Цвет имеет большое значение в жизни человека. Наиболее ярким примером тому являются «социализированные» и приобретшие знаковый характер цвета: фотография человека в черной рамке, красный крест, розовые розы или желтые тюльпаны, алые паруса, белый флаг. Таким образом, цвет и цветовые сочетания могут оказывать такое же сильное воздействие на эмоциональное состояние человека, как и слова. В диагностическом плане большую роль играет отношение личности к определенному цвету. Данная информация может быть получена как при тестировании, так и при расспросе, наблюдении: предпочитаемые цвета одежды, обуви, аксессуаров, интерьер рабочий и домашний и т. д. Люди обладают относительно осознанным отношением к цветовой палитре и цветовым сочетаниям, что используется для диагностики личности и межличностных отношений. Различные факторы и обстоятельства жизни могут изменить цветовые предпочтения, но все же люди характеризуются устойчивой «личной цветовой шкалой».
В связи с этим рекомендуется подбирать цвет одежды в зависимости от желаемого состояния, настроения. Так, Жорж Сименон в красной рубашке писал по 6-7 рассказов в день. В. М. Бехтерев в своих психотерапевтических сеансах использовал выдвижные рамки со стеклами красного и синего цветов. При депрессивных состояниях улучшается настроение в помещении с красным светом, в то время как синий цвет показан при возбуждении [22]. Рекомендуется сообщать клиентам, что длинноволновая часть видимого спектра (начиная с красного, далее - оранжевый и желтый и т. д.) воздействует возбуждающе (активизирует, мобилизует), а коротковолновая (с голубого цвета) - успокаивает или угнетает, поэтому необходимо обращать внимание на данный аспект жизни и учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет в соответствии со своим состоянием. При занятиях аутотренингом как в группе, так и дома, рекомендуется при сюжетной сенсорной репродукции использовать целенаправленно окрашенные образы. При отсутствии обоснованных рекомендаций клиенты не всегда адекватно самостоятельно «окрашивают» образы. В. С. Лобзин и М. М. Решетников приводят следующую информацию о психоэмоциональном воздействии цвета (таблица 2) [15, с. 202].
Таблица 2 Воздействие цвета на психоэмоциональное состояние в зависимости от локализации на «развертке» сюжетного образа при аутогенной тренировке
Цвет
|
Локализация
|
вверху
|
боковые поверхности или перспектива
|
внизу
|
Красный
|
Возбуждает, мобилизует, оказывает эротогенное воздействие
|
Возбуждает
|
Воспринимается неестественно, может «обжигать»
|
Розовый
|
Ощущение легкости, счастья
|
Чувство нежности
|
Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями
|
Оранжевый
|
Способствует концентрации внимания
|
Ощущение тепла, способствует релаксации
|
Эффект «приподнятости» и тепла, иногда воспринимается неестественно
|
Желтый
|
Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации
|
Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения
|
Эффект приподнятости, иногда парения
|
|
|
|
|
|
Зеленый
|
Воспринимается неестественно
|
Успокаивает
|
Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие
|
Голубой
|
Ощущение легкости, способствует релаксации
|
«Охлаждает», вызывает отчуждение
|
«Охлаждает» (более выражено, чем зеленый)
|
Синий
|
Вызывает тревожность, беспокойство
|
Отчуждение в группе и в отношениях «врач - пациент»
|
Тревога, «холод», ощущение бездны
|
Коричневый
|
Чувство тяжести, давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется)
|
Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность
|
Ощущение уверенности, твердости
|
В качестве примера сюжетной развертки с целью успокоения на фоне состояния релаксации на занятиях в группе можно рекомендовать следующий текст: «Представьте себе как можно ярче - теплый летний день..., голубое-голубое небо..., неяркое летнее солнце..., слегка розовеющие по краям облака... Вы стоите на ровном бескрайнем поле..., теплой коричневой земли почти не видно - повсюду мягкая зеленая-зеленая трава..., как можно ярче представьте - зеленая-зеленая, до самого горизонта..., невдалеке от Вас зеленеет лес.., сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы...» и т. д. [15, с. 203]. Музыка достаточно давно и широко используется в различных терапевтических и медитативных техниках, в том числе и в аутогенной тренировке. Например, в 1973 г. была выпущена серия грампластинок «Мелодии спокойного сна. Аутогенная тренировка», подготовленных В. Я. Ткаченко, несмотря на недочеты в тексте занятий и в их исполнении, продукция пользовалась спросом.
