На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психология отклоняющегося (девиантного) поведения. Проституция. Насилие в детстве
Психология отклоняющегося (девиантного) поведения. Проституция. Насилие в детстве
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психология отклоняющегося (девиантного) поведения. Проституция. Насилие в детстве
Сексуальные девиации и перверзии
Маргинальность и маргинальная личность
Все страницы

Социально-психологические  аспекты  проституции.

Еще в 19 веке сформировалось два представления о причинах возникновения и неистребимого существования проституции на протяжении веков. Согласно одному из них (антропологическому) - есть женщины, генетически обреченные на постоянное провоцирование проституции.

Возросший интерес к проблеме проституции в связи с её ростом в конце 1980- 1990-х гг. в России выделил два направления в изучении проституции: преимущественно социальный - через социальные потрясения общества, изменение моральных ценностей, обнищание значительной части населения, перемещения больших потоков людей и т.п. и психолого-психиатрический - через личностные особенности и более глубинные факторы, способствовавшие вовлечению в занятия проституцией (еще в 19-м веке было отмечено, что некоторые девушки, уезжающие из сельской местности в город, сразу устраивались на работу и, экономя на себе, посылали деньги домой, а другие практически сразу начинали заниматься проституцией, ничего не посылая домой).

В контексте психологического направления всё большее признание приобретает подход, объясняющий занятия проституцией в контексте сексуального насилия (чаще всего, это происходит в семье) или, несколько видоизменённо, когда этим занимается мать девочки и ребенок с раннего детства получает соответствующие представления (т.е. занятия проституцией воспринимаются как вполне допустимые, ведь как по-другому поступать ребенок не знает - самый ранний, самый первый опыт - он самый яркий и самый значимый; в этом плане большое значение имеет и первый партнер - если он намного более старше, то часто вырабатывается неосознанное стремление к подобным партнерам и в дальнейшем).

 

Насилие в детстве и психологические последствия

По данным американских исследований, каждая четвертая девушка и каждый шестой юноша становятся жертвами сексуальных преступлений, не достигнув 18-ти лет. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники, родители и лица, их заменяющие. По данным Информационного центра МВД, в России ежегодно около 2 тысяч детей подвергаются сексуальному насилию, но эти цифры не отражают реального положения дел. Только небольшой процент дел, связанных с сексуальным насилием доходит до суда и завершается вынесением приговора[6].

Еще в 1896г. З.Фрейд, исследуя проявления истерии у женщин, высказал предположение, что причиной этого явления мог быть ранний сексуальный опыт, предшествующий периоду полового созревания. Но только в 1980-е годы исследователи проблемы сексуального насилия пришли к выводу: у жертв изнасилования проявляются те же симптомы, что и у людей, переживших сильную травму (участие в военных конфликтах, землетрясения, потеря близких и др.), т.е. для них характерны посттравматические стрессовые нарушения.

В 1998г. около 70 тысяч российских детей ушли из дома из-за физического и сексуального насилия. В 10 млн. российских семей в отношении детей так или иначе применяется насилие.

В 1-й день совершения изнасилования ребенок может находиться в состоянии шока: он не совсем понимает, где он находится, что с ним происходит, хотя машинально может выполнять все, что от него требуют. Потом ему будет трудно вспомнить, что он делал. Его чувства притуплены, он как бы пребывает во сне. Иногда шоковое состояние продолжается и на следующий день.

Через день наступает фаза отрицания. Появляется сильное желание отказаться от ситуации, убедить себя, что это было не со мной.

На 3-4-й день возникает депрессия: не хочется жить, не хочется ничего делать (ходить в школу, учить уроки, общаться с окружающими). Приходится признать: то, что произошло, - правда, и никуда от этого не уйти. Период депрессии может длиться до 10-ти дней, может затянуться и на более длительный срок.

Затем ребёнка охватывает гнев. Он может быть обращен на насильника, на милицию, на родителей, на других людей, на все общество.

Следующий этап - принятие решений. Решения могут быть разные: например, ребенок рассказывает кому-то о том, что с ним произошло, или принимает решение молчать; он обращается к кому-то за помощью или пытается что-то делать, чтобы избавиться от тяжелого состояния. Длительность каждого этапа различна, это зависит как от самого человека, так и от объективной ситуации. У маленьких детей, у которых еще не сформировалось мировоззрение и рефлексия, эти этапы не прослеживаются, но каждый подросток, подвергшийся сексуальному насилию, так или иначе проходит через состояние шока, отрицание ситуации, депрессию, гнев, процесс принятия решений. Иногда период отрицания ситуации сопровождается гневом. Опасно, когда гнев выливается на все и на всех, его нужно сфокусировать.

