На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Психотехнологии поддержки взрослеющей личности
Психотехнологии поддержки взрослеющей личности
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Психотехнологии поддержки взрослеющей личности
Психологические практики поддержки кризисной личности
Психотехнологии сопровождения формирования ответственности и осознанности как центральных признаков молодости
Практики коучинга для достижения ресурсных состояний и навыков саморегуляции молодого человека
Все страницы

1. Общий обзор психологических практик и психотехнологий поддержки молодежи

Термин «психотехнология» имеет широкое распространение, однако психологические словари и энциклопедии трактуют его по-разному. Одни понимают под психотехнологией тренинговую форму обучения, другие — нейролингвистическое программирование или транзактный анализ, третьи — разработку и испытание психотронного оружия, четвертые — методы контроля сознания и т. д.
На наш взгляд, отвечающее задачам практики рабочее определение понятия «психотехнология» можно сформулировать
следующим образом: психотехнология — это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения.
Таким образом, под психотехнологиями работы с молодежью понимается специальная деятельность, ориентированная на эффективное решение психологических проблем взрослеющего человека.


По направленности психотехнологии работы с молодежью подразделяются :
— на превентивные (профилактика психических и социальных девиаций); 
— реабилитационные (восстановление психики, подвергшейся деструктивному влиянию);
— социализирующие (повышение социальной адаптации человека);
— коррекционные (исправление негативных тенденций в психике);
— интегративные (повышение целостности психики).
Под целостностью психики понимается взаимосвязанность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъективного опыта индивида. Интегративные психотехнологии представляют собой комплексные программы групповой и индивидуальной психологической работы, направленные на все уровни психики: двигательную сферу, эмоционально-волевую сферу, сознание и самосознание, социальные и личные отношения, духовную сферу. В интегративных психотехнологиях используются разнообразные оптимизирующие, развивающие, катарсические и трансформационные методы, конструктивно сочетающиеся между собой таким образом, чтобы обеспечить системный результат воздействия, а именно:
1) улучшение здоровья (физического, психического и социального);
2) развитие психических функций и способностей;
3) повышение уровня самостоятельности и независимости личности.
Целостная психика функционирует и развивается эффективно, а психика нарушенная — неэффективно.
В жизни это проявляется в дезадаптации, в неспособности справляться с проблемами. Молодой клиент специалиста-психо- технолога — это человек с дезинтегрированной психикой, и для оказания ему помощи необходимо целостность психики восстановить.
Нарушают целостность психики такие факторы, как травмы, болезни, физические и моральные страдания, недостаток любви и ласки в детстве, негативные эмоции (страх, горе, вина, неприятие, злость, ненависть, зависть), одиночество, унижение, отверженность, эмоциональная и физическая беззащитность, насмешки окружающих, обесценивание личности, а также результатов творчества и деятельности, включение в антисоциальные и девиантные группы, неблагополучие в семье, стыд за родителей, деструктивные внушения и установки («я никому не нужен», «из меня ничего не выйдет», «я слабый», «я тупой», «я буду всех ненавидеть» и т. д.).
При оказании молодому человеку психологической и социальной помощи нужно исключить или нейтрализовать действие негативных факторов, а также устранить последствия их влияния. Необходимо извлечь молодого человека из деструктивной среды и обеспечить ему нормальные социальные условия, основанные на уважении к его личности и чувствам, воспитывать его в духе преодоления негативного жизненного опыта и веры в свои возможности. Кроме того, требуется восстановить целостность психики, а для этого следует оптимизировать интегративные механизмы, при помощи которых психика сама восстанавливает свою целостность.
Основные интегративные механизмы психики — сон, ровное дыхание, спонтанное движение, положительные эмоции, творчество и созидательная деятельность, проговор, социальная востребованность.
Восстановление глубокого, спокойного сна и ровного дыхания позволяет оптимизировать нарушенную психическую деятельность и эмоциональную сферу, для этого применяются методы релаксации и дыхательные методы. Подавленные эмоции (невыраженный плач, смех, гнев) нарушают психическую деятельность, «застревают» в бессознательной сфере, а при их выражении наступает успокоение. На этом основаны методы эмоционального катарсиса (очищения), а также игровые и боевые виды спорта.
Расслабление и спонтанное движение тела оптимизируют психическое и физическое состояние. Этому способствуют танцы, подвижные игры на свежем воздухе, особенно с использованием спортивных снарядов.
Положительные эмоции интегрируют психику и служат предпосылкой для творчества и созидательной деятельности. События, приносящие ребенку и подростку радость, — наилучший способ психологической реабилитации.
