От мечты к цели
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
От мечты к цели
Способы и правила постановки целей
Визуализация как средство постановки и достижения цели
Все страницы

3.1. Цели как условие целостности человека
В результате изучения данного материала, вы узнаете, что:
• цели формируют человека, они его стержень, вокруг которого строится целостная личность;
• цель не точка в пространстве, а само пространство, в которое направляется вектор активности человека на пути его движения к результату;
• существуют разные виды целей, достижение которых приводит к разным видам успеха.
В результате выполнения заданий, вы сможете:
• определить свою систему терминальных ценностей (цели);
• определить свою систему инструментальных ценностей (средства);
• соотнести терминальные и инструментальные ценности.
Ключевые понятия: цель, целостность, ценности.

3.1.1. Техники материальные и духовные

Начнем с высказывания, на первый взгляд, странного, почти мистического, в справедливость которого и поверить-то не хочется: страшно. Мысль, содержащаяся в этом высказывании, простая — сбывается все, что человек хочет. Александр Блок в письме другу, пишет, что ему «вдруг пришло в голову, что, все, чего человек хочет, непременно сбудется; а если не сбудется, то и желания не было; а если сбудется «не то», то разочарование только кажущееся. Сбылось именно то».
Смею предположить, что практически любой человек выразит сомнение, поскольку ему самому-то мало что удалось достигнуть. Попробуйте людям, живущим в каких-то глухих местах (на планете таких мест осталось еще немало), сказать, что мы летаем или плаваем под водой, живем в домах в сто этажей. Они ни за что не поверят вам. И будут, кстати, правы: сами мы не умеем. За нас все делает техника, которой управляют высококвалифицированные специалисты.
В психологии тоже есть техники. Только в отличие от материальной техники, которая направлена на внешний мир и преобразует его, психологические техники направлены на человека, преобразуя самого человека. Нельзя, используя эти техники, оставаться прежним. Это
очень важное различие. Материальные средства (техники) мы имеем, и их всегда могут у нас отобрать. Психологические средства (техники) человек присваивает, не усваивает, а именно присваивает! Отобрать их уже никто не сможет, они становятся неотъемлемой частью человека, его способом восприятия, понимания мира и реагирования на этот мир.
О том, что существуют различные психологические техники, знают, пожалуй, все. Знают также, что они всегда относились к закрытой сфере эзотерических знаний, сфере, сохранившейся в основном на Востоке. Западная наука пошла другим путем. Сегодня многие психологические техники находятся в открытом доступе.
Итак, человек действительно способен достичь желаемого. Но можно сколько угодно желать, однако лежа на диване ничего не изменится. Можно освоить техники, и что? Есть немало людей, которые покупают дорогущую технику, чтобы мастерить дома, и что? Демонстрируют гостям и верят в то, что им она когда-нибудь пригодится.
Желание — это концентрация внимания на самой цели, никакой реальной силой оно не обладает. Важно четко осознать: сами по себе желания не реализуются. Кто-то верно заметил: «У Бога только две руки, и они обе ваши».
Желания следует переводить в конкретные намерения, четко сформулированные цели и адекватные им действия. Долгий путь, но интересный.

3.1.2. Цель как образ будущего

Существуют различные точки зрения на то, что такое цель и каковы ее характеристики. Нельзя сказать, что эти определения сильно отличаются друг от друга. Главное, все сходятся в том, что цель — это стержень, который сохраняет целостность человека и в любых обстоятельствах позволяет ему оставаться самим собой. Можно сказать так: человек ставит цели, а процесс их достижения создает человека и сохраняет его целостность.
Познакомьтесь с наиболее известными определениями понятия «цель»:
1) цель представляется как некоторый мысленный образ;
2) цель есть формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится человек;
3) цель — субъективная категория: у каждого человека есть свои цели.
Все представленные определения правомерны. Действительно,
цель — это и мысленный образ, и формальное описание конечного результата, и субъективное выражение своего желания. Противоречий нет.
Среди множества параметров, которые характеризуют цель, можно выделить следующие:
1. Цель есть сочетание необходимого, возможного и желаемого в будущем.
2. Цель направляет активность человека.
3. Цель предполагает наличие у человека потребности.
4. Цель всегда осознается человеком.
Каждый из параметров требует отдельного рассмотрения и понимания, но этим вы будете заниматься самостоятельно. Итак:
• цель деятельности — это некоторый субъективный образ, (представление о будущем результате деятельности), связанный с потребностью;
• цель-образ настолько конкретен, что позволяет выстраивать и направлять активность на создание этого результата в надежде и уверенности, что цель будет достигнута.
Цель-образ — это не точка в пространстве, а само пространство, в которое направляется вектор активности человека на пути его движения к результату.
Таким образом, наш разговор о целях деятельности — это разговор о процессе построения целей, понимаемых как образы (представления) будущих результатов.
Ставить цели и достигать их человеку приходится на протяжении всей жизни. Исчезают цели — исчезает смысл жизни, а вслед за смыслом исчезает и сама жизнь. Но не сразу. Помните, говорят: «свято место пусто не бывает». Верное суждение, нет своей цели, будете реали-зовывать чужие.
Может показаться, что ставить цели легко. Однако целеполагание (процесс постановки цели) относится к разряду наитруднейших процессов.

