На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Учебно-методическое пособие "Социальная работа" - К теме «аномальное поведение»
Учебно-методическое пособие "Социальная работа" - К теме «аномальное поведение»
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Учебно-методическое пособие "Социальная работа"
Раздел 2. Содержание практического курса дисциплины
Раздел 4. Тексты, обязательные для самостоятельного изучения
К теме «аномальное поведение»
Все страницы

 

К теме «аномальное поведение»
1. Аномальным люди склонны считать поведение, встречающееся сравнительно редко, выходящее за рамки принятых социальных норм или представляющее опасность для самого человека или других людей: аномальное поведение сопровождается нарушениями эмоциональной сферы либо нарушениями обработки информации, ее оценки и понимания.
2. Отношение к людям с аномальным поведением сильно зависело от исторической эпохи. В средние века ненормальное поведение объяснялось «одержимостью бесами» (демонологический подход), лишь с 1792 года по настоянию французского врача Пинеля с безумных сняли цепи и стали их рассматривать как «больных», и начиная с XIX века возник медицинский подход, который главное внимание уделял классификации психических расстройств и поискам их биологических корней. В 1883 году немецкий врач Крепелин разработал «руководство по психиатрии».
3. Медицинский подход рассматривает психические расстройства как болезнь, вызванные генетическими факторами (хромосомные аномалии, гены психических болезней, аномалии пренатального периода, родовые травмы), органическими нарушениями или нарушениями нейромедиаторов (если их больше или меньше нормы, возникают поведенческие расстройства). Например, хромосомные аномалии: болезнь Дауна вызвана лишней хромосомой из 21 пары; синдром Тернера возникает, если в зиготе только одна Х-хромосома (наличие женских половых органов при отсутствии яичников в сопровождении умственного отставания); хромосомное нарушение, когда в зиготе имеются XXY-хромосомы, сопровождается развитием мужских половых органов (пенис, яичники) в сочетании с типично женскими вторичными половыми признаками (гермафродизм), сопровождаемый умственным недоразвитием и нарушениями эмоциональной сферы.
Передача болезней генами зависит от того, является ли этот ген доминантным или рецессивным. Если ген доминантный, то признак или болезнь, за который он ответствен, проявляется во всех случаях «автоматически». Если ген рецессивный, то в присутствии доминантного здорового гена он «обречен на безмолвие» (человек здоров, но будет иметь скрытую предрасположенность к болезни) и способен проявиться только в том случае, если от отца и матери соединятся два рецессивных гена болезни (ребенок будет болен). Поэтому некоторые наследственные признаки одного из родителей у ребенка могут навсегда остаться в скрытом состоянии и снова проявиться лишь в следующем поколении. Подобным образом дело обстоит с наследованием голубого цвета глаз и некоторых наследственных заболеваний, например фенилкетонурии.
4. В начале XX века возник психологический подход к пониманию и лечению психических расстройств. Психоаналитическая концепция Фрейда рассматривает психические расстройства как следствие психотравм и возникших бессознательных комплексов. Поведенческое расстройство возникает как результат конфликта между «ОНО» и «Сверх-Я», который не в состоянии разрешить сознание «Я».
5. Другое психологическое направление, бихевиоризм  рассматривает аномальное поведение как результат научения, т.е. внешние факторы окружения, воспитания вызывают аномальное поведение. Поэтому психические расстройства можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами, выявленными бихевиористами.
6. Когнитивный подход в психологии рассматривает аномальное поведение как
следствие неправильного понимания ситуаций. Не сами ситуации вызывают отклонения, а неспособность человека к объективному анализу ситуации, неадекватные соображения и неадекватная оценка им ситуации вызывают ненормальное поведение. Чтобы убрать расстройство, надо объективно оценить ситуации.
7. Для гуманистической психологии аномальное поведение есть результат нарушения соответствия между «реальным Я» и жизненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальным представлением о себе  с другой.
8. Международная классификация психических расстройств, принятая в 1960 г., базировалась на основе анализа возможных причин заболеваний и выделяла: неврозы (вызваны внутренними психологическими конфликтами); органические психозы (вызваны органическими аномалиями нервной системы); функциональные психозы (физиологическая основа этих заболеваний неизвестна).
В 1980 г. было принято Единое руководство по диагностике психических нарушений (единый международный язык психиатрии), которое классифицирует психические заболевания на основе видимых проявлений аномалий поведения. Выделяют две большие группы:
— тяжелые психические расстройства;
— расстройства личности.
В первой группе выделяют подвиды:
— расстройства детского и подросткового возраста;
— расстройства органического происхождения;
— функциональные расстройства. Расстройства детского и подросткового возраста:
— умственная отсталость;
— расстройства внимания (гиперактивность);
— эмоциональные нарушения (страхи, тревоги);
— нарушения сна и контроля функций выделения (энурез, энкопрез);
— детский аутизм;
— расстройства аппетита (анорексия, булимия);
— расстройства поведения: стереотипные движения (тики);
— антисоциальное поведение (агрессивное поведение, социальные психопаты). Выделяют следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с
задержанным темпом развития:
интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения,
интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, вызванных соматическими заболеваниями,
нарушения при различных формах инфантилизма;
вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма.
