На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) - Тема 5. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА.
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) - Тема 5. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА.
Лекции и практикум по психологии - Психология управления
Индекс материала
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)
I БЛОК: "ОРИЕНТИРОВКА В КУРСЕ"
II БЛОК: "ОСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА"
Тема 5. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА.
ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
III БЛОК: “РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ”
Все страницы


5.1. Виды социальной мотивации


1. ТРАДИЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ.
  • Главный социальный институт – семья.
  • Мотивирует укладом жизни, примером и авторитетом референтных (знаковых) людей: родителей, близких родственников.
  • Механизм: традиция – обычай – привычка (привычное сознание – привычное поведение).
  • "Труд – это надо!"

2. ЭТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ.

  • Главные социальные институты: ближайший социум, прежде всего семья; религия (церковь); общественная мораль (общественное мнение).
  • Мотивирует жизненным статусом человека труда (трудится, потому и процветает; через труд приходит благо). Нравственный авторитет труда.
  • "труд – добро!". "Добро когда жизнь в труде."

3. РЕПРЕССИВНАЯ МОТИВАЦИЯ.

  • Административное принуждение.
  • Экономическое принуждение.
  • Прямое насилие (репрессии, механизм страха).
  • "навязанная субъектность".

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ.

  • Механизм самоактуализации и самореализации.
  • Стремление личности предъявить миру свое "я" в деловом поле той или иной деятельности, опредметиться в ее результате.
  • Мотивирует: общественным статусом человека труда – профессионала.
  • Через профессиональную мотивацию возрождается этическая и традиционная мотивация.
  • "Труд – достоинство!" "Труд – смысл!"

5.2. Мотивация в профессиональном пространстве.
а) содержательные теории мотивации.

управление8

б) Процессуальные теории мотивации.

 

  • ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ ВРУМА
  • ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ АДАМСА
  • ТЕОРИЯ ПОРТЕРА – ЛОУЛЕРА

 

5.3. А теперь немного о технологии делегирования полномочий.
Пятнадцать критериев правильного делегирования полномочий.

  • Делегируйте заблаговременно! Решение о том, что и кому Вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана.
  • Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников.
  • Делегируйте также с учетом необходимости мотивации и стимулировании своих сотрудников.
  • Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.
  • Объясняйте сотруднику, о чем идет речь: об отдельном случае или о длительном делегировании.
  • Однородные задачи делегируйте по возможности одному и тому же определенному сотруднику.
  • Передавайте сотруднику вместе с рабочей задачей полномочия и компетенцию, необходимые для ее выполнения.
  • Объясняйте смысл и цель задачи.
  • Крупные и важные задачи поручайте приказным путем, а если необходимо – в письменном виде.
  • Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях лучшего выполнения порученных ему ответственных задач.
  • Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации.
  • Избегайте того, чтобы без веских причин вмешиваться в рабочий процесс и тем самым "перечеркивать" делегирование.
  • Вместе с тем придайте сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения трудностей и проблем он всегда может попросить у Вас совета и поддержки.
  • Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля.
  • Позвольте сотруднику представлять работу в высших инстанциях, либо соучаствовать в ее представлении на соответствующем уровне.

(См.: Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. – М.: Экономика, 1991, с116-118.)

5.4. Руководитель помогает увидеть смысл в работе.
"Когда миром движут великие мотивы,
мы вдруг начинаем понимать,
что мы люди, а не звери…"
У.Черчилль

  • Обрабатывайте формулировку цели. "Вы не камни дробите. Вы строите храм". Цель останется словами, если люди ей не поверят.
  • Показать значимость работы в общем результате, причастность к достижениям организации (фирмы).
  • Объяснять задачу с точки зрения нужд людей. "Снижение издержек необходимо не только фирме, но и работающим, так как это даст…"
  • Поддерживать желание стать победителем. "Чувствовать исключительность – это внутренняя потребность человека".
  • Ничего не скрывать от людей, просить их помощи.
  • Создавать благоприятный климат в коллективе.
  • Подчеркивать и развивать способности работающих.
  • Ориентированность на качество. "Жертвуя качеством, люди теряют интерес к работе, гордость за результат".
  • Поддерживать заповеди фирмы. "Если ты совершил случайную ошибку, фирма простит тебя. Если же ты отступил от морального кодекса фирмы, то нет прощения".
  • Потенциалы сотрудников должны исчерпываться и дальше развиваться путем создания сфер ответственности и свободы.
  • Обеспечить совпадение задач, компетенции и ответственности.

(См.: Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – СПб., 1995, с.16-17.)

5.5. Рубинштейн С.Л. – 3 основных вопроса, позволяющих понять, что представляет собой человек как личность:

1. Чего он хочет? (что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах)

2. Что он может? (это вопрос о способностях, дарованиях человека)

3. Что он есть? (что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.)

(См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999, с. 514)

управление9

5.7. Я – СИСТЕМА

Я – ФИЗИЧЕСКОЕ
(Я – сексуальное)
Я – СОЦИАЛЬНОЕ
(Я – семейное)
(Я – профессиональное)
(Я – этническое, национальное)
(Я – гражданское)
Я – РЕФЛЕКСИВНОЕ
(Я – зеркальное)
Я – ДУХОВНОЕ
(Я – трансцендентальное)
(Я – трансфинитное)
(Я - моральное)
ОБРАЗ – Я
КОНЦЕПЦИЯ – Я
(Я – реальное)
(Я – идеальное)

 

(См.: Маркин В.Н. "Я" как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. Под ред.: Уледова А.К., Попова В.Д. – СПА- Консалтинг, 1996, с. 123-142).

5.8. Работники типа "Х" - "Y" - "Z"
Теория "Х" - "Y" (Мак Грегор)
"Х"

  • средний работник не любит трудиться, основой его тенденций является уклонение от работы;
  • работников нужно принуждать к трудовой деятельности. Средствами принуждения могут служить угрозы, наказания, а также награда;
  • средний человек избегает инициативы, он предпочитает, чтобы им руководили.

"Y"

  • внешний контроль и угроза наказания не являются определяющими в трудовой активности основной массы работников. Человек способен сам продвигаться к цели, в которой он заинтересован;
  • усилия, прилагаемые человеком к достижению цели, пропорциональны ожидаемому вознаграждению;
  • человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней;
  • творческая деятельность свойственна не узкому, а широкому кругу людей;

"Z" - (У.Оучи)

  • в достижение сознательно поставленной цели работник вкладывает всю свою энергию;
  • стремится выразить себя в труде, узнать себя в деле, доказать свою значимость;
  • хочет, чтобы в тех вопросах, в которых он компетентен, решения принимались с его участием;
  • имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою деятельность. Он стремится реализовать цели и не боится санкций. Он рассчитывает на то, что его инициатива всегда будет понята;
  • предпочитает самоконтроль, поэтому контроль руководства должен опираться на эту черту работника;
  • если работник данного типа свободен при выборе действий, он работает с полной отдачей (стремление к самовыражению).

Тема 6. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
КАК ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И
"ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ".


6.1. Корпоративная (организационная)
культура

управление10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

управление11

Попробуйте, исходя из прочитанного, сформулировать коротко миссию государственной службы РФ.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.