На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма - Дети в семье алкоголика
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма - Дети в семье алкоголика
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма
Токсикомания, наркомания и подросток
Дети в семье алкоголика
Все страницы

Дети в семье алкоголика

Специфичность воспитания детей в алкогольной семье определяется ее дисфункциональностью. Причина дисфункциональности заключается в том, что вся жизнь такой семьи связана с алкоголем: отец зависит от него (психологически или физически), а мать—от алкоголизма отца. Социальная ситуация развития здесь обычно зависит от поведения и настроения родителей, от их проблем.
Факт, что отец злоупотребляет алкоголем, мать старается скрыть от окружающих, особенно от детей, пока они еще маленькие и, как она считает, ничего не понимают. Своим поведением, иногда словами, а чаще невербально мать дает понять детям, что происходит с отцом. Подрастая, дети начинают задавать вопросы, так как все плохое в семье, связанное с алкоголизмом отца, прятать невозможно. Но мать никогда открыто не обсуждает с детьми главной проблемы семьи. Слово "алкоголизм" не употребляется, поскольку мать созависима и не признает отца больным. Так, ребенок спрашивает, почему отец поздно вернулся домой, почему он кричал и ругался, а мама плакала. Но чаще всего ребенку не объясняют, в чем дело. "Не думай про это, все нормально", "Не лезь в дела взрослых", "Ты еще маленький", - приблизительно отвечает мать.
Она постоянно выгораживает отца, прикрывает его пьянство, и ребенок начинает думать, что ложь и изворотливость -- основные компоненты жизни. Он привыкает к тому, что взрослый говорит одно, а делает другое. Например, отец все время обещает матери, что бросит пить, а сыну - пойдет с ним на рыбалку, но обещания не выполняются. Мать требует, чтобы сын всегда говорил правду, а когда он однажды решил посоветоваться с ней о том, можно ли сказать учительнице о не выученных уроках, так как они ушли с мамой от пьяного отца на весь вечер в кино, то мама разозлилась и сказала, что напишет в школу записку о том, что у сына болела голова.
Очень рано дети начинают понимать, что люди осуждают пьяных, смеются над ними. Но ребенок любит отца и поэтому скрывает его пьянство. Дети не могут говорить открыто про свою семью ни с друзьями, ни с учителями. Ребенок боится, что его будут унижать, дразнить, осуждать. В результате возникают трудности в общении со сверстниками: ребенок напряженно ждет того самого момента, когда кто-нибудь из друзей предложит пойти играть к нему домой, поскольку никогда не известно, придет ли отец домой трезвым.
В жизни семьи, зависимой от алкоголя и построенной на лжи, ребенок перестает понимать реальность происходящего. Дети видят разницу между тем, что происходит дома, и тем, что им говорят, и не доверяют увиденному, услышанному и прочувствованному.
Старание ничего не замечать вокруг носит даже навязчивый характер. Семейная атмосфера характеризуется непредсказуемостью. Каждый раз, возвращаясь домой, ребенок мучается тяжелыми предчувствиями. Он никогда не уверен в том, что ожидает его дома: отец трезвый или пьяный, ссорятся они с мамой или она уже ушла, стукнув дверью. Ему не хочется идти домой, он допоздна бесцельно гуляет на улице, оттягивая момент возвращения.
Ссоры, конфликты между родителями травмирует психику ребенка, он ищет решение проблемы в себе, часто считает, что ссора возникла из-за него. И чтобы примирить дорогих ему людей, ребенок пытается спровоцировать конфликт на себя. Необходимость переживания ребенком негативных эмоций и невозможность сознаться кому-либо в своих бедах приводят к тому, что ребенок учится скрывать свое эмоциональное состояние. Мать, находясь созависимой от алкоголизма мужа, не в состоянии реально оценить ситуацию, она не обсуждает с ребенком этих проблем. С раннего детства он только и слышит: "Отстань, не отвлекай меня!", "Не путайся под ногами". Привыкнув к такой реакции со стороны родителей, сын или дочь уже сами перестают ощущать потребность в том, чтобы поделится с родителями горем или радостью, своими успехами, интересными наблюдениями, открытиями, наконец, просто побаловаться, почувствовать нежность, тепло близких ему людей. Душа ребенка становится черствой, она не может понимать эмоциональное состояние другого человека, сочувствовать ему, сопереживать. Привычка прятать собственные чувства приводит к тому, что, став взрослыми, такие люди не только не умеют выразить свои переживания, но и стыдятся их, боятся показать, стремятся выйти из ситуации, в которых могут проявляться эмоции.
