На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Личность и авторитет руководителя. Формирование лидерства
Личность и авторитет руководителя. Формирование лидерства
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

План:
1 Личностные качества руководителя.
2 Формирование лидерства в развитии личности руководителя.

Цель изучения темы: изучение темы дает студенту возможность осознать качества личности, требуемые для успешного руководства, а также выделить перспективные направления для развития у себя навыков лидерства.

Методические рекомендации к изучению темы.
Содержание темы 6 излагается на лекциях. План к теме 6 данного пособия идентичен плану лекционного занятия, посвященного указанной теме, а также полностью соответствует плану семинарского занятия, посвященного закреплению усвоенных знаний по теме 6.
Самостоятельное освоение тематического материала целесообразно начать с изучения теоретических материалов по теме 6, содержащихся в учебно-методическом пособии. Закрепление темы производится на семинарском занятии, подготовиться к которому поможет поиск студентом ответов на контрольные вопросы к теме, а также выполнение заданий к семинару.
Для более глубокого освоения темы студентами, рассчитывающими в будущем на построение успешной карьеры в социальных учреждениях, рекомендуется ознакомление с литературой для самостоятельного изучения в конце темы 6. Основная литература к теме представляет собой наиболее признанные работы по изучаемой теме, одновременно являющиеся относительно легкодоступными для ознакомления с помощью научных библиотек и сети Интернет. При невозможности получить доступ к указанным работам студент может использовать альтернативные источники, указанные в списке дополнительной литературы к теме 6.

1 Личностные качества руководителя


Изучение личностных качеств и деятельности руководителя является неотъемлемой частью науки менеджмента. В этом изучении можно выделить 4 основные направления.
1. Ролевое направление, в рамках которого изучается собственно деятельность руководителя – те роли, которые он должен исполнять на своем рабочем месте (Г. Минцберг).
2. Личностное направление («теории великих людей»), в рамках которого ученые пытаются установить личностные характеристики, присущие наиболее деятельным руководителям. Пик своего расцвета данное направление пережило в 30-50 годы ХХ века, когда разрабатывалась теория великих людей (лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств, т.е. люди могли бы научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями).
3. Поведенческое направление, которое рассматривает манеру поведения руководителя в отношении подчиненных (его стиль управления).
4. Ситуационное направление, в рамках которого делаются попытки, во-первых, установить взаимозависимость эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управления и той ситуации, в которой он работает и принимает решения, определить степень адаптации разных руководителей к разным ситуациям [26, c. 489–491].
Одним из наиболее популярных сегодня методов начального воспитания и становления руководителя (и в то же время одним из самых доступных) остается развитие у индивида качеств или «признаков» руководителя. Согласно одному из опросов «Harvard Business Review» в 2010 году пяти известнейших в мире рекрутинговых агентств наибольше современными компаниями ценятся следующие качества руководителей:
1. Лидерские задатки. Это качество считается совершенно необходимым для всех руководителей, а не только для гендиректора. Какого рода лидерство требуется–в этом вопросе эксперты расходились, кто называл «вдохновляющее лидерство», кто «неавторитарное лидерство, соответствующее современным талантам руководителей», «ответственное» лидерство, «лидерство как сочетание искренности, уважения к другим и умения выстраивать доверие в коллективе», был также вариант «стратегического лидерства». Упоминалось этическое лидерство. Некоторые эксперты отмечали, что тип лидерства определяется потребностями конкретной компании.
2. Стратегическое мышление. Часто упоминалось «стратегическое предвидение», способность мыслить стратегически и глобально. Подчеркивали также, что стратегическое мышление предполагает и способность осуществить видение или мечту (один респондент назвал это качество «исполнительской смекалкой», другой – «высоким стандартом работы»). Стратегическое мышление не тождественно знанию основ стратегического менеджмента. Скорее это умение «видеть игральную доску целиком, а не отдельные ходы», способность осознавать целостную картину, а не концентрироваться на деталях.
3. Технические и технологические навыки (профессионализм в сфере, в которой осуществляется руководство). На третьем месте среди наиболее востребованных качеств руководителя упоминаются технические навыки, в особенности полная осведомленность в той конкретной области, которая находится в их компетентности – например, в сфере права, финансов или ИТ. В особенности респонденты выделяли техническую и технологическую грамотность (умение пользоваться техникой и программным обеспечением, применяемыми в организации). Например, в социальном учреждении это чаще всего будет персональный компьютер с операционной системой Windows и комплексом программного обеспечения Microsoft Office.
4. Умение выстраивать отношения и создавать команду. Многие консультанты высматривают в соискателях качества, способствующие организации идеальной команды: умение не просто собрать, но и возглавить людей, чтобы коллектив слаженно работал. «…Начальники не отсиживаются больше в кабинетах…». Проще говоря, речь идет об умении создавать благоприятный психологический климат в управляемом коллективе.
5. Умение подать себя и общаться. Все специалисты сошлись на том, что идеальный руководитель должен обладать даром убеждения и умением преподносить себя и свои идеи: «интеллектуальной способностью общаться с самым широким кругом заинтересованных лиц». Задача не из простых, ведь сейчас заинтересованных людей гораздо больше, чем прежде. Чтобы убеждать самые разные аудитории, и осведомленные, и не владеющие информацией, внутри компании и вне ее, дружественно или скептически настроенные, требуется немалая гибкость ума и стиля, а также множество социальных навыков.
6. Управление изменениями. Повышается спрос на способность управлять изменениями – качество, которое до недавнего времени не пользовалось признанием и не ценилось как таковое. Специалисты по кадрам, принимавшие участие в опросе, отметили, что все чаще им поручают найти кандидата, который стал бы «двигателем перемен», мог осуществить «преобразования или реформы», сплотил бы команду для «решающих изменений». Один вдумчивый консультант сказал, что под «управлением изменениями» применительно к этой должности обычно понимается не столько готовность к радикальным, преобразующим всю компанию реформам, сколько способность постоянно жить в текучем и переходном состоянии.
7. Честность. Разумеется, честность нельзя назвать специальным навыком, но репутация человека, который всегда соблюдает этические нормы, ценится, по словам опрошенных экспертов, очень и очень высоко [11].