Выделяют задержки речевого развития (недоразвитие фонематического синтеза и анализа, способности дифференцировать звуки слышимой речи вызывают затруднения в овладении письмом, чтением, задержку в развитии вербального мышления; задержка звуко-произносительной стороны речи приводит к нечеткости произношения, к расстройству чтения и письма. Общее недоразвитие речи (алалия)  отсутствие или врожденное недоразвитие всех сторон речи в связи с поражением мозговых механизмов.
Выделяют 4 варианта задержки интеллектуального развития:
конституционального,
соматогенного,
психогенного,
церебрально-органического происхождения (повреждение мозговых механизмов).
Нарушение интеллектуальной деятельности (при первичносохранном интеллекте) может быть следствием астенических состояний (повышенная утомляемость, нервное истощение, головные боли, ослабление памяти, внимания, работоспособности). Различают церебральную астению (вследствие нарушения циркуляции жидкости в мозгу, перенесенного сотрясения мозга или воспалительного очага в мозгу), соматогенную астению (следствие острых и хронических соматических болезней) и психогенную астению. Общеукрепляющее и специальное лечение могут снять астенические проявления и помочь преодолеть затруднения в учебе.
Реактивные состояния детей  нервно-психические нарушения, возникающие у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций (могут проявляться как тики, заикания, страхи, недержание мочи, кала, временная глухота, потеря речи, реакции цепенения и заторможенности либо психомоторного возбуждения, отказ от еды, бредовые идеи и т.п.).
Конфликтные переживания детей  возникают вследствие травмирующих ситуаций в семье или в школе, характеризуются столкновением в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации, вследствие чего все эмоциональные переживания направлены как бы в одно русло и поэтому круг интересов и привязанностей резко суживается.
Гиперактивность присуща 3 детям из 100, мальчикам в 10 раз чаще, чем девочкам, проявляется сильно с 3 до 7 лет  ребенок невнимателен, импульсивен, не может доводить дело до конца. Некоторые продукты, например силицилиты в плодах, рафинированный сахар, могут усиливать импульсивность и гиперактивность.
Детский аутизм встречается у 4 детей из 10 тысяч, чаще у мальчиков. Его следует отличать от шизофрении: ребенок-шизофреник вначале развивается нормально, а потом уходит в свой внутренний мир, а аутистичный ребенок ни дня не проводит в реальном человеческом мире, ни взглядом, ни улыбкой не показывает, что узнает своих родителей, речь развивается крайне медленно, часто многократно повторяет какието действия, не идет на контакт, общение и взаимодействие с людьми, проявляет странности в выборе пищи. Исследования показали, что у таких детей в мозгу серотонина больше, чем у нормальных детей.
Психическая анорексия (отказ от пищи) встречается у девушек с 12 до 18 лет (у 310 человек из тысячи), что приводит к крайнему похуданию и даже смерти (в 720%). Психоаналитики рассматривают анорексию как бессознательный отказ девушки приобрести женский облик тела вследствие опасности кровосмешения.
Булимия (обжорство), свойственная 1020% женщин в возрасте от 12 лет до 40 лет, сопровождается перееданием, после которого искусственно вызывается рвота или применяются слабительные. Психоаналитики оценивают булимию как невротический способ избавления от подавленности и тревоги от повседневных проблем, превращая их в чувство облегчения, вины, стыда; также и страх быть отвергнутым противоположным полом в сочетании с отсутствием самоуважения бессознательно подталкивает к булимии.
Антисоциальное поведение детей (социальные психопаты) проявляется в агрессивности, в направленности только на свои интересы, в неспособности думать о благополучии других людей и предвидеть последствия своих действий, поэтому совершают преступления и не испытывают раскаяния по поводу причиненного зла. ЭЭГ психопатов отличается от ЭЭГ других детей.
Психопатические формы поведения детей: психопатия  аномальное течение детского развития, патология характера, когда наряду с полноценным умственным развитием происходит недоразвитие или своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере вследствие социальных дефектов воспитания и некоторых биологических факторов предрасположенности. Органическая психопатия (органическая недостаточность подкорковых мозговых структур) проявляется в недоразвитии чувств и воли, в неспособности регулировать свое поведение в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями: аффективные вспышки, агрессивность, не слушают родителей, учителей, не делают уроки, убегают из дома и т.п. Эпилептоидная психопатия  застревание на переживаниях, угрюмость, подозрительность, аффективные вспышки, порой до судорожных припадков, мстительность, злобность. Шизоидная психопатия  пониженная потребность в общении, замкнутость, большая ранимость, неуверенность в себе, склонность к развитию абстрактного мышления при моторно-двигательном недоразвитии и практической неприспособленности к быту жизни. Истеричные психопатии  эгоцентризм, капризность, неустойчивость настроения, истеричные реакции  бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески пытаясь настоять на своем, склонность к лжи, хвастовству.
В детском и подростковом возрасте могут появиться начальные проявления психических болезней: шизофрения, эпилепсия.
Расстройства органического происхождения:
— физические аномалии (опухоли, отравления);
— аномалии старения  старческое слабоумие (деменция), вызванное патологическим старением нервной системы. Выделяют:
— дегенеративная деменция (после 5565 лет);
— дегенерация ансамбля нервных клеток, обширная гибель клеток мозга;
— артериопатическая деменция (гибель нервных клеток вследствие изменений сосудистой системы мозга и микроинсультов).
