От мечты к цели
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
От мечты к цели
Способы и правила постановки целей
Визуализация как средство постановки и достижения цели
Все страницы

3.1. Цели как условие целостности человека
В результате изучения данного материала, вы узнаете, что:
• цели формируют человека, они его стержень, вокруг которого строится целостная личность;
• цель не точка в пространстве, а само пространство, в которое направляется вектор активности человека на пути его движения к результату;
• существуют разные виды целей, достижение которых приводит к разным видам успеха.
В результате выполнения заданий, вы сможете:
• определить свою систему терминальных ценностей (цели);
• определить свою систему инструментальных ценностей (средства);
• соотнести терминальные и инструментальные ценности.
Ключевые понятия: цель, целостность, ценности.

3.1.1. Техники материальные и духовные

Начнем с высказывания, на первый взгляд, странного, почти мистического, в справедливость которого и поверить-то не хочется: страшно. Мысль, содержащаяся в этом высказывании, простая — сбывается все, что человек хочет. Александр Блок в письме другу, пишет, что ему «вдруг пришло в голову, что, все, чего человек хочет, непременно сбудется; а если не сбудется, то и желания не было; а если сбудется «не то», то разочарование только кажущееся. Сбылось именно то».
Смею предположить, что практически любой человек выразит сомнение, поскольку ему самому-то мало что удалось достигнуть. Попробуйте людям, живущим в каких-то глухих местах (на планете таких мест осталось еще немало), сказать, что мы летаем или плаваем под водой, живем в домах в сто этажей. Они ни за что не поверят вам. И будут, кстати, правы: сами мы не умеем. За нас все делает техника, которой управляют высококвалифицированные специалисты.
В психологии тоже есть техники. Только в отличие от материальной техники, которая направлена на внешний мир и преобразует его, психологические техники направлены на человека, преобразуя самого человека. Нельзя, используя эти техники, оставаться прежним. Это
очень важное различие. Материальные средства (техники) мы имеем, и их всегда могут у нас отобрать. Психологические средства (техники) человек присваивает, не усваивает, а именно присваивает! Отобрать их уже никто не сможет, они становятся неотъемлемой частью человека, его способом восприятия, понимания мира и реагирования на этот мир.
О том, что существуют различные психологические техники, знают, пожалуй, все. Знают также, что они всегда относились к закрытой сфере эзотерических знаний, сфере, сохранившейся в основном на Востоке. Западная наука пошла другим путем. Сегодня многие психологические техники находятся в открытом доступе.
Итак, человек действительно способен достичь желаемого. Но можно сколько угодно желать, однако лежа на диване ничего не изменится. Можно освоить техники, и что? Есть немало людей, которые покупают дорогущую технику, чтобы мастерить дома, и что? Демонстрируют гостям и верят в то, что им она когда-нибудь пригодится.
Желание — это концентрация внимания на самой цели, никакой реальной силой оно не обладает. Важно четко осознать: сами по себе желания не реализуются. Кто-то верно заметил: «У Бога только две руки, и они обе ваши».
Желания следует переводить в конкретные намерения, четко сформулированные цели и адекватные им действия. Долгий путь, но интересный.

3.1.2. Цель как образ будущего

Существуют различные точки зрения на то, что такое цель и каковы ее характеристики. Нельзя сказать, что эти определения сильно отличаются друг от друга. Главное, все сходятся в том, что цель — это стержень, который сохраняет целостность человека и в любых обстоятельствах позволяет ему оставаться самим собой. Можно сказать так: человек ставит цели, а процесс их достижения создает человека и сохраняет его целостность.
Познакомьтесь с наиболее известными определениями понятия «цель»:
1) цель представляется как некоторый мысленный образ;
2) цель есть формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится человек;
3) цель — субъективная категория: у каждого человека есть свои цели.
Все представленные определения правомерны. Действительно,
цель — это и мысленный образ, и формальное описание конечного результата, и субъективное выражение своего желания. Противоречий нет.
Среди множества параметров, которые характеризуют цель, можно выделить следующие:
1. Цель есть сочетание необходимого, возможного и желаемого в будущем.
2. Цель направляет активность человека.
3. Цель предполагает наличие у человека потребности.
4. Цель всегда осознается человеком.
Каждый из параметров требует отдельного рассмотрения и понимания, но этим вы будете заниматься самостоятельно. Итак:
• цель деятельности — это некоторый субъективный образ, (представление о будущем результате деятельности), связанный с потребностью;
• цель-образ настолько конкретен, что позволяет выстраивать и направлять активность на создание этого результата в надежде и уверенности, что цель будет достигнута.
Цель-образ — это не точка в пространстве, а само пространство, в которое направляется вектор активности человека на пути его движения к результату.
Таким образом, наш разговор о целях деятельности — это разговор о процессе построения целей, понимаемых как образы (представления) будущих результатов.
Ставить цели и достигать их человеку приходится на протяжении всей жизни. Исчезают цели — исчезает смысл жизни, а вслед за смыслом исчезает и сама жизнь. Но не сразу. Помните, говорят: «свято место пусто не бывает». Верное суждение, нет своей цели, будете реали-зовывать чужие.
Может показаться, что ставить цели легко. Однако целеполагание (процесс постановки цели) относится к разряду наитруднейших процессов.