Творчество и созидательная деятельность, особенно коллективная, помогают гармонизации психики, преодолению негативного опыта, являются необходимой предпосылкой для адаптации в коллективе, для развития мышления и сознания.
Проговор событий жизни внимательному собеседнику позволяет проявить эмоции и лучше осознать жизненный опыт.
Социальная востребованность, включенность в жизнедеятельность социальной группы — важнейший фактор интеграции человека в общество, развития личности и самосознания. Особенно важным является ощущение успеха и собственной значимости для группы.
Особенность психотехнологий работы с молодежью заключается в том, что многие психологические проблемы преодолимы методами социального воздействия и не требуют специальных средств из арсенала психотерапевта. Для обеспечения эффективного использования психотехнологий в работе с молодежью необходимо соблюдение следующих организационных и методических принципов.
1. Добровольность. Психологическая диагностика, психологическая коррекция должны осуществляться на строго добровольной основе.
Если психологическая помощь требуется несовершеннолетнему, необходимо согласие родителей или лиц, их заменяющих. Исключением могут быть ситуации, когда за помощью обращается сам ребенок.
2. Научность. Методы, применяемые для оказания психологической помощи, должны быть научно обоснованы.
3. Профессионализм. Психологические технологии должны применяться профессиональными психологами.
4. Внерелигиозность. В психосоциальном сопровождении взросления молодежи недопустимо применение религиозных практик, техник и ритуалов в качестве оказания психологической помощи, недопустима подмена психологической помощи отправлением религиозных культов, равно как и недопустимо привлечение священнослужителей в качестве агентов психологической помощи.
5. Принцип постепенности. Любое психологическое воздействие является определенной нагрузкой на психику, и к этой нагрузке человек должен адаптироваться. Мера нагрузок на психику выражается в длительности и интенсивности воздействия, в глубине погружения в бессознательный материал, в количестве новых психологических навыков, в количестве коммуникаций и т. д. Все эти нагрузки должны возрастать постепенно.
6. Принцип последовательности. Начинать интенсивное психологическое воздействие необходимо с проработки телесного уровня (дыхания, сна), а затем — эмоционального и творческого. Интегративный результат при этом проявится на всех уровнях психики.
7. Учет возрастных особенностей. При работе с молодежью необходимо принимать во внимание психологические особенности представителей данного возраста.
8. Комплексное использование психотехнологий. В рамках одной психосоциальной программы для обеспечения оптимального результата могут сочетаться различные психотехники. При этом необходимо учитывать совместимость психотехник в рамках одной программы.
9. Наблюдаемость результатов. Использование психотехнологий должно приводить к очевидному и для самого человека, и для окружающих улучшению физического, психического и социального здоровья. Ненаблюдаемый результат есть отсутствие результата.
10. Применимость. Важная цель психотехнологий — научить человека применять полученные психологические навыки для улучшения своей жизни.
11. Просоциальная ориентация. Все психокоррекционные программы независимо от их целей должны включать технологии коммуникации и технологии взаимопомощи.
12. Культуросообразность. При использовании психотехник необходимо учитывать культурную среду: язык, религию, доминирующую идеологию. Использование чуждых данной культуре терминов, идей и способов коммуникации деструктивно.
13. Психологический климат. Специалист должен создать общий психологический климат принятия другого человека, климат, в котором отсутствуют осуждение и оценивание.
Помимо указанных принципов профессиональная этика психолога, в том числе и специалиста по работе с молодежью, предполагает неукоснительное соблюдение специфических нравственных требований и норм поведения. В первую очередь это касается взаимоотношений с людьми, обращающимися за помощью по решению психологических проблем.
При применении психотехнологий необходимо соблюдать требование конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений. Следует также информировать человека о целях работы с ним и о ее сути. Проводя психотерапевтические процедуры, специалист исходит из принципа ненанесения вреда, соблюдает принципы деонтологии и этики. И никогда не использует клиентов для решения своих личных проблем!
В практической психологии вычленяются следующие виды психопрактик: психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическая помощь, психогигиена, психопрофилактика, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психотренинг, психодиагностика, практики личностного роста, практики саморегуляции, психологическое просвещение, обучающие психологические практики и др.
Психотерапия. Психотерапия представляет собой «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них... затруднений психического характера» . За этим очень общим определением психотерапии кроется ряд проблем.
