только уличная компания таких же отвергнутых становится родной. Поведение друзей стало реальным регулятором поведения собственного. Вместе они чувствуют себя сильными и защищенными и теперь уже бросают вызов окружающим, мстят всем и всему. В таких группах дети рано начинают курить, пить, употреблять наркотики, поскольку они не знают других способов снятия психологического дискомфорта. Сама группа проблемных детей дает наибольший процент алкоголиков, личностей с психопатическим развитием, правонарушителей.
Если ребенку повезло на добрых людей, которые вовремя остановили, оказались рядом, он вырастает счастливым человеком. Этими людьми могут быть соседи, родственники, родители одноклассников, социальные педагоги, учителя. Но, к сожалению, такие случаи встречаются не часто

ЛИТЕРАТУРА

  1. В помощь классному руководителю. / педагогическая мастерская. -Мн., 2003.
  2. Деятельность классного руководителя в организации воспитательно- профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями. /
    прогаммно-методические рекомендации. - Мн., 2000.
  3. X. Жинот. Родители и подросток / магическая формула. - Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка".
  5. Кодекс Республики Беларусь "О браке и семье".
  6. Комиссаров Б. Г. Подросток и наркомания. - Ростов-на-Дону, 2001.
  7. Педагогика для всех. / афоризмы и мысли. — Мн., 1992.
  8. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. -Мн., 2001.
  9. Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы в современной системе воспитания / сборник методических материалов. - РИПО, 2003.

Министерство образования Республики Беларусь Управление образования Могилевского облисполкома Могилевский государственный профессиональный лицей №2
Выполнила: Педагог-психолог, 2 категории Булай Т.А.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.