3.1.3. Виды целей

Принципиальным теоретическим положением является деление целей на генерируемые самим человеком (внутренние цели), и на задаваемые ему извне (внешние). К самостоятельной постановке целей человек прибегает редко, предпочитая многократно реализовывать одни и те же цели.
Цели можно разделить на три типа: заданные, конкурентные, ценностные.
Заданные или пассивные цели диктуются условиями существования. Это самые распространенные и хорошо известные каждому цели. Полноценными целями заданные цели не считаются. Заданные цели возникают от:
• проблем, например, сдать экзамены, найти работу, …;
• угроз, например, отчислят из вуза, уволят с работы, …;
• насущных потребностей, например, раздобыть пищу, заработать деньги на еду, построить дом, купить квартиру, …;
• заданий-требований: задают родители, преподаватели и другие, например, учись хорошо, делай зарядку, работай качественно. Эти задания служат ориентирами в социальной жизни, позволяют понять, к чему следует стремиться, чего следует «захотеть».
Пассивные цели не предполагают обсуждений и раздумий, просто «должен» и все. Заданные цели человек сам не ставит, он их принимает (или не принимает), причем принимать или отторгать может неосознанно или осознанно. Требований так много, что ни один человек не в состоянии выполнить все, поэтому делает выбор в пользу какого-то из требований, превращая его в собственную цель.
Предположим, вам говорят, что нужно учиться качественно и эффективно, поскольку это повышает вашу конкурентоспособность в жизни, делает вас умнее и сильнее. Эта внешняя цель вполне может стать вашей целью, правда, при условии, что у вас уже есть какая-то собственная весомая причина учиться хорошо. Если ничего «в душе не щелкает», то вы требования проигнорируете.
Как вы можете уже догадаться, реализация подобных целей способна привести только к одному успеху — выживанию. И как вы помните, подавляющая часть населения нашей планеты так и живет.
Конкурентные или соревновательные цели диктуются желанием победить, оказаться лучше, чем другой.
Эти цели возникают от:
• сравнения, например, просмотрев какой-то фильм или журнал, вы увидели красивое платье, и появляется желание/цель: «такое же хочу»;
• борьбы интересов, например, связанных с ресурсами, территорией, т.п.
Конкурентные цели также не относят к числу истинных целей, поскольку они навязываются извне. Реклама предлагает варианты, и мы, в конце концов, приобретаем нечто новое из предлагаемых материальных благ.
Ценностные цели: ответ на вопрос «что в жизни главное».
Только ценностные цели считают истинными целями.
Откуда появляются эти цели? Ответить на этот вопрос сложно.
По крайней мере, можно констатировать, что возникают они от видения, миссии, идеалов и идеологем.
Во-первых, от видения: человек так видит окружающий мир и свое место в этом мире, что может ставить глобальные личные цели. Но почему один видит, а другой не видит — однозначного ответа не найдете. Это индивидуальная работа каждого, обратите внимание, это не дар свыше.
Во-вторых, от миссии, которую человек выбирает для себя сам.
Слово «миссия» знакомо по различным фильмам. Вы знаете, что это какая-то сверхзадача. Определить свою миссию стремятся и различные организации. Миссия для отдельного человека — это его сверхзадача, предназначение. Найти (понять, осознать, создать) свою миссию — задача уникальная по своей сложности, многие полагают, что понять до конца свою миссию невозможно. Не суть важно, главное, двигаться в правильном направлении.
Как узнать, по правильному ли пути вы идете. Это просто. Если «да», то вы испытываете внутренний подъем, ощущаете счастье, вам нравится то, что вы делаете, в вашей деятельности есть творчество, вы несете благо людям. Если «нет», то куча неприятностей буквально сваливается вам на голову.
Возникает вопрос: «Зачем искать какую-то миссию, если в жизни и так полно проблем, причем реальных», может быть лучше на их решении и сосредоточить свое внимание. Но в том-то и дело, что проблемы и миссия взаимосвязаны: чем лучше человек реализует свою миссию, тем меньше у него проблем. Возникающие на пути человека препятствия — это сигнал к остановке. Что-то пошло не так, подумай: твой ли это путь?
В-третьих, от идеалов и идеологем.
Идеал — одна из форм мотивации человека, то, к чему он стремится, что его побуждает к деятельности, служит примером для подражания. Каждая историческая эпоха, каждый возраст имеют свои идеалы.
Идеологема — термин политический. Для нее характерны эмоциональная окрашенность и расплывчатость содержания, смысл которого может меняться в соответствии с политикой. Фразы емкие, красивые, создающие иллюзию понимания. Например: «вся жизнь борьба», «общечеловеческие ценности», «весь мир театр» и др.
Ценностные цели — совершенно особые цели. Они выражают философию, концепцию деятельности и развития самого человека. Они содержат в себе вызов, побуждают человека брать на себя ответственность, порождают энтузиазм и, что очень важно, позволяют приобрести сторонников.
Эти цели уменьшают неопределенность обыденной жизни, становясь для человека ориентирами в повседневности, тем самым способствуют концентрации внимания на достижение нужных результатов, помогая противостоять сиюминутным желаниям, действовать быстро, добиваясь намеченного с минимальными затратами.
Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которые человек использует в своей жизни для оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей. В качестве ценности может выступить любой объект. Едва ли кому-то удастся собрать воедино все ценности, которые человеческое сообщество изобрело за время своего существования.
Различают ценности:
1) общества, в котором человек живет;
2) профессии, к которой человек принадлежит;
3) организации, в которой человек работает;
4) индивидуальные, которые человек приобретает в процессе жизни.
Принято различать ценности терминальные (цели жизни и понима
ния мира) и инструментальные (средства для достижения цели).
К терминальным ценностям относят ценности:
• установочные (добро — зло);
• экономические (полезно — вредно);
• эстетические (гармония — хаос);
• социальные (любовь — ненависть к людям);
• политические;
• религиозные.
Терминальные ценности могут быть как общечеловеческие — вечные, так и конкретно-исторические.
К инструментальным ценностям относят то, что можно описать как психологическая структура личности, предпочитаемые черты характера, допустимое поведение для достижения целей.
Прекрасно, когда у человека есть ценностные цели, когда он осознает и принимает их. Но, опять все тоже «но». Вы приняли цели, но они оказались «плохими», потому что недостижимы, отнимают время, усилия, порой даже жизнь свою и чужую. Конечно, если это ваша цель, то никто не имеет права вам указывать. Но ведь и ценностные цели могут быть навязаны извне (идеалы и идеологемы). Например, религиозные фанатики — люди целеустремленные, их цели всегда ценностные.

