Целеполагание в самоменеджменте
Лекции и практикум по психологии - Психология управления
Индекс материала
Целеполагание в самоменеджменте
Технология поиска жизненных целей: способы постановки цели
Все страницы

2.1 Понятие «цель». значение постановки целей.
2.2. Технология поиска жизненных целей.
2.3. Постановка эффективных целей.

2.1 Понятие «цель». Значение постановки целей

Об управлении на основе целей заявил экономист, гуру менеджмента Питер Друкер в книге «Практика менеджмента» в 1954 году, введя термин management by objectives - управление по целям, МВО [22]. Управление по целям П. Друкер рассматривал как организационный инструмент.
В книге «Построенные навечно» (1-ое издание вышло в 1994 г.) Джим Коллинз и Джерри Поррас [14] ввели понятие «большие, наглые, амбициозные цели» (BHAGs, или БИХАГи). Авторы продемонстрировали прямую зависимость успеха компании от ее готовности ставить перед собой амбициозные цели. БИХАГи отличаются четкостью и яркостью образа, способного создавать командный дух, равно как и смелостью обязательств. БИХАГи вовлекают людей, задевая их за живое. Они четко сфокусированы, хорошо визуализируются, дают энергию. Люди обычно понимают и запоминают их сразу, без дополнительных пояснений, как задачу высадиться на Луну, поставленную Кеннеди в 1961 году.
«БИХАГ увлекает людей, берет их за душу. Он осязаем, четко сфокусирован и заряжает энергией. Он сразу понятен и не требует пространных объяснений» [14, с. 132].
Умение ставить цели определяет не только успех компании. Немаловажное значение данный инструмент имеет по отношению к человеку - в персональном менеджменте.

Цель - это желаемый результат, отвечает на вопрос: «чего я хочу достичь?», некоторый образ будущего.

 

Амбициозные цели:
- вовлекают людей,
- ясно сформулированы,
- визуализированы,
- заряжают энергией,
- мотивируют на реализацию.

Человек, ясно видящий свою цель, наверняка достигнет ее, приложив определенные усилия и выработанные способности.
Цель - наш ориентир, на который направлена наша жизнедеятельность, который ведет нас через трудности и преграды действительности.
Цель - побудитель действий, мотиватор, определяющий активность человека.
Постановка целей означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Чтобы угнаться за темпами общественных и экономических перемен, каждому человеку необходимо проводить анализ и регулярную переоценку своих целей.
Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках явные и скрытые потребности, интересы, желания и задачи, а также сориентировать действия и поступки на эти цели и их выполнение.
Без целей отсутствует критерий оценки, по которому вы могли бы измерять свои трудозатраты. Цели также являются и критерием для оценки достигнутого. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если вы заранее четко и однозначно не определите то, чего вы хотите.
Цели не задаются раз и навсегда. Постановка целей - процесс постоянный. Они могут изменяться с течением времени, например, если в процессе контроля за реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или что запросы оказались завышенными или, наоборот, заниженными.
Постановка цели - предпосылка планирования, принятия решений и ежедневной работы.
Постановка конкретных целей повышает производительность, поскольку человек обладает четкими ожиданиями относительно результата. Если люди четко представляют, каких результатов от них ожидают, и если они ощущают сильную вероятность того, что, прилагая определенные усилия, они смогут достичь данного уровня производительности и получить соответствующее вознаграждение, то их мотивация выполнения задания существенно возрастет. Если действительно вы верите в то, что делаете, следует упорно добиваться своего даже перед лицом возникающих препятствий.


Таким образом, установление личных целей позволяет:
• лучше осознать имеющийся в отношении карьеры выбор;
• убедиться в правильности избранного пути;
• лучше оценить эффективность действий и опыта;
• убедить окружающих в верности вашей точки зрения;
• получить дополнительные силы, мотивацию;
• повысить вероятность достижения желательных результатов;


• сконцентрировать силы на стратегических направлениях. Цели служат концентрации сил на ключевых направлениях.
Знать свои цели и последовательно к ним стремиться означает концентрировать свою энергию на действительно важных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы. Осознание своих целей может определять значительную самомотивацию для работы.
Люди, не имеющими четких личных целей, обычно подчинены требованиям момента, они больше заняты текучкой, чем важными, перспективными проблемами. Установление целей помогает нам оградить себя от требований, предъявляемых ситуацией или другими людьми, добиваясь целей, важных для нас лично.


