Страница 4 из 6
5.1. Виды социальной мотивации
1. ТРАДИЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ.
- Главный социальный институт – семья.
- Мотивирует укладом жизни, примером и авторитетом референтных (знаковых) людей: родителей, близких родственников.
- Механизм: традиция – обычай – привычка (привычное сознание – привычное поведение).
- "Труд – это надо!"
|
2. ЭТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ.
- Главные социальные институты: ближайший социум, прежде всего семья; религия (церковь); общественная мораль (общественное мнение).
- Мотивирует жизненным статусом человека труда (трудится, потому и процветает; через труд приходит благо). Нравственный авторитет труда.
- "труд – добро!". "Добро когда жизнь в труде."
|
3. РЕПРЕССИВНАЯ МОТИВАЦИЯ.
- Административное принуждение.
- Экономическое принуждение.
- Прямое насилие (репрессии, механизм страха).
- "навязанная субъектность".
|
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ.
- Механизм самоактуализации и самореализации.
- Стремление личности предъявить миру свое "я" в деловом поле той или иной деятельности, опредметиться в ее результате.
- Мотивирует: общественным статусом человека труда – профессионала.
- Через профессиональную мотивацию возрождается этическая и традиционная мотивация.
- "Труд – достоинство!" "Труд – смысл!"
|
5.2. Мотивация в профессиональном пространстве. а) содержательные теории мотивации.
б) Процессуальные теории мотивации.
- ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ ВРУМА
- ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ АДАМСА
- ТЕОРИЯ ПОРТЕРА – ЛОУЛЕРА
|
5.3. А теперь немного о технологии делегирования полномочий. Пятнадцать критериев правильного делегирования полномочий.
- Делегируйте заблаговременно! Решение о том, что и кому Вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана.
- Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников.
- Делегируйте также с учетом необходимости мотивации и стимулировании своих сотрудников.
- Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.
- Объясняйте сотруднику, о чем идет речь: об отдельном случае или о длительном делегировании.
- Однородные задачи делегируйте по возможности одному и тому же определенному сотруднику.
- Передавайте сотруднику вместе с рабочей задачей полномочия и компетенцию, необходимые для ее выполнения.
- Объясняйте смысл и цель задачи.
- Крупные и важные задачи поручайте приказным путем, а если необходимо – в письменном виде.
- Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях лучшего выполнения порученных ему ответственных задач.
- Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации.
- Избегайте того, чтобы без веских причин вмешиваться в рабочий процесс и тем самым "перечеркивать" делегирование.
- Вместе с тем придайте сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения трудностей и проблем он всегда может попросить у Вас совета и поддержки.
- Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля.
- Позвольте сотруднику представлять работу в высших инстанциях, либо соучаствовать в ее представлении на соответствующем уровне.
(См.: Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. – М.: Экономика, 1991, с116-118.)
5.4. Руководитель помогает увидеть смысл в работе. "Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери…" У.Черчилль
- Обрабатывайте формулировку цели. "Вы не камни дробите. Вы строите храм". Цель останется словами, если люди ей не поверят.
- Показать значимость работы в общем результате, причастность к достижениям организации (фирмы).
- Объяснять задачу с точки зрения нужд людей. "Снижение издержек необходимо не только фирме, но и работающим, так как это даст…"
- Поддерживать желание стать победителем. "Чувствовать исключительность – это внутренняя потребность человека".
- Ничего не скрывать от людей, просить их помощи.
- Создавать благоприятный климат в коллективе.
- Подчеркивать и развивать способности работающих.
- Ориентированность на качество. "Жертвуя качеством, люди теряют интерес к работе, гордость за результат".
- Поддерживать заповеди фирмы. "Если ты совершил случайную ошибку, фирма простит тебя. Если же ты отступил от морального кодекса фирмы, то нет прощения".
- Потенциалы сотрудников должны исчерпываться и дальше развиваться путем создания сфер ответственности и свободы.
- Обеспечить совпадение задач, компетенции и ответственности.
(См.: Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – СПб., 1995, с.16-17.)
5.5. Рубинштейн С.Л. – 3 основных вопроса, позволяющих понять, что представляет собой человек как личность:
1. Чего он хочет? (что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах)
2. Что он может? (это вопрос о способностях, дарованиях человека)
3. Что он есть? (что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.)
(См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999, с. 514)
5.7. Я – СИСТЕМА
Я – ФИЗИЧЕСКОЕ (Я – сексуальное) Я – СОЦИАЛЬНОЕ (Я – семейное) (Я – профессиональное) (Я – этническое, национальное) (Я – гражданское) Я – РЕФЛЕКСИВНОЕ (Я – зеркальное) Я – ДУХОВНОЕ (Я – трансцендентальное) (Я – трансфинитное) (Я - моральное) ОБРАЗ – Я КОНЦЕПЦИЯ – Я (Я – реальное) (Я – идеальное)
(См.: Маркин В.Н. "Я" как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. Под ред.: Уледова А.К., Попова В.Д. – СПА- Консалтинг, 1996, с. 123-142).
5.8. Работники типа "Х" - "Y" - "Z" Теория "Х" - "Y" (Мак Грегор) "Х"
- средний работник не любит трудиться, основой его тенденций является уклонение от работы;
- работников нужно принуждать к трудовой деятельности. Средствами принуждения могут служить угрозы, наказания, а также награда;
- средний человек избегает инициативы, он предпочитает, чтобы им руководили.
"Y"
- внешний контроль и угроза наказания не являются определяющими в трудовой активности основной массы работников. Человек способен сам продвигаться к цели, в которой он заинтересован;
- усилия, прилагаемые человеком к достижению цели, пропорциональны ожидаемому вознаграждению;
- человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней;
- творческая деятельность свойственна не узкому, а широкому кругу людей;
"Z" - (У.Оучи)
- в достижение сознательно поставленной цели работник вкладывает всю свою энергию;
- стремится выразить себя в труде, узнать себя в деле, доказать свою значимость;
- хочет, чтобы в тех вопросах, в которых он компетентен, решения принимались с его участием;
- имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою деятельность. Он стремится реализовать цели и не боится санкций. Он рассчитывает на то, что его инициатива всегда будет понята;
- предпочитает самоконтроль, поэтому контроль руководства должен опираться на эту черту работника;
- если работник данного типа свободен при выборе действий, он работает с полной отдачей (стремление к самовыражению).
Тема 6. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И "ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ".
6.1. Корпоративная (организационная) культура |

МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
Попробуйте, исходя из прочитанного, сформулировать коротко миссию государственной службы РФ.
|