Эмоциональная недоступность родителей, отсутствие нежных, теплых отношений с ними, необходимость скрывать свои чувства, переживания углубляются еще и тем, что в алкогольных семьях доминирует альтернативное воспитание вместе с неконгруэнтностью сочувствия. Непоследовательность, непредсказуемость, которые наблюдаются в семье, объясняют и отсутствие четких границ в поведении ребенка. Детям важно усвоить, как вести себя, так как поступки оцениваются не объективно, а в связи с настроением родителей, состоянием разрешимости алкогольных проблем. Например, отец, находясь в трезвом состоянии, внимательно относится к сыну, что-нибудь мастерит вмести с ним, ремонтирует ему велосипед. Чувствуя вину за свое пьянство, трезвый отец слишком мягкий: позволяет прогулять школу, не ругает за неуспеваемость, покупает конфеты и т. д. Однако, выпив, он становится агрессивным, может наказать сына за то, что он попросил объяснить задачу, побить за "двойку" или за то, что сын заступился за мать. Мать бывает разной: иногда - веселой, все позволяет, но чаще она встревожена, заплакана, зла - тогда лучше не попадаться ей на глаза.
Поведение может меняться в течение дня. Это происходит вместе с не конгруэнтным сочувствием, когда слово не совподает с интонацией, способом невербальной коммуникации. Например, ребенок со слезами прибежал к матери с жалобой на отца: "Что я плохого сделал, почему он накричал на меня?" - "Не плачь, ты хороший мальчик. Но лучше иди, погуляй на улице", - отвечает мать, отталкивая его. Такое смешанное поведение, информация с двойным подтекстом ставят ребенка в состояние растерянности. Чтобы сын почувствовал себя защищенным, любимым, нужным матери, можно было бы обнять, расспросить, как и что произошло, разобраться вместе с ним в ситуации. Но когда она одновременно утешает и прогоняет от себя, ребенок не знает, как ему поступить. Сын начинает верить тому, что мать не любит его, что он ей усложняет жизнь, что он никому не нужный.
Размытость, нечеткость границ в объяснении поведения ребенка, отсутствие традиций, норм и правил в семье, скандалы родителей - все это лишает ребенка твердой психологической основы, стабильности, моральных ориентиров поведения. Чувство запутанности, непонимания близких людей, беззащитность лишают ребенка надежного морально - эмоционального фундамента. Без такого фундамента невозможно научиться принимать самостоятельные решения, преодолевать трудности. Ребенок из такой семьи все время ощущает недостаток внимания.
Конечно, у матери, которая постоянно думает о пьянстве мужа, старается скрыть тайну семьи, финансовые проблемы и т. д., редко остаются силы для занятий с ребенком. В основном она следит за тем, чтобы сын или дочь были накормлены, одеты, выучили уроки. Ей некогда вникать в их проблемы, заняться вместе с ними, поиграть, поговорить. В результате, отсутствие заботы, внимание к ребенку обычно становится стилем воспитания.
Пытаясь найти какой - то выход из ситуации, дети прикладывают усилия, чтобы заслужить похвалу родителей. Они начинают хорошо учиться, помогать по хозяйству, волнуются за младших братиков или сестричек. По сути, такой ребенок выполняет функции взрослого человека. Однако увидев, что это не влияет на отношения отца к алкоголю и даже не вызывает благодарности со стороны матери, ребенок чувствует себя раздавленным, опустошенным. На самом деле, мать очень рада за своего ребенка, но открыто и прямо не может проявить свои чувства -похвалить, обнять, поцеловать - ее чувства будто "заморожены". Привыкнув к тому, что в жизни у нее все плохо, мать начинает искать недостатки и в работе ребенка.