Так, все дефиниции психотерапии можно разделить на 1) медицинские (психиатрические) и 2) психологические. Приведем примеры психологических дефиниций: психотерапия — это процесс, в котором личность, желающая изменить свои симптомы или жизненные проблемы либо стремящаяся к личностному росту, явно или неявно вступает в соглашение, чтобы взаимодействовать так или иначе предписанными способами с личностью, которая представляется как помогающая; психотерапия — это опыт роста, и им должен обладать каждый.
Психотерапия является самостоятельной областью практики, и ею занимаются как специалисты, имеющие высшее медицинское образование, так и (в еще большей степени) специалисты, получившие специальное психологическое образование. Кроме того, надо иметь в виду, что закрепление термина «психотерапия» за медицинской сферой не отменяет той социальной психологической практики, которая продолжает существовать и отвечает определенным критериям. В советский период такая практика именовалась психологической коррекцией, хотя, по сути, являлась психотерапией, которой занимались психологи, не имеющие высшего медицинского образования. Таким образом, рассмотрение психотерапии как вида психологической практики является вполне правомерным. Однако специалисты по работе с молодежью не могут применять психотерапию, поскольку в область их компетенций не входит это специфическое поле деятельности. Лишь некоторые неглубокие методики возможны в виде исключения для использования в рамках психотехнологий.
Психологическая коррекция. Термин «психологическая коррекция» широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, хотя по закону на это имели право только лица с высшим медицинским образованием. Данная коллизия была разрешена таким образом: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении это одна и та же деятельность. Тем не менее и сегодня продолжаются дискуссии, связанные с уточнением и разграничением данных понятий, а психокоррекция получила право на автономное существование.
Психологическое консультирование. Данное направление психологической практики традиционно считается основным в психотехнологиях работы с молодежью. Обычно психологическое консультирование рассматривают как профессиональную помощь пациенту (клиенту) в поиске разрешения проблемной ситуации.
Как область профессиональной деятельности психологическое консультирование сформировалось на Западе в 1940-1950-е годы, вырастая в основном из психотерапии и отвечая созревшей социальной потребности в разнообразных формах психологической помощи. В настоящее время психологическое консультирование получило широкое распространение и в нашей стране.
Основным критерием разграничения психотерапии и психологического консультирования выступает степень проблемности ситуации, с которой сталкивается клиент. Потребность в психотерапии возникает тогда, когда страдания личности непосильны ей, и только профессиональная помощь специалиста способна разрешить или ослабить проблему. Потребность в психологическом консультировании имеет место тогда, когда клиент осознает наличие определенной проблемы и в принципе проблема эта является для него посильной, т. е. она не создает особых сложностей в адаптации и деятельности, но тем не менее нуждается в разрешении.
О психологическом консультировании также говорят в тех случаях, когда для человека актуальны вопросы личностного развития. Очевидно, что это та практика, которой может и должен пользоваться специалист по работе с молодежью.
Степенью проблемности обусловливаются также особенности взаимоотношений специалиста в области практической психологии и клиента, используемые методы и т. п. Психологическое консультирование — это, в первую очередь, совместное с клиентом рассмотрение ситуации, поиск выхода, причем клиенту отводится ведущее место: он принимает решения и осуществляет их. Хотя, как уже отмечалось, нет непреодолимой границы между этими видами практики: элементы психотерапии обнаруживаются в консультировании и наоборот.
Практика психологического консультирования разнообразна и специализирована; она подразделяется на несколько видов.
1. Семейное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем взаимоотношений супругов, а также родителей и детей.
2. Личностное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем обретения смысла жизни, определения и изменения жизненного пути, проблем личностного роста и т. п. Этот вид консультирования часто соприкасается с психотерапией.
3. Управленческое консультирование, применяющееся преимущественно в качестве психологической помощи менеджерам в решении их проблем и проблем взаимодействия с персоналом, а также в вопросах профконсультирования и профориентации (как помощь в решении проблем профессионального самоопределения и выбора профессии).
4. Специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической помощью в наиболее трудные моменты его жизни и предупредить, а часто и предотвратить нежелательные действия и поступки (вплоть до суицидов).
Каждый вид психологического консультирования требует специальной практической подготовки в силу специфичности как его формы, так и методов проведения, а смена специализации влечет за собой необходимость серьезного дополнительного обучения.
Психологическая помощь. Понятие психологической помощи охватывает значительное пространство психологической практики, этим термином обозначаются все случаи профессиональной помощи, имеющей психологическое содержание. Можно сказать, что психологическая практика развертывается в первую очередь как психологическая помощь. В качестве основных видов психологической помощи рассматривают психогигиену, психопрофилактику, психологическое сопровождение, психологическую поддержку, психологический тренинг, в отдельных случаях — психодиагностику, практики личностного роста, практики саморегуляции, в ряде случаев — психологическое просвещение, обучающие психологические практики.
