Страница 1 из 6 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Н. Маркин РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ" Москва – 2004
ВВЕДЕНИЕ (Целевая установка)
Курс "Психология управления" – систематизированный набор психологических знаний, специально отобранных и адаптированных к нуждам управленческой деятельности. Теоретическим основанием курса выступают знания из общей и социальной психологии, акмеологии, психологии труда, инженерной, медицинской, педагогической и других отраслей психологии. Психология управления опирается также на широкий спектр человековедческого знания, философскую антропологию, социальную культурологию, педагогику, этику, производственную социологию, конфликтологию, имиджелогию, ортобиотику, риторику и др. Объектом указанного курса выступает управленческая деятельность во всем ее многообразии. Предметом - социально-психологические закономерности поведения людей в управленческом процессе, психологический механизм оптимального включения людей в решение производственных (общественных) задач. Цель курса: сформировать у студентов психолого- акмеологическое управленческое мышление и культуру руководства людьми на основе человековедческого подхода. Задачи курса:
- повышение социально-психологической, человековедческой компетентности студентов; оптимизацию их управленческого поведения в социально-психологической системе "Руководитель - трудовой коллектив (деловая команда) - личность";
- развитие организационно-деятельностных, социально-психологических и др. знаний, навыков и умений, лежащих в основе человековедческих технологий (индивидуальной работы с персоналом, конструирования социально-психологической общности трудового коллектива, делового общения и т.д.);
- освоение и адаптация к специфическим условиям собственной деятельности отечественного и зарубежного опыта социально-психологической работы с людьми;
- стимулирование личностного профессионально значимого роста студентов.
Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен знать:
- Теоретические, методологические и методические основы психологии управления;
- Историю становления и развития основополагающих идей и концепций психологии управления в теории и практике управленческой деятельности;
- Цели, задачи, методы и технологии профессиональной деятельности руководителя в области психологии управления (руководства людьми);
- Соотношение функционально-ролевого, личностно- деятельностного и субъектно-акмеологического подходов в руководстве людьми (персоналом);
- Специфику психолого-акмеологического (человековед-ческого) подхода в управленческой деятельности;
- Психолого-акмеологические закономерности эффективного стиля управленческой деятельности;
- Психолого-акмеологическую природу человековедческой компетенции и ее значимость для становления современного управленца.
Студент должен уметь:
- Формировать субъектный потенциал работников под конкретную (стоящую перед организацией) задачу: переводить организационные цели в личностно- значимые, адекватно использовать психолого-акмеологические резервы каждого работника;
- Владеть инструментарием, методами направленного развития работников в области (зоне) их личностного и профессионального потенциала;
- Осуществлять психолого-акмеологический мониторинг организационной среды, условий и факторов, детерминирующих поведение работников;
- Фиксировать и развивать личностно-формирующее содержание в функциональных процессах, состояниях и регулирующих их нормативах;
- Вносить в управленческое воздействие, управленческое решение и другие функциональные действия человековедческое (развивающее) содержание.
Дидактические единицы: Предмет психологии управления; психология управления как область научно прикладного знания; статус человека в механизме функционирования и развития социума; психологический ресурс; человеческий капитал; организация как социально-педагогическая и акмеологическая система; человековедческая компетентность руководителя; психолого-акмеологические основы работы с персоналом; акмеологическое воздействие; мотивация персонала; профессиональная самореализация; личностно-профессиональные характеристики руководителя; стратегический лидер; стратегическое мышление; культура организации; миссия организации; организационная солидарность; управленческое общение; стили управленческого общения; управленческое решение; психологическое обеспечение управленческой деятельности. Межпредметные связи.
- Содержательно "Психология управления" (как учебный предмет) опирается на знания и умения студентов, получаемые ими в курсах "Общая психология", "Социальная психология", "Психология личности". В этих курсах закладываются основы личностно ориентированного управленческого мышления;
- Активно используются знания и умения, формируемые у студентов в специализированных курсах: "Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы", "Психология управления персоналом в системе государственной службы", "Технология формирования адекватного стиля профессиональной деятельности руководителя" и др.. Только в тесной взаимосвязи (сопряженности) с этими курсами, возможно расширить "учебное пространство" курса "психология управления", придать ему неоходимую глубину и многогранность.
Курс является составной частью общей профессиональной подготовки современного делового человека. Рабочая тетрадь охватывает своим содержание весь курс "Психология управления". Тетрадь содержит три блока материалов. Их направленность предусматривает, с одной стороны, освоение содержания психологических, управленчески – ориентированных знаний (объективный план), с другой – рефлексию профессионально – личностных изменений (субъектный план). Первый блок – "Ориентировка в курсе". Он включает тематический план изучения курса "Психология управления". Программу курса и методические советы. Внимательно познакомьтесь с ними. Это позволит Вам, во – первых, увидеть теоретические и практические "рамки" освоения и курса в целом, и каждой темы. Изучение рекомендованной литературы даст возможность выстроить понятийный ряд курса, выделить узловые теоретические проблемы и увидеть перспективы их практического освоения. Второй блок – "Освоение содержания курса" - направлен на раскрытие базовых положений изучаемых тем ("основные концептуальные положения курса"). В ходе изучения практикума в каждой теме студент сможет определиться в конкретной области психолого – управленческих знаний и необходимых умений, выполнить ряд заданий по самоконтролю, апробировать способы решения практических задач. Третий блок – "Рефлексия профессионального становления" - поддержит студента в осознании своего продвижения в учебном материале, его освоении. Работа с этим "блоком" рабочей тетради предполагает отношение к себе как к субъекту обучения, осмысление перспектив своего личностного развития и профессионального роста. "Рефлексивный блок" содержит вопросы для самопроверки, тест к курсу в целом. Составьте на каждый вопрос краткие тезисы, алгоритм ответа. К вопросам по самопроверки прилагаются тезисы к ряду вопросов. Это не жесткая рекомендация, а один из вариантов ответа. Прочитайте, сориентируйтесь, выработайте свой подход, отражающий ваше понимание проблемы, Ваш жизненный и профессиональный опыт, Вашу личность. К тесту не дается "ключ". Мы к нему обратимся на учебных занятиях. Но в содержании рабочей тетради есть ответы на все поставленные в нем вопросы. Исходя из этого, постарайтесь выполнить предлагаемую работу. Если Вы внимательно изучили рабочую тетрадь, Вы сразу почувствуете, правильно ли Вы ответили на поставленные вопросы. А сама работа над тестом позволит Вам познакомиться с данным видом контрольной проверки. И в будущем она не будет для Вас неожиданной. Для самопроверки и углубления практической подготовки Вам предлагается своеобразный перечень ситуаций делового контакта. И упражнения на визуальное познание (интерпретацию) жестов партнера по деловому общению. Поработайте с карандашом над упражнениями. И потом обратитесь к ответам ("ключам") по предложенным Вам управленческим задачам. Рабочая тетрадь включает и глоссарий (словарь понятий). Надеюсь он поможет Вам в вашей работе.
|