На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Учебно-методическое пособие "Социальная работа" - Раздел 2. Содержание практического курса дисциплины
Учебно-методическое пособие "Социальная работа" - Раздел 2. Содержание практического курса дисциплины
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Учебно-методическое пособие "Социальная работа"
Раздел 2. Содержание практического курса дисциплины
Раздел 4. Тексты, обязательные для самостоятельного изучения
К теме «аномальное поведение»
Все страницы

 


РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ "СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИИ"
Модуль 4. Практическая психология
Тема 16. Введение в практическую психологию.
Значение и задачи этой психологической области для социальной работы. Место практического психолога в психологической службе и его профессиональные специализации: психодиагностика, консультирование, психопрофилактика и психокоррекция. Методология, методы и методики практической психологии. Деятельность практического психолога  социального работника, его профессиограмма. Этические принципы и правила работы психолога: обязанности и права, организация деятельности психолога, содержание принципов и правил работы психолога. Квалификационные характеристики и требования, предъявляемые практическому психологу. Приоритет обязанностей над правилами в исполнении профессиональных функций практическим психологом.
Специфика вопросов, решаемых практическими психологами в социальной службе. Этический кодекс практического психолога. Источники норм и правил, включаемых в этический кодекс практического психолога. Сферы деятельности психолога, регламентируемые нормами этического кодекса. Конкретные нравственные нормы, регулирующие действия практического психолога в различных социальных ситуациях.
Литература по каталогу ПТИС: 1, 7, 19, 26, 28, 35, 40, 42, 46, 47, 48, 50, 52, 56, 58, 60.
Тема 17. Основные направления деятельности социального работника как психолога.
Психодиагностика и ее проведение: психодиагностические методики и их виды; психодиагностические методы и их группы. Психологическое консультирование  виды и методы консультативной работы. Сущность психологического консультирования. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования. Психологическое заключение, его схема и функции. Беседа  наблюдение и ее протоколирование. Жалоба консультируемого, ее структура и виды. Консультирование различных категорий клиентов. Психологическая коррекция нарушений, отклонений. Психотерапия (см. раздел Психология здоровья) и многообразие ее форм. Саморегуляция социального работника.
Литература по каталогу ПТИС: 1, 7, 19, 26, 28, 35, 40, 42, 46, 47, 48, 50, 52, 56, 58, 60.
Тема 18. Тренинговая работа и ее возможности.
Понятие "Групповое движение". Группа и стадии ее развития. Тренинг как один из методов коррекционной работы. Тренинг и его структура. Роль руководителя группы. Психогимнастика, ролевые и диагностирующие игры в тренинге. Тренинг в работе с детьми различных возрастов. Психотренинг со взрослыми. Тренинг коммуникативных умений. Тренинг креативности. Тренинг родительско-детских отношений. Нейролингвистическое программирование, оптимизация общения и принятия решений. Использование арттерапии (музыкальных средств и художественной деятельности) в целях реабилитации.
Литература по каталогу ПТИС: 1, 7, 19, 26, 28, 35, 40, 42, 46, 47, 48, 50, 52, 56, 58, 60.
Тема 19. Саморегуляция социального работника.
Профессиональные деформации социального работника. "Стрессы ответственности". Синдром "эмоционального сгорания" как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений (К. Кондо). Термин  «эмоциональное сгорание» как характеристика психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи (Х.Дж. Фрейденбергером, 1974).
Система профилактики и обеспечения психогигиены социального работника.
Литература по каталогу ПТИС: 24, 56,
Дополнительная литература:
1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / Психологический журнал.  1985.  № 6.
2. Домашняя медицинская энциклопедия / Гл. ред. В.И. Покровский.  М.: Медицина, 1993. С. 366.
3. Зинченко В.П., Леонова АБ., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления.  М., 1977.
4. Григорьев СИ., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики.  Барнаул, 1996.  С. 30.
5. Козлов В.Н. Физиология и психология труда: Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.  Саратов, 1984.
6. Корнеев Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. ГС. Никифорова.  СПб., 1991.
7. Наенко Н.И. Психическая напряженность.  М., 1976.
8. Питер Дж. Л. Принципы Питера.  М., 1990.
9. Подвойский В.П. Профессиональная деформация специалистов социальной работы // Социальная работа: теория, технология, образование.  М., 1997.  №2.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКИ ДИСЦИПЛИНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Модуль 5. Психология семьи и брака
Тема 20. Введение в "Психологию семьи и брака". Феноменология и концептуализация семьи.
Понятие "семья" в концепции Н.Я. Соловьева. Важнейшие интегральные характеристики семьи: функции, структура, динамика. Функции: воспитательная, репродуктивная, хозяйственная, эмоциональная, духовного общения, первичного социального контроля, сексуальноэротическая. Изменения, происходящие в содержании и значимости различных функций семьи. Факторы, способствующие нарушению функций семьи. Структура семьи и ее нарушения. Динамика семьи (периодизация Э.К. Васильевой). Факторы, обусловливающие семейное нарушение, источники его возникновения. Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям, ее зависимость. Совокупность семейных отношений и их виды  социально-биологические, хозяйственно-экономические, юридические, нравственные психологические, педагогические, эстетические и т.д., образующие три важнейшие сферы: хозяйственно-экономическую, нравственно-психологическую и интимную. Закон круговой причинности семейных отношений. Концептуализация семьи.
