Аутогенная тренировка в ряде случаев используется для отдельного человека, но, как правило, является методикой групповой психотерапии. Аутотренинг отличается от других групповых форм тем, что после освоения в гетеротренинге (в группе), терапевтические эффекты достигаются предпочтительно в индивидуальных занятиях. Преимущество гетеротренинга заключается, с одной стороны, в меньших временных, человеческих (один профессионал работает с малой группой) и финансовых затратах, с другой стороны, в механизме взаимоиндукции. При групповых занятиях аутотренингом межличностный контакт также оказывает лечебное влияние: психотерапевт влияет на клиентов, участники - друг на друга («эгротогения»), а также на психотерапевта, ведущего занятия.
Групповое воздействие не всегда бывает позитивным. Отрицательное отношение единственного занимающегося к методу или ведущему может снизить эффективность аутотренинга. В связи с этим при наборе учебных групп важно обращать внимание на характер межличностных отношений участников между собой и к ведущему, заинтересованность в освоении аутотренинга, что, в свою очередь, связано с желанием преодолеть имеющиеся проблемы. Тех, чья мотивация к занятиям аутотренингом невысока или не определена, не рекомендуется включать в группы. В случае возникновения между двумя участниками антипатий, выражающихся лишь невербально, надо помнить законы межличностного восприятия: люди вызывают друг у друга бессознательное расположение или неприятие [15]. Собирая группу для обучения аутотренингу, необходимо учитывать и индивидуальность клиентов, и специфику их заболеваний и отклонений. Так, межличностные проблемы проще купируются в индивидуальном консультировании, внутриличностные противоречия лучше решать в группе.
В соответствии с классификацией, предложенной C. C. Либихом, группа для занятий аутогенной тренировкой относится к временной, закрытой, гетерогенной по заболеваниям, возрастному и половому составу. Однако, группа не должна быть слишком разнородной, для предотвращения противопоказаний к применяемым в гетеротренинге методикам. Предпочтителен примерно одинаковый уровень образования и культуры, а при обучении на производстве и иерархический уровень занимающихся. Не обязательно, чтобы участники были одного возраста, желательно обоих полов. Статус лидера группы (а он обязательно присутствует в любом коллективе) ведущий занятий должен поддерживать (в противном случае группа занимается «турнирными боями» за лидерство, а не обучением и терапией), параллельно формируя благоприятный психологический климат в коллективе.
Количество участников учебной группы может быть от 5 до 30. И. Г. Шульц работал с семьюдесятью людьми одновременно [29]. Но наиболее эффективным является малая группа из 8-12 участников. C. C. Либих, описывая показания для групповой терапии неврозов, рекомендовал для предотвращения негативного взаимного внушения собирать группы из клиентов с различными проблемами. Однако существует и положительное взаимное внушение, и «заражение», и позитивные изменения в состоянии одного клиента способствуют положительной динамике у людей со сходной нозологией [15]. Когда освоение аутотренинга входит в систему стационарного лечения, наиболее рационально ведение параллельно трех групп на разных стадиях освоения.
Результативность занятий аутотренингом повышается вследствие отзывов «опытных» участников группы, чье психотерапевтическое и мотивирующее воздействие даже эффективнее вводной лекции, поэтому присутствие в малой терапевтической группе 2-3 клиентов, продуктивно освоивших аутогенную тренировку, оптимизирует обучение всего коллектива.
С. С. Либих разработал следующие принципы психотерапии в группе: 1) создание терапевтического коллектива представляет собой отдельную значимую клиническую задачу, осуществляемую по результатам всестороннего углубленного исследования индивидуальности клиента; 2) основная функция психотерапевтической группы - помощь в осознанном изменении установок клиента; 3) групповая психотерапия выстраивается на основе клинической симптоматики, определяющей патологию личности; 4) используемые техники, в том числе фразы утилизации, необходимо выстраивать в соответствии с патогенетической и симптоматической лечебной картиной; 5) качественные отличия групповой психотерапии обусловливают необходимость их сочетания с индивидуальными формами лечебного воздействия [30].
Тем же автором определены следующие противопоказания для коллективной формы работы: установочное поведение и рентные тенденции, эксплозивное и асоциальное поведение; любые расстройства сознания и актуальные бредовые идеи; припадки органического генеза (эпилептические, эпилептиформные, диэнце- фальные); гиперкинезы, тики и другие двигательные нарушения; резко выраженные физические недостатки; сложные полиобсессии с системой ритуалов; соматические заболевания в состоянии резкой декомпенсации; синдром клаустрофобии; значительное снижение или недоразвитие интеллекта и памяти.
К абсолютным противопоказаниям для групповых занятий относятся заболевания, на которые могут негативно отреагировать остальные участники коллектива: физические уродства, различные гиперкинезы и мозжечковые нарушения, паркинсонизм, а также недержание кишечных газов и т. п. Кроме того, не рекомендуется участие в групповых формах работы тем клиентам, чья симптоматика усиливается на людях; за исключением логоневрозов, которым показана именно участие в групповых формах работы. Не включаются в группу также люди, негативно относящиеся к коллективным формам работы из-за имиджевых ограничений или характерологических радикалов.
Для пациентов при постельном режиме вследствие соматических или неврологических проблем, а также парезов и параличей, обучение аутотренингу осуществляется в индивидуальном порядке. Наиболее часто в данной ситуации аутогенная тренировка используется для освоения приспособительной саморегуляции и реализации идеомоторного восстановления. Несмотря на обеднение спектра психотерапевтических факторов (исключаются групповые взаимовнушение и взаимовлияние), аутогенная тренировка при этом включает большой потенциал для оказания помощи с учетом индивидуальности личности и ее патологии. Данная специфика реализуется через содержание и объем вводной лекции (может читаться по частям, начиная каждое занятие), через порядок и трансформацию главных техник сообразно симптоматической или синдромологической ориентации. Чтобы потратить меньше рабочего времени специалиста, возможно использовать аудиозаписи. Однако, освоение каждого упражнения проходит под контролем психотерапевта, а отработка навыков реализуется с использованием аудиозаписи голоса того же психотерапевта [15].
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте группу (численность, состав) для обучения аутогенной тренировке. 2. Перечислите показания для участия пациента в групповом обучении аутогенной тренировке. 3. Перечислите ограничения для участия пациента в групповом обучении аутогенной тренировке. 4. Что делать, если клиент не может обучаться аутогенной тренировке в группе? 5. Составьте текст вводной лекции для занятий с группой (например, в санатории гастроэнтерологической или кардиологической направленности). Источник: Удалова, Т. Ю. Эмоциональная саморегуляция с использованием аутогенной тренировки : учеб. пособие / Т. Ю. Удалова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. - 70 с. |