На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) - I БЛОК: "ОРИЕНТИРОВКА В КУРСЕ"
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) - I БЛОК: "ОРИЕНТИРОВКА В КУРСЕ"
Лекции и практикум по психологии - Психология управления
Индекс материала
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)
I БЛОК: "ОРИЕНТИРОВКА В КУРСЕ"
II БЛОК: "ОСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА"
Тема 5. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА.
ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
III БЛОК: “РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ”
Все страницы

 

I БЛОК: "ОРИЕНТИРОВКА В КУРСЕ"
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучение курса "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"



п/п

Тема занятий

Формы занятий

Кол-во часов

1.

Психология управления как область научно-прикладного знания.

Вводная лекция

2

2.

Человек ("психологический ресурс", "человеческий капитал") в механизме функционирования и развития социума.

Проблем.
лекция

2

3.

Руководитель как стратегический лидер

Лекция с элемен. практ. занятия.

2

4.

Психолого-акмеологические основы работы с персоналом.

Лекция с элемен. практ. занятия.

4

5.

Мотивация персонала. Направленное развитие жизненной и трудовой активности работника.

Лекция с элемен. практ. занятия.

2

6.

Корпоративная культура как принцип профессиональной жизни и "инструмент управления".

Проблем. лекция с эл. груп. дискусси

4

7.

Управленческое (деловое) общение.

Лекция с элемен. тренинга

4

8.

Психологическое обеспечение управленческого решения.

Лекция с элемен. практ. занятия.

2

9.

 

Экзамен

4

 

ИТОГО:

26

 

Лекции:

8

 

Практич. занятия:

14

 

Экзамен:

4


ПРОГРАММА

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНО
ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЯ
Психология управления как система психологического знания, специально отобранного и адаптированного к нуждам управленческой практики. Психология управления и человекознание.
Психология управления как вид профессиональной деятельности (оптимальное включение работника в решение производственных задач, рациональное использование материальных и трудовых, в том числе психологических, ресурсов).
Объект и предмет психологии управления. Технологическое оформление знаний – отличительная особенность психологии управления. Основные виды управленческих (человековедческих) технологий. Российская деловая культура и психологический (человековедческий) подход к работе с персоналом.
Освоение и адаптация к российским условиям прогрессивного зарубежного управленческого опыта работы с персоналом. Диалектика универсального и национального в психологии управления.

Тема 2. ЧЕЛОВЕК ("ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС", "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ") В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИУМА
Цивилизационный сдвиг бытия и сознания человека (человечества) конца ХХ - начала ХХI веков. Перспективы Российского социума в свете постиндустриального (постэкономического) развития.
Человек (личность) как носитель универсальных ресурсов развития социума (время - информация - креативность). Понятия "психологический ресурс", "человеческий капитал".
Общество как "пространство" жизни (жизнедеятельности) человека. Статус человека в механизме функционирования и развития социума: издержки - ресурс (наряду с другими) - капитал (самоцель). Техноцентристская и антропоцентристская (человековедческая) стратегии работы с персоналом.
Личностноформирующее и личностноразвивающее содержание общественных процессов и форм жизнедеятельности. Организация как экономическая (административная и т.д.) и социально-педагогическая система ("сгусток культуры").
Человековедческая (психолого-акмеологическая) компетентность как профессиональное качество руководителя.

Тема 3. РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЛИДЕР.
Сущность профессионального мышления руководителя: концептуальность, стратегическое видение (мышление с учетом будущего), инновационность, маркетинговый подход, гражданственность.
Профессионально-важные (человековедческие) качества руководителя как стратегического лидера. Масштаб мышления. Общая цель и индивидуальная задача. Способность перейти от слов к делу (делать на практике то, что другие делают только на словах). Принятие решений (эксперт экспертов). Волевой импульс (энергия, а не нервозность). Ответственность и риск ("шахматы или рулетка"). Умение держать цель (примат конечного результата) и др.
Специфика общения между руководителем и членами "деловой команды" ("один из нас", "подобный большинству из нас", "лучший из нас" "первый среди равных").

Тема 4. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
Человековедческий подход к персоналу: работник как целостность (индивид - личность - индивидуальность); единство функционирования и развития работника в профессиональной деятельности; работник как сложноструктурированный субъект (субъект деятельности, субъект общения, субъект личностного и делового саморазвития). Ставка на самореализующегося человека; акме.
Профессиональный и личностный потенциал подчиненных. Уровень компетентности и психология победителя. Зона профессионального развития. "Право на ошибку" и управленческая "работа с ошибками". "Знаки внимания", "психология прикосновений" в управленческой деятельности.
"Короля играет окружение" (подбор кадров). Стиль руководства и деловая зрелость персонала.
Формы работы с индивидуализирующим воздействием: делегирование полномочий, квалификационные (аттестационные) собеседования, личностная мотивация.

 

Тема 5. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА
Понятие мотивации. Личная заинтересованность в труде - психологическая основа глубинной мотивации.
Общесоциальные подходы к мотивации. Традиционная (традиционалистская) мотивация. Этическая мотивация (религиозная, светская). Репрессивная мотивация (навязанная субъектность). Профессиональная мотивация (мотивация самореализации).
Мотивация в профессиональном пространстве. Содержательные теории мотивации (А.Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф.Герцберг). Процессуальные теории мотивации (теория ожидания, теория справедливости, комплексная модель Портера - Лоулера). Теория мотивационной регуляции поведения личности В.Г.Асеева.
Стратегия современного стимулирования труда. Человековедческие правила стимулирования (мотивации). Отечественный и зарубежный опыт создания гибких систем стимулирования (мотивации) труда.

Тема 6. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И "ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ".
Корпоративная культура - система базовых принципов, ценностей и норм ("правил игры"), регулирующих функционирование и развитие организации (деловой команды).
Групповой дух: философия, идеология и кредо (миссия) деловой группы. Сознание и чувство "Мы".
Универсальное и национальное в корпоративной культуре.
Основные функции корпоративной культуры: образовательно-воспитательная, интегративная, регулирующая и др.
Влияние культуры на эффективность организации. Корпоративная культура и поведение членов организации: разделяемые идеи - разделяемые действия. Культура как внутренний момент деятельности: "до острия инструментов". Профессионально - деятельностная и предметно-продуктивная стороны корпоративной культуры (целостное единство способов и продуктов деятельности).
Человекоцентристская сущность корпоративной культуры.

Тема 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО (ДЕЛОВОГО) ОБЩЕНИЯ. КУЛЬТУРА И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Обмен действиями (интерактивная сторона общения). Управленческие задачи, решаемые в обозначенных процессах.
Первое впечатление о человеке: закономерности, механизмы, "ловушки" (эффект ореола; житейские, этнические, профессиональные стереотипы и предрассудки; "есть мнение" и др.). Имидж. Язык жестов.
Информационное взаимодействие. Виды информации. Размещение информации в устном и письменном выступлении. Эффект "расщепления" информации (потеря смысла). Психолого-педагогические задачи и психологические механизмы убеждающего воздействия.
Стили общения. Правила "живой беседы". Деловая встреча. Переговоры. Психологические трудности организации совместной работы и их преодоление посредством общения.

Тема 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Этапы и процедуры разработки и принятия управленческого решения, их психологическая интерпретация: анализ проблемной ситуации; формирование цели; выявление полного перечня альтернатив; выбор допустимых альтернатив; предварительный выбор лучших альтернатив; оценка альтернатив лицом, принимающим решения; экспериментальная проверка предпочтительных альтернатив (при необходимости и возможности); принятие решения; определение этапов - сроков - исполнителей принятого решения; обеспечение работ; выполнение решения; подведение итогов.
Основные психологические ошибки процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения.

ЛЕКЦИОННЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНО-ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЯ.
(Вводная лекция)

  • Психология управления: целевое предназначение.
  • Объект и предмет психологии управления.
  • Психология управления как система технологически оформленного знания.

Литература

  • Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1999.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу "Менджмент". М., 1999.
  • Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.
  • Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель … Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1998.
  • Маркин В.Н. Психолого- акмеологический менеджмент (руководитель - команда - персонал) Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы – М.: 2002, с.157- 179
  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. М., 1992.
  • Общий и специальный менеджмент. //Общ. ред. А.А. Гапоненко, А.П. Панкрухин. М., 2000.

ЧЕЛОВЕК ("ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС", "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ") В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИУМА.
(Проблемная лекция)

  • Человек (личность) как носитель универсальных ресурсов развития социума.
  • Статус человека в механизме функционирования и развития социума.
  • Человековедческая (психолого-акмеологическая) компетентность как профессиональное качество руководителя.

Литература

  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  • Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований М., 2000.
  • Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы – М.:2000.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
  • Тоффлер Э. Шок будущего. Пер. с англ. – М.: 2001.
  • Шепель В.М. Управленческая антропология (Человековедческая компетентность менеджера). М., 2000.

РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЛИДЕР.
(Лекция с элементами практического занятия)

  • Стратегическое мышление руководителя (мышление через будущее).
  • Стратегический лидер коллектива (команды)
  • Профессионально-важные (человековедческие) качества руководителя.

Литература

  • Ансофф И. Стратегическое управление.: Пер. с англ. М., 1989.
  • Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995.
  • Маркин В.Н. Управленческая команда (команда руководителя) в сфере госслужбы //Психология госслужбы. /Под. Ред. А.П. Федоркиной. М.,1997.
  • Попов С.А. Стратегическое управление. 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 4. М., 2000.
  • Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М., 2000.

 

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
(Лекция с элементами практического занятия)

  • Руководитель – подчиненный: акмеологическое (развивающее) воздействие.
  • Субъектный потенциал работника. Учет закономерностей становления субъектости при делегировании деловой задачи.
  • Психологический статус ошибки в профессиональной деятельности. "Работа над ошибками" как управленческая задача.
  • Стиль руководства: базовые управленческие и человековедческие отношения.

Литература

  • Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М: 2001.
  • Деркач А.А. Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001.
  • Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 1997.
  • Маркин В.Н. Психолого-акмеологический менеджмент (руководитель – команда - персонал)// Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы. Ред. А.А. Деркач. – М.: 2002. с. 157-179.
  • Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 16. М., 2000.
  • Общая и прикладная акмеология. В 2-х ч. //Под общ. ред. А.А. Деркача. Ч. 1. М., 2001.
  • Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М., 1998.
  • Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2000.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА
(Лекция с элементами практического занятия)

  • Понятие мотивации.
  • Общесоциальные подходы к мотивации.
  • Человековедческие принципы стимулирования (мотивации) профессиональной самореализации.

Литература

  • Асеее В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
  • Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  • Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.: Пер. с англ. М., 1992.
  • Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997.
  • Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. М., 2000.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И "ИНСТРУМЕНТ" УПРАВЛЕНИЯ
(Проблемная лекция с элементами дискуссии)

  • Корпоративная культура как феномен материальной и духовной жизни деловой группы.
  • Содержание корпоративной культуры: "идейные" и "поведенческие" компоненты.
  • Социально-психологические механизмы корпоративной культуры.
  • Корпоративная культура государственной службы.

Вопросы к дискуссии:

  • Правомерна ли постановка вопроса о корпоративной культуре государственной службы?
  • Можно ли говорить о профессиональной философии, идеологии, этическом кредо и миссии (стратегической смысловой цели) государственной службы?
  • Можете ли Вы сформулировать (кратко) миссию госслужбы?
  • Как взаимосвязаны универсальное (общечеловеческое) и национальное в корпоративной культуре?
  • В каком соотношении находятся корпоративная культура государственной службы в целом и культура управленческой команды конкретного региона?
Литература
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1999.
  • Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.
  • Коломиец Н.О. Развитие организационной культуры персонала. М., 2001.
  • Маркин В.Н. Социальный психоанализ в профессиональном потенциале госслужащего //Социальный психоанализ: теория и практика. /Под ред. В.Н. Маркина. Красноярск, 1998.
  • Организационная культура государственной службы. Рук. авт. к-ва В.Л. Романов. М., 2001.
  • Соломанидина Т.О. Организационная культура компании – М.: 2003.
  • Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. – СПб.: 2002
  • Яирова Л.П. Менеджмент: организационно-управленческая культура. М., 2000.


УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
(Лекция с элементами тренинга)

  • Специфика управленческого общения.
  • Культура и психотехнологии управленческого общения.
  • Психологические "барьеры" и "ловушки" управленческого общения.

Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.
Маркин В.Н. Деловое общение (культура и технологии) //Психология общения 2000: проблемы и перспективы. Тезисы докладов международной конференции. М., 2000.
Мицич Предраг Как проводить деловые беседы.: Пер. с сербохорватского. М., 1983.
Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.: Пер. с англ. М., 1990.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
(Лекция с элементами практического занятия)

  • Управленческое решение: сущность, основные социальные и психологические характеристики.
  • Этапы и процедуры разработки и принятия управленческого решения. Их психологическая интерпретация.
  • Основные психологические ошибки процесса разработки и принятия управленческого решения.

Литература

Виханский 0.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1999.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений.: Пер. с польского. М., 1979.
Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М., 2000.
Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
Степанов В. Психологические механизмы актуализации и блокирования управленческих решений (опыт системного описания и конкретного исследования). Архангельск, 2002.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ

  • Психологический ресурс управления.
  • Мотивация и вознаграждение персонала.
  • Зарубежный опыт работы с персоналом (изучение и адаптация в условиях реформируемой России).
  • Социально-психологические основы делового общения.
  • Российское общество в условиях перехода к рынку (проблема адаптации к новой системе ценностей).
  • Человековедческая компетентность как профессиональная характеристика руководителя.
  • Стили общения руководителя с персоналом.
  • Механизм удовлетворения ведущих потребностей человека в процессе стимулирования деловой активности.
  • Женщина – руководитель: особенности стиля руководства.
  • Стратегии управления персоналом.
  • Профессионально-важные (человековедческие) качества руководителя.
  • Духовно-нравственная традиция России и развитие рыночных отношений.
  • Организация как экономическая и социально-педагогическая система.
  • Психологические барьеры управленческого общения.
  • Психологические основы делегирования полномочий.
  • Социально-психологическая информация в управленческой деятельности.
  • Культура организации (корпоративная культура).
  • Особенности российского персонала и методы работы с ним.
  • Служба персонала организации (международный и российский опыт).
  • Управленческий конфликт. Культура конфликтного взаимодействия.
  • Личность как объект управленческого воздействия (субъект взаимодействия).
  • Лидерский потенциал руководителя.
  • Актуальность проблемы трудовой мотивации в современной России.
  • Стратегическое мышление руководителя.
  • Психология принятия управленческого решения.

Любой контрольный вопрос к зачету (см. выше, может выступить темой реферата или курсовой (контрольной) работы.
Темы выдвигаются также и студентами на инициативной (авторской) основе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К КУРСУ

Современная управленческая деятельность - особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования и руководства. Отсюда особое внимание к организаторам производства, людям, работающим с персоналом - менеджерам.
Сказанное имеет особую значимость в свете "административной революции", охватившей развитые страны мира. Сущность этой "революции" заключена в переходе от бюрократической (основанной на администрировании) к постбюрократической парадигме управления, основанной на лидерском потенциале руководителя.
Следует подчеркнуть, что обозначенные изменения - это действительно качественный скачок, а не линейный прогресс от старого к новому. Отсюда и установка на курс должна содержать не просто стремление освоить одну за другой "учебные темы", а сформировать своеобразное человековедческое, антропоцентристское (в отличие от техноцентризма) виденье своей профессиональной деятельности.
На осмысление этих новых (человековедческих) моментов и направлен предлагаемый курс.
Деятельность руководителя не просто управление. Это управление через филигранную работу с людьми. В этой деятельности соединяются два аспекта: коммерческо-экономический (организационно-технический, функциональный) и психолого-педагогический (социально-поведенческий, психолого-акмеологический).
Деловой успех руководителя, менеджера зависит не только от его личных замыслов и работоспособности, но и от эффективности взаимодействия с другими людьми: с сотрудниками, клиентами и партнерами. Чтобы предупредить серьезные противоречия, которые превращают работу в нервотрепку и ставят под угрозу достижение целей, следует знать, как формируются отношения между людьми, как распределяются неформальные роли в группе, как начинается конфликт и как его оптимально разрешить...
Следует подчеркнуть при этом, что ценность человековедческих знаний для руководителя заключается не в возможности манипулировать людьми с помощью тех или иных "психологических приемов". Социально-психологическая (человековедческая) компетентность руководителя проявляется в умении утвердить в группе, в "команде" продуктивные межличностные отношения, выстроить вдохновляющие и стимулирующие цели и задачи общей деятельности.
В программе преодолен традиционный "кадровый подход", которым обычно отличаются курсы по "работе с персоналом". В ней реализованы задачи именно менеджерской подготовки. Усвоив данный курс, студенты получат достаточно широкое представление о направлениях и содержании работы, как с группой, так и с отдельным конкретным работником. Это позволит им в будущей профессиональной деятельности достаточно осознанно подойти к работе с персоналом, как в области бизнеса, так и в государственных сферах.
В курсе реализован принцип сопряжения теоретического и практического материала. Он раскрывает прогрессивные концептуальные положения, развиваемые теорией управленческой деятельности и содержит, одновременно, выход на обширный практикум, предназначенный для отбработки необходимых операциональных навыков и умений. Последнее важно подчеркнуть особо. Профессиональная культура не сводится к умениям. Но она находит выражение в умениях человека в рамках той или иной (в нашем случае - управленческой) деятельности.
Усвоение курса нужно строить через синтез "знаний" и "умений", переплавляя их в четко фиксированную личностную профессиональную культуру.
Отсюда и подход к учебной литературе, которая рекомендуется. Кроме фундаментальной монографической литературы (типа Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М: 1995; Пугачев В.П. Руководство персоналом организации - М: 1998; Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер.с англ. - М: 1992 и др.), следует обязательно обращаться к книгам технологического типа (например, практикумы к тем же книгам Виханского О.С., Наумова А.И., Пугачева В.П., они изданы в комплекте с учебниками, хотя в книжных магазинах продаются, а в библиотеках выдаются отдельно; Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки - М: 1995; Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе - М: 1998; Власова Н. ...И проснешься боссом (справочник по психологии управления. В 3 ч. - Новосибирск: 1994 и др.).
Следует обратить внимание на литературу, выпущенную кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Прежде всего это такие фундаментальные издания: учебник "Акмеология" Под общей ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2002; и пятитомное издание А.А. Деркача под общим названием "Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека". Книги 1-5. – М.: РАГС, 2000-2001 гг.; другие кафедральные издания. Подробную справку о них можно получить в методическом кабинете (ком. 3350) тел. 436-98-82.
Много материалов для размышлений и освоения практических навыков можно получить при вдумчивом ознакомлении с книгами известных предпринимателей, менеджеров, описывающих свой жизненный путь, работу конкретных компаний. Среди них можно назвать: Якокка Ли. Карьера менеджера. Пер. с англ. - М: 1991; Морита Акио "Сделано в Японии". История формы СОНИ. Пер. с англ. - М: 1990; Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: человек - фирма - маркетинг. Пер. с англ. - М: 1990; Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний) - М: 1997 и др.
Рекомендуется просматривать специальные журналы, такие как "Проблемы теории и практики управления"; "Управление персоналом" и др.
Важно фиксировать интересные факты, мысли, из телепередач, радио.
Информация, естественно, будет поступать по частям, разрозненно. Некоторые сообщения сначала могут показаться непонятными, но позднее -весьма полезными. Желательно составлять досье с папками под заголовками тем курса хранить в них газетные вырезки, копии журнальных статей, справочные материалы. Постепенно вырабатывается собственная система классификации, отбора и селекции материала.
Для обладателей персонального компьютера, проблема работы с аналитическими и справочными материалами приобретает соответствующий характер.
В конечном счете, формируется "Банк информации", который явится хорошим подспорьем при подготовке рефератов, курсовых работ, выступлений. А в дальнейшем и для профессиональной деятельности.
Хотелось бы еще раз коснуться опыта работы зарубежных корпораций, возглавляющих их менеджеров. Опыт этот чрезвычайно интересен для нас. Но усваивать его важно не механически, а творчески, на основе традиций российской культуры, народной ментальности. Не подражать, а извлекать суть. Только в этом случае опыт этот не будет отторгнут, а приживется, пойдет в жизнь.
Необходимо из толщи российской истории извлекать все, что работает на прогресс, на развитие. В российской мысли даже на первый взгляд можно найти немало идей, соответствующих самым современным идеям информационной эпохи, постиндустриального производства (идеи "ноосферы" Вл. Вернадского, человеческого всеединства Вл. Соловьева, гуманного производства С.Н. Булгакова и др. На книгу Булгакова С.Н. Философия хозяйства - М: 1990 рекомендую обратить особое внимание).
Желательно обратиться и к работам русских философов: Бердяева Н., Лосского Н., Франка С., Федотова Г., Ильина И. и др. Они многое дадут для понимания корней народного духа, души России, ее экономических и хозяйственных традиций.
Идеология цивилизованного рынка, экономических и социальных реформ (модернизации) должна строиться на достижении мировой мысли и практики. И обязательно на традициях национальной культуры. И главное - на вере народа в свои силы и возможности. И здесь, безусловно, неоспорима роль руководителей - лидеров нации: целеустремленных, образованных, ответственных. Способствовать формированию обозначенных мировоззренческих и профессиональных качеств и призван, надеюсь, данный учебный курс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ.
Слушатели часто пишут курсовые, контрольные работы. Суть, конечно, не только в том, чтобы пройти контрольную проверку, а в том, чтобы проникнуть в суть курса, овладеть его содержанием. Поэтому прежде чем приступить к написанию работы, прочитайте внимательно общие методические указания к учебному курсу. Поразмышляйте над ним.
Выберете затем близкую Вам (Вашим интересам) тему, например, "человековедческая компетентность как профессиональная характеристика руководителя".
Рассмотрим один из вариантов размышления над выбранной темой.
Уясните прежде всего объект вашего микроисследования (а курсовая, контрольная работа является именно таковой). Им выступает управленческая деятельность руководителя.
Но это общее проблемное поле размышления. Определите, какой элемент (и какой аспект) управленческой деятельности Вы будите исследовать конкретно, т.е. ПРЕДМЕТ Вашей работы. Безусловно, это человековедческая компетентность руководителя как средство (фактор) повышения эффективности управленческой деятельности.
Следующий этап – постановка ЦЕЛИ работы. Цель работы может быть комплексной: теоретическое обоснование сущности и содержания человековедческой компетентности руководителя; выявление приоритетных направлений ее формирования. Можно сформулировать другие цели…
Продумайте ГИПОТЕЗЫ работы. Иначе Вам нечего будет обосновывать. В первом приближении по выбранной теме можно сформулировать, как минимум, две гипотезы: 1) человековедческая компетентность есть необходимое условие оптимальной управленческой деятельности руководителя и она в значительной степени обусловливает его лидерский статус в коллективе (среди персонала); 2) приоритетным условием подготовленности (или направлением подготовки) руководителя в современных условиях выступает овладение им человековедческими технологиями.
На основе сказанного, можно уже составить план работы (выделить ее задачи): 1) человековедческая компетентность как основание управленческой деятельности (управления персоналом); 2) приоритетные направления формирования человековедческой компетентности современного руководителя.
Я бы советовал Вам определить и методы реализации контрольной работы (микроисследования): теоретический анализ литературы по проблеме; обобщение отечественного и зарубежного опыта; контент-анализ газетных и журнальных публикаций и т.д. Возможно Вы проведете небольшое (иллюстративное) психолого-социологическое исследование.
Тогда Вам придется обратиться к таким методам как анкетирование, интервью, психодиагностика и т.д.
Следующий этап, если Вы приобрели вкус к исследовательской работе – проведение формирующего эксперимента. Но это уже выходит за пределы объема и задач контрольной работы. Но запомните это слово (понятие) – ЭКСПЕРИМЕНТ.
В будущем, например, при написании дипломной работы оно может Вам пригодиться. (Литература на будущее: Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие. /Ред. Т.В.Корнилова. М., 1998; Проблемы эксперимента в психологии. /Отв. Ред. А.А. Деркач, Р.Л. Кричевский. М., 1998).
Теперь можно составить рабочий (процедурный) план написания контрольной работы: 1) изучение имеющейся литературы (какой? когда?); 2) проведение исследования (какое? Какими методами?). Например, интервью (беседа) с компетентными людьми (с кем? В каких организациях? Когда? Как будет фиксироваться и обобщаться результаты? Подготовка бланка интервью, беседы); 3) написание 1-го раздела; 2 раздела; сдача работы (когда, в какие сроки, в какой форме?).
Реализуя обозначенные выше этапы работы, Вы обеспечите ее надежной методологией, теоретической и эмпирической базой. Остальное зависит от вашей способности обобщать и делать выводы.