3.1.4. Проверь себя

Все знают, что выбор — дело сложное. Маркетологи обнаружили, что если в магазине будет представлен какой-то товар, пусть даже самый качественный, но в единственном числе, то покупатели уходят: «выбора нет». Если предложить выбор из двадцати четырех продуктов, то и в этом случае покупатели уходят ни с чем: «глаза разбегаются». Оптимальным оказалось предложение из трех-четырех вариантов. В этом случае покупка будет совершена.
В течение дня человек совершает множество выборов: он выбирает, что ему делать и как делать. Вы, например, можете проспать занятие, позволив себе «немного поваляться», или, превозмогая себя (подчас физическую боль), встать пораньше и сделать зарядку. Можете учиться «на отлично» или учить ровно столько, чтобы хватило на слабенькую троечку. Выбор имеется всегда, но в подавляющем большинстве случаев этот выбор человек делает неосознанно, поскольку сам выбор был сделан давно.
Выбор зависит от нашего воспитания, взглядов окружающих людей, возможных последствий наших действий, оттого, что мы и окружающие нас люди считаем «правильным», то есть от наших ценностей.
Задание 10.
1. Внимательно изучите список в табл. 9 «Терминальные ценности» и выберите ценность, которая для вас наиболее значима.
2. Поставьте «1» в колонке «Ранг». Затем выберите вторую по значимости ценность и поставьте «2».
3. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями.
Наименее важная ценность останется последней и займет 18-е место.
Таблица 9
Терминальные ценности

Терминальные ценности (ценности-цели)

Ранг

Активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа

 

Терминальные ценности (ценности-цели)

Ранг

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

 

Познание (расширение кругозора, образования, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Продуктивная жизнь (максимальное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Счастье других: благосостояние, развитие и совершенствование всего человечества

 

Творчество (возможность творческой деятельности)

 

Уверенность в себе: внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений

 


Аналогичным образом проранжируйте список в табл. 10 «Инструментальные ценности».
Таблица 10
Инструментальные ценности

Инструментальные ценности (ценности-средства)

Ранг

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

 

Воспитанность (хорошие манеры)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

 

Жизнерадостность (чувство юмора)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Непримиримость к недостаткам у себя и у других

 

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

 

 

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи…)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

Чуткость (заботливость)

 


Как уже говорили, ценностей много, но в сознании человека одновременно может существовать не более 12 ценностей, которыми он и руководствуется в своей повседневной жизни. Эти ценности человек присваивает как жизненные стратегические цели и общие мировоззренческие ориентиры.
Значит, из предложенных вам 18 ценностей, шесть последних в вашу систему ценностей не входят.
Выпишите ценности, которые не вошли в вашу систему ценностных ориентиров, в табл. 11.
Подумайте, почему это произошло. Это те ценности, которые принципиально не приемлете, или, может быть, для них еще не пришло время, или они уже реализованы?
Таблица 11
Ценности, не включенные в индивидуальную систему ценностей

Ценности-цели

Ценности-средства

18

 

18

 

17

 

17

 

16

 

16

 

15

 

15

 

14

 

14

 

13

 

13

 


Ваше предположение:
Ценности, входящие в систему ценностей, не равнозначны. Ценности притягивают человека, и он не может одновременно тянуться к двенадцати ценностям.
По рангу, который вы поставили, можно выделить ведущие ценности, именно за ними закреплено «право диктовать». Обычно они занимают первые три места. Далее идут значимые ценности, потом предпочтительные и, наконец, игнорируемые.
Цели между собой перекликаются, и системой они становятся, если внутри них нет серьезных противоречий.
Вновь вернитесь к выполненному вами заданию по ранжированию ценностей. Выпишите самые значимые для вас ценности-цели и ценности-средства.
Таблица 12
Ведущие ценности

Ценности-цели


1
2 3

Ценности-средства

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Как связаны между собой ведущие ценности-цели. Они противоречат друг другу или помогают, образуя единое целое? Ваше предположение:
Как связаны между собой ведущие ценности-средства. Они противоречат друг другу или помогают, образуя единое целое? Ваше предположение:
Сопоставьте выделенные вами цели и адекватные им средства достижения, соединив их стрелками:
1. Какие цели оказались у вас «без средств», и какие средства «без цели»?
2. Подумайте, каких целей вы реально способны достигнуть с помощью тех средств, которые вы поставили на первое место?
3. Могут ли быть достигнуты цели, которые вы ставите перед собой (ценности-цели) с помощью тех средств (ценности-средства), которые вы считаете желательными для себя в первую очередь?

3.1.5. Комментарии

Инструментальные средства, которые человек использует для достижения целей, имеют особое значение. Человек может заявить одну цель, а достичь совсем другую. Например, среди значимых целей человек выбрал любовь, счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей. Но вряд ли он может рассчитывать на достижение этих целей, если среди значимых ценностей-средств предпочитает непримиримость, рационализм, твердую волю и высокие запросы.
Ценности человека меняются в течение жизни. То, что было значимо в одном возрасте, оказывается незначимым в другом. В большинстве своем люди не осознают своих ценностей, пока не столкнуться с какими-то противоречиями.
Свою индивидуальную систему ценностей человеку приходится согласовывать с ценностями общества, в котором он живет. Вы переехали из одного места в другое и обнаружили, что все, что с вашей точки зрения значимо и ценно, в новом месте не ценится. Вы окончили школу, поступили в университет, а это новое сообщество.
Существуют профессиональные ценности, по которым всегда можно определить, «кто есть кто». Какие будете читать книги, как отдыхать, чем интересоваться, во многом будет определяться вашей профессией.
Есть организационные ценности. Государственная бюджетная организация и частная коммерческая организация будут различны по своим ценностям.
Жизнь человека, чья система ценностей идет вразрез с другими системами, можно назвать драматичной. Обнаружив отклонения, люди пытаются снять рассогласование, поскольку жить в таком состоянии человек не может: разрушается его самоуважение, теряются жизненные ориентиры, да и сообщество рано или поздно отторгнет любого, кто не разделяет общих взглядов. Поэтому человек ищет, порой неосознанно, «своих» людей, тех, кто разделяет его систему ценностей.
Большая часть жизни взрослого человека проходит на работе, поэтому ему важно, чтобы работа приносила удовлетворение и не вынуждала жертвовать собственной системой ценностей. С другой стороны, и профессиональному сообществу, организации, имеющим собственные ценности, правила и нормы, не менее важно их принятие ее членами.
Ценности осознавать важно. Не зная своих ценностей, проблематично поставить реально значимые цели и тем более достигнуть их. Ценности — это не закон, их надо пересматривать, ранжировать. Если вы реализовали какую-то ценность, переместите ее в конец своей системы. Пройдет время, и вы вновь вернетесь к ней.