Функциональные расстройства (органические причины болезней не найдены) разделяются на:
1) шизофренические расстройства;
2) параноидные;
3) эффектные;
4) тревожные состояния;
5) соматоформные расстройства;
6) диссоциативные расстройства;
7) психосексуальные расстройства;
8) нарушения контроля побуждений.
Шизофренические расстройства (психозы) (50% больных моложе 25 лет) сопровождаются дезорганизацией поведения, восприятия, формы и содержания мыслей изменены, отношения с внешним миром прерываются. Гипотезы причин болезни:
унаследовал больные гены от родителей (гены шизофрении не обнаружены); воспитывался родителями-шизофрениками и стал таким же; шизофрения возникает как реакция на чрезмерную заботливость либо пренебрежительное или подавляющее влияние матери, как следствие разрыва привязанностей в детстве;
вызывается избытком дофалина в синапсах нервных клеток и др. Распространен эпигенетический подход, который гласит, что у ряда людей есть генетическая предрасположенность, хрупкость по отношению к травмирующим ситуациям, вследствие чего возможно возникновение шизофрении.
Выделяют 4 типа шизофрении:
несистематизированная (спутанность мышления, бред, галлюцинации, неадекватные эмоциональные переживания);
кататоническая форма  застывает в определенной позе на много часов, а потом внезапно наступает неадекватная бурная двигательная активность, затем вновь «застывает»;
параноидная форма с бредом величия или преследования, с галлюцинациями, которые не связаны с какой-то узкой темой («преследуют» люди, звери, чудовища, инопланетяне и т.п.);
шизофрения неопределенного типа.
Параноидные расстройства представляют стойкие формы бреда преследования (всегда преследует один и тот же объект), ревности, мании величия как навязчивой идеи. Аффективные расстройства (отклонения в эмоциональной сфере) подразделяют на: 1) маниакальные (человек возбужден, болтает, перескакивает с одной мысли на другую, хохочет, затем наступает период депрессии, полной пассивности, ощущения бесполезности жизни, затем вновь период возбуждения); 2) глубокая депрессия (тоска, отчаяние, отказ от пищи, желание смерти); 3) невротическая депрессия (утомление, стресс, отказ от всякой деятельности, которая теряет для человека смысл).
Тревожные состояния (неврозы) подразделяют: 1) паническое расстройство (общий страх, ужас, тревога вне связи с конкретной ситуацией); 2) фобии  иррациональная сильная боязнь чего-либо (открытого пространства, тесного пространства, высоты, животных и т. п.); 3) обсессивно-компульсивные расстройства (невроз психастения) навязчивые сомнения, страхи, непреодолимые желания совершать определенные действия, чтобы освободиться от тревоги (например, многократное мытье рук); человек осознает абсурдность своих действий, но отказаться от них не может.
Соматоформные расстройства сопровождаются телесными недомоганиями, хотя органических причин и нарушений нет. Выделяют:
1) Конверсионные расстройства (истерия по Фрейду) вызываются бессознательными конфликтами и комплексами, могут сопровождаться любыми болезненными проявлениями (удушье, потеря голоса, паралич, сердечный приступ вплоть до смертельного исхода, хотя органических причин для болезни нет).
2) Соматизированные расстройства (болезненные ощущения не имеют четкой локализации, человек обращается к разным врачам, принимает разные лекарства, но ничего не помогает). Встречается у людей до 30 лет, вызвано психологическими причинами.
3) Ипохондрия  преувеличенная озабоченность своим здоровьем (чаще в зрелом возрасте). Прочитав о какой-либо болезни, человек воображает, находит у себя ее признаки.
Диссоциативные расстройства (невротический способ избежать стресса с помощью «сдвигов» на уровне памяти, моторного поведения, сознания). Выделяют: 1) психогенная амнезия  забывание каких-то отрезков своей жизни, связанных с психотравмами, а остальные воспоминания сохранены; 2) психогенное бегство  человек резко порывает со своей прежней жизнью, в другом месте живет как другое «Я»; когда через некоторое время человек восстанавливает свое прежнее «Я», весь эпизод бегства «выпадает» из памяти; 3) множественная личность (иногда до 20 личностей в одном человеке), причем каждая из временных личностей позволяет человеку пережить то, что «главная личность» отвергает и постоянно игнорирует; 4) деперсонализация  потеря контакта человека с повседневностью, жизнь воспринимается как сон, все мысли и действия вне контроля человека.
Психо-сексуальные расстройства разнообразны, подразделяются:
1) нарушения половой идентификации: транссексуализм  желание быть существом противоположного пола;
2) парафилии  сексуальное удовлетворение связано с необычными объектами или формами активности, например:
— трансвестизм  потребность мужчины одеваться и вести себя по-женски, но он не хочет изменить свой пол и вступать в гомосексуальные отношения;
— фетишизм  половое возбуждение вызывает определенная часть тела (например, палец ноги) или какой-то предмет (чулок, туфель и т.п.);
— зоофилия  предпочтение сексуальных отношений с животными;
— педофилия  сексуальное влечение к детям;
— вуайеризм  получает сексуальное удовольствие, когда наблюдает за сексуальной близостью других людей;
— эксгибиционизм  получает удовольствие от обнажения своих половых органов перед незнакомыми людьми;
— садизм  получает удовольствие в ситуации унижения и боли;

3) нарушение половой функции. У мужчин выделяют половое бессилие  импотенция (сопровождаемая слабой эрекцией или ее отсутствием), или преждевременная эякуляция. У женщин выделяют аноргазмию (отсутствие полового возбуждения, невозможность достичь оргазма); вагинизм (непроизвольные спазмы влагалища, непроизвольное противодействие влагалища проникновению пениса); фригидность (холодность, слабое сексуальное влечение и возбуждение, отсутствие оргазма вследствие психологических причин, психотравм и неадекватного поведения партнера);
4) эгодистонический гомосексуализм  сексуальный интерес и поведение направлено на собственный пол, и гомосексуальное поведение сопровождается тревогой и сильным чувством вины.
