На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Понятие, сущность, функции и задачи управления
Понятие, сущность, функции и задачи управления
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

План:
1.1 Понятия «управление», «менеджмент».
1.2 Подходы к пониманию сущности управления.
1.3 Функции управления.

Цель изучения темы: изучение темы позволяет понять сущность и значения науки управления, а также функции, которые управление выполняет в обществе.

Методические рекомендации к изучению темы.
Содержание темы 1 излагается на лекциях. План к теме 1 данного пособия идентичен плану лекционного занятия, посвященного указанной теме, а также полностью соответствует плану семинарского занятия, посвященного закреплению усвоенных знаний по теме 1.
Самостоятельное освоение тематического материала целесообразно начать с изучения теоретических материалов по теме 1, содержащихся в учебно-методическом пособии. Закрепление темы производится на семинарском занятии, подготовиться к которому поможет поиск студентом ответов на контрольные вопросы к теме, а также выполнение заданий к семинару.
Для более глубокого освоения темы студентами, рассчитывающими в будущем на построение успешной карьеры в социальных учреждениях, рекомендуется ознакомление с литературой для самостоятельного изучения в конце темы 1. Основная литература к теме представляет собой наиболее признанные работы по изучаемой теме, одновременно являющиеся относительно легкодоступными для ознакомления с помощью научных библиотек и сети Интернет. При невозможности получить доступ к указанным работам студент может использовать альтернативные источники, указанные в списке дополнительной литературы к теме 1.

1.1 Понятия «управление», «менеджмент»


Менеджмент или управление (англ. «management» – управление, руководство, администрирование) – это система

гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни, на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, достойного существования.
В упрощенной трактовке по М.Х. Мескону, менеджмент – это «…умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей… функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях… это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию…» [26, с. 5]. Мескон также замечает, синонимичность терминов «менеджмент» и «управление» и стоит согласиться с тем, что эти термины обычно используют как синонимы, хотя и не все исследователи согласны с данной позицией. Предмет менеджмента – это изучаемые процессы, которые протекают в организации и связаны с взаимодействием людей по достижению целей организации.
Также исследователи выделяют такую категорию как
«социальное управление» – отрасль менеджмента, которая изучает целостное освоение мира под углом системного воздействия на сферы общественной жизни для повышения качества жизни членов общества. Одной из таких сфер и является система социальной работы. Субъект, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему управления социальной работой, являющейся составной частью социального управления [28, c. 127].
Субъектами управления в социальной работе являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые органы управления, наделенные управленческими функциями. Объектами управления в социальной работе выступают социальные работники, сотрудники служб, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
Таким образом, управление социальной работой – процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения в социальной сфере. Социальное управление или социальный менеджмент рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.
Ключевым понятием управления является управленческое воздействие. В социальных системах оно представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.
В процессе реализации управленческой деятельности и функций управления складывается система управления. Она состоит из объекта и субъекта управления, их взаимоотношений, внутренних и внешних связей социальной системы, интересов, потребностей, ценностей в её подструктурах, а также из различных органов управления.
Следует отметить, что на сегодня существуют десятки ответвлений менеджмента, специализирующихся на решении отдельных конкретных управленческих проблем: это и стратегический менеджмент, и менеджмент рисков, и финансовый менеджмент, и проектный менеджмент, и многие другие. Тем не менее, в основе всех этих направлений стоят общие теории и положения, большая часть которых была сформирована на протяжении ХХ века. Изучение таких продвинутых отраслей, как стратегический менеджмент, может быть целесообразным для уже состоявшегося руководителя, но даже молодой специалист должен быть знаком с базовыми принципами и теориями управления, дабы одновременно лучше понимать процессы, протекающие в организации, в которой он работает, и, вместе с тем, быть готовым занять место руководителя.

1.2 Подходы к пониманию сущности управления


Сегодня существует 3 основных подхода к пониманию сущности управления: управление как процесс, управление как система и ситуационный подход (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).
При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия да организацию. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Эти действия называют управленческими функциями. Общая сумма этих функций представляет собой процесс управления. Руководитель обязан последовательно выполнять такие функции.
Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями. Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру, и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем). Системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые системы функционируют независимо от изменений внешней среды, а открытые связаны с внешним миром. Все организации являются открытыми системами. Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой – формирование, образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды организации. Сущность системного подхода к управлению – мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных организации, предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.
Ситуационный подход к управлению так же, как и системный, является скорее, способом оптимального мышления, чем набором конкретных действий. Он требует оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Методологию ситуационного подхода рассматривают как 4 шаговый процесс:
1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
2) руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции;
3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию;
4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы отрицательный наименьший эффект. Успех ситуационного подхода зависит от 3 шага, т.е. от того правильно ли руководитель определил какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. Если руководитель правильно проанализировал ситуацию, тогда не нужно будет ему прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения наилучшего решения организационных проблем [26, с. 71–84].

