На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Целеполагание в самоменеджменте - Технология поиска жизненных целей: способы постановки цели
Целеполагание в самоменеджменте - Технология поиска жизненных целей: способы постановки цели
Лекции и практикум по психологии - Психология управления
Индекс материала
Целеполагание в самоменеджменте
Технология поиска жизненных целей: способы постановки цели
Все страницы

 


Технология поиска жизненных целей: способы постановки цели


Модель Р. Дилтса описывает типичные стратегии постановки целей. 
Роберт Дилтс исследовал, как люди ставят определил 6 наиболее часто используемых стратегий:
1. Стратегия «уход от проблемы».
2. Стратегия «противоположность проблеме».
3. Стратегия «кто уже это сделал?».
4. Стратегия «при помощи логики».
5. Стратегия «расширение».
6. Стратегия "как если бы".
Обычно люди предпочитают один-два способы, каждый из вариантов даёт свой взгляд на ситуацию [16].

способы постановки цели

Рисунок 5 - Способы постановки цели Р. Дилтса


Технология поиска жизненных целей: креативная стратегия Уолта Диснея.


Основополагающим принципом креативной стратегии Уолта Диснея является выделение четырёх позиций мышления -

— Внутри каждого человека одновременно живут Мечтатель, Реалист и Критик. Одна из ролей часто бывает выражена сильнее остальных. Любой проект может стать по- настоящему успешным, когда все эти персонажи слаженно работают над одной целью.


Пошаговое описание креативной стратегии Уолта Диснея.
1) Подготавливаем в пространстве 4 места.
2) Входим в позицию «Мечтатель».
Представляем в своём воображении самую лучшую, идеальную возможность реализации нашего проекта. Представляем самый лучший образ самих себя, а также то, как мы реализуем наш проект. Наибольших
результатов можно достичь посредством визуализации, когда всё, что мы воображаем, представляется в форме красочного цветного кино.
• Где Вы находитесь, когда Вы внутри своей мечты?
• Что на Вас надето, кто рядом с Вами?
• Что Вы делаете, что Вы говорите себе в момент достижения цели?
• Что Вам говорят об этом другие люди?
• Какие чувства вы при этом испытываете?
• Что изменилось в вашей жизни, чему вы научились? 
• Почему эта цель так важна для вас, что даст вам ее достижение?
• Кем Вы станете, когда достигнете цели?»
3) Входим в позицию «Наблюдатель». Здесь нашей задачей является налаживание эффективного взаимодействия всех позиций и осуществление корректной связи между ними. Необходимо оценить продуктивность работы «Мечтателя», дать соответствующие рекомендации и после этого мысленно передать репрезентацию плана реализации проекта от «Мечтателя» к «реалисту».
4) Входим в позицию «Реалист». Берём на себя роль человека дела, который получает огромное удовольствие от деятельности. Рассматриваем план реализации проекта и отбираем из него только то, за что мы стопроцентно сможем поручиться. Нужно подумать о том, при помощи каких реальных действий возможно реализовать проект.
• Что необходимо сделать для достижения цели?
• Какой может быть последовательность действий?
• Что необходимо сделать в первую очередь?
• Сколько времени понадобится на реализацию?
• Какие потребуются ресурсы для реализации этой идеи?
• Какие из них есть уже сейчас? И какие еще
необходимо приобрести?
• Какие знания, навыки, способности вам понадобятся?
• Кто может помочь в достижении цели?»
5) Входим в позицию «Наблюдатель». Проводим оценку продуктивности работы «Реалиста», делаем выводы и, если это необходимо, вносим корректировки и дополнения. После этого передаём обработанную идею от «Реалиста» к «Критику».
6) Входим в позицию «Критик». Настраиваемся позитивно. На этом этапе требуется проанализировать наш план, спрогнозировать возможные препятствия и ошибки и предупредить их. Сделать это нужно ещё до реализации плана. Очень важно также сформулировать для «Мечтателя» необходимые вопросы и задачи, подумав о возможных проблемах. Что может произойти в процессе реализации? Может ли наш проект как-то и на что-то отрицательно повлиять? Требующиеся задачи по доработке плана следует указать именно в позитивной форме.
• Насколько план реализуем?
• Что может остановить вас в достижении цели?
• Кому может не понравиться эта идея?
• Какие слабые места есть в плане реализации?
• Какие в нем изъяны, чего не хватает?
• Кто может помешать достижению цели?
• Какие еще моменты не были учтены в плане?»
7) Входим в позицию «Наблюдатель». Оцениваем
продуктивность работы «Критика». При необходимости, дополняем её. Далее передаём информацию,
обработанную «Реалистом» и «Критиком» «Мечтателю» на последующую доработку.
8) Входим в позицию «Мечтатель». Проводим анализ информации, полученной на предыдущем этапе, и уже на основе его создаём модифицированный и обновлённый образ нашего проекта. Проект теперь должен выглядеть более чётко, и приобрести более осязаемые очертания.
9) Входим в позицию «Реалист» и затем в позицию «Критик» (между ними входим в позицию «Наблюдатель»). В данном случае важно обработать дополнительную информацию. Происходит это таким же образом, как на предшествующих этапах.
10) Входить поочерёдно во все позиции требуется до тех пор, пока разработанным планом реализации не будут окончательно удовлетворены все «участники».
11) Интегрируем позиции. Как только наш план будет окончательно оформлен и доработан, нужно войти в каждую из позиций, кроме позиции «Наблюдатель», и обратить внимание на все состояния и способы работы с планом реализации, которые характерны для каждой из позиций. После этого объединяем их в себе в одно целое.
12) Подстраиваемся к будущему. На данной стадии у нас есть полная «картинка» плана реализации нашего проекта и всех действий, необходимых для достижения требуемого результата. На основе этого мы продумываем свои первые практические шаги и приступаем к их осуществлению.
Метод Уолта Диснея поможет клиентам в ситуациях, когда нужно:
- Добавить творчества и придумать нестандартное решение.
- Разобраться с имеющимися внутренними возражениями и сопротивлением.
- Выявить возможные риски и «подстелить соломку».
- Составить план действий по достижению цели.
- И сделать, наконец, первый шаг!