В какие периоды жизни важно прояснять цели?
В жизни руководителя существуют этапы, когда ему особенно необходимо прояснить свои личные цели. Обычно эти этапы совпадают с возрастными рамками:
1) этап: 20-24 года - начало карьеры;
2) этап: около 30 лет - приобретение определенной компетентности;
3) этап: около 40 лет - анализ достижений и рассмотрение возможностей для серьезных перемен; 
4) этап: около 50 лет - подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка к ее завершению;
5) этап: около 60-65 лет - переход к внеслужебной жизнедеятельности.
Вместе с тем, в последнее время в связи с ранним началом профессиональной деятельности возрастные рамки оказались несколько размытыми: школьники создают стартапы, разрабатывают мобильные приложения и т.д.. Поэтому, следует проявлять творческий подход к жизни - быть открытым к неожиданностям мира, готовым анализировать и искать лучшие решения в любой жизненный период.


2.2. Технология поиска жизненных целей

Технология поиска жизненных целей - совокупность методов и инструментов поиска жизненных целей, определенная последовательность действий, анализ личных ресурсов (соотношения желаний, личных качеств и способностей).

 


Технология поиска жизненных целей отвечает на вопрос: как найти жизненные цели?


Последовательность определения, утверждения и приведения в действие целей реализуется с помощью 7 шагов, которые являются средством контроля за поиском целей.
1) Шаг: прояснение потребностей.

Цели устанавливают в ситуации, которая не устраивает вас или может стать таковой.
Необходимо проанализировать текущую ситуацию, ответив на вопрос: «чего вы хотели бы добиться»? Ответ требует
воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких возражений.


2) Шаг второй: прояснение возможностей.
Необходимо установить как можно больше возможностей. Для этого можно самостоятельно проанализировать ситуацию, а также - прибегнуть к мнению окружающих. Следует учитывать, что некоторые возможности могут противоречить вашим ценностям или вызывать трудности для тех, кто вас окружает.


3) Шаг: принятие решения о том, что вам нужно.
Кроме составленного списка возможностей недостаточно необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться.
Необходимо ответить на 3 ключевых вопроса:
• Что является для вас важным? Определите ваши личные ценности и позиции.
• На какой риск вы готовы пойти? Определите личные границы и пределы, влияющие на ваш выбор, оцените степень риска.
• Как ваши решения повлияют на окружающих? Изучите, кто и как может быть затронут вашими решениями, стоит ли результат тех затрат, которые вызваны этим влиянием на окружающих.


4) Шаг: выбор, учитывающий, что диапазон
имеющихся возможностей определен, потребности и желания ясны. Это - активный шаг, поскольку в момент выбора вы берете на себя ответственность, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Кроме того, это означает, что можно осуществить и следующие шаги.


5) Шаг: уточнение цели.
Часто для достижения одной цели необходимы разнообразные действия. Необходимо уточнять цель, логически связывать задачи и рабочие процессы.


6) Шаг: установление временных границ.
Цели, содержащие направление действий, должны также указывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли хорошо распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.

7) Шаг: контроль своих достижений.
Преимуществами контроля являются:
• появляется обратная связь с результатами работы;
• возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;
• создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.


Технология поиска жизненных целей Л. Зайверта: ступени.


Л. Зайверт рассматривает процесс нахождения целей через реализацию следующих ступеней [10]:


1) Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.
Для этого надо изобразить для себя настоящую и возможную будущую картину вашей жизни.
Л. Зайверт предлагает составить «кривую» жизни. Для этого надо ответить на вопросы:
- Как протекала до сих пор Ваша жизнь?
- В чем состояли Ваши крупнейшие успехи? Где были поражения? В профессиональной сфере? В личной?
- Как Вы представляете себе свое будущее?
- До какого возраста Вы хотели бы дожить?
- Чего еще хотите достичь?
- На какие удары судьбы или поражения Вы рассчитываете?
Далее нарисуйте Вашу «жизненную кривую» и отметьте то место, где Вы сейчас находитесь. Рядом с экстремальными точками Вашей «жизненной кривой» напишите ключевые слова, характеризующие соответствующие успехи или неудачи. Попробуйте представить себе свое будущее и продолжите «кривую» дальше.

