Целеполагание в самоменеджменте |
Лекции и практикум по психологии - Психология управления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 1 из 2 2.1 Понятие «цель». значение постановки целей. 2.1 Понятие «цель». Значение постановки целейОб управлении на основе целей заявил экономист, гуру менеджмента Питер Друкер в книге «Практика менеджмента» в 1954 году, введя термин management by objectives - управление по целям, МВО [22]. Управление по целям П. Друкер рассматривал как организационный инструмент.
Амбициозные цели: Человек, ясно видящий свою цель, наверняка достигнет ее, приложив определенные усилия и выработанные способности.
|
Технология поиска жизненных целей - совокупность методов и инструментов поиска жизненных целей, определенная последовательность действий, анализ личных ресурсов (соотношения желаний, личных качеств и способностей). |
Технология поиска жизненных целей отвечает на вопрос: как найти жизненные цели?
Последовательность определения, утверждения и приведения в действие целей реализуется с помощью 7 шагов, которые являются средством контроля за поиском целей.
1) Шаг: прояснение потребностей.
Цели устанавливают в ситуации, которая не устраивает вас или может стать таковой.
Необходимо проанализировать текущую ситуацию, ответив на вопрос: «чего вы хотели бы добиться»? Ответ требует
воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких возражений.
2) Шаг второй: прояснение возможностей.
Необходимо установить как можно больше возможностей. Для этого можно самостоятельно проанализировать ситуацию, а также - прибегнуть к мнению окружающих. Следует учитывать, что некоторые возможности могут противоречить вашим ценностям или вызывать трудности для тех, кто вас окружает.
3) Шаг: принятие решения о том, что вам нужно.
Кроме составленного списка возможностей недостаточно необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться.
Необходимо ответить на 3 ключевых вопроса:
• Что является для вас важным? Определите ваши личные ценности и позиции.
• На какой риск вы готовы пойти? Определите личные границы и пределы, влияющие на ваш выбор, оцените степень риска.
• Как ваши решения повлияют на окружающих? Изучите, кто и как может быть затронут вашими решениями, стоит ли результат тех затрат, которые вызваны этим влиянием на окружающих.
4) Шаг: выбор, учитывающий, что диапазон
имеющихся возможностей определен, потребности и желания ясны. Это - активный шаг, поскольку в момент выбора вы берете на себя ответственность, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Кроме того, это означает, что можно осуществить и следующие шаги.
5) Шаг: уточнение цели.
Часто для достижения одной цели необходимы разнообразные действия. Необходимо уточнять цель, логически связывать задачи и рабочие процессы.
6) Шаг: установление временных границ.
Цели, содержащие направление действий, должны также указывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли хорошо распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.
7) Шаг: контроль своих достижений.
Преимуществами контроля являются:
• появляется обратная связь с результатами работы;
• возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;
• создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.
Л. Зайверт рассматривает процесс нахождения целей через реализацию следующих ступеней [10]:
1) Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.
Для этого надо изобразить для себя настоящую и возможную будущую картину вашей жизни.
Л. Зайверт предлагает составить «кривую» жизни. Для этого надо ответить на вопросы:
- Как протекала до сих пор Ваша жизнь?
- В чем состояли Ваши крупнейшие успехи? Где были поражения? В профессиональной сфере? В личной?
- Как Вы представляете себе свое будущее?
- До какого возраста Вы хотели бы дожить?
- Чего еще хотите достичь?
- На какие удары судьбы или поражения Вы рассчитываете?
Далее нарисуйте Вашу «жизненную кривую» и отметьте то место, где Вы сейчас находитесь. Рядом с экстремальными точками Вашей «жизненной кривой» напишите ключевые слова, характеризующие соответствующие успехи или неудачи. Попробуйте представить себе свое будущее и продолжите «кривую» дальше.
![]() |
Рисунок 3 - «Кривая» жизни по Л. Заиверту
Далее можно составить Картину жизненных устремлений.
Для этого надо сформулировать 5 важнейших пунктов (целей), которых Вы еще хотите достичь до конца своей жизни:
1. _____________________ 2. __________________________
3._____________________ 4. __________________________
5. ____________________________
2) Дифференциация во времени жизненных целей.
Необходимо разделить свои жизненные цели по временным критериям, для чего можно использовать временной ряд. При этом следует принимать во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т. д.) и события, с которыми вы должны считаться.
Таблица 2 - Временной ряд для нахождения личных целей
Год |
Свой |
Возраст окружающих |
Особые |
||||
2022 |
|
|
|
|
|
|
|
2023 |
|
|
|
|
|
|
|
И т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
3) Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.
Определите свои личные и профессиональные цели (ориентиры) по схеме:
![]() |
Рисунок 4 - Личные желания профессиональные цели
Определите свой профессиональный ориентир.
Профессиональный ориентир - ориентир в профессии, который: |
Выделите свои профессиональные ориентиры, ответив на вопросы:
Чем бы Вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?
Если бы Вы могли свободно выбрать служебное положение, функцию, звание, отрасль, организацию,
предприятие или институт, кем бы Вы охотнее всего были или стали?
— Проверьте свой профессиональный ориентир.
Представьте, что Вы «в профессии». Попытайтесь ответить на следующие вопросы и запишите ответы:
- Почему Вы, собственно, не занимаетесь этим?