Расстройства, нарушения контроля побуждений  неодолимая потребность совершать определенные действия: красть без всяких оснований (клептомания), совершать поджоги (пиромания), убивать людей без всякой причины (маньяк  мания убийства).
Расстройства личности. В этом случае человек испытывает повышенные трудности в социальной, личной, профессиональной жизни из-за «перекосов» личности и плохой способности к адаптации. Можно выделить следующие расстройства личности:
— параноидная личность (чрезмерная подозрительность);
— шизоидная личность (социальная изоляция, недостаточное эмоциональное переживание событий);
— компульсивная личность (чрезмерный педантизм, аккуратность, стремление к совершенству);
— нарциссическая личность (чрезмерная любовь к себе и крайне пренебрежительное отношение к социальным нормам и правам других людей);
— демонстративная личность (чрезмерная потребность все время привлекать к себе внимание своим поведением, эмоциональными реакциями);
— неустойчивая личность (резкие изменения настроения, чувств, социальных отношений);
— пассивно-агрессивная личность (внешне спокоен, согласен, а на самом деле сопротивляется требованиям своих близких);
— избегающая личность (испытывает страх, тревогу от социальных ситуаций, от общения);
— «зависимая личность» (постоянная потребность в поддержке со стороны других людей, не способен к самостоятельности и конкуренции);
— антисоциальная личность (агрессивность, не придерживается социальных норм поведения, отсутствие чувства вины даже за самые неблаговидные или преступные поступки).
К теме «Методы медицинской и психологической помощи при аномальном поведении
Каждому подходу к объяснению аномального поведения соответствует тот или иной тип терапии. Медицинский подход к лечению психических расстройств отдает предпочтение биологическим методам: используют электрошок (через мозг пропускают сильный заряд электротока, вызывают судороги, что ослабляет шизофрению, но могут быть побочные эффекты: амнезия, повреждение мозга, сердца, легких); нейрохирургическое  разрушение отдельных участков лобных долей (лоботомия) или перерезка нервных пучков, связывающих лобные доли с некоторыми нервными центрами, с целью сделать больного спокойным, но эта операция вызывала изменения личности, исчезновение интереса к повседневной жизни, отсутствие эмоций. В настоящее время от лоботомии отказались, а используют преимущественно химиотерапию  химическое воздействие, например транквилизаторы хлорпромазин, резерпин успокаивали возбуждения больных, ослабляли галлюцинации, бред у шизофреников; слабые транквилизаторы валидиум, либриум использовали для снятия тревоги. Но в связи с непродолжительным действием лекарств необходимы повторные курсы лечения, число повторных поступлений людей на лечение увеличилось в 56 раз. Химиотерапия дает и нежелательные побочные действия, например для поднятия настроения при депрессиях используют антидепрессант  карбонат лития, но, поднимая настроение, он побочно поражает почки, щитовидную железу, вызывает тремор, псориаз.
Психологический подход к лечению представлен различными видами психотерапии. Все психотерапевтические методы можно разделить на два вида: интрапсихическая терапия, которая делает упор на осознании больным своих проблем, и поведенческая терапия, стремящаяся изменить само поведение человека. 80% пациентов после психотерапии улучшают свою адаптацию и чувствуют себя лучше, чем те, кто лечился без психотерапии.
Интрапсихическая терапия базируется на подходе, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им чувств, потребностей и побуждений, поэтому необходимо выявить бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности, воздействовать на восприятие, мысли, чувства человека.
Поведенческая терапия исходит из того, что поведение человека является приобретенным, поэтому надо заменить неадекватное поведение другим поведением, которое более адекватно. Следует человека переобучить, изменить или устранить неадаптивные формы поведения. Поведенческая терапия (в рамках бихевиоризма) включает 4 подхода: контробусловливание, оперантные методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля. К контробусловливанию относят: систематическую десенсибилизацию, при которой раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным неадаптивному ответу пациента (вырабатывают реакции, противоположные по своему характеру нежелательным реакциям, например чтобы убрать тревогу, вызывают состояние расслабления и предлагают вспомнить те ситуации, которые вызывают минимальную тревогу, в результате стрессовые ситуации ассоциируются не с тревогой, а с расслаблением); имплозивную терапию, стремящуюся вызвать у человека «взрыв» тревоги, когда его «бросают» в самую страшную ситуацию и он должен привыкнуть к ней до полного исчезновения тревоги; аверсивное обусловливание, при котором неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовольствие, но являющейся нежелательной формой поведения для человека (чтобы отучить алкоголика, соединяют прием алкоголя с ударом электротока или тошнотой от лекарств, в результате удовольствие от алкоголя ослабевает и сменяется отвращением).