Литература по каталогу ПТИС: 10, 46, 47, 60.
Дополнительная литература:
1. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония.  М., 1991.
2. Нойберт Р. Новая книга о супружестве: проблемы брака в настоящем и будущем.  М.: Планета, 1992.
3. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.  М.: Политиздат, 1990.
4. Рубинов А. Семья, одиночество, любовь.  М.: Россия, 1986.
5. Семья  здоровье  общество / Под ред. М.С. Бедного.  М.: Мысль, 1986.
6. США: Проблемы семьи: Реферативный сборник. М., 1990.
7. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой.  Москва  Тула, 1993.
8. Теория и методика социальной работы: В 2 т.: Учебное пособие.  М.: Издво "Союз", 1994.
9. Языкова B.C. Мир семьи: ожидания и реальность.  М.: Профиздат, 1989.
Тема 21. Мужчина и женщина "от тела к душе"
Психогенетика мужчины и женщины. Биология пода. Психология половых различий. Стереотипы маскулинности и фемининности. Понятие психологической андрогинии у И.О. Кона и ее диагностика по методике Сандры Бем, соответствующая ей технология. Система половой стратификации. Психологические качества мужчины и женщины и их устойчивость. Особенности аффективной сферы мужчин и женщин, Женщина и три фазы в ее жизни: I) социализация, накопление интеллектуального и профессионального "багажа"; 2) рождение и воспитание детей; 3) самореализация, самоактуализация потенциала. Психическое здоровье и пол. Половые различия эмоционального поведения. Проявление половых различий в жизненных целях. Психические расстройства и пол. Различия в интимных отношениях. Мужчина и женщина в учебной и трудовой деятельности.
Литература по каталогу ПТИС: 10, 46, 47, 60.
Дополнительная литература:
1. Берне Р. Развитие Я  Концепции и воспитание.  М, 1986.
2. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).  М., 1988.
3. Рубинов А. Семья, одиночество, любовь.  М.: Россия, 1986.
4. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост. И.В. Гребеньков, Л.В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990.
5. Семья  здоровье  общество / Под ред. М.С. Бедного.  М., Мысль, 1986.
Тема 22. Психосексуальное развитие и половая социализация. Готовность к браку и семейной жизни.
Проблема периодизации психосексуального развития. Половое поведение и его социально-нормативный и индивидуально-личностный аспекты. Понятие "половая роль" и "половая идентичность". Соотношения: половые роли  система нормативных предписаний культуры; половая идентичность  система личности; ролевое поведение  индивидуальное самосознание. Исследование и диагностика нарушений в процессе половой социализации. Семья как важнейший фактор ее позитивного протекания (Годфруа, 276).
Система полового воспитания, его модели. Основные направления полового воспитания по В.Е. Когану. Физическая зрелость и экономическая самостоятельность. Гражданская и этико-психологическая зрелость. Система добрачных отношений. Брачный рейтинг. Диагностика будущих отношений: определение согласованности семейных ценностей по методике А.Н. Волковой; тест Лири в практической работе с молодоженами и т.д.
Литература по каталогу ПТИС: 10, 46, 47, 60.
Дополнительная литература:
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.  1991.  № 4.
2. Голод СИ. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.
3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония.  М., 1991.
4. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).  М., 1988.
5. Красовский Б.П. Анализ брачных объявлений (самооценка и требования к партнеру) // Вопросы психологии.  1993.  № 5.
6. Нойберт Р. Новая книга о супружестве: проблемы брака в настоящем и будущем.  М.: Планета, 1992.
7. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина = ?! Учебно-методическое пособие.  СПб.: Авторская школа практической психологии, 1995.
8. США: Проблемы семьи. Реферативный сборник. М., 1990.
9. Языкова B.C. Мир семьи: ожидания и реальность.  М.: Профиздат, 1989.
lO.Chodorow N. The Reproduction of Mothering Psychoanalysis and the Sociology of
Gender/ Berkeley, ets.: Univ of California Press, 1978 year.
Тема 23. Современный брак: проблемы и гармония. Исследование и диагностика семейных отношений.
Социальная и психологическая совместимость. Проблемы современного брака: лидер в семье, неравенство семейного статуса, дисгармония интимных отношений, неадекватность престижности супругов. Межличностные отношения и их стадии по Зацепину (критические фазы). Конфликт: повод и причина. Разрешение супружеских конфликтов. Коррекция и управление конфликтов по Шевандрину. Кризис брака. Кризис семьи. Повторные браки и вступающие в них.
