На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Практикум Социальная психология. Общение. Стороны общения
Практикум Социальная психология. Общение. Стороны общения
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ   Тема: Социальная психология. Общение. Стороны общения
Цели занятия:
1. Обучающая: сформировать и закрепить представления обучающихся о понятиях: социальная психология, конфликт, социализация, мотивация, общение и его структура.
2. Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся; обеспечить формирование универсальных компетенций на основе активного учебного взаимодействия и развития.
3. Воспитывающая: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии, стремление соблюдать правила и этические нормы общения.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих
компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:
- что представляет собой область социальной психологии, предмет ее изучения, отрасли;
- структуру общения;
- особенности конфликтного и бесконфликтного взаимодействия;
- характеристику невербального общения;
- определение понятий социализация, мотив, мотивация; различать понятия внешняя и внутренняя мотивация.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания в области общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника, предотвращать и устранять конфликты в межличностном взаимодействии;
- анализировать своё межличностное общение и его результаты. Обучающиеся должны владеть:
- приемами коммуникативного взаимодействия;
- приемами использования полученных знаний в практической деятельности.

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания № 1-5 (Приложение 1).
Глоссарий темы: социальная психология, социализация, мотивация, общение, коммуникативная сторона общения, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения, конфликт.
Содержание основных понятий
Процесс и результат вхождения, объединения человека с обществом, социальное развитие человека представляет собой социализацию.
Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Многие исследователи в области социальной психологии утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Традиционно смежными с понятием социализации личности являются такие понятия как обучение, воспитание.
Профессиональная социализация будущих медицинских работников предполагает совершенствование морально-этической культуры обучающегося, так как она повышает ценность общения между врачом и больным и располагает большими психотерапевтическими возможностями; гуманистическую направленность деятельности будущих медицинских работников, ориентированную на сохранение здоровья как высшего блага и величайшей ценности индивида и общества.
В поведении человека можно выделить побудительную сторону, которая обеспечивает активность и направленность поведения. Это связано с понятием мотивации.
Мотив - (от лат. moveo приводить в движение, толкать) - внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл; предмет потребности, ее психологическое проявление, то что побуждает и направляет деятельность личности.
Мотивация - вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели.
Мотивация внешняя - мотивация, источником которой являются факторы, находящиеся вне человека, связанные с процессами, происходящими в обществе, с поощрениями или наказаниями со стороны окружающих людей.
Мотивация внутренняя - совокупность стимулов и причин поведения, связанных с процессами, происходящими в психике человека.
Социальная психология - это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые ею феномены относятся к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальным группам людей.


В социальной психологии выделяются и изучаются:
1) явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;
2) феномены, относящиеся к малым социальным группам людей (малая группа — небольшое количество людей (как правило, от 3 - 4 до 20 - 30 человек);
3) вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;
4) массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах). Большие социальные группы представлены государствами, нациями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких групп могут входить десятки и сотни тысяч людей.
5) межличностные отношения;
6) социальное поведение людей;
7) восприятие и понимание людьми друг друга;
8) социальные установки;
9) лидерство;
10) межгрупповые взаимоотношения.
Отраслями социальной психологии являются: этническая психология, психология религии, политическая психология, психология управления, психология социального воздействия, психология семьи, социальная психология личности, психология масс, конфликтология.
Общение - это сложная форма социальной активности. В структуре общения выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Коммуникативная составляющая общения — это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.
Коммуникативные барьеры — различного рода причины и препятствия, мешающие продуктивному общении.
Важнейшими видами общения людей являются вербальное и невербальное.
Вербальное общение — это общение с помощью языка и речи.
Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты. Это также тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных форм и средств общения человека являются врожденными. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом.
Конфликт — особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.
Социально-перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой людьми.


Контрольные вопросы:


1. Какие факторы влияют на искажение содержания при передаче информации?
2. Для чего используется невербальный язык общения? Какие каналы невербальной коммуникации вы знаете?
3. Почему люди вступают во взаимодействие? Какие теории межличностного взаимодействия, на ваш взгляд, более полно раскрывают характер взаимодействия?
4. Какие уровни понимания личности другого человека возможны?
5. Какие типы установок на восприятие другого человека возможны? Почему бывают искаженные представления о другом человеке?


Работа на занятии


Задание 1. Работая в паре, обсудите, какие коммуникативные барьеры существуют, как они мешают адекватной передаче информации.
Задание 2. Работая в подгруппах по 4 - 6 человек, обсудите мотивы выбора профессии врача.
Задание 3. «Знакомство» (представление себя).
Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Участники рассказывает только то, что посчитают нужным.
Задание 4. «Дар убеждения»
Инструктаж. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит лист цветной бумаги. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит такой лист — каждый начинает доказывать «публике» то, что он именно у него в коробке. Задача публики решить путем консенсуса — кто говорит правду.
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась, какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Задание 5. «Стратегии поведения».
Группа делится на 4 подгруппы. Каждой из них достается карточка с названием одной из основных стратегий поведения в конфликте и с соответствующим девизом.
Содержание текстов на карточках:
Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Приспособление «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Компромисс «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть».
Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
В течение 15 - 20 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в игровой форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данная стратегия поведения. При несоответствии показанного в сцене заданию, группа и преподаватель вносят в него коррективы, «на ходу» изображая вариант развития событий. Затем проходит обсуждение увиденного.
Задание 6. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-8):
Ситуационная задача №1. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой.
Представьте, пожалуйста, реакцию на пешехода:
А) человека спокойного и уверенного в себе
Б) встревоженного и мнительного человека.
Как вы сможете объяснить суть процесса социального познания?
Ситуационная задача № 2. Представьте, что Вы договорились с друзьями встретиться в конкретном условленном месте в метро. Все собрались, нет только одного. Так или иначе, общий разговор и мысли каждого возвращаются к причинам его отсутствия.
Какие варианты предположений могут быть? Что такое каузальная атрибуция? Приведите пример объективной, личностной и ситуационной атрибуции к данной ситуации».
Задание 6. Пользуясь Интернет-ресурсами, а также учебным пособием из библиотечного фонда БГМУ (Коммуникативная деятельность: учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов / Сост.: А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина. - Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2014.) оцените свои коммуникативные возможности по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (см. приложение №2).
Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 6 - 11 (Приложение 1).


Литература
Основная:
1. Алтунина И.Р. Социальная психология / И.Р. Алтутнина; под ред. Р.С. Немова. — Москва: Юрайт, 2011. — 427 с.
2. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Бада- нина [Электронный ресурс]. — Москва: Флинта, 2012. — 448 с.
3. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с.

Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. Ч. 2.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 91 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. Ч.2: практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Амиров А.Ф. Коммуникативная деятельность: учеб.-метод. пос. для сам. внеаудит. раб. студентов / А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2014. — 144 с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. 4.2. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коныпина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 129 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.