Оперативные методы включают процедуры формирования желательных форм поведения у детей и взрослых, например следует найти наиболее действенное вознаграждение, с помощью которого у ребенка вырабатывают нужное поведение или применяют метод накопления жетонов (за каждое хорошее действие, за любую модификацию поведения в желательном направлении человеку выдается жетон; когда у него накапливается определенное количество жетонов, он получает какие-то привилегии, ценные для него). Терапия с предъявлением модели стремится к выработке у пациента новых форм поведения путем подражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры с самоконтролем рассчитаны на то, что за всякое улучшение поведения вознаграждать себя должен сам пациент.
Среди интрапсихических подходов в первую очередь следует выделить психоанализ, цель которого  дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым освободить связанные с ними эмоции и чувства. Психоанализ успешнее применяется с 15 до 50 лет, эффективнее для интеллектуальных людей и у молодых, он включает следующие методы:
Установление глубоких эмоциональных отношений терапевта и пациента, чтобы стал возможен перенос положительных или отрицательных переживаний пациента на терапевта, как своеобразная проекция отношения пациента к отцу или матери.
Применение методов интерпретации снов, свободных ассоциаций, поиска колебаний и сопротивлений пациента для выявления его главных проблем. Объяснения терапевта побуждают человека вновь эмоционально пережить события детства и соотнести их с симптомами, которые проявляются в данное время. Этот катарсис приводит к исчезновению симптомов, комплексов, отклонений.
Методы ребёфинга и дианетики также направлены на поиск и устранение бессознательных подавленных комплексов и бессознательных записей-инграмм, связанных с ситуациями, содержащими физическую боль или болезненно-неприятные эмоции (от потери любимого существа, при обиде, страхе и т.п.), а поскольку эти бессознательные комплексы и инграммы являются причиной соматических заболеваний, психических проблем, конфликтов, отклонений, аномальных форм поведения, то нейтрализация бессознательных комплексов приводит к физическому и психическому оздоровлению человека.
Гуманистическая терапия, центрированная на клиенте (Роджерс) (ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических целях), исходит от того, что человек лучше всего сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда терапевт (или педагог) дает возможность человеку выразить мысли и чувства и этим помогает ему осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди. Необходимые условия гуманистической терапии: терапевт (или педагог, родитель) сохраняет безусловно положительное отношение к пациенту (ребенку), к его чувствам, даже если это противоречит установкам терапевта (нет осуждения); терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент (проявляя эмпатию). Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Терапевт должен только выслушивать его и выполнять роль зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому, в результате у клиента появляется реалистическое представление о самом себе и человек приобретает способность разрешать свои проблемы. Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам.
Гештальт-терапия (Перлз) исходит из того, что психические расстройства обусловлены тем, что личность человека не составляет единого целого, т.е. гештальта (неосознаваемые конфликты мешают человеку входить в контакт с некоторыми из своих собственных чувств и мыслей). Цель состоит в том, чтобы установить связь между всеми аспектами своей личности:
физическими ощущениями, собственными мыслями, персонажами сновидений, своих фантазий, в результате достичь полного осознания собственного «Я», формирования целостной гармоничной личности, обладающей самостоятельностью. Гештальт-терапия направлена на разрешение внутренних конфликтов человека и выработку способности сознательно противостоять жизненным трудностям, помогает человеку достичь полного самосознания.
Эмотивнорациональная терапия (Эллис) исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые
возникают в сложных ситуациях. Цель: вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка более объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок. Данный вид терапии эффективен для лечения взрослых больных с депрессией и тревогой, но требует от человека способности к размышлению.
Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает, и тех последствий для него, к которым могут привести его поступки, побудить человека взять на себя ответственность за свои проблемы с помощью своего рода «договора».
Трансакционный анализ (Э. Берн) направлен на осознание человеком характера его взаимодействий с другими людьми; он должен осознать, когда он играет роль Ребенка, когда роль Взрослого, и перестать играть эти неосознаваемые роли Ребенка и Родителя, взяв на себя обязательство в общении с определенной группой людей вести себя как Взрослый, более сознательно и реалистично.
Психодрама (Морено) направлена на то, чтобы раскрыть человеку его самые глубинные эмоции, помочь ему освободиться от своих переживаний во время «импровизации», получить эмоциональную разрядку и разрешение проблемы, взглянуть на себя, свое поведение и проблемы со стороны.
Социальная психотерапия позволяет человеку восстановить гармоничные отношения с другими путем обсуждения общих с ними чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическому подходу относят группы роста, семейную терапию и групповую терапию. Цель семейной терапии, в которой участвуют все члены семьи, состоит в том, чтобы выявить «больные» точки их взаимоотношений, найти новые подходы в общении с целью улучшить семейный микроклимат.
Методы психотерапии находят все более широкое применение, ибо существует объективная необходимость их применения, поскольку 70% людей проявляют поведение невротического типа, а тяжелыми формами неврозов страдают 510% населения, а то время как прекрасное психическое здоровье имеют лишь 24% людей в возрасте от 20 до 29 лет и всего лишь 15% людей более старшего возраста.
Тексты к модулю 4. Практическая психология
К теме "Саморегуляция социального работника"
Известно, что труд как таковой благоприятно воздействует на человеческую личность. Однако каждой профессии присущи свои условия труда. Труд подразделяется на труд в обычных бытовых условиях; труд на открытом воздухе; труд в тяжелых или необычных условиях; труд в условиях повышенного риска. Профессия "социальный работник" тоже сопряжена со специфическим риском, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность.