 


 

3.2. Способы и правила постановки целей

В результате изучения данного материала, вы узнаете, что:
• цели следует формулировать грамотно, соблюдая ряд психологических требований и условий;
• визуализация является эффективным средством (способом) в постановке и достижении цели;
• технология визуализации позволяет уточнить цели и ускорить процесс их достижения.
В результате изучения, анализа материала и самостоятельного выполнения упражнений вы:
• освоите правила грамотного формулирования цели;
• освоите технику визуализации.
Ключевые понятия: целеполагание, визуализация, ресурсное состояние.

3.2.1. Целеполагание

Ценностные, глобальные, стратегические цели не исключают наличие целей менее масштабных, тактических. Цели очень разнообразны. Крупные цели делятся на мелкие, соответственно и действия по их достижению также дробятся. Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления.
Цели, даже маленькие, следует учиться ставить грамотно, и обязательно фиксировать их для себя письменно. Сделать это необходимо, потому что:
• незафиксированные цели лишат возможности действовать поэтапно. Достижение целей — процесс долгий, а любая деятельность имеет тенденцию к отклонению. несоблюдение последовательности разрушает всю цепочку деятельности;
• плохо сформулированная цель лишает возможности проверить результат ее достижения;
• нереальные цели вас разочаруют: помните, что цель — это сочетание необходимого, возможного и желаемого в будущем. Цель не следует подгонять под реальность, она обязательно должна выходить за пределы реальности. Иначе, какая же это цель, если то, что вы хотите, уже есть.
Процесс порождения новых целей сложен и многомерен, он осуществляется одновременно в разных плоскостях, с обязательным подключением мышления.