1.3 Функции управления


Основные функции менеджмента напрямую связаны с процессом управления. Управление является процессом, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями, и каждое из них само по себе является процессом очень важным для успеха организации. А. Файоль выделяет 5 функций планирования, хотя у различных авторов количество функций может разниться.
1. Функция планирования и прогнозирования.
Планирование – это разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемой цели. При этом нужно учитывать, что частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Роль прогнозирования в управленческой деятельности и в функционировании организаций в целом можно охарактеризовать выражением: «руководить – значит предвидеть». Прогнозирование – способность смотреть вперед,выходить за пределы наличного, оценивать будущее и предпринимать соответствующие подготовительные меры. Важность прогнозирования вуправленческой деятельности трудно переоценить; оно выступает одной из основных и наиболее специфических прерогатив и функций руководителя.
Существует три основных типа планирования (их еще иногда называют уровни планирования или уровни управления по Р. Энтони).
Стратегическое планирование (высший уровень управления или макроуровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей нише.
Тактическое планирование (средний уровень управления или мезоуровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
Оперативное планирование (низший уровень управления или микроуровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации [1, с. 160–162].
2. Функция организации.
Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента. Под организацией понимается процесс:
– Определения рациональных форм разделения труда;
– Распределения работы среди работников, групп работников и подразделений;
– Разработки структуры органов управления;
– Регламентации функций, подфункций, работ, операций;
– Установления прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
– Подбора и расстановки кадров.
3. Функция отдачи распоряжений (мотивации и стимулирования).
Мотивация представляет собой процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен: во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников; в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.
4. Функция координации и регулирования.
Одно из основных условий успешной деятельности организации – согласованность действий руководителей этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели – цели организации, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помехи отклонений от заданного режима работы.
5. Функция контроля.
Контроль – это предельно комплексное явление, атрибут любой системы управления, необходимое средство и механизм обеспечения эффективности ее функционирования. Контроль выступает неотъемлемым компонентом всех действий и функций управления. Обычно он более выражен в конце их реализации. Он позволяет определить, достигнута их цель или нет, и тем самым «дает санкцию» для перехода к последующим действиям, связывая все звенья цепи управления в единое целое. Для того, чтобы быть действенным и эффективным, контроль должен быть активным. Это значит, что он не должен сводиться к констатации обнаруженных ошибок или отклонений, а включать средства и механизмы их исправления [16, с. 56–80].
На самом деле, различные исследователи выделяют разное количество функций менеджмента, могут отличаться и сами функции в зависимости от рассматриваемого контекста. Но, как правило, основа из вышеуказанного перечня функций остается при этом неизменной. Конечная цель управления – желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления – главный и начальный этап управления.

Конечным результатом системы социального управления функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Контрольные вопросы к теме:
1. Что такое менеджмент?
2. Чем понятие «менеджмент» отличается от понятия
«управление»?
3. Что такое управленческое воздействие?
4. Какие основные подходы существуют к сущности управления?
5. Какие функции управления вам известны?
6. Какие уровни планирования вы знаете?
7. Какова конечная цель управления?

Задания к семинарскому занятию по теме:
1. Используя учебно-методическое пособие, рекомендуемую литературу по теме и информационные ресурсы в сети Интернет, подготовьтесь к обсуждению теоретических вопросов согласно плану к теме 1.
2. Количество видов, отраслей и подсистем менеджмента многообразно. Не все направления менеджмента применяются только для руководства в организациях. Еще П. Друкер писал о важности повышения эффективности управления на уровне отдельного человека. Есть даже целые направления менеджмента, сконцентрированные на управлении собой, такие как «тайм-менеджмент» (управление личным временем). Используя литературу и информацию из сети Интернет, напишите эссе-размышление на тему «Нужны ли знания по менеджменту обычному человеку в повседневной жизни?».

Основная литература по теме:
1. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.

Дополнительная литература по теме:
1. Дубенский Ю.П. Управление социальной работой: курс лекций / Ю.П. Дубенский, Е.И. Сергиенко. – Омск: ОГУ им. Ф.М. Достоевского, 2015. – 354 c.
2. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 192 с.
3. Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. – М.: КНОРУС, 2016. – 268 с.
4. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 144 с.
5. Комаров Е.И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Комаров, А.И. Войтенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. 7. Хедуори. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. – 672 с.
7. Парахина В.Н. Основы теории управления: / В.Н. Парахина [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 558 с.

Источник: Звонок А.А. Управление в социальной работе : учебно-методическое пособие / А.А. Звонок; ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: Книта, 2019. – 148 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.