Ребенок, пострадавший от сексуального насилия, может длительное время находиться в состоянии посттравматического стресса (ПТС), особенно, если он не проходил восстановительного лечения или сеансов психотерапии. Такие дети могут проявлять 3 типа поведенческих реакций:

1.    Экспрессивный - ребенок проявляет сильные эмоции, может плакать, кричать, рыдать или смеяться, дрожать, раскачиваться, но главное - он не может контролировать свои эмоции.

2.    Контролирующий - ребенок пытается сдержать себя, и внешне его поведение не отличается от обычного или даже он выглядит спокойнее обычного.

3.    Шоковый - ребенок оглушен как бы оглушен, подавлен, трудно понять, что с ним произошло.

Эти типы поведенческих реакций могут сменять друг друга.

Признаки посттравматического стресса ПТС:

1. Навязчивые воспоминания, образы, мысли. Они могут возникать спонтанно, в любое время дня и ночи, без связи с контекстом травмы. Например, во время школьных уроков, на занятиях перед глазами может возникнуть картина насилия, и ребенок снова окажется в плену негативных переживаний и страхов. Обычно это состояние настолько сильное, что он на какое-то время полностью теряет чувство реальности и не может адекватно отвечать на вопросы и замечания учителей и одноклассников, реагировать на окружающих.

У маленьких детей навязчивые воспоминания можно наблюдать в игровой деятельности. В играх таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам. Например, 4-летняя девочка, которая подверглась сексуальным посягательствам со стороны сожителя матери, играя в доктора, постоянно прикладывала различный врачебный инструментарий к интимным местам кукол. Обычно дети в таких повторяющихся играх выглядят безучастными, не улыбаются, и создается впечатление, что они не получают удовольствия от игры.

2. Интенсивный психологический дистресс, возникающий при столкновении с чем-то, символизирующим травму. Воспоминания могут возникать и ассоциативно, когда что-то, напоминающее перенесенную травму, вновь актуализирует переживания. Например, вид человека, внешне похожего на насильника, окружающая обстановка, звуки или запахи, связанные с травмирующим событием, могут вновь его визуализировать, что приводит к тяжелому, устойчивому дистрессу. Прикосновения тоже могут напоминать о перенесенной травме. Шестилетняя девочка в 5 лет была изнасилована собутыльником отца. В первые месяцы пребывания в приюте для детей и подростков она очень привязалась к медсестре, полюбила ее и называла мамой. Но когда медсестра обнимала и целовала девочку, она сразу цепенела, настораживалась и как бы прислушивалась к своим ощущениям. Только после 5-6-ти месяцев жизни в приюте стала более спокойно и адекватно реагировать на прикосновение любимого человека.

3. Повторяющиеся кошмарные сны о событии. Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы - например, насильником становится совсем другой человек или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя. У маленьких детей сны часто носят символический характер. Их тоже мучают кошмары, но "героями" являются не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные (Баба Яга, Змей Горыныч) и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

4. Чувства, как будто то, что происходило во время травмировавших событий, происходит снова в настоящем. У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать иллюзии, галлюцинации, особенно в вечернее время или при недостатке освещения, например, 14-летняя девушка, пострадавшая от группового изнасилования (10 чел.), на протяжении 3-х месяцев поздно вечером постоянно "видела" в углу своей комнаты одного из преступников, черты лица которого приобретали уродливый характер, пальцы рук превращались в когти, слышались угрозы с его стороны. Указанные расстройства восприятия вызывали панические реакции бегства; матери с большим трудом удавалось успокоить дочь.

Ощущения повторения ситуации насилия могут усиливаться в результате опьянения, а также в первый момент пробуждения ото сна. У маленьких детей такие чувства могут возникать от "соматических воспоминаний", т.е. возникновение в памяти ощущений в определенных частях тела.

5. Физиологическая реактивность. У детей могут быть покраснения кожи, учащение сердцебиения, одышка и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму. Например, вызванная рвота как реакция на показанное в телевизионной передаче сексуальное насилие. У детей, жертв насилия, часто бывает энурез.

6. Стремление избегать всего, что связано с травмой. Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им. Многие дети, чаще всего младшего школьного возраста, рассказывали, что они просили родителей выбросить одежду, которая была на них во время изнасилования, т.к. она напоминала им о случившемся.

7. Забывание (амнезия) того, что произошло. Какая-то часть жизни как бы выпадает из памяти.