3.2.2. Психологические требования к целеполаганию

Что это значит — уметь поставить цель?
С психологической точки зрения это умение предполагает учет ряда нюансов, позволяющих нашей психике (душе) лучше понять, чего мы хотим, и принять наше желание как импульс к запуску необходимых психических процессов, как то: эмоций, мышления, воли, интеллекта и т.п.
Итак, существует ряд правил, эффективность которых многократно подтверждена.
Правило первое.
Цель формулируется утвердительно и позитивно.
Вы уже знаете, что у мозга есть одна особенность — он не различает частицы «не». Эта частица присутствует в языке, но не в реальности. Как правило, человек хорошо понимает, чего он не хочет и весьма смутно — чего он хочет. Если вы постоянно твердите, что чего-то не хотите, то именно это и случается. Теперь понятно, почему так происходит? Не морочьте себе голову, формулируйте цели так, чтобы она, голова, вас понимала.
Не менее важная причина, почему следует формулировать цель без отрицания, заключается в том, что цель — это направление нашего движения. Цель должна определять, к чему следует стремиться, а не от чего следует бежать. Если человек избегает чего-либо, он знает, от чего убегает, но не знает, куда бежит. В этом случае человек сам программирует себя на «ненужные» ему состояния, перегружая себя мыслями о том, чего он так стремится избежать: несостоятельность, неуспешность, неспособность и т.п.
Каждая отрицательная мысль воспринимается нашим подсознанием без соответствующей коррекции, интегрируется, усиливается и переносится во внешнюю деятельность. Вспомните эффект больного пальца, который с завидной постоянностью задевает все вокруг, несмотря на то, что мы очень не хотим его лишний раз травмировать.
Еще одно замечание. Обычно говорят: «не рой яму другому, сам в нее попадешь». Замечание верное: мозг ваши козни к вам и направит, ведь для него, кроме как вас, никого и нет.
Итак, необходимо задавать цели, сформулированные в утвердительной, позитивной форме и отражающие нужные нам достижения в будущем.
Начинать формулировку цели следует с глагола — действия, которое вы намерены совершить.
Правило второе.
Цель относится лично к вам и находится под вашим контролем.
Когда вы сформулируете цель, запишите ее, прочитайте ее и постарайтесь прочувствовать, какое эмоциональное состояние появляется у вас при этом: радостное, возвышенное или подавленное, напряженное? Поймали ощущения, прочувствовали? Обратитесь к своему прошлому, найдите в своей жизни цели, которые вызывали у вас столь разные ощущения. Важно прочувствовать эти различные эмоциональные состояния. Что вам это дает? Очень многое — понимание того, действительно ли заявленная вами цель является вашей собственной.
На первый взгляд кажется абсурдным сама постановка вопроса, ваша ли это цель, если вы же ее и сформулировали, но это только на первый взгляд.
Если, формулируя свои цели (или желания), вы начинаете со слов «должен», «обязан», то эта цель не ваша. Скорее всего, она связана с наставлениями других людей из вашей прошлой или настоящей жизни, которые полагают, что вам именно такую цель следует достигать. Но на реализацию чужих целей наша душа энергии не дает.
Реализовать желания, выполнение которых мы не контролируем, нам тоже неподвластно. Например, сделать всех или хотя бы близких людей счастливыми мы не можем, как бы ни старались. Вы можете сделать счастливыми себя, и этого будет достаточно, чтобы, глядя на вас, разделили ваше счастье и ваши близкие.
Попробуйте отвлечься от желаний других, подумайте о собственных желаниях. Если раньше вы не обращали на это внимание, то можете испытать чувство потерянности. Многие люди теряют собственные желания, поскольку свое время и энергию тратят на реализацию чужих целей. Кое-какие желания все-таки остаются, но типа: хочу отдыхать, играть, иметь машину и ничего не делать …
Истинные цели начинаются со слова «хочу», вызывают радость и прилив энергии, наша психика всегда готова поделиться энергией на удовлетворение достойных целей. От наплыва энергии невозможно усидеть на месте: требуется действие. Если таких достойных целей пока у вас нет — ищите, прислушивайтесь к себе, вы их найдете обязательно.
Есть такое упражнение. Записывайте, не останавливаясь, все желания, которые приходят в голову. Психологи обнаружили, что собственные желания у человека начинают проявляться где-то после сотни обычных желаний, лежащих, так сказать, на поверхности.
Удостоверившись, что цель действительно ваша, поразмышляйте над тем, насколько ее достижение зависят только от вас? Если присутствие других значительно (многое зависит от других людей), подумайте, может быть, следует изменить цель или сузить ее (разбить на подцели) таким образом, чтобы контроль находился действительно в ваших руках.
Итак, ваша цель сформулирована.
Правило третье.
Цель находится в нужном контексте.
Следующий этап в достижении цели — разделение контекстов и нахождение того, в котором она окажется уместной. Знание контекста важно в понимании ситуации и построении прогноза на будущее. По сути, контекст — это набор условий, которые наполняют ситуацию определенным значением, содержанием.
Есть три аспекта, которые важны для понимания контекста:
1. Множественность.
2. Историческая обусловленность.
3. Взаимное влияние.
Множественность означает, что контекстов всегда много, и они разноуровневые.
Мы живем в социальном, политическом, экономическом, культурном и других контекстах. Все они вместе определяют, что и как именно будет происходить в мире. Множественность усложняет понимание и требует специального анализа ситуации. Вы полагаете, что к вам лично эти контексты не имеют значение? Ошибаетесь. Именно они определяют, что, когда и для кого будут созданы ограничения или будут расширены возможности.
Есть контексты, в которых живете вы: ваш город (поселок), ваши соседи, ваша семья, ваши мысли… Эти контексты также следует анализировать, учитывать, и, что самое важное, на них можно влиять или менять их.
Контексты формировались во времени, они исторически обусловлены.
Старые контексты не исчезают с появлением новых. Контексты сосуществуют, наслаиваются, дополняют друг друга и усложняют мир, в котором живут люди.
Контексты взаимодействуют друг с другом.
Экономика влияет на политику, политика влияет на социум, социум — на конкретного человека и т.д.
При постановке маленькой и, казалось бы, сугубо личной цели анализ контекста необходим. Если контекст не устраивает, его надо изменять. Люди переезжают, меняя территориальный контекст; получают образование, меняя социальный контекст; заводят новых друзей, расширяя личностный контекст…
Есть еще психологический контекст.
Этот контекст определит уместность поставленной вами цели и ее шанс на осуществление. Ставя перед собой цель, человек, как правило, не задумывается над тем, что результат ее достижения может распространиться на все сферы его жизни. Предположим, вы поставили цель: стать твердым, настойчивым, сильным, решительным. Представьте себе, что вы обрели эти качества, и задайте себе вопрос, а существуют ли ситуации, где эти качества не нужны, более того — могут стать источником серьезных проблем для вас. Подумайте о последствиях, найдите тот контекст, в котором они окажутся отрицательными. Одним из контекстов, на который, в первую очередь, повлияют ваши изменения, будут межличностные отношения с близкими. Едва ли им понравится жить рядом с человеком, который и дома, как на работе, конкурирует, жестко отстаивает свои позиции, решительно пресекает все то, что не нравится ему лично.
Вы хотите самосовершенствоваться, прекрасно, а как это отразится на ваших отношениях с близкими людьми? Недаром в дни праздников и юбилеев люди желают друг другу «оставайтесь такими, какие вы есть сейчас!», прекрасно понимая, что любые изменения затрагивают интересы и тех людей, которые находятся в ближнем окружении. Поэтому для самосовершенствования желательно понимание и поддержка других людей.
Итак, на этапе постановки цели важно определить пределы уместности цели (контекст), иначе ваша психика поймет вас буквально, а близкие люди окажутся вовлеченными в изменения, на которые они никак не рассчитывали.
Продумайте о масштабе цели: глобальную цель разбейте на конкретные цели, доступные вам для постижения в соответствующем контексте и периоде времени. Цели, даже самые личные, не достигаются в «пустом» пространстве. Важно заранее знать, где, когда и с кем вы хотите достичь вашей цели.
И еще, следует подумать о времени. Люди бизнеса знают, что цели должны быть оцифрованы, то есть нужны конкретные сроки: неделя, месяц, год … Замечено, что обычно человек хорошо удерживает цели, если их срок не превышает трех — пяти лет.
Правило четвертое.
У цели отсутствует вторичная выгода.
Что произойдет, если цель не будет достигнута.
Многие люди долгие годы декларируют желание достичь определенной цели, но, почему-то не достигают ее, откладывая осуществление «до лучших времен». Чаще всего это такие значимые цели, как быть здоровым или быть богатым.
Ставя перед собой какую-то цель, задайтесь вопросом: «Что произойдет для вас хорошего, если ваша цель не будет достигнута? Если вы не станете здоровым или богатым, то что хорошего вы тогда получите?» Не торопитесь возмущаться.
Известно, что если человек сталкивается с какими-то трудностями, проблемами, решить которые ему не под силу, то как спасительный вариант возникает «уход в болезнь». Это процесс неосознанный, наш организм решает за нас проблемы, которые мы сами решить по какой-то причине не можем. Например, хорошо известны так называемые болезни выходного дня, характерные для трудоголиков. Не имея возможности отдыхать в течение рабочей недели и не умея отдыхать в выходные дни, они заболевают в субботу и воскресенье. Болеют тяжело: головные и сердечные боли, нарушение пищеварения и т.п., однако к утру в понедельник встают бодрыми, здоровыми, и вновь отправляются на работу. Другого способа «законно отдохнуть» они не знают, для них это и есть отдых, условие восстановления работоспособности. Это не означает, что других способов нет, просто другие способы, как и работа, требуют активности, например, фитнес. Куда проще почувствовать себя больным, лечь, включить телевизор, и пусть все жалеют!
В этом случае болезнь выступала в качестве «вторичной выгоды».
Не просто обстоит дело и с желанием быть богатым. Наше подсознание впитывает многие представления, сложившиеся в обществе еще до нашего рождения. Мы впитываем их неосознанно, и они становятся нашими психологическими установками. Например, религиозные представления. Не правда ли, странно говорить об этом с вами, людьми, родившимися и сформировавшимися, как правило, вне религиозной культуры. Тем не менее, все религии едины во мнении, что Бог все время наблюдает за нами и дает нам знать, хорошие ли мы люди, правильно ли поступаем. Но как дает знать? Здесь мнения расходятся.
Согласно одному представлению, «если вы счастливы и богаты, значит, вы угодны Богу, он награждает вас за ваш прошлый и настоящий труд». Поэтому быть несчастливым и бедным — грех, показатель того, что с вами что-то не так. Счастье и богатство — не что иное, как оплата за прошлую хорошо прожитую жизнь, «оплата по факту».
Согласно другому представлению, счастье и богатство — аванс, его следует оплатить потом, причем форма и размер оплаты неизвестны. Многие люди боятся быть счастливыми и богатыми, полагая, что за это придется расплатиться позже. Страшно. Или еще одно мнение, получившее распространение, в основном, в нашей стране: «все богатые — люди плохие (жулики, бандиты…)». Удобное мнение для некоторых. Задайте вопрос, кто больше угоден Богу в вашем понимании. Вы получите ответ, хотите ли вы быть богатым. Заодно оглянитесь вокруг, так ли хороши бедные люди? Думайте!
Итак, если вы обнаружили у себя цели с «вторичной выгодой», то, может быть, не стоит строить иллюзий по поводу их достижения? Откажитесь от сомнительных выгод, зачем они вам.