3.1.3. Виды целей

Принципиальным теоретическим положением является деление целей на генерируемые самим человеком (внутренние цели), и на задаваемые ему извне (внешние). К самостоятельной постановке целей человек прибегает редко, предпочитая многократно реализовывать одни и те же цели.
Цели можно разделить на три типа: заданные, конкурентные, ценностные.
Заданные или пассивные цели диктуются условиями существования. Это самые распространенные и хорошо известные каждому цели. Полноценными целями заданные цели не считаются. Заданные цели возникают от:
• проблем, например, сдать экзамены, найти работу, …;
• угроз, например, отчислят из вуза, уволят с работы, …;
• насущных потребностей, например, раздобыть пищу, заработать деньги на еду, построить дом, купить квартиру, …;
• заданий-требований: задают родители, преподаватели и другие, например, учись хорошо, делай зарядку, работай качественно. Эти задания служат ориентирами в социальной жизни, позволяют понять, к чему следует стремиться, чего следует «захотеть».
Пассивные цели не предполагают обсуждений и раздумий, просто «должен» и все. Заданные цели человек сам не ставит, он их принимает (или не принимает), причем принимать или отторгать может неосознанно или осознанно. Требований так много, что ни один человек не в состоянии выполнить все, поэтому делает выбор в пользу какого-то из требований, превращая его в собственную цель.
Предположим, вам говорят, что нужно учиться качественно и эффективно, поскольку это повышает вашу конкурентоспособность в жизни, делает вас умнее и сильнее. Эта внешняя цель вполне может стать вашей целью, правда, при условии, что у вас уже есть какая-то собственная весомая причина учиться хорошо. Если ничего «в душе не щелкает», то вы требования проигнорируете.
Как вы можете уже догадаться, реализация подобных целей способна привести только к одному успеху — выживанию. И как вы помните, подавляющая часть населения нашей планеты так и живет.
Конкурентные или соревновательные цели диктуются желанием победить, оказаться лучше, чем другой.
Эти цели возникают от:
• сравнения, например, просмотрев какой-то фильм или журнал, вы увидели красивое платье, и появляется желание/цель: «такое же хочу»;
• борьбы интересов, например, связанных с ресурсами, территорией, т.п.
Конкурентные цели также не относят к числу истинных целей, поскольку они навязываются извне. Реклама предлагает варианты, и мы, в конце концов, приобретаем нечто новое из предлагаемых материальных благ.
Ценностные цели: ответ на вопрос «что в жизни главное».
Только ценностные цели считают истинными целями.
Откуда появляются эти цели? Ответить на этот вопрос сложно.
По крайней мере, можно констатировать, что возникают они от видения, миссии, идеалов и идеологем.
Во-первых, от видения: человек так видит окружающий мир и свое место в этом мире, что может ставить глобальные личные цели. Но почему один видит, а другой не видит — однозначного ответа не найдете. Это индивидуальная работа каждого, обратите внимание, это не дар свыше.
Во-вторых, от миссии, которую человек выбирает для себя сам.
Слово «миссия» знакомо по различным фильмам. Вы знаете, что это какая-то сверхзадача. Определить свою миссию стремятся и различные организации. Миссия для отдельного человека — это его сверхзадача, предназначение. Найти (понять, осознать, создать) свою миссию — задача уникальная по своей сложности, многие полагают, что понять до конца свою миссию невозможно. Не суть важно, главное, двигаться в правильном направлении.
Как узнать, по правильному ли пути вы идете. Это просто. Если «да», то вы испытываете внутренний подъем, ощущаете счастье, вам нравится то, что вы делаете, в вашей деятельности есть творчество, вы несете благо людям. Если «нет», то куча неприятностей буквально сваливается вам на голову.
Возникает вопрос: «Зачем искать какую-то миссию, если в жизни и так полно проблем, причем реальных», может быть лучше на их решении и сосредоточить свое внимание. Но в том-то и дело, что проблемы и миссия взаимосвязаны: чем лучше человек реализует свою миссию, тем меньше у него проблем. Возникающие на пути человека препятствия — это сигнал к остановке. Что-то пошло не так, подумай: твой ли это путь?
В-третьих, от идеалов и идеологем.
Идеал — одна из форм мотивации человека, то, к чему он стремится, что его побуждает к деятельности, служит примером для подражания. Каждая историческая эпоха, каждый возраст имеют свои идеалы.
Идеологема — термин политический. Для нее характерны эмоциональная окрашенность и расплывчатость содержания, смысл которого может меняться в соответствии с политикой. Фразы емкие, красивые, создающие иллюзию понимания. Например: «вся жизнь борьба», «общечеловеческие ценности», «весь мир театр» и др.
Ценностные цели — совершенно особые цели. Они выражают философию, концепцию деятельности и развития самого человека. Они содержат в себе вызов, побуждают человека брать на себя ответственность, порождают энтузиазм и, что очень важно, позволяют приобрести сторонников.
Эти цели уменьшают неопределенность обыденной жизни, становясь для человека ориентирами в повседневности, тем самым способствуют концентрации внимания на достижение нужных результатов, помогая противостоять сиюминутным желаниям, действовать быстро, добиваясь намеченного с минимальными затратами.
Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которые человек использует в своей жизни для оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей. В качестве ценности может выступить любой объект. Едва ли кому-то удастся собрать воедино все ценности, которые человеческое сообщество изобрело за время своего существования.
Различают ценности:
1) общества, в котором человек живет;
2) профессии, к которой человек принадлежит;
3) организации, в которой человек работает;
4) индивидуальные, которые человек приобретает в процессе жизни.
Принято различать ценности терминальные (цели жизни и понима
ния мира) и инструментальные (средства для достижения цели).
К терминальным ценностям относят ценности:
• установочные (добро — зло);
• экономические (полезно — вредно);
• эстетические (гармония — хаос);
• социальные (любовь — ненависть к людям);
• политические;
• религиозные.
Терминальные ценности могут быть как общечеловеческие — вечные, так и конкретно-исторические.
К инструментальным ценностям относят то, что можно описать как психологическая структура личности, предпочитаемые черты характера, допустимое поведение для достижения целей.
Прекрасно, когда у человека есть ценностные цели, когда он осознает и принимает их. Но, опять все тоже «но». Вы приняли цели, но они оказались «плохими», потому что недостижимы, отнимают время, усилия, порой даже жизнь свою и чужую. Конечно, если это ваша цель, то никто не имеет права вам указывать. Но ведь и ценностные цели могут быть навязаны извне (идеалы и идеологемы). Например, религиозные фанатики — люди целеустремленные, их цели всегда ценностные.