Технология поиска жизненных целей: модель ОПОРа.


Эта техника предлагает совместить сознательные и бессознательные процессы в творчестве и постановке целей.

Технику ОПОРа можно использовать для расстановки приоритетов, творчества, структурирования
информации, постановки целей, генерации идей и т.д.
ОПОРа включает 4 шага:
1) Определение,
2) Представление,
3) Отвлечение,
4) Результат.
Если результат вас устраивает - то можно закончить процесс. Если хотите улучшить - переходите на 1 этап.

опора

Рисунок 6 - Модель ОПОРа

Технология поиска жизненных целей: модель "Декартовы координаты".


Модель названа в честь французского математика, философа Рене Декарта с его координатами.
Декартова система координат - система координат на плоскости или в пространстве, обычно с взаимно перпендикулярными осями и одинаковыми масштабами по осям прямоугольные декартовы координаты.
Иногда эта модель называется «Картезианский квадрат» - просто потому, что латинизированное имя Декарта - Картезий (Cartesius).

Модель «Декартовы координаты» подходит для принятия решения типа «делать - не делать» на основе анализа возможных результатов приобретений и потерь.


Квадрат надо разделить на 4 квадранта:
1) Что я получу, если сделаю?
2) Что я потеряю, если сделаю?
3) Что я получу, если не сделаю?
4) Что я потеряю, если не сделаю?
В каждый квадрант - вписать 6-10 ответов, на каждый из вопросов.
Будет
-/+ +/+
Что будет, Что будет,
если НЕ если
сделаю сделаю


Чего НЕ Чего НЕ
будет, если будет, если
НЕ сделаю сделаю
-/+
НЕ будет

Декартовы координаты


Рисунок 7 - Модель Декартовы координаты

Каждое утверждение-ответ оценить для принятия решения.
Для более точной оценки можно добавить к каждому пункту уровень важности (вес), например, по шкале от 0 до 10. Приобретения идут в «+», потери в «-».
Далее - суммировать баллы, на основании результата - принять решение.


Технология поиска жизненных целей: "сортировка мира"


Техника «Сортировка мира» («Врата сортировки») используется для уточнения цели.


Для уточнения цели нужно ответить на 7 вопросов, которые как раз помогут вам взглянуть на вашу цель с самых разных точек зрения.
1. Что это такое? Максимально чётко определите, что именно вы хотите сделать.
2. Зачем это надо / почему? Причины и глобальные цели, ради которых вы хотите это сделать.
3. Кто / с кем / для кого? Кто именно будет это делать, кто будет помогать, и, собственно, для кого это делается.
4. Ресурсы? Какие ресурсы нужны для достижения этой цели: сколько времени, денег, людей, какие инструменты и т.д.
5. Где? Где именно это всё будет происходить.
6. Как делаем? Последовательность действий.
7. Когда? Сроки: когда всё начинается и заканчивается, сроки этапов.


Ответ на каждый вопрос требует определённого способа мышления, именно поэтому они разделены на такие группы.
Отвечать на вопросы следует именно в таком порядке. Эта техника полезна в случае крупного проекта (создание собственного предприятия, строительство дома, смена направления деятельности и т.д.), а не рутинной задачи.