3.2.3. Психологические условия целеполагания

Помимо разных правил, которые следует соблюдать, существуют еще и условия, которые необходимо учитывать.
Условие первое.
Цель надлежит проверить в сенсорном опыте.
Чтобы быть уверенным в том, что цель действительно ваша, что она отражает ваши желания, и вы готовы двигаться к ее достижению, сформулированную на словах цель следует проверить на всех уровнях психики. Перевести вербально сформулированную цель на язык мозга: увидеть картинки, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить вкус. Этот процесс называется визуализацией, цель которой — создать в воображении образ желаемой действительности. Сегодня визуализация считается номером один среди многочисленных средств достижения успеха. Поэтому о ней мы поговорим отдельно.
Условие второе.
Для достижения цели нужны ресурсы, поэтому человеку необходимо иметь доступ к ресурсным состояниям.
Люди вечно жалуются на нехватку внешних ресурсов (времени, денег), а порой и своих внутренних. Не хватает человеку энергии, силы, внимания, памяти, любви, сочувствия, понимания и т.п. для достижения «великих целей». Если послушать ученых, то, оказывается, у человека всего этого более чем достаточно. Да, все мы имеем: память, объем которой никто измерить не может; мышление, способное решить любую проблему, и т.д. Да, имеем! Но, увы, имея, не владеем. В чем разница? Наверняка знакома такая ситуация. При ответе на экзамене (уроке), ваша память вдруг вас подводит: ничего вспомнить не можете. После того как вам поставили «два», в памяти всплывает правильный ответ. Или вы бьетесь над решением какой-то задачи, никак не можете ее решить, и вдруг видите ответ, до смешного простой.
Вот и получается, ресурсы имеете, а доступа нет, не подчиняются они нам.
Ресурсное состояние — это состояние всех наших «Я», в котором человек успешен, доволен собой и у него имеется достаточное количество выборов. Позитивное ресурсное состояние возникает, когда у нас есть позитивная мотивация («Хочу»). Эта мотивация открывает доступ к психической энергии, дает импульс и позволяет двигаться вперед. Нересурсное состояние (нет доступа) появляется как результат страха, неуверенности в себе. Страх тормозит активность, препятствует движению вперед.
Бороться со страхом — занятие бесполезное. Страх существует на всех уровнях организма, он наш охранный механизм. Гораздо эффективнее посеять в своей душе полезные убеждения (Я хочу, могу…). Поверьте, человек всегда получает то, на чем сосредоточен в своих мыслях. Негатив в мыслях — негатив в жизни! Мысли, слова действительно ведут туда, куда вы сами себя отправляете.

 


 