кривая жизни Зайверт

Рисунок 3 - «Кривая» жизни по Л. Заиверту

Далее можно составить Картину жизненных устремлений.
Для этого надо сформулировать 5 важнейших пунктов (целей), которых Вы еще хотите достичь до конца своей жизни:
1. _____________________ 2. __________________________
3._____________________ 4. __________________________
5. ____________________________


2) Дифференциация во времени жизненных целей.


Необходимо разделить свои жизненные цели по временным критериям, для чего можно использовать временной ряд. При этом следует принимать во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т. д.) и события, с которыми вы должны считаться.

Таблица 2 - Временной ряд для нахождения личных целей

Год

Свой
возраст

Возраст окружающих

Особые
события

2022

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

 

 

 

 

 

И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

3) Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

Определите свои личные и профессиональные цели (ориентиры) по схеме:

личные желания

Рисунок 4 - Личные желания профессиональные цели
Определите свой профессиональный ориентир.

Профессиональный ориентир - ориентир в профессии, который:
- является ключом к Вашему профессиональному личному успеху,
- усиливает мотивацию трудовых достижений, направляет в определенное русло Ваши активность, профессиональные устремления и решения при выборе профессии,
- является руководством для последующего исполнения Ваших служебных обязанностей.

 

Выделите свои профессиональные ориентиры, ответив на вопросы:
Чем бы Вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?
Если бы Вы могли свободно выбрать служебное положение, функцию, звание, отрасль, организацию,
предприятие или институт, кем бы Вы охотнее всего были или стали?

— Проверьте свой профессиональный ориентир.


Представьте, что Вы «в профессии». Попытайтесь ответить на следующие вопросы и запишите ответы:
- Почему Вы, собственно, не занимаетесь этим?
Ответ:________________________ .
- Что Вы сделали до сих пор, чтобы устранить эти причины?
Ответ: __________________________
- Если не знаете, то насколько велик Ваш действительный интерес к этой должности?
Ответ: ____________________________.
- Что Вы до сих пор сделали, чтобы смягчить эти трудности или устранить их?
Ответ:______________________________ .
- А что следовало сделать?
Ответ: ____________________________.
- Какую цель Вы хотите себе поставить, чтобы преодолеть эти трудности в обозримое время?
Ответ:______________________________ .
Имейте в виду: личные желания и профессиональные цели не должны противоречить друг другу.


4) Инвентаризация целей.

На этом этапы Вы отфильтруете важнейшие позиции, т. е. жизненные личные и карьерные цели.
Составьте инвентарную опись Ваших целей: оставьте важнейшие позиции, т.е. те жизненные цели и цели карьеры, которых Вы хотите достичь. Внесите Ваши данные в таблицу.

Таблица 3 - Инвентаризация целей

Личная сфера

Профессиональная сфера

Цели жизни:

Цели карьеры:

1.

1.

2. ...

2. ...

Опыт, который я еще хотел бы

Опыт, который я еще хотел бы

приобрести:

приобрести:

1.

1.

2. .

2. .

То, что я еще хотел бы

То, что я еще хотел бы

совершить:

совершить:

1.

1.

2. ...

2. ...

 

Прояснив личные и профессиональные цели, составьте «инвентарную опись» Ваших ресурсов - средств для достижения цели. Для этого необходимо провести ситуационный анализ в личной и профессиональной сферах.


Ситуационный анализ личных и профессиональных целей.

Ситуационный анализ - это анализ событий и явлений в естественном окружении для получения информации о текущем состоянии объекта управления при изучении его сильных и слабых сторон для разработки сценариев возможного развития ситуации.

 




—* Ситуационный анализ проводится для выявления сильных и слабых сторон, сфер для собственного развития, точек роста на «кривой» жизни.


1) «Направляющие вопросы».


Чтобы определить Ваше местонахождение на карте «кривой» жизни, Л. Зайверт предлагает ответить на направляющие вопросы в личной и профессиональной сферах.


Таблица 4 - Направляющие вопросы для ситуационного анализа по сферам деятельности [10]

Личная сфера

Профессиональная сфера

Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи?
Влияние семьи: детство? юность? родители? братья и сестры? близкие?
Мои личностные параметры, черты характера и сильные стороны?
Моя гармония? В чем состоят мои конфликты с окружающим миром? Чем я их объясняю?