Ответ:________________________ .
- Что Вы сделали до сих пор, чтобы устранить эти причины?
Ответ: __________________________
- Если не знаете, то насколько велик Ваш действительный интерес к этой должности?
Ответ: ____________________________.
- Что Вы до сих пор сделали, чтобы смягчить эти трудности или устранить их?
Ответ:______________________________ .
- А что следовало сделать?
Ответ: ____________________________.
- Какую цель Вы хотите себе поставить, чтобы преодолеть эти трудности в обозримое время?
Ответ:______________________________ .
Имейте в виду: личные желания и профессиональные цели не должны противоречить друг другу.
4) Инвентаризация целей.
На этом этапы Вы отфильтруете важнейшие позиции, т. е. жизненные личные и карьерные цели.
Составьте инвентарную опись Ваших целей: оставьте важнейшие позиции, т.е. те жизненные цели и цели карьеры, которых Вы хотите достичь. Внесите Ваши данные в таблицу.
Таблица 3 - Инвентаризация целей
Личная сфера |
Профессиональная сфера |
Цели жизни: |
Цели карьеры: |
1. |
1. |
2. ... |
2. ... |
Опыт, который я еще хотел бы |
Опыт, который я еще хотел бы |
приобрести: |
приобрести: |
1. |
1. |
2. . |
2. . |
То, что я еще хотел бы |
То, что я еще хотел бы |
совершить: |
совершить: |
1. |
1. |
2. ... |
2. ... |
Прояснив личные и профессиональные цели, составьте «инвентарную опись» Ваших ресурсов - средств для достижения цели. Для этого необходимо провести ситуационный анализ в личной и профессиональной сферах.
Ситуационный анализ - это анализ событий и явлений в естественном окружении для получения информации о текущем состоянии объекта управления при изучении его сильных и слабых сторон для разработки сценариев возможного развития ситуации. |
—* Ситуационный анализ проводится для выявления сильных и слабых сторон, сфер для собственного развития, точек роста на «кривой» жизни.
1) «Направляющие вопросы».
Чтобы определить Ваше местонахождение на карте «кривой» жизни, Л. Зайверт предлагает ответить на направляющие вопросы в личной и профессиональной сферах.
Таблица 4 - Направляющие вопросы для ситуационного анализа по сферам деятельности [10]
Личная сфера |
Профессиональная сфера |
Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи? Дружеские связи? Вражда? При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым? Каких успехов я до сих пор не смог достичь? По каким причинам?
|
Знаю ли я задачи моей должности? Известны ли мне срочность и важность моих задач? Устанавливаю ли я приоритеты? Выполняю ли я своевременно свои задачи? |
2) Личный баланс успехов и неудач.
На этом этапе необходимо проанализировать сильные и слабые стороны по способностям:
- личные способности (например, физическая конституция, умение быть в форме, выносливость, манера держать себя, активность, выдержка, коммуникабельность, умение выслушать, интуиция, приспособляемость, готовность прийти на помощь, восприимчивость к критике, самокритика);
- способности руководителя (пробивная сила, умение убеждать, умение распределять обязанности, давать указания, умение стимулировать и мотивировать труд отдельных людей и коллектива, способность к работе «в команде» и в кооперации);
- интеллектуальные способности
(рассудительность, творческий потенциал, логическое мышление, структурное, системное мышление);
- рабочие приемы (рациональность и системность в работе, техника принятия решений и «снятия» проблем, умение концентрироваться, рациональное чтение, методика
работы, организация труда, умение говорить, техника ведения дискуссий и переговоров).
Результаты анализа баланса личных успехов и неудач по указанным блокам способностей можно оформить в таблице.
Таблица 5 - Баланс личных успехов и неудач
Баланс личных успехов |
||
Мои крупнейшие успехи, достижения и т.п. |
Как я этого добился (способности, которые помогли) |
|
1. ... 2. ... 3. |
|
|
Личный отрицательный баланс |
||
Мои крупнейшие поражения, неудачи и т.п. |
Способности, которых мне недоставало |
Как я преодолел неудачи |
1. ... |
|
|
3) Сильные и слабые стороны.
Сформируйте «срез» личных качеств: выделите 2-3 важные Ваши сильные и слабые стороны по каждому из анализируемых блоков способностей.
Таблица 6 - «Срез» способностей: сильные и слабые стороны
«Срез» способностей |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Личные способности |
1. |
1. |
|
2. |
2. |
|
3. |
3. |
Способности |
1. |
1. |
руководителя |
2. |
2. |
|
3. |
3. |
Интеллектуальные |
1. |
1. |
способности |
2. |
2. |
|
3. |
3. |
Рабочие приемы |
1. |
1. |
|
2. |
2. |
|
3. |
3. |
4) Анализ «цель - средства».
Далее рекомендуется провести анализ соответствия средств желаемым целям, выбрав наиболее значимые цели.
Таблица 7 - Анализ «цель - средства»
Значимые |
Какие |
Ситуационный анализ |
||
Какие |
Чего не хватает для достижения цели? |
Какие меры предпринять для |
||
1. |
|
|
|
|
Таким образом, на основании результатов ситуационного анализа можно соотнести цели и меры по их достижению.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |