На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) - ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) - ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
Лекции и практикум по психологии - Психология управления
Индекс материала
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)
I БЛОК: "ОРИЕНТИРОВКА В КУРСЕ"
II БЛОК: "ОСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА"
Тема 5. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА.
ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
III БЛОК: “РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ”
Все страницы

 

ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
7.1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
1. Специфика управленческого общения.
2. Культура и психотехнологии управленческого общения.
3. Психологические "барьеры" и "ловушки" управленческого общения.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Работа руководителя пронизана встречами, беседами и другими взаимодействиями с людьми, т.е. общением.
2. Классическая наука (Б.Ф.Ломов, Г.М.Андреева и др.), как известно, выделяет в процессе (структуре) общения три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие и познание друг друга).

ОБЩЕНИЕ--------->коммуникация<--------->интеракция<--------->социальная перцепция

3. Следует подчеркнуть связь общения с деятельностью (принцип единства общения и деятельности). Общается прежде всего деятельный человек, вступающий в отношения не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Отсюда выход на управленческое (деловое) общение руководителя, который с предметом базовой деятельности связан через мысль, чувство и волю управленческой команды, персонала.
4. Исходя из субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн) и классической схемы процесса общения можно предложить рабочую матрицу управленческого общения:

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Стороны-процессы управленческого (делового) общения

Управленческие задачи, решаемые в процессе управленческого общения

1. Взаимовосприятие и познание субъектами общения друг друга (перцепция)

1. Взаимооценка. 2. Установление делового контакта.

2. Взаимодействие: - обмен информацией (коммуникация); - обмен действиями (интеракция)

3. Достижение взаимопонимания. 4. Организация совместной работы.

5. Исходя из целевых задач управленческого общения и сопряженных с ними психологических процессов, можно зафиксировать- совокупность технологических задач, которые необходимо адекватно разрешать руководителю, а также трудности (барьеры, ловушки), с которыми он сталкивается в этом процессе.
Перечислим (только штрихами) обозначенные функции и связанные с ними задачи и трудности:
- задачи на взаимооценку и установление рабочего контакта (перцепция): "ловушка первого впечатления" (вера в первый взгляд); "эффект ореола" (предвзято отрицательное или предвзято положительное отношение); стереотипизация (профессиональная, житейская, этническая и др.); аттракция и атрибуция; аппаратный механизм "есть мнение"; имидж (самопрезентация) и т.д.;
- задача достижения взаимопонимания (коммуникация): побудительная и констатирующая информация; информационный контакт и информационное убеждение; "законы" информационного воздействия - "закон края, или выпадения середины", драматургия устного и письменного сообщения, принцип "адекватного вопроса" и "адекватного ответа", эффект "расщепления информации и потери смысла", информационная адекватность и т.д.
- задача организации совместной работы (интеракция): позиции субъектов общения - ситуации общения - стиль действия (общения); стили общения - "ритуальный - манипулятивный - гуманистический" (Г.М.Андреева, Л.А.Петровская), "информационный - менторский - кон-фронтационный - одухотворяющий" (В.М.Шепель); правила "живого общения" и продуктивной совместной деятельности; стратегии поведения в конфликтных ситуациях и т.д.
6. Сквозное условие продуктивности и оптимальности управленческого общения в рамках любой модели управления: вероятностной - перцептивной - преобразующей и др. (Р.Кричевский, Ф.Фидлер, С.Грин, Т.Митчелл, Д.Филипс, В.Басе, У.Беннис) - овладение руководителем пси-холого-акмеологическим подходом (культурой) работы с управленческой командой, с персоналом (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Ю.В.Синягин, В.И.Корниенко и др.); человековедческая направленность его личности и деятельности (профессиональная субъектность), в том числе способность работать не только на объектной или субъектной, но прежде всего на субъект-субъектной (диалоговой) парадигме управленческого общения (Г.А.Ковалев).

7.2. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

  1. МЕНТОРСКИЙ (обучающий)

  1. КОНФРАНТАЦИОННЫЙ

  1. ОДУХОТВОРЯЮЩИЙ

(См.: Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М: 2000, с. 294 - 295).

управление12

ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
8.1. СХЕМА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.

управление13


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.