Неблагоприятные условия труда влекут за собой различные нарушения, деформации и профессиональные болезни. Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса  профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Эти нарушения обычно заключаются в том, что человек не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки, в результате чего происходят нарушения и деформации профессиональной деятельности (например, прерывание трудового стажа и др.), снижается результативность труда в целом. Отклонения в профессиональном развитии, как правило, приводят как к депрофессионализации, так и к десоциализации личности.
В связи с этим необходимо уделять особое внимание созданию системы профилактики и обеспечению психогигиены социального работника. Независимо от разновидности исполняемой работы труд социального работника относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональных рисков. Однако именно эти аспекты остаются наименее разработанной проблемой профессиографии социального работника.
Концепция приемлемого риска предполагает междисциплинарный подход в учете различных неблагоприятных воздействий на человека. Однако трудность практического использования концепции приемлемого риска в отдельных регионах состоит в том, что необходимо определить основной перечень условий и факторов, обусловливающих негативные влияния на жизнедеятельность человека в конкретных условиях жизненного пространства и социального времени, среды обитания и возраста. Это необходимо учитывать при построении технологий реабилитационно-превентивной стратегии, реабилитации и социальной защиты от негативного воздействия кризисных условий.
Общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Т.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского и др.
Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д. Отклонения и нарушения в профессиональном развитии могут иметь сложную динамику проявления в процессе труда:
— отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии);
— несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.;
— упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом;
— ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;
— рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития;
— ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т.д.);
— утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом;
— отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми), деформация профессионального сознания и др.;
— прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности.
Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.
Профессиональные деформации личности, такие как временные состояния психической усталости, эмоциональной напряженности, стрессы, могут привести к негативным изменениям личности.
Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на его ответственность, и объективной невозможностью выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности и т.д.
К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности.
Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Психологи изучают, например, как человек принимает нужные решения в нетипичной ситуации, какие психологические качества ему необходимы, какие негативные качества возникают у него в экстремальной ситуации и т.д.
С этим связаны и так называемые "стрессы ответственности". Ответственность  это категория этики и права, отражающая особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая ответственность социального работника перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессии, с использованием и развитием знаний социальной работы. Нормативными документами установлены границы ответственности работника для защиты и утверждения достоинства и чести своей профессии, противостояния негативным явлениям в практике социальной работы. Учет и предвидение этих опасностей может помочь ему поддерживать работоспособность и сохранять профессиональное долголетие.
Одним из таких состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Это может привести к хроническому переутомлению. Трудовое утомление понимается как комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека, для преодоления которого организм мобилизует внутренние ресурсы и переходит на более высокий уровень энергетического функционирования. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса к работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности  эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабильность. На стадии выраженного переутомления все это приобретает устойчивые черты  интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов. Различают субъектные, институциональные, коммуникативные, ролевые и "должностные" факторы агрессии. К мерам превентивного характера относятся соблюдение режима, чередование труда и отдыха, овладение приемами восстановления, способствующими снижению усталости.
К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относятся и состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроениям.
Психическая напряженность классифицируется и по характеру нарушений деятельности. Так, тормозная форма напряженности характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, когда затрудняется переключение внимания, формирование новых навыков, перестройка старых, снижается способность выполнять привычные действия в новых условиях. Импульсивная форма напряженности проявляется зачастую в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы; наблюдается склонность к малоосмысленным импульсивным действиям, спешка, суетливость, забывание инструкций, что характерно для социальных работников с недостаточно сформированными профессиональными навыками. При генерализованной форме напряженности наблюдается сильное возбуждение, ухудшение качества исполнения, двигательная дискоординация, сопровождающиеся снижением темпа работы, приводящим иногда к срыву деятельности, к безразличию, возникновению чувства обреченности, депрессии.
С учетом мотивации и эмоций человека были дополнительно выделены: операциональная напряженность, характеризующаяся относительно нейтральным подходом к процессу деятельности; преобладание процессуального мотива, поглощенность делом, что оптимально влияет на деятельность; эмоциональная напряженность, выражающаяся в интенсивных эмоциональных переживаниях в ходе деятельности, мотиве самоутверждения, отвлечении от содержания деятельности, снижении ее эффективности.
Следующим неблагоприятным фактором в труде социального работника являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т. д. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей (синдром "конечной остановки" по Л. Питеру), страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту и, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Если человеку не удается преодолеть кризисное состояние, могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.
Профессиональные деформации в ряде случаев могут возникать по причине самой специфики деятельности. Как показывают исследования, примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром "сострадательной усталости", выражающийся в безразличии и депрессии. Как правило, этот профессиональный недуг возникает у тех, кто постоянно имеет дело со страданиями людей.
Другим проявлением деформации личности, вызванной теми же условиями, могут стать равнодушие, черствость, цинизм.
