Страница 5 из 6
ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ 7.1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 1. Специфика управленческого общения. 2. Культура и психотехнологии управленческого общения. 3. Психологические "барьеры" и "ловушки" управленческого общения. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Работа руководителя пронизана встречами, беседами и другими взаимодействиями с людьми, т.е. общением. 2. Классическая наука (Б.Ф.Ломов, Г.М.Андреева и др.), как известно, выделяет в процессе (структуре) общения три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие и познание друг друга).
ОБЩЕНИЕ--------->коммуникация<--------->интеракция<--------->социальная перцепция
3. Следует подчеркнуть связь общения с деятельностью (принцип единства общения и деятельности). Общается прежде всего деятельный человек, вступающий в отношения не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Отсюда выход на управленческое (деловое) общение руководителя, который с предметом базовой деятельности связан через мысль, чувство и волю управленческой команды, персонала. 4. Исходя из субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн) и классической схемы процесса общения можно предложить рабочую матрицу управленческого общения:
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Стороны-процессы управленческого (делового) общения
|
Управленческие задачи, решаемые в процессе управленческого общения
|
1. Взаимовосприятие и познание субъектами общения друг друга (перцепция)
|
1. Взаимооценка. 2. Установление делового контакта.
|
2. Взаимодействие: - обмен информацией (коммуникация); - обмен действиями (интеракция)
|
3. Достижение взаимопонимания. 4. Организация совместной работы.
|
5. Исходя из целевых задач управленческого общения и сопряженных с ними психологических процессов, можно зафиксировать- совокупность технологических задач, которые необходимо адекватно разрешать руководителю, а также трудности (барьеры, ловушки), с которыми он сталкивается в этом процессе. Перечислим (только штрихами) обозначенные функции и связанные с ними задачи и трудности: - задачи на взаимооценку и установление рабочего контакта (перцепция): "ловушка первого впечатления" (вера в первый взгляд); "эффект ореола" (предвзято отрицательное или предвзято положительное отношение); стереотипизация (профессиональная, житейская, этническая и др.); аттракция и атрибуция; аппаратный механизм "есть мнение"; имидж (самопрезентация) и т.д.; - задача достижения взаимопонимания (коммуникация): побудительная и констатирующая информация; информационный контакт и информационное убеждение; "законы" информационного воздействия - "закон края, или выпадения середины", драматургия устного и письменного сообщения, принцип "адекватного вопроса" и "адекватного ответа", эффект "расщепления информации и потери смысла", информационная адекватность и т.д. - задача организации совместной работы (интеракция): позиции субъектов общения - ситуации общения - стиль действия (общения); стили общения - "ритуальный - манипулятивный - гуманистический" (Г.М.Андреева, Л.А.Петровская), "информационный - менторский - кон-фронтационный - одухотворяющий" (В.М.Шепель); правила "живого общения" и продуктивной совместной деятельности; стратегии поведения в конфликтных ситуациях и т.д. 6. Сквозное условие продуктивности и оптимальности управленческого общения в рамках любой модели управления: вероятностной - перцептивной - преобразующей и др. (Р.Кричевский, Ф.Фидлер, С.Грин, Т.Митчелл, Д.Филипс, В.Басе, У.Беннис) - овладение руководителем пси-холого-акмеологическим подходом (культурой) работы с управленческой командой, с персоналом (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Ю.В.Синягин, В.И.Корниенко и др.); человековедческая направленность его личности и деятельности (профессиональная субъектность), в том числе способность работать не только на объектной или субъектной, но прежде всего на субъект-субъектной (диалоговой) парадигме управленческого общения (Г.А.Ковалев).
7.2. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ
|
- МЕНТОРСКИЙ (обучающий)
|
- КОНФРАНТАЦИОННЫЙ
|
- ОДУХОТВОРЯЮЩИЙ
|
(См.: Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М: 2000, с. 294 - 295).
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 8.1. СХЕМА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.
|