Психологическая гигиена представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья. Цель психогигиены — сохранение и укрепление психического здоровья, если иметь в виду неярко выраженные отклонения от состояния здоровья в рамках психической нормы и переходные формы от нормы к патологии. Основная задача психогигиены — устранение причин, приводящих к психическим отклонениям и к психической патологии, и создание условий, способствующих душевному равновесию и благополучию.
Психологическую профилактику часто относят к одной из областей психиатрии или медицинской профилактики. Различение психопрофилактики и психогигиены довольно условно и не всегда представляется возможным. В контексте психологической практики их можно рассматривать как тождественные понятия, хотя в рамках психиатрии критерии их различения являются более определенными.
Психологическое сопровождение — это вид психологической практики, который не является самостоятельной деятельностью, а дополняет другую, непсихологическую, деятельность как необходимый ее элемент. В то же время психологическое сопровождение является видом психологической практики, имеющим свои особенности, специфический набор инструментов и задач. Основная цель психологического сопровождения — максимальная эффективность обслуживаемой деятельности.
Психологическая поддержка. Данный термин имеет не вполне ясное, точнее, размытое содержание в силу различных смыслов, которые в него вкладывают те или иные специалисты. Более узкое и более точное значение имеет термин «поддерживающая психотерапия», обозначающий продолжение психологической работы после завершения основного курса. Существует также общее семантическое поле значений слова «поддержка» и его различных сочетаний (например, «дружеская поддержка»), позволяющее до определенной степени очертить и круг значений термина «психологическая поддержка». При этом, конечно, необходимо различать психологическую поддержку, которую оказывает специалист- психолог, и психологическую поддержку, оказываемую другими людьми, хотя в содержательном отношении и то, и другое может совпадать. Психологическую поддержку можно определить как специальную психопрактическую деятельность, направленную на поддержание ранее достигнутого или существовавшего уровня психического благополучия в период после прохождения основного психопрактического курса (терапии, тренинга личностного роста) или в период сложных, но посильных для личности обстоятельств, когда нет необходимости в психотерапевтических процедурах или в консультировании.
Психологический тренинг. Термин «тренинг» вошел в русский язык позже термина «тренировка». Являясь прямым заимствованием из английского (training — обучение, тренировка, дрессировка, воспитание), он, согласно Толковому словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, означает систему, режим тренировок. В 1950-е годы М. Форверг стал использовать в своей практике новый метод, основанный на ролевых играх с элементами драматизации. Этот метод был назван социально-психологическим тренингом. Круг методов, относимых к психологическому тренингу, значительно шире. В то же время не существует общезначимых дефиниций понятия «психологический тренинг», хотя по совокупности множества имеющихся определений можно говорить об интуитивном понимании большинством авторов некоторого общего его содержания. Психологический тренинг, а также тренинг социально-психологический (под которым понимают интенсивный групповой метод, направленный на развитие компетентности в общении) получили в России распространение. Пытаясь по возможности охватить все практики, причисляемые к психологическому тренингу, исследователи вынуждены давать этому виду психологической помощи максимально абстрактные характеристики, что затрудняет его эмпирическую идентификацию.
На наш взгляд, психологический тренинг есть вид психологической практики, выражающийся в активных упражнениях (тренировках), направленных на формирование, развитие и совершенствование психологических навыков и умений.
Психологическая диагностика. Несмотря на определенное разнообразие мнений касательно объема и содержания понятия «психодиагностика», в целом это наименее дискутируемая в отношении своего предмета область психологической практики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность. Предметом нашего рассмотрения является психодиагностика как психологическая практика, хотя понятно, что базируется она на психодиагностике как науке. Обычно психодиагностику (как психопрактику) определяют как постановку психологического диагноза, далее разъясняя, что психологический диагноз — это распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.
Нужно понимать психодиагностику как вспомогательную, вторичную, несамостоятельную практическую деятельность, как элемент той или иной самостоятельной психологической практики. Она также может приобретать черты психологической практики в том случае, когда ее данные оказывают какое-то практическое действие, например на обследуемый объект.
Психодиагностика является весьма развитой, но подчиненной деятельностью. Эта деятельность может приобретать относительные черты самостоятельности в качестве этапа более широкой практики, но это не изменяет ее статуса составляющей конкретной психологической практики.