ЗАДАНИЯ НА МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

1. Ознакомьтесь с программой и тематическим планом курса "Психология управления". Наложите основные положения курса на практику своей работы (это касается и практики работы с персоналом и роли управленческой команды). Поразмышляйте: насколько они совпадают или расходятся с Вашими профессиональным опытом. Сформулируйте свои выводы в виде концептуальных и практических предложений.
2. Посмотрите (возьмите в библиотеке) книги:

  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1999.
  • Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.
  • Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1998.
  • Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера (управленческая антропология). М., 2000.

Находясь в Академии, возьмите на кафедре и посмотрите следующие книги:

  • Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.
  • Акмеология. Под общей ред. А.А. Деркача – М: 2002 (см.: Раздел 2 гл. VII. 3. Управленческая акмеология, с. 453-469).
  • Маркин В.Н. Психолого-акмеологический менеджмент (руководитель – команда - персонал) //Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы – М: 2002, с 157 – 179.

Соотнесите основные положения обозначенных книг с практикой государственной службы. Сформулируйте свои концептуальные выводы и практические суждения. Будьте готовы их высказать.
3. Подумайте над вопросами, рекомендованными к дискуссии по проблеме "Корпоративная культура государственной службы". Будьте готовы высказать по ним свое мнение.
4. Смоделируйте несколько (3-4) управленческих ситуаций, возникающих в Вашей профессиональной деятельности, которые ярко иллюстрируют те или иные положения управленческой психологии. Зафиксируйте данные ситуации письменно. Это будет Ваш вклад в развитие учебного курса "Психология управления".
5. Соотносите основные принципы (положения) человековедческого подхода к персоналу со стилем руководства в Вашем подразделении. Проведите своеобразный блиц-опрос своих коллег, близких, знакомых. Сформулируйте свои выводы в виде концептуальных и практических предложений. Безусловно, они не будут репрезентативными, но интересны как "иллюстрации" и "результаты-тенденции". Они украсят Ваши выступления на семинарах, практических занятиях. Возможно эта экспериментальная попытка в будущем ляжет в основу уже серьезной (методологически и методически просчитанной) работы.


Литература
Основная

  • Акмеология. Ред. А.А. Деркач. – М., 2004.
  • Акмеологический словарь. Ред. А.А. Деркач. – М., 2004.
  • Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация. М., 1999.
  • Государственная служба РФ: основы управленияперсоналом. Ред. В.П. Иванов. – М., 2003.
  • Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.
  • Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000.
  • Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000.
  • Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. _ СПб: 2003.
  • Корнилова Т.В. психология риска и принятия решений. – М.,2003.
  • Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М., 2003.
  • Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе. М., 1998.
  • Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы. Ред. А.А. Деркач. – М.,2001.
  • Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. – М.,2003.
  • Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 2000.

Дополнительная

  • Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
  • Булгаков С.н. Философия хозяйства. – М.,1990.
  • Вебер Макс Протестанская этика и дух капитализма// Вебер Макс. Избранные произведения. Пер. с нем. – М., 1990.
  • Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2 - х томах. – М., 1992.
  • Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: Российская история. – СПБ., 1999.
  • Лосский Н.О. Характер русского народа// Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.
  • Нравственные основы государственной службы России. Ред. В.М. Соколов. – М., 2003.
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М., 1995.
  • Общий и специальный менеджмент. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.,2003.
  • Теория управления. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.,2003.
  • Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х томах. – СПб., 1991.

Обратитесь также к диссертациям, дипломным работам, видеоматериалам, имеющимся в методическом кабинете кафедры.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.