3.1.4. Проверь себя

Все знают, что выбор — дело сложное. Маркетологи обнаружили, что если в магазине будет представлен какой-то товар, пусть даже самый качественный, но в единственном числе, то покупатели уходят: «выбора нет». Если предложить выбор из двадцати четырех продуктов, то и в этом случае покупатели уходят ни с чем: «глаза разбегаются». Оптимальным оказалось предложение из трех-четырех вариантов. В этом случае покупка будет совершена.
В течение дня человек совершает множество выборов: он выбирает, что ему делать и как делать. Вы, например, можете проспать занятие, позволив себе «немного поваляться», или, превозмогая себя (подчас физическую боль), встать пораньше и сделать зарядку. Можете учиться «на отлично» или учить ровно столько, чтобы хватило на слабенькую троечку. Выбор имеется всегда, но в подавляющем большинстве случаев этот выбор человек делает неосознанно, поскольку сам выбор был сделан давно.
Выбор зависит от нашего воспитания, взглядов окружающих людей, возможных последствий наших действий, оттого, что мы и окружающие нас люди считаем «правильным», то есть от наших ценностей.
Задание 10.
1. Внимательно изучите список в табл. 9 «Терминальные ценности» и выберите ценность, которая для вас наиболее значима.
2. Поставьте «1» в колонке «Ранг». Затем выберите вторую по значимости ценность и поставьте «2».
3. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями.
Наименее важная ценность останется последней и займет 18-е место.
Таблица 9
Терминальные ценности

Терминальные ценности (ценности-цели)

Ранг

Активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа

 

Терминальные ценности (ценности-цели)

Ранг

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

 

Познание (расширение кругозора, образования, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Продуктивная жизнь (максимальное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Счастье других: благосостояние, развитие и совершенствование всего человечества

 

Творчество (возможность творческой деятельности)

 

Уверенность в себе: внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений

 


Аналогичным образом проранжируйте список в табл. 10 «Инструментальные ценности».
Таблица 10
Инструментальные ценности

Инструментальные ценности (ценности-средства)

Ранг

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

 

Воспитанность (хорошие манеры)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

 