Характерно, что представители профессии типа "человек  человек", постоянно работающие с людьми, в том числе и социальные работники, подвержены опасности профессиональной деформации больше, чем представители профессий типов "человек  техника", "человек  природа". Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на социального работника. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный работник как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по деловому общению и его проблемы, что является небезопасным для его
Знания о возможных профессиональных деформациях личности могут помочь социальному работнику их предупредить, приняв необходимые меры. Специалисты выделяют три класса условий труда по степени их влияния на здоровье человека:
— оптимальные условия и характер труда, исключающие неблагоприятное воздействие опасных и вредных факторов и создающие предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности;
— допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных факторов не превышает устойчивых гигиенических нормативов, а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время отдыха и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья;
— вредные и опасные условия, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов в значениях, превышающих гигиенические нормы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья человека.
К профессиональным болезням относят заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды. Различают острые и хронические профессиональные заболевания.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы "человек  человек", профессиональное заболевание, называемое синдромом "эмоционального сгорания". Это связано с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода "эмоциональным донором", что также относится к факторам профессионального риска.
Термин "эмоциональное сгорание" был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Сущности этого заболевания были посвящены исследования многих ученых.
К. Кондо определяет синдром "эмоционального сгорания" как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия "сгорание", которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание). В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочнокишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление "эмоционального сгорания", охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию.
Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. С. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению "эмоционального сгорания", детализировала этот синдром как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане  утрату профессионального мастерства.
В 1983 г. Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов "эмоционального сгорания": усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная "Яконцепция"; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.
В 1982 г. С. Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие: индивидуальный предел возможностей эмоционального "Я" противостоять истощению, противодействовать "сгоранию" на основе самосохранения; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт; дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия. Основными признаками синдрома сгорания являются:
ощущение эмоционального истощения;
наличие негативных чувств по отношению к клиентам;
негативная самооценка.
Эти признаки синдрома отмечают большинство клицинистов, изучавших и наблюдавших его проявления.
После того как учеными была определена сущность, основные признаки синдрома эмоционального сгорания и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей.
В результате исследований ученые пришли к выводу о том, что существенную роль в "эмоциональном сгорании" играют три основных фактора:
— личностный;
— ролевой;
— организационный.
При изучении личностного фактора некоторые исследователи (П. Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Однако оказалось, что они не связаны с уровнем "эмоционального сгорания". Другие исследователи (А. Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и "сгорания"; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома "сгорания" с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома "сгорания". Выявилась и большая подверженность "сгоранию" и социальных работников, испытывающих недостаток самостоятельности ("сверхконтролируемые"). Исследователь К. Кондо особо важное значение придает разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор вызывает у таких людей, как правило, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. Кондо относит к типу "сгорающих" также и "трудоголиков".
X. Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому "сгорания" как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Е. Махер относит к этой категории также людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму. Таким образом, личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому "сгорания".
Существенную роль в "эмоциональном сгорании" играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования и получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и "сгоранием". Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровней "сгорания", проведенный в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома "сгорания", несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома "сгорания" способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника.
На развитие синдрома "сгорания" оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Распространению синдрома также способствует неопределенность функций или недостаток ответственности. Смягчить развитие процесса "сгорания" могут различные виды стимулирования труда, обеспечение возможности профессионального роста, четкое распределение обязанностей, продуманные должностные инструкции, здоровый микроклимат в коллективе. Организационный фактор, способствующий возникновению синдрома "сгорания", заключается в невозможности роста, отсутствии творческой автономии, сверхконтроле со стороны руководства, несовершенстве управления и т.д.
Профессиональная помощь при "эмоциональном сгорании", по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работа с лицами, подверженными "сгоранию", и смягчение действия организационного фактора. Работа с пациентом должна включать применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии: "малословную терапию" (X. Дж. Фреденбергера) и варианты поведенческой терапии.
Важнейшим принципом предотвращения синдрома "сгорания" является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психогигиена  это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психических реакций социального работника в процессе профессионального общения  серьезная задача психогигиены.
Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому "сгорания". Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.
Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание  это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.
Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, поскольку она еще не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным "обратным трансфертом".
Понятие "обратный трансферт" (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто 3. Фрейдом в 1910 г. "Обратный трансферт" может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений "обратных трансфертов". Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Еще одним типом "обратного трансферта" является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения, напряженность и беспокойство. Отрицательно сказывается на психике социального работника психологический дискомфорт, конфликты и эмоциональное напряжение. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного "обратного трансферта", находить правильный выход из кризисной ситуации.
Профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в профессиональной деятельности. В широком смысле карьера  это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения социального работника к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, или процесс профессионализации  от выбора профессии к овладению профессией, мастерством, творчеством и т.д. В таком понимании карьера близка к акмеограмме специалиста, т. е. к траектории его движения к вершинам профессионализма. Итогом карьеры при этом является высокий профессионализм человека в достижении признанного профессионального статуса. В более узком значении карьера понимается как должностное продвижение. Первостепенное значение здесь имеет не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса, занятие определенной должности. Этот тип карьеры, начинаясь с выбора профессии, включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. При этом карьера  это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Основой карьеры являются общественно признанные образцы профессиональных социальных достижений, которые становятся значимыми ценностями и целями работника, стимулируют его профессиональный рост.
Как показывает практика, на карьеру оказывают влияние прежде всего внутренние факторы  мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность.
На карьеру могут влиять и внешние факторы  социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов. Таким образом, карьера  это достигнутый специалистом в течение своей профессиональной деятельности профессиональный уровень.
Литература:
1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал.  1985.  № 6.