Практики личностного роста. Сфера личностного роста и духовного развития представляет собой весьма широкий и разнообразный спектр различных индивидуальных и групповых практик. Определения личностного роста и развития тоже многообразны и определяются концептуальными основами и субъективными предпочтениями как групп-лидеров, так и участников. Существенно то, что в принципе к развивающим и личностного роста практикам, в отличие от психотерапии и психологического консультирования, обращаются вполне благополучные в психологическом отношении молодые люди, испытывающие по тем или иным причинам потребность в самопознании и саморазвитии. Сюда же могут входить оккультные, эзотерические, духовные и т. д. практики, если в них превалирует психологический компонент. Многие тренинги являются практиками личностного развития.
Если при психотерапии одной из базовых концепций выступают представления о психической норме и психическом благополучии, свои для каждой психологической школы и для каждого подхода, то в практиках личностного роста ведущей концепцией является представление об идеальной, совершенной личности, также свое в каждой психологической школе. Сама практика организуется как процесс реализации, достижения этого совершенства. В более слабой трактовке развития личности речь может идти о развитии и совершенствовании отдельных ее качеств и способностей. Сюда же относятся практики роста личности как развития профессиональных качеств, в частности акмеологические практики.
Психологические практики саморегуляции. Близко к практикам личностного роста примыкает такой вид психологических практик, как практики психической саморегуляции. Разница между ними состоит в том, что если первые направлены на развитие личности, приобретение новых психических умений и навыков, расширение освоенной зоны психических сфер, то вторые представляют собой завершенный результат первых. То есть личность, освоившая некоторый набор психических, психодуховных практик, систематически использует их для саморегуляции, они становятся привычным, повседневным навыком. Это могут быть навыки, усвоенные в процессе аутогенной тренировки, молитвы, медитации, тренинга коммуникативности, ассертивности, в практиках самоосознания, образно-эмоциональных и ролевых тренингах, в дыхательных и телесно-ориентированных процессах и т. п.
Психологическое просвещение. Психологическое просвещение — это передача, распространение психологических знаний. Оно имеет различные формы, типы и способы своей реализации. Психологической практикой психологическое просвещение является при условии, что распространение психологических знаний включает в себя момент воздействия на аудиторию, знания несут в себе практический преобразующий потенциал.
Обучающие психологические практики (практики обучения психологическим практикам). Среди всего множества психологических практик существует также такой их вид, как психологические практики обучения будущих профессионалов тем или иным конкретным практикам. От практик других видов обучающие практики отличаются тем, что в них упор делается на методологическую, методическую, технологическую, техническую и обучающую стороны процесса. Хотя и другим аспектам внимание уделяется достаточное, так как считается, что практический психолог должен неоднократно сам пройти через весь психопрактический процесс, узнать его изнутри, прежде чем вести через него других.
Завершая обзор психологических практик, отметим такое их свойство, как динамичность. Это и личностная динамика, и групповая динамика, и динамика психопрактического процесса. Личностная и групповая динамика в целом может быть оценена как позитивная или как негативная. Она также имеет определенные стадии, связанные с началом развертывания процесса, с решением его основных задач, с достижением его цели и с его завершением.
Предложенная модель психопрактической деятельности позволяет исследовать содержание различных практик, сравнивать их между собой, оценивать, развивать, а также осуществлять разного рода классификации. Основная классификация опирается на содержание деятельностнообразующих психопрактических аспектов и включает указанные нами виды психопрактик. Другие классификации строятся по таким критериям, как концептуальные, реляционные, методологические основания психопрактической деятельности, ее аспекты и особенности динамики. Так, концептуальные основания позволяют осуществлять классификации психопрактик по направлениям и школам в психологии (например, бихевиоральные, психоаналитические, когнитивные, гуманистические, трансперсональные и другие). Исходя из реляционных оснований практики делятся по ценностным ориентациям (ма- нипулятивные, самоактуализирующие, просоциальные, трансцендентные). Согласно методологическим основаниям практики классифицируются по уровням психопрактического воздействия и трансформации (телесные, энергетические, эмоциональные, ментальные, духовные). Существует и множество других классификаций психологических практик, в основе которых лежит рассмотренная нами модель.

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Дайте определение психологической помощи молодежи в целом.
2. В чем заключаются основные этические принципы деятельности специалиста по работе с молодежью в рамках применения психотехнологий?
3. Перечислите основные задачи, решаемые специалистами при оказании экстренной психологической помощи в целом и на каждом этапе.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.