 

2 Формирование лидерства в развитии личности руководителя


На сегодня существует огромное количество различных школ и направлений в развитии личности руководителя («управленческом коучинге» или «executive coaching»). Одной из самых известных и влиятельных является школа С. Кови. Согласно его концепции, впервые подробно описанной в работе «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» (1989 г.), в современных направлениях исследований успешного лидерства можно выделить 2 основных подхода. Большинство современных усилий направлено на достижение кратковременных целей (условно назовем их тактическими, С. Кови называет данный подход «Этика личности»): сюда можно отнести и практики успешной подачи себя в обществе (чувство стиля, имидж, умение выступать публично и т.д.) и навыки влияния на людей,такиекакриторикаилинейролингистическое программирование. Но в то же время, все эти методики дают только кратковременный эффект, представляя из себя т.н. «социальный аспирин». Для достижения стойкого долговременного эффекта влияния на окружение необходимо стратегическое саморазвитие, которое С. Кови называет подходом «Этика характера» и разбивает на последовательное развитие в себе 7 навыков, действующих на постоянной основе (первые 3 из них посвящены достижению личной независимости, остальные же 4 касаются развития «созависимости» с окружающими, которая во многом определяет успешного лидера):
1. «Будьте проактивны» (несите ответственность за свои решения и не распыляйтесь на то, что уже случилось и не в вашей власти).
2. «Начиная, представляйте конечную цель» (начиная действие или дело, представляйте итоговый результат, к которому оно приведет или может привести).
3. «Сначала делайте то, что нужно делать сначала» (умение разделять приоритеты на «важное и срочное», «важное и несрочное»,
«неважное и срочное», «неважное и несрочное»).
4. «Думайте в духе «выиграл-выиграл»» (точнее, взаимодействие в стиле «выиграл-выиграл или не связывайся»).
5. «Сначала старайтесь услышать, а потом быть услышанным» (научитесь понимать ожидания, намерения, мотивы другого человека, прежде чем пытаться донести до него свои).
6. «Достигайте синергии» (стремитесь к творческому взаимовыгодному взаимодействию).
7. «Затачивайте пилу» (постоянно совершенствуйтесь в 4 измерениях – физическом, духовном, интеллектуальном и социально- эмоциональном) [21].
Безусловно, успешный лидер и руководитель должен одновременно быть как развитой высокоэффективной личностью, так и владеть тактическими приемами воздействия на окружение, арсенал которых включает умения самопрезентации и навыки оказания влияния на людей. Ведь сами по себе методы нейролингвистического программирования или приемы риторики являются всего лишь инструментом и могут применяться как во зло, так и во благо по отношению к объектам воздействия. Например, техники НЛП могут одновременно использоваться мошенниками для обмана пожилых людей и в то же время применяться социальными работниками для скорейшего установления доверия с клиентами социальной работы.
В 1996 году подход С. Кови использовало руководство 82 из 100 крупнейших компаний США. Половина мировых корпораций из рейтинга Fortune Global 500 применяла метод С. Кови для развития сотрудников. В 2011 году его главная работа по развитию «7 навыков» была названа журналом TIME одной из 25 наиболее влиятельных книг по бизнесу [3]. Но является ли на текущий момент метод С. Кови актуальным? Сегодня на рынке существуют сотни работ, посвященных методам и путям развития личности. Но время показало, что такие фундаментальные концепции, как навыки построения человеческих отношений Д. Карнеги или развития высокоэффективной личности С. Кови не устаревают. Они могут приобретать новые внешние формы или приводиться в более удобоваримый вид, но суть остается той же. Такие современные бестселлеры, как, например, труд Дж. Шафера и М. Карлингса «Включаем обаяние по методике спецслужб» являются лишь новыми репрезентациями старых достижений «карнегианства», облеченными в более понятные формы и снабженными поясняющими графиками и иллюстрациями. Периодически различные исследователи пытаются спорить с устоявшимися концепциями, изобретают новые, обрушивают критику на «устаревшие», по их мнению, методики, но на практике многие ведущие западные вузы все еще опираются в преподавании управления на такие многовековые труды как
«Государь» Н. Макиавелли и «Левиафан» Т. Гоббса [2].