2. Домашняя медицинская энциклопедия / Гл. ред. В.И. Покровский.  М.: Медицина, 1993. С. 366.
3. Зинченко В.П., Леонова АБ., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления.  М., 1977.
4. Григорьев СИ., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики.  Барнаул, 1996  С. 30.
5. Козлов В.Н. Физиология и психология труда: Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.  Саратов, 1984.
6. Корнеев Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова.  СПб., 1991.
7. Наенко Н.И. Психическая напряженность.  М., 1976.
8. Питер Дж. Л. Принципы Питера.  М., 1990.
9. Подвойский В.П. Профессиональная деформация специалистов социальной работы // Социальная работа: теория, технология, образование.  М., 1997.  №2.

РАЗДЕЛ 5. ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНОГО КУРСА «СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИИ» ПО КАТАЛОГУ ПТИС
1. (А12) Абрамова С.С. Введение в практическую психологию.  Екатеринбург, 1995.
2. (А47) Алексеев А., Громова Л. Пойми меня правильно.  СПб, 1993.
3. (А90) Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.  М, 1990.
4. (Б41) Бейтсон Г., Бейтсон М.К. Ангелы страшатся.  М, 1994.
5. (Б51) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.  СПб, 1994.
6. (Г50) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.  М, 1996.
7. (Г59) Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.  М, 1992.
8. (Г77) Грановская P.M. Интуиция. Искусственный интеллект.  Л, 1991.
9. (Г85) Ральф Р. Гринстон. Техника и практика психоанализа.  Воронеж, 1994.
Ю.(Д68) Дружинин В.Н. Психология семьи.  М, 1996.
П.(Е13) Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
12.(356) Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пос. для вузов.  Екатеринбург, 1995.
13(И90) История зарубежной психологии 30е, 60е голы XX века: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина.  М, 1986.
14.(И90) История психологии (10  30 годы): Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина. 2е изд.  М, 1992.
15.(К14) Казаков В.Г., Кондратьев Л.Л. Психология: Учеб. для техникумов.  М, 1989.
16.(К21) Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.  М, 1991.
17.(К24) Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.  РостовнаДону, 1996.
18.(К49) Климов Е.А. Основы психологии: Учебник.  М, 1997.
19.(К59) Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.  Пенза, 1994.
20.(К68) Короткое К.Т. Свет после жизни: экспериментальные исследования биофизической активности тела после смерти.  2е изд.  М, 1996.
2ЦК78) Краткий психологический словарь / Под ред. А.А. Карпенко.  М, 1985.
22.(Л15) Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами.  М, 1997.
23.(Л24) Лапланш Ж. Словарь по психологии.  М, 1996.
24.(Л36) Леви В. Везёт же людям (Психология здоровья).  М, 1996.
25.(Л55) Лавин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций.  М, 1999.
26.(Л92) Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений.  М, 1994.
27.(М69) Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида.  М, 1990.
28.(Н50) Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов: В 3 кн.  М, 1999 .
29.(Н64) Никольская А.А. Возрастная и психологическая психология в дореволюционной России.  Дубна, 1995.
30.(026) Обухова А.Ф. Детская возрастная психология: Учеб.  М, 1996.
31.(075) Основы психологии: Учебник/ Под ред. А.Н. Ломова.  М, 1996.
32.(075) Основы визуальной психодиагностики. Киев, 1992.
33.(075) Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова.  М, 1995.
34.(П86) Психология и педагогика: Пос. для вузов / Под ред. А.А. Радугина  М., 1996.
35.(Ш6) Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990.
36.(П37) Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности.  Л, 1990.
37.(П49) Полетаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда. М, 1974.
38.(П60) Петровский А.В. Введение в психологию.  М., 1995.
39.(П86) Психологические аспекты подборки и проверки персонала. М., 19961997.
40.(П86) Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной.  М. 1995.
41(П86) Психология взрослого человека: три блока личности.  Киев, 1992.
42.(П8) Психолог в детском саду.  М., 1995.
43(П86) Психологическое обеспечение трудовой деятельности / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1987.
44.(П86) Психология и педагогика: Пос. для вузов / Под ред. А.А. Радугина  М., 1996.
45.(П86) Психология подростка: хрестоматия / Под ред. Н.В. Фролова.  М, 1997.
46.(Р13) Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной  М, 1995.
47(Р13) Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. М, 1990.
48.(Р51) Роджерс С.К. О групповой психотерапии.  М., 1993.
49.(Р58) Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.  М., 1988.
50(Р85) Руководство практического психолога. М., 1995.
51.(Р97) Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении  мимика, жест, движение.  М., 1996.
52(С56) Современная психология: справочное руководство/ Под ред. Дружинина М., 1999.
53.(С60) Солсо Р.Л. Когнитивная психология.  М., 1996.
54(С69) Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.В. Лавриненко.  М., 1995.
55.(С74) Справочник по инженерной психологии / Под ред. А.Н. Ломова.  М, 1982.
56.(С18) Столяренко Л.Д. Основы психологии.  РостовнаДону, 1997.
57.(Ф91) Фромм Э. Психоанализ и этика.  М, 1993.
58.(Х72) Холл Кэлвин С, Линдсей Г. Теория личности.  М., 1997.
59.(Х79) Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т.  М., 1997.
60.(11137) Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.  М., 1995.
61.(11187) Штейнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики.  М., 1996.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.