3.2.4. Визуализация как средство постановки и достижения цели

Сегодня визуализация считается номером один среди многочисленных средств в целеполагании и достижении успеха. И здесь мы сталкиваемся с еще одной парадоксальной особенностью нашего мозга. Оказывается, мозг не различает реальность и то, что мы воображаем. Есть событие, в котором мы реально участвуем, и есть то, которое мы четко представляем: для нашего мозга они одинаковы. Различает наш разум, наше сознание, но у нас есть еще и подсознание. Разум понимает, что для реализации цели, которую вы поставили, у вас нет либо способностей, либо финансовых возможностей, либо времени… Но в подсознании уже появился образ, и оно начинает искать варианты и пути достижения. Страха неудачи нет, поскольку в подсознании ваш образ — уже реальность.
Освоить визуализацию можно, хотя это сложная техника. Тем более, вы, вероятнее всего, уже знакомы, по меньшей мере, с одним из способов визуализации. Можно выделить три способа: мечта, образ-картинка, образ-процесс.
Первый способ визуализации — мечта.
Мечта, с прагматической точки зрения, самый бесполезный способ. Поэтому и говорят: «Спустить на землю, хватит витать в облаках …». Но мечтатели, как правило, и не претендуют на реализацию своей мечты, их захватывает сам процесс мечтания, они смотрят на свои мечты, как другие смотрят на звезды.
Иметь мечту, предаваться мечтаниям, с психологической точки зрения, очень даже полезно. Это помогает жить, преодолевая болезни, лишения, несправедливости и массу других неприятностей реальной жизни. Помните, мозг не различает реальное и воображаемое событие, поэтому человек испытывает одни и те же эмоции. В серых буднях сложно найти источник радости, а мечта дает возможность испытать весь спектр эмоциональных состояний. Именно за эмоциями мы идем в театр, смотрим кино или читаем книги. Почему люди плачут, глядя на игру актеров? Кого им жаль? Себя, конечно. Просто так поплакать — и времени нет, да и неловко как-то. А тут — пожалуйста.
Если совершенствовать способность мечтать, то можно создать волшебный мир, который с успехом реализуется в книгах, фильмах, живописи… Фантазии всегда пользовались большой популярностью. Можно вспомнить «Звездные войны», «Властелин колец», «Гарри Пот-тер». Сказки, которые привлекли к себе внимание всего мира.
Второй способ визуализации — образ-картинка.
Вы представляете себе то, чего желаете. Свою цель следует представлять как уже достигнутую. Если ваша цель — материальный предмет, то представьте, что берете ее в руки или прикасаетесь к ней, любуетесь… Вы хотите иметь дом — представляйте его во всех деталях. Рано или поздно вы увидите этот дом, но он окажется чужим!
Почему? Вы забыли представить себя хозяином дома. Представлять ситуацию следует как непосредственный участник, а не как сторонний наблюдатель. Представляйте, что это вы хозяин дома и вы живете в нем. Кто теперь живет рядом с вами, как вы теперь выглядите, с кем общаетесь, какую музыку слушаете… Уделяйте внимание мелочам, деталям. Это и будет проверкой вашей цели.
Обязательно подключите эмоции: радость, гордость, уверенность, энергию, — осознавая, что они результат достигнутой цели!
Образ-картинка создает некую зону комфорта, зарождает надежду, укрепляет веру, уточняет цель и постепенно меняет самого человека. Вы как бы вытаскиваете из себя какие-то новые психологические черты, примериваете их — подойдет или не подойдет, мое или не мое. Нечто подобное происходит с актерами, которые для каждой роли пытаются что-то найти в себе, поставить себя на место. Механизм похож, для вас важно реальное изменение себя. Однако мгновенно ничего не происходит. Вы хотите стать высококлассным специалистом и представляете себя в ореоле славы. Прекрасно. Но чтобы вам им реально стать, нужны годы.
Вы, например, вместо того, чтобы готовиться к экзамену, решили визуализировать пятерку в своей зачетке. Чуда не произойдет, даже не надейтесь! Если вы и увидите пятерку, то только в чужой зачетке.
Еще одна распространенная ошибка. Визуализация денег, много денег. Но деньги не могут быть целью, они вам нужны для чего-то другого. Вы же не будет складывать в коробочку эти бумажки. Вы их намерены тратить на что-то, вот это и визуализируйте.
Итак, наличие цели в виде картинки хорошо, но без вашего участия она не реализуется. Вы обязательно получите то, что желаете, точнее, вам жизнь начнет предлагать варианты, и вы, если действительно желаете, будете их реализовывать. Сейчас для женщин модно быть худенькой и стройной. Нет проблем. Создайте образ себя, примите его как цель, и вы будете наталкиваться на разные волшебные упражнения, которые следует делать ежедневно, и года через три вы станете такой, какой хотите. Не хотите делать зарядку каждый день и ждать три года?! Значит, ничего не получите, сколько бы вы ни визуализировали. Кстати, а чего вы реально хотели? Подозреваю, что вы хотели чего-то другого, может быть любви, внимания, восхищения, а хорошая фигура в вашем понимании могла послужить средством для достижения этих других целей? Разберитесь со своими желаниями.
Третий способ визуализации — процесс достижения цели.
Когда образ цели будет сформирован, принят вами, и вы будете готовы действовать, встанет вопрос: как достичь этой цели, как ее реализовать. Не надо метаться в панике, что вы не знаете ответа на этот вопрос. Не волнуйтесь, ответ придет. Вы создали образ, вы живет в нем, поэтому постепенно начинает меняться ваше восприятие мира, вы начинаете замечать то, что не видели раньше, изменяется мышление, даже характер и тот меняется! Это действительно так. Не торопитесь и не забегайте вперед, иначе испытаете чувство досады и разочарования. Изменения идут внутри вас и идут они медленно.
Большие цели достигаются поэтапно. Если вы не пройдете какой-то этап, то на следующий этап вас не пустят. Например, пока вы не получили диплома бакалавра, в магистратуру вас не примут, тем более в аспирантуру.
Визуализировать процесс сложно. Путь к цели долог, он состоит из отдельных этапов. Охватить весь процесс, полагают, подвластно только гениям. Именно способность визуализировать процесс или, говоря научным языком, проводить мысленный эксперимент, позволяет талантливым людям создавать то, что в природе не существует.
Научиться визуализировать процессы текущего этапа. Например, вы планируйте свой день: что-то фиксируйте в еженедельнике. Добавьте визуализацию своего состояния, настройте свой организм на позитивное и бодрое состояние. Если проснувшись, вы чувствуете вялость, нежелание двигаться и уж тем более вставать, сделайте массаж ушных раковин, помассируйте пальцы рук, глубоко вздохните. И представьте, как вы с удовольствием пьете кофе (почувствуйте запах), не пьете кофе, представьте, что пьете чай; вот вы выходите из дома, идете и посмотрите: какая вокруг красота (деревья, снег или цветы), погода хорошая и т.п. Развивайте в себе эту способность.

3.2.5. Условия для визуализации

Визуализация требует времени и состояния расслабленности. Не стоит грезить наяву, это может быть физически опасно. Но позволить себе погрузиться в собственные желания лучше перед сном: разум в это время заканчивает свою работу и не будет мешать работе подсознания. Вы прокручиваете будущий день, акцентируя внимание на своем эмоциональном состоянии. Просыпаетесь, и еще не открыв глаза, улыбаетесь. Новый день.
Существуют и другие техники для визуализации, например, можно использовать бумагу или доску. Рисуйте или наклеивайте картинки (благо в журналах или интернете их много), которые ассоциируются у вас с вашей целью, с вашей жизнью, какой она вам видится в идеале. Делайте это с хорошим настроением, с уверенностью, что все осуществится, вкладывая в каждую картинку как можно больше положительных эмоций. Создайте свою доску визуализации желаний и поместите ее на самом видном месте, где бы вы могли ее видеть как можно чаще.
Но не думайте, что желания начнут исполняться сразу.
Визуализация поможет привести вас в ресурсное состояние, накопить психическую энергию, когда ее будет достаточно, вы сможете совершить изменения в своей жизни. Кстати, совершить изменения без борьбы: начнут складываться обстоятельства, у вас будут появляться варианты — воспользуйтесь ими, не упускайте свой шанс.
Конечно, вы можете спросить: если все так просто, почему мало кто использует все эти техники. Это не просто. Как уже было сказано ранее, психологические техники работают только в определенных условиях. Нет смысла повторять все то, что было сказано ранее, подчеркнем три важнейших положения.
Во-первых, у человека действительно должна быть личная грамотно сформулированная цель, способная реализовать его потребность. Если нет потребности или она еще не созрела (поспешили), то цель не достигается: «не очень-то хотелось».
Во-вторых, у человека не хватило ума, то есть человек не смог сориентироваться в контексте, не распознал предлагаемые варианты.
В-третьих, человеку не удалось воссоединить разум и эмоции и направить их на достижение поставленной цели.
Начтите с маленьких целей, чтобы убедиться в том, что технологии работают. Переключите внимание с себя на окружающий мир. Наблюдайте за контекстом, учитесь видеть варианты. Не позволяйте разуму ссориться с эмоциями, выясняя, кто главнее. Это также глупо, как выяснять, какая нога, левая или правая, важнее. Обе нужны. Дадите приоритет одной ноге — начнете хромать.