Технология поиска жизненных целей: модель «хорошо сформулированный результат»


Модель «хорошо сформулированный результат» - это способ думать о цели максимально оптимально с точки зрения описания поведенческих стратегий TOTE: Тест - Операции - Тест - Выход (Test - Operations - Test - Exit).
1. Цель позитивно сформулирована.
- Позитивно ли сформулирована ваша цель?
Т.е. без частицы «не», слов «отказаться», «прекратить», «бросить», «расстаться», «избегать» и т.п., замененными на «купить квартиру», «найти новую работу», «быть спокойным» ....
2. Цель контролируется вами.
- Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
- Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь
ещё?
- Если связано, то что ты можешь сделать для достижения этой цели?
3. Сенсорное представление.
- Как вы узнаете, что достигли цели?
- Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете цели?
4. Цель имеет подходящий контекст
- Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
- Где, когда и с кем вы хотите этого?
5. Цель экологична.
- Что вы потеряете, если достигните результата?
- Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
- Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?
6. Цель имеет подходящий размер.
- Имеет ли цель подходящий размер?
При «большой цели теряется мотивация. Такую цель удобнее разбить на более мелкие "подцели", достижение которых проще контролировать и обратная связь быстрее. Мелкие цели лучше объединить, чтобы не создалось впечатление от простоты достижения цели и ее малозначительности.
7. Цель включает необходимые ресурсы.
- Какие ресурсы нужны вам для достижения цели? Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели. 
- Можете ли вы иметь к ним доступ?
Если нет - сформулируйте доступ к ресурсам как цель.
8. Исследование препятствий.
- Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?
- Какие препятствия могут встретиться на вашем пути? Исследуйте, что может помешать вам на пути достижения этой цели.
- Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?
Если препятствия на данный момент "не преодолимы" - переформулируйте в цель.
9. Определите первый шаг.
- Каков будет ваш первый шаг по достижению цели?


Технология поиска жизненных целей: "SCORE".


Модель SCORE - это модель эффективно организованного сбора информации (Роберт Дилтс, Тодд Эпштейн в 1987 г.).
Модель SCORE описывает точки, про которые нужно всё уточнить («score» переводится как «отметка», «счет»): симптомы, причины, результат, ресурсы.
Symptoms: симптомы, настоящее состояние. Что именно хочется изменить?
Causes: причины этого состояния?
Outcomes: результат, желаемое состояние. К чему хотите прийти, цель на замену нынешнему состоянию?
Resources: ресурсы. Что может помочь достигнуть цели?
Effects: эффекты, последствия. Каковы последствия
достижения результата для себя, ближайшего окружения?

SCORE описывает точки сбора информации. Но в процессе сбора информации часто решаются проблемы: человек начинает понимать, что необходимо изменить. Модели поиска целей связаны между собой. Взаимосвязь представлена на рисунке ниже.

Схема связи моделей целеполагания

 


Рисунок 8 - Схема связи моделей целеполагания [16].


2.3. Постановка эффективных целей.


В 80-е годы XX века в мир управления вошла методика SMART, которая и по сей день является эффективной. Ее предложил бизнес-консультант Джордж Т. Дюран.

Эффективная - дающая эффект - достигнутый желаемый результат - результат, который сработал как цель.



SMART
Методология SMART (англ. smart — умный, находчивый) — аббревиатура важных критериев качественно сформулированной цели, которая не допускает разночтений, четко привязана ко времени и мотивирует на достижения:
S —Specific — Конкретная. Чего именно я хочу?
M —Measurable — Измеримая. Как я буду измерять прогресс (в деньгах, в процентах роста, в количестве сотрудников)?
A — Attainable — Достижимая. Как я буду ее достигать?
R —Realistic или Relevant — Реалистичная
и релевантная имеющимся ресурсам и ситуации. Какие ресурсы необходимы для достижения?
T —Time-bound — Определенная во времени. Когда я достигну цели?


Таблица 8 - Соотношение типично сформулированной цели и цели по SMART

Типичная формулировка цели

SMART-формулировка цели

«Провести                рекламную
кампанию для продукта А»

«Обеспечить рост продаж продукта А на 50% за счет

 

 

таргетированной рекламы в Facebook с бюджетом 100 000 рублей  в  период с ноября по декабрь N года»


Преимущества SMART-формулировки цели:
о Менеджер формулирует, что же конкретно является результатом.
о На стадии формулирования задачи менеджер обдумывает, достаточно ли у сотрудника ресурсов для выполнения.
о Сотрудника имеет четкое представление о критериях успеха и об измеряемых показателях поставленной перед ним цели или задачи.
о Вероятность корректного выполнения поставленной цели выше.
о Результат поступает в четко обозначенное время.


ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Вопросы на закрепление материала:
1. В чем значение постановки личных целей?
2. В чем суть технологии поиска целей?
3. Каковы преимущества и недостатки различных технологий поиска жизненных целей?
4. В чем польза взаимосвязи моделей целеполагания?
5. Каковы критерии SMART и почему данная технология формулирования целей считается эффективной?


Практические задания.
1. Приведите собственный пример определения, утверждения и приведения в действие целей в соответствии с алгоритмом 7 шагов технологии поиска жизненных целей.
2. Применить одну из технологий поиска жизненных целей (на выбор студента) к целеполаганию.
3. Сформулируйте цель (в личной и профессиональной сфере) по SMART.
Источник: Иванова, О. Э. Самоменеджмент: учебное пособие/ О. Э. Иванова, П. Г. Рябчук. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. - 121 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.