Жизнерадостность (чувство юмора)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Непримиримость к недостаткам у себя и у других

 

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

 

 

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи…)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

Чуткость (заботливость)

 


Как уже говорили, ценностей много, но в сознании человека одновременно может существовать не более 12 ценностей, которыми он и руководствуется в своей повседневной жизни. Эти ценности человек присваивает как жизненные стратегические цели и общие мировоззренческие ориентиры.
Значит, из предложенных вам 18 ценностей, шесть последних в вашу систему ценностей не входят.
Выпишите ценности, которые не вошли в вашу систему ценностных ориентиров, в табл. 11.
Подумайте, почему это произошло. Это те ценности, которые принципиально не приемлете, или, может быть, для них еще не пришло время, или они уже реализованы?
Таблица 11
Ценности, не включенные в индивидуальную систему ценностей

Ценности-цели

Ценности-средства

18

 

18

 

17

 

17

 

16

 

16

 

15

 

15

 

14

 

14

 

13

 

13

 


Ваше предположение:
Ценности, входящие в систему ценностей, не равнозначны. Ценности притягивают человека, и он не может одновременно тянуться к двенадцати ценностям.
По рангу, который вы поставили, можно выделить ведущие ценности, именно за ними закреплено «право диктовать». Обычно они занимают первые три места. Далее идут значимые ценности, потом предпочтительные и, наконец, игнорируемые.
Цели между собой перекликаются, и системой они становятся, если внутри них нет серьезных противоречий.
Вновь вернитесь к выполненному вами заданию по ранжированию ценностей. Выпишите самые значимые для вас ценности-цели и ценности-средства.
Таблица 12
Ведущие ценности

Ценности-цели


1
2 3

Ценности-средства

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Как связаны между собой ведущие ценности-цели. Они противоречат друг другу или помогают, образуя единое целое? Ваше предположение:
Как связаны между собой ведущие ценности-средства. Они противоречат друг другу или помогают, образуя единое целое? Ваше предположение:
Сопоставьте выделенные вами цели и адекватные им средства достижения, соединив их стрелками:
1. Какие цели оказались у вас «без средств», и какие средства «без цели»?
2. Подумайте, каких целей вы реально способны достигнуть с помощью тех средств, которые вы поставили на первое место?
3. Могут ли быть достигнуты цели, которые вы ставите перед собой (ценности-цели) с помощью тех средств (ценности-средства), которые вы считаете желательными для себя в первую очередь?

3.1.5. Комментарии

Инструментальные средства, которые человек использует для достижения целей, имеют особое значение. Человек может заявить одну цель, а достичь совсем другую. Например, среди значимых целей человек выбрал любовь, счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей. Но вряд ли он может рассчитывать на достижение этих целей, если среди значимых ценностей-средств предпочитает непримиримость, рационализм, твердую волю и высокие запросы.
Ценности человека меняются в течение жизни. То, что было значимо в одном возрасте, оказывается незначимым в другом. В большинстве своем люди не осознают своих ценностей, пока не столкнуться с какими-то противоречиями.
Свою индивидуальную систему ценностей человеку приходится согласовывать с ценностями общества, в котором он живет. Вы переехали из одного места в другое и обнаружили, что все, что с вашей точки зрения значимо и ценно, в новом месте не ценится. Вы окончили школу, поступили в университет, а это новое сообщество.
Существуют профессиональные ценности, по которым всегда можно определить, «кто есть кто». Какие будете читать книги, как отдыхать, чем интересоваться, во многом будет определяться вашей профессией.
Есть организационные ценности. Государственная бюджетная организация и частная коммерческая организация будут различны по своим ценностям.
Жизнь человека, чья система ценностей идет вразрез с другими системами, можно назвать драматичной. Обнаружив отклонения, люди пытаются снять рассогласование, поскольку жить в таком состоянии человек не может: разрушается его самоуважение, теряются жизненные ориентиры, да и сообщество рано или поздно отторгнет любого, кто не разделяет общих взглядов. Поэтому человек ищет, порой неосознанно, «своих» людей, тех, кто разделяет его систему ценностей.
Большая часть жизни взрослого человека проходит на работе, поэтому ему важно, чтобы работа приносила удовлетворение и не вынуждала жертвовать собственной системой ценностей. С другой стороны, и профессиональному сообществу, организации, имеющим собственные ценности, правила и нормы, не менее важно их принятие ее членами.
Ценности осознавать важно. Не зная своих ценностей, проблематично поставить реально значимые цели и тем более достигнуть их. Ценности — это не закон, их надо пересматривать, ранжировать. Если вы реализовали какую-то ценность, переместите ее в конец своей системы. Пройдет время, и вы вновь вернетесь к ней.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.