3.2.6. Проверь себя

Задание 11.
Изучите «Автобиографию…», написанную Портией Нельсон, автором и исполнителем многих американских песен конца ХХ в.
На какой главе остановились вы? Кстати, человек параллельно живет в разных плоскостях, которые осваивает по-разному. Например, у вас уже есть биография учебы, налаживания межличностных отношений, реализации желаний и т.д. Поэтому можете выполнить это задание относительно только какой-то одной своей линии жизни, или все.
Обратите внимание, при каком условии ситуация меняется.
Автобиография в пяти коротких главах:
Глава 1.
Иду по улице,
Посреди — большая яма.
Я в нее падаю.
Где я?
Это не моя вина.
Мне никогда отсюда не выбраться.

Глава 2.
Иду по улице,
Посреди — большая яма.
Делаю вид, будто еѐ не вижу,
И снова падаю.
Неужели я снова здесь?
Но это не моя вина.
Чтобы отсюда выбраться, нужно слишком много времени.
Глава 3.
Снова иду по этой улице,
Посреди — большая яма.
Я ее вижу,
Но снова падаю.
Это привычка,
Но глаза мои открыты.
Я знаю, где я.
Это моя вина
И я немедленно выбираюсь.
Глава 4.
Снова иду по этой улице,
Посреди — большая яма.
Я еѐ обхожу.
Глава 5.
Иду по другой улице.
Задание 12.
Ознакомься с притчей.
Один очень меткий стрелок странствовал по миру. И куда бы он ни приезжал, с кем бы ни соревновался, в каких бы состязаниях ни участвовал, всегда он был лучший. Не было ему равных во всѐм мире.
И вот однажды он заехал в один небольшой городишко. В этом городе на всех стенах висели мишени, которые были поражены стрелой точно в яблочко. Не было ни одной мишени, где бы стрела была не в центре!
Опытный стрелок очень обрадовался, он понял, что в этом городе есть ловкий лучник, и стал разыскивать его. Каково же было его удивление, когда он узнал, что этот меткий стрелок ещѐ совсем юный мальчик.
— Я опытный стрелок, я объездил весь мир, и нигде я не видел, чтобы человек мог поразить все мишени без исключения, — сказал приезжий стрелок. Я много тренируюсь и по праву считаюсь лучшим стрелком, но даже я иногда могу допустить осечку.
— Как же тебе удаѐтся поражать все мишени точно в цель? Как ты это делаешь?
— Очень просто, на самом деле нет ничего сложного, — отвечает юный стрелок. — Вначале я стреляю, а затем подхожу и вокруг стрелы рисую мишень.
Этой притчей мудрец проиллюстрировал свои замечания одному человеку, с которым он беседовал, человеком, «имеющим уши, но не умеющим слышать».
Мудрец сказал:
— Ты слушаешь не для того, чтобы узнать что-то новое, а для того,
чтобы найти подтверждение своим мыслям.
Ты споришь не для того, чтобы найти истину, а для того, чтобы отстоять свои убеждения.
Ты вначале делаешь выводы, а потом возводишь вокруг них стены. Именно таким образом ты и держишься за свою идеологию и религию.
Какие мысли у тебя порождает эта притча?
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
1. Саморазвитие, самореализация — это путь без конечной точки, важнее процесс движения, а не его результат.
2. Цели бывают внутренними (порождаются самим человеком) и внешними (задаваемыми извне). К самостоятельной постановке целей человек прибегает редко, предпочитая реализовывать одни и те же цели.
3. Цель формулируется позитивно и конкретно с указанием где, когда, с кем, каким образом она будет реализована.
4. Цель принадлежит тому, кто ее будет достигать, находится под его собственным контролем, им инициируется и поддерживается.
5. Цель должна быть проверяема в сенсорном опыте, и не иметь вторичных выгод от ее недостижения.
6. Цель должна быть реалистичной, учитывающей личные ресурсы того, кто к ней стремится.
7. Визуализация является эффективным средством постановки цели и ее достижения.

Заключение

Жизнь постоянно ставит человека перед необходимостью делать выбор, и делать это всегда сложно, потому что последствия того или иного выбора предугадать практически невозможно. Судить о правильности выбора мы можем только по результату, который проявится в будущем. Конечно, люди пытаются заранее просчитать все варианты и «бить наверняка», поэтому откладывают решение «на завтра». Но, как известно, завтра никогда не наступает, есть только сегодня. И решения принимаются «здесь и сейчас».
На самом деле, по мнению психологов, у человека имеется только два варианта для выбора.
Первый вариант — это выбор в пользу прошлого, того, что человек уже знает, к чему привык. Даже если человеку живется плохо и трудно, он все равно цепляется за прошлое: «Вдруг будет еще хуже». Здесь нет развития, только повторение прошлого.
Второй вариант — это выбор в пользу будущего, того, чего еще нет, что невозможно предвидеть и предугадать, но что можно планировать. Этот выбор лишает человека покоя, тревожит. Но развитие лежит именно на этом пути.
Американский психолог экзистенциалист Сальваторе Мадди так описывает ситуацию выбора. Представьте себе, что когда вам надо сделать выбор, у вас перед глазами появляются два ангела. Одного зовут Спокойствие, и он указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Второго зовут Тревога, и он указывает на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая вперед.
Вы выбираете, и если решили оставить все как есть, то перестаньте жаловаться и обвинять других. Ваш выбор — ваша ответственность. Необходимо признать, что причина того, что с вами происходит — это результат вашего свободного выбора. И еще. Сделать выбор тяжело, но отказ от принятия решения («само рассосется») влечет за собой еще большие проблемы. Неиспользованный шанс, сожаление об упущенном времени …

Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — Электрон. дан. и прогр. (5 Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2016

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.