Контрольные вопросы:
1. Какие основные направления выделяют в изучении деятельности руководителя?
2. Какие качества руководителя наиболее ценятся в современных организациях?
3. Как вы понимаете качество руководителя под названием
«Лидерские задатки»?
4. Что такое «коучинг»?
5. В чем состоит подход С. Кови по формированию лидерства?
6. Перечислите навыки, развитие которых предполагает подход С. Кови.
7. Нужны ли успешному лидеру тактические приемы воздействия на окружение, при условии развития в себе 7 навыков согласно концепции С. Кови?

Задания к семинарскому занятию по теме:
1. Используя учебно-методическое пособие, рекомендуемую литературу по теме и информационные ресурсы в сети Интернет, подготовьтесь к обсуждению теоретических вопросов согласно плану к теме 6.
2. Прежде чем начать управлять другими, следует научиться управлять собой. А качественное управление невозможно без предварительного планирования. Используя нижеприведенный шаблон (табл. 3), составьте собственный план саморазвития на ближайшие 12 месяцев, включающий достижение целей на следующих уровнях: физический (например, достичь определенного режима дня/ режима питания/заняться определенным видом спорта/избавиться от вредной привычки и т.д.), социально-эмоциональный (например, научиться ладить с близкими/освоить публичные выступления/ сформировать собственный имидж/научиться составлять резюме для устройства на работу/освоить методы психологического воздействия на людей и т.д.), интеллектуальный (например, начать изучать новый язык/научиться играть в восточную игру «го»/повысить компьютерную грамотность/пройти курсы повышения квалификации и т.д.) и духовный (например, научиться бороться с собственными завистью или ленью/научиться практике «осознанности»/перестать постоянно сплетничать об окружающих/освоить техники быстрого самоуспокоения с помощью дыхания/научиться давать себе установки с помощью самогипноза и т.д.). Каждая цель в плане должна быть реально достижимой в обозримые сроки и иметь четкий способ достижения (например, «записаться в спортивный клуб» или «пройти видеокурс» или «проделать цикл упражнений, содержащихся в книге Х» или «взять участие в тренинге Y» и т.д.). Число целей на каждом уровне произвольно, но в сумме годовой план должен содержать не менее 12 целей для достижения. Отметьте для себя, какие из поставленных целей прямо помогут вам развить в себе качества руководителя, а какие - косвенно поспособствуют личностному росту. Начните достижение каждого пункта плана и регулярно проверяйте прогресс его выполнения. Для удобства целесообразно повесить распечатанный план на стене или установить его на рабочем месте, регулярно делая пометки и исправления. В процессе работы допускаются определенные корректировки плана в связи с изменением обстоятельств, это нормальная практика и для планирования в организациях.


Таблица 3.
Годовой план саморазвития студента

Уровни

Цели

Способ достижения

Срок выполнения

Отметка о выполнении

 

1. Физический

1.1 …

 

 

 

1.2 …

 

 

 

1.3 …

 

 

 

1.4 …

 

 

 

 

2. Социально- эмоциональный

2.1 …

 

 

 

2.2 …

 

 

 

2.3 …

 

 

 

2.4 …

 

 

 

 

3. Интеллектуальный

3.1 …

 

 

 

3.2 …

 

 

 

3.3 …

 

 

 

3.4 …

 

 

 

 

4. Духовный

4.1 …

 

 

 

4.2 …

 

 

 

4.3 …

 

 

 

4.4 …

 

 

 

Основная литература по теме:
1. Холл М. Полный курс НЛП / М. Холл, Б. Боденхамер. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 635 с.
2. Шафер Дж. Включаем обаяние по методике спецслужб / Дж. Шафер, М. Карлинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 334 с.

3. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2005. – 816 с.
4. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 374 с.

Дополнительная литература по теме:
1. Daft R.L. Management / R.L. Daft. – London: Cengage Learning, 2010. – 668 p.
2. Гройсберг Б. 7 главных качеств хорошего руководителя [Электронный ресурс] / Б. Гройсберг. – Harvard Business Review Россия, 2014.
3. Дафт Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт, П. Лейн. – М.: Эксмо, 2007. – 478 с.
4. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 144 с.
5. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. – 672 с.
6. Питерс Т. Основы. Лидерство / Т. Питерс. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. – 161 с.
Источник: Звонок А.А. Управление в социальной работе : учебно-методическое пособие / А.А. Звонок; ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: Книта, 2019. – 148 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.