8. Существенное снижение интереса к том, что раньше его занимало; мысли о смерти или попытки самоубийства; депрессивные переживания. Чем меньше возраст, тем реже возникают депрессивные состояния и суицидальные тенденции. Ребенок может не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: "Не хочется кушать, не интересно играть". Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей моложе 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, очень часто возникают мысли о смерти, а иногда возможны попытки самоубийств.

9. Возникает чувство непохожести на других, отторжения, отстраненности и одиночества. Особенно эти чувства болезненно переживаются подростками, которые в силу их возраста хочется быть похожими на сверстников, ощущать чувство общности, принадлежности к какой-либо группе.

10. Невозможность переживать удовольствие от жизни, притупление эмоций, неспособность любить или ненавидеть.

11. Возникает чувство, что нет больше будущего, что ничего хорошего в его жизни больше не ждет; все самое лучшее осталось в раннем детстве.

У детей, пострадавших от сексуального насилия, проявляются типичные для него симптомы:

1. Наличие страхов. Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и многое другое.

2. Повышенная возбудимость или чрезмерная бдительность. Так, дети становятся гиперактивными, они не могут усидеть на месте, постоянно ерзают, проявляют беспокойство. Но может возникнуть и повышенная бдительность, когда ребенок постоянно проверяет, находятся ли его вещи на месте, закрыл ли он квартиру и др.

3. Регресс в поведении. Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он совсем маленький. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить, подросток - играть в куклы.

4. Агрессивность по отношению к другим. У детей бывают резкие вспышки раздражения, они не контролируют себя, дерутся, жестоко обращаются с животными, проявляют сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

5. Низкий уровень самооценки. Дети, пострадавшие от сексуального насилия, испытывают чувство беспомощности, вины, неверия в свои силы и, как правило, плохо к себе относятся :"Я сама виновата, я плохая"; "Я - грязная, и со мной теперь никто не захочет дружить, только если из плохих компаний". Большинство из них ожидают, что теперь к ним будут относиться как к проституткам.

6. Склонность к самодеструктивному поведению. Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой травмирующей ситуации. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

7. Нарушение доверия к окружающим людям. У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

8. Диссоциация. Это - экстремальная форма адаптации ребенка. Он как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травмирующее событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

9. Неконтролируемая сексуальность или отвращение к сексу. У ребенка, пострадавшего от сексуального насилия, может существенным образом измениться его дальнейшее психосексуальное развитие, что может проявиться в крайних формах: от отвращения и страха близких, интимных отношений до постоянной потребности в сексуальных контактах.

Психологические последствия сексуального насилия могут быть ближайшими или отдаленными. Посттравматические стрессовые нарушения проявляются у ребенка сразу же после травмы, в острой форме - от 1 до 3 месяцев; в хронической - если они имеют место свыше 3-х месяцев. Отдаленные психологические последствия сказываются на протяжении всей дальнейшей жизни ребенка и могут негативно проявляться в различных сферах его жизнедеятельности.

Содержание и структура ближайших и отдаленных психологических последствий сексуального насилия зависит от многих факторов, в том числе от возраста ребенка; от того, кто является насильником (родители, знакомый ребенку человек или незнакомый); групповое это насилие или нет; развратные действия и изнасилования совершались на протяжении длительного времени или только один раз; сопровождалось ли сексуальное насилие физическим или эмоциональным насилием, угрозами, шантажом и т.д.

Известный американский исследователь проблемы жестокого обращения с детьми, доктор психологии Д.Финкельхор в своей работе "Влияние травматогенных динамик сексуальном насилии" (1996) выделяет четыре вида таких динамик:

1.    Травматическая сексуализация. Её психологическими проявлениями могут выступать преувеличение значения сексуальных аспектов; затруднения с половой идентификацией; проблемы с сексуальными нормами; затруднения с различением сексуальной любви и любви как заботы; отрицательные ассоциации в связи с сексуальной активностью и сексуальным возбуждением; отвращение к интимным сексуальным отношениям.

2.    Стигматизация - снижение самооценки; чувство отличия от других; чувство вины; стыда.

3.    Измена (предательство). Психологические проявления динамики измены ( предательства) - печаль, депрессия, чрезмерная зависимость, нарушение способности оценивать надежность других; подозрения в отношении других людей, особенно мужчин; гнев, враждебность.

4.    "Беспомощность" - беспокойство, страх; ощущение утери силы; восприятие себя как жертвы; потребность контролировать; идентификация себя с насильником.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.