Дети, с которыми родители ведут себя подобным образом, и сами поступают так же. Постоянное чувство вины, хроническое недовольство, психологические и материальные потребности, чувство ненужности, стыд за своего отца - все это формирует заниженную самооценку, неприятие образа " Я ".
Похоже, социальная ситуация развития ребенка в семье, зависимой от алкоголя, еще не означает однотипности в формировании индивидуальных особенностей детей. Несмотря на то, что все они попадают примерно в одинаковые условия поведения родителей, но реагируют на это по - разному. В зависимости от типа нервной системы, индивидуальных особенностей, характера у детей формируется разный стиль поведения.
Основная тенденция реагирования ребенка на условия жизни в алкогольной семье - привлечь внимание родителей к себе, добиться их любви. Разные дети используют различные способы. Потерпев неудачу, они реагируют на это неодинаково. Если ребенок чувствует стыд и страх раскрытия тайны семьи, он пытается скрыть свои чувства под маской нахального и агрессивного поведения, защищаясь от осуждения и неуважения других людей. Такой ребенок чувствует свою незначительность в сравнении с чем - то более важным, что происходит в семье, - настроением родителей, поведением отца. Это вызывает тревогу, эмоциональную напряженность. Подрастая и все сильнее переживая происходящее, ребенок ощущает одиночество, отверженность, невозможность высказать все это, у него возникает чувство протеста. Вместе с тем, запрет на выражение чувств, отсутствие эмпатии детерминирует развитие жесткости. Таким детям необходимо защищать младших или более слабых, ухаживать за животными.
Некоторые дети предпочитают стиль "шутливого барана". Делают все наперекор родителям, злятся, грубо ведут себя с ними. Этим они дают выход своему гневу, который накапливается с самого детства. Иные дети реагируют на условия жизни при помощи шуток, смеха, юмора. Наверное, в каждом классе есть свой "клоун": он балуется на уроках, всех смешит, придумывает оригинальные шутки.
Стереотип поведения в семье переносится на окружающих. В детском саду таких детей ругают воспитатели, в школе - учителя, на улице - соседи. С ними не разрешают дружить. Понимание ребенком того, что его не любят не только родители, но и чужие взрослые, озлобляет его, он становится социально отвергнутым. Только уличная компания таких же отвергнутых становится родной. Поведение друзей стало реальным регулятором поведения собственного. Вместе они чувствуют себя сильными и защищенными и теперь уже бросают вызов окружающим, мстят всем и всему. В таких группах дети рано начинают курить, пить, употреблять наркотики, поскольку они не знают других способов снятия психологического дискомфорта. Сама группа проблемных детей дает наибольший процент алкоголиков, личностей с психопатическим развитием, правонарушителей.
Если ребенку повезло на добрых людей, которые вовремя остановили, оказались рядом, он вырастает счастливым человеком. Этими людьми могут быть соседи, родственники, родители одноклассников, социальные педагоги, учителя. Но, к сожалению, такие случаи встречаются не часто

ЛИТЕРАТУРА

  1. В помощь классному руководителю. / педагогическая мастерская. -Мн., 2003.
  2. Деятельность классного руководителя в организации воспитательно- профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями. /
    прогаммно-методические рекомендации. - Мн., 2000.
  3. X. Жинот. Родители и подросток / магическая формула. - Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка".
  5. Кодекс Республики Беларусь "О браке и семье".
  6. Комиссаров Б. Г. Подросток и наркомания. - Ростов-на-Дону, 2001.
  7. Педагогика для всех. / афоризмы и мысли. — Мн., 1992.
  8. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. -Мн., 2001.
  9. Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы в современной системе воспитания / сборник методических материалов. - РИПО, 2003.

Министерство образования Республики Беларусь Управление образования Могилевского облисполкома Могилевский государственный профессиональный лицей №2
Выполнила: Педагог-психолог, 2 категории Булай Т.А.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.