Музыкальные средства в процессе эмоциональной саморегуляции могут быть использованы для следующих целей: - отвлечение от беспокоящих мыслей; - успокоение; - борьба с переутомлением; - установка на отдых; - введение ритма перед началом работы; - оказание лечебного эффекта [22].
В работах Ю. К. Орлова (1980) и Г. А. Голицына (1980) произведен анализ музыкальных и художественных произведений на основе информационного подхода. Они выяснили, что большинство гениальных произведений подсознательно построено авторами согласно математическим законам: логикой количества и пропорции длительных и кратких повторов. Слушая музыку, человек мысленно параллельно конструирует развитие музыкальной схемы. Данный эффект базируется на механизме «опережающего отражения»: новые стимулы помимо того, что ожидаются, еще и активно запрашиваются. Если ожидания соответствуют звучащей мелодии, то переживается удовольствие, которое обозначают как эстетическое восприятие. Помимо этого, в воздействии музыки на психику значительную роль играет социализация восприятия и культурные установки [8]. Музыка объективно воздействует на человеческую психику, что вполне успешно используется в психотерапевтической практике. Фоновая музыка во время занятий аутотренингом увеличивает их результативность. Подбор музыкального сопровождения достаточно индивидуален и связан с личностными предпочтениями тренера, его стилем и методикой реализации программы. Формулы самовнушения и музыка обязательно должны либо сливаться в единое, либо «накладываться» друг на друга, поэтому ведущий должен знать и чувствовать музыкальное произведение, «попасть в такт». На групповых занятиях аутогенной тренировкой (кроме упражнений на мобилизацию) целесообразно фоновое звучание музыки, которая была бы тише, чем задающие формулы и шепотный подтекст. Для создания определенного настроения необходимо ответственно подбирать музыку: не желательно включать популярные песни, а вот классические произведения И. C. Баха, Л. Бетховена, К. Глюка, C. B. Рахманинова, П. И. Чайковского, Ф. Шопена достаточно универсальны [21]. Еще одно из сильных влияний на человека в музыкальных произведениях оказывает ритм. Чередование длинных и кратких, низких и высоких нот чаще всего ассоциируется с физической активностью, кроме того возникают разнообразные эмоции и чувства, характер которых очень индивидуален. Но в целом, тип музыкального произведения и темп проигрывания вызывают достаточно конкретные субъективные эмоции и образы. Для психологической работы чаще всего применяется медленная, спокойная, умиротворяющая музыка. Воздействие музыкальных произведений оценивается не только по шкале удовольствие - неудовольствие (предложенной для этих целей В. Леви), но и связано с личным опытом, личными смыслами, преломленными также сквозь культурные фильтры (В. В. Ме- душевский, 1976). Однако в настоящий момент крайне мало исследований о влиянии музыкальных произведений на человеческое состояние. В частности, выявлены большая сензитивность и креативность, гибкость мышления, склонность к невротическим реакциям и меньшая моральная нормативность у людей, увлекающихся музыкой профессионально или на любительском уровне (Ю. И. Сыроежина, 1984). Кроме того, для данной категории людей вследствие склонности к критическому анализу исполнения и зацикливании на форате музыкального произведения не рекомендуется использовать музыку в психотерапии и психокоррекции (З. А. Вейсова, 1983).
Вопросы и задания 1. Каковы основания использования цветов в занятиях аутогенной тренировкой? 2. Найдите дополнительную информацию о влиянии цвета на состояние человека, а также использование цветотерапии в психокоррекции. 3. Составьте текст занятий аутогенной медитацией с использованием цветовых образов. 4. На чем основана эффективность применения музыки на занятиях АТ? 5. Как могут быть применены музыкальные средства на занятиях аутотренингом? 6. Подберите музыкальную композицию (последовательность музыкальных отрывков) для настройки на успокоение и расслабление после занятий АТ. 7. Подберите музыкальную композицию (последовательность музыкальных отрывков) для настройки на активную деятельность после занятий АТ.
Источник: Удалова, Т. Ю. Эмоциональная саморегуляция с использованием аутогенной тренировки : учеб. пособие / Т. Ю. Удалова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. - 70 с.
|