Дружеские связи? Вражда? При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым? Каких успехов я до сих пор не смог достичь? По каким причинам?
Какие опасности, трудности, проблемы и т. п. могут передо мной возникнуть? В каких областях?
Какие меры я хочу предпринять для их предотвращения?
Кто из окружающих стимулирует мою жизненную активность? Кто ей препятствует?
В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я хочу против этого сделать?
Какие негативные для меня посторонние воздействия я хочу устранить?
Какие позитивные воздействия я хочу поддержать, использовать? Чего хотят окружающие? Что я могу им дать?
Кому я могу принести пользу сейчас и в будущем?
Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?
Какими денежными средствами я мог бы пожертвовать для своих друзей?
Приношу ли я максимальную пользу тем людям, которые приносят максимальную пользу мне?
Кому и какую радость я доставлю немедленно? Завтра?

И т.д.

 

Знаю ли я задачи моей должности?
Знаю ли я, чего от меня ждут? Согласованы ли мои цели с моим руководством?
Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности?
Планирую ли я эти дела? Имею ли я в любое время представление о задачах, которые предстоит решить?

Известны ли мне срочность и важность моих задач? Устанавливаю ли я приоритеты? Выполняю ли я своевременно свои задачи?
Часто ли я при этом испытываю давление?
Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих обязанностей?
Откладываю ли я свои дела? Приступаю ли я самостоятельно к делам?
Исполняю ли я свои дела полностью и окончательно? Часто ли я получаю запросы или рекомендации?
Получаю ли я жалобы на то, что неудовлетворительно информирую другие инстанции?
Как велико влияние моей работы на мою личную жизнь? Какую пользу я приношу своими действиями?
На какой встречный эффект я могу рассчитывать (повышение заработка, продвижение по службе, налаживание контактов и т.д.)?
Каких успехов, в том числе частных, я могу добиться в обозримое время?
С какими неудачами я должен считаться?
Каковы главные преимущества моей работы?

 


2) Личный баланс успехов и неудач.


На этом этапе необходимо проанализировать сильные и слабые стороны по способностям:
- личные способности (например, физическая конституция, умение быть в форме, выносливость, манера держать себя, активность, выдержка, коммуникабельность, умение выслушать, интуиция, приспособляемость, готовность прийти на помощь, восприимчивость к критике, самокритика);
- способности руководителя (пробивная сила, умение убеждать, умение распределять обязанности, давать указания, умение стимулировать и мотивировать труд отдельных людей и коллектива, способность к работе «в команде» и в кооперации);
- интеллектуальные способности
(рассудительность, творческий потенциал, логическое мышление, структурное, системное мышление);
- рабочие приемы (рациональность и системность в работе, техника принятия решений и «снятия» проблем, умение концентрироваться, рациональное чтение, методика 
работы, организация труда, умение говорить, техника ведения дискуссий и переговоров).
Результаты анализа баланса личных успехов и неудач по указанным блокам способностей можно оформить в таблице.


Таблица 5 - Баланс личных успехов и неудач

Баланс личных успехов

Мои крупнейшие успехи, достижения и т.п.

Как я этого добился (способности, которые помогли)

1. ... 2. ... 3.

 

Личный отрицательный баланс

Мои крупнейшие поражения, неудачи и т.п.

Способности, которых мне недоставало

Как я преодолел неудачи

1.    ...
2.    ...

 

 

 

3) Сильные и слабые стороны.


Сформируйте «срез» личных качеств: выделите 2-3 важные Ваши сильные и слабые стороны по каждому из анализируемых блоков способностей.


Таблица 6 - «Срез» способностей: сильные и слабые стороны

«Срез» способностей

Сильные стороны

Слабые стороны

Личные способности

1.

1.

 

2.

2.

 

3.

3.

Способности

1.

1.

руководителя

2.

2.

 

3.

3.

Интеллектуальные

1.

1.

способности

2.

2.

 

3.

3.

Рабочие приемы

1.

1.

 

2.

2.

 

3.

3.



4) Анализ «цель - средства».


Далее рекомендуется провести анализ соответствия средств желаемым целям, выбрав наиболее значимые цели.

Таблица 7 - Анализ «цель - средства»

Значимые
цели

Какие
средства
нужны?

Ситуационный анализ

Какие
средства
имеются
?

Чего не хватает для достижения цели?

Какие меры предпринять для
достижения
цели?

1.
2.
3.
4.

 

 

 

 


Таким образом, на основании результатов ситуационного анализа можно соотнести цели и меры по их достижению.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.