Методы психотерапии и коррекции. Семейное консультирование. Основные направления исследования семьи. Определение психологической атмосферы в семье: тест-опросник удовлетворенности браком, по определенности качества ревности, уровня взаимопонимания. Семейная жизнь глазами матери в методике Лири. Психотерапевтические техники, применяемые в семейной психотерапии. Типология методик: указания, изучение семьи, воздействие примером, семейная дискуссия, обусловленное общение, формирование умения и навыка, проигрывание семейных ролей. Семейное консультирование.
Литература по каталогу ПТИС: 10, 46, 47, 60.
Дополнительная литература
1. Голод СИ. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.
2. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония.  М., 1991.
3. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина = ?! Учебно-методическое пособие.  СПб.: Авторская школа практической психологии, 1995.
4. Рубинов А. Семья, одиночество, любовь.  М.: Россия, 1986.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.  Л.: Медицина, 1990.
6. Языкова B.C. Мир семьи: ожидания и реальность.  М.: Профиздат, 1989.
ТЕМА 24. Семья как объект потребностей личности и типы семейного поведения. Брачное поведение. Сексуальное поведение. Репродуктивное поведение.
Понятие семейного поведения личности. Исследование семейного поведения. Брачное поведение, его понятийный строй. Брачный отбор и его факторы. Понятие "брачный рейтинг". Брачный градиент. Брачный потенциал. Совместимость, ее теории и уровни. Социологические и социальнопсихологические теории брачного выбора, в том числе: теория подражания Д.У. Гленна и др., теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча, инструментальная теория Т. Сентера, теория обмена Дж. Хоманса, теория "стимулов ценностей ролей" Б. Мурштейна. Процесс брачного отбора. Культурные, социологические и психологические фильтры брачного отбора. Подготовка к браку.
Понятие о сексуальном поведении. Цели и мотивы сексуального поведения. Психосексуальное развитие и половая социализация. Понятия "половая роль" и усвоение ролей, "половая культура", "сексуальный сценарий", "половое сознание". Сексуальная мораль и ценности (легализм, ситуационная этика, рационализм, гедонизм, аскетизм). Понятие "гендерная ассиметрия". Половое воспитание, его модели и направления по Кагану. Основные тенденции и закономерности сексуального поведения. Добрачное сексуальное поведение и его теории: теория референтной группы, теория социализации, теория согласованности установок и поведения, теория проблемного поведения С. Л. И Р. Джессор. Роль сексуальных отношений в браке. Семейные и сексуальные дисгармонии, их причины и способы коррекции (супружеская терапия). Взаимосвязь сексуального и репродуктивного поведения.
Понятие о репродуктивном поведении, его терминологический строй (плодовитость, деторождение, бесплодие, стерильность, репродуктивный процесс, репродуктивный цикл). Структура индивидуального репродуктивного поведения по В.А. Ядову. Репродуктивные установки. Мотивы рождения детей, схема воздействия условий жизни на систему репродуктивного поведения.
Литература по каталогу ПТИС: Дополнительная литература:
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.  М.: Издво МГУ: Издво Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.
2. Кон И.С. Введение в сексологию.  М.: Медицина, 1990.
3. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности // Фрейд 3. "Я и Оно". Труды разных лет.  Тбилиси, 1991.
4. Эриксон Э. Детство и общество.  СПб, 1996.
5. Chodorow N. The Reproduction of Mothering Psychoanalysis and the Sociology of Gender/ Berkeley, ets.: Univ of California Press, 1978 year.
Тема 25. Ребенок в семье.
Этнография детства. Дети  зеркало родителей. Родители и дети: психологическая дистанция. Основные начала воспитания. Модели воспитания. Проблемы семьи, связанные с воспитанием детей. Работа с родителями детей разных возрастов. Психологическая диагностика: тест-опросник родительского отношения, методика измерения родительских установок и реакций, взгляд на семью глазами ребенка (методика Рене Жиля). Стили родительского воспитания. Типы родительского отношения. Коррекция родительско-детских отношений.
Литература по каталогу ПТИС: 1, 12, 30, 42,43, 46, 47, 60.
Дополнительная литература
1. Берне Р. Развитие Я  Концепции и воспитание.  М, 1986.
2. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).  М., 1988.
3. Мид М. Культура и мир детства.  М., 1988.
4. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления, перспективы. М.: Просвещение, 1993.
5. Эриксон Э. Детство и общество.  СПб, 1996.
Тема 26. Одиночество как социально-психологическая проблема.
Одиночество как социальное явление, имеющее биологические корни. Концептуальный анализ проблемы одиночества. Причины одиночества: "замкнутость на себя", деперсонализация поведения и человеческих отношений и т.д. Психологическая помощь одиноким людям, ее направления.
Литература по каталогу ПТИС: 10, 46, 47, 60.
Дополнительная литература
1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд.  М., 1994.
2. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; сост. и общ. ред. Н.Е. Покровского.  М.: Прогресс, 1989.
3. Рубинов А. Семья, одиночество, любовь.  М.: Россия, 1986.
4. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребеньков, Л.В. Ковинько.  М.: Политиздат, 1990.
5. Семья  здоровье  общество / Под ред. М. С. Бедного.  М.: Мысль, 1986.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.