На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Психотехнологии поддержки взрослеющей личности - Психологические практики поддержки кризисной личности
Психотехнологии поддержки взрослеющей личности - Психологические практики поддержки кризисной личности
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Психотехнологии поддержки взрослеющей личности
Психологические практики поддержки кризисной личности
Психотехнологии сопровождения формирования ответственности и осознанности как центральных признаков молодости
Практики коучинга для достижения ресурсных состояний и навыков саморегуляции молодого человека
Все страницы

 


2. Психологические практики поддержки кризисной личности


Кризис — острое состояние в жизни молодого человека, рассматривающееся как сложная, многоуровневая система, разбалансированная под воздействием внутренних или внешних факторов.
Выделяют возрастные кризисы «входа» в период молодости и «выхода» из него (подростковый кризис и кризис 30-летних), ситуационные кризисы, кризисы, вызванные форс-мажорными обстоятельствами, несчастными случаями или болезнями. Травмирующие факторы могут быть как единичным катастрофическим происшествием, так и серией небольших неудач, обладающих кумулятивным эффектом.
По мере того как кризисное состояние личности и кризисная личность все более интегрируются в сферу деятельности специалиста по работе с молодежью, становится очевидно, что термин «кризис» употребляется в двух смыслах:
1) для обозначения закономерных состояний, выступающих эволюционными этапами онтогенеза личности, ибо развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых структур, новых процессов (Л. С. Выгодский, например, считал, что возрастной кризис обусловлен возникновением новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной стабильной системы и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека);
2) для обозначения вероятностных (ситуативных) состояний, вызванных такими травмирующими ситуациями, как смерть близкого человека, потеря значимого статуса, развод, насилие, катастрофа и др.
Ситуативное кризисное состояние на уровне личности или малых групп может иметь следующие формы:
— соматический кризис (болезнь, травматизация);
— нервно-психологический кризис (фрустрации, стрессы, конфликты между базовыми структурами личности, фобии, депрессии, астении);
— социально-психологические нарушения коммуникативных функций и механизмов адаптации к социальной среде;
— кризис, вызванный изменением факторов среды — жилищнобытовых условий, уровня материального благосостояния, физических условий на работе и т. д.;
— кризис отношений (семейный кризис, ценностные конфликты, ресурсные конфликты, ролевые конфликты);
— кризисные состояния души (страх, горе, гнев, кризис утраты), они могут быть вызваны несчастными случаями, катастрофами и др.
— экзистенциальные кризисы, связанные с поиском смысла жизни;
— мотивационные кризисы (кризис осознания побуждения, кризис принятия мотива, кризис реализации мотива, кризис закрепления мотива, кризис актуализации побуждения).
Кризис — это зов перехода в новое качество, это некая прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы; это противоречие, при котором старые операционно-технические возможности не обеспечивают новые потребности личности.
Векторы дезинтеграции при кризисе полярно противоположны.
Дезинтеграция позитивная — это скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа Я и его обновление, возрождение и замещение новым, более действенным. Позитивную дезинтеграцию можно рассматривать как некое возрождение, процесс обновления является естественным циклом, обладающим благотворным потенциалом для роста и трансформации личности.
Дезинтеграция негативная — углубление кризиса с потерей витальности, т. е. с преобладанием отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в преодоление тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв. Наступают те негативные последствия, которые кризисное состояние оставляет в организме, — депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, чреватые переходом обратимых нарушений в нарушения стойкие, органические.
Широкая распространенность кризисных состояний и тенденция к их хронизации вызывают пристальное внимание психологов, психиатров, психотерапевтов, социальных работников. Разработаны кризисные теории, на основе которых создаются различные методы и технологии, помогающие справиться с кризисом.
Методологически методы коррекции кризисных состояний подразделяют на 5 групп:
1) рефлексивные методы (работа с психикой происходит через осознание психического содержания ежедневной жизни). Важными элементами рефлексивных методов являются замена негативных мыслей позитивными, техника позитивных утверждений — аф- фирмаций, технология переключения психических состояний, медитация, сопровождающаяся словесным самовнушением и визуализациями;
2) нерефлексивные методы (компонент саморефлексии выражен слабо); к данным методам относятся многие телесно-ориентированные, ролевые и шоковые практики;
3) интегративные практики (оказывают комплексное воздействие);
4) целевые методы (решают определенные узкие задачи или формируют конкретные качества);
5) метапсихотехнологии (обучают владению психотехнологиями, методологически и практически грамотному их применению).
В практическом и операциональном отношении в человеке можно выделить пять уровней: телесный (физический, соматический), энергетический (витальный), эмоциональный (чувственный), ментальный (интеллектуальный) и духовный (психодуховный).
С каждого из этих уровней может быть осуществлена интервенция на любой другой уровень, и, соответственно, психологические практики можно классифицировать по базисному уровню, с которого осуществляется воздействие, и уровню, на котором по преимуществу происходит трансформация, хотя многие практики по существу полиномны.
По базисным уровням воздействия выделяют следующие виды психологических практик: телесные, энергетические, эмоционально-образные, ментальные и духовные.
1. Телесные практики. С телесного уровня возможна интервенция на энергетический уровень или в психические сферы. К этого рода процедурам относятся различные бихевиоральные методики, телесно-ориентированные техники (танцевально-двигательные, техника аутентичного движения, театр прикосновений, холлисти- ческий палсинг, биоэнергетика по А. Лоуэну и др.), дыхательные техники (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн, свободное дыхание), разного рода йогические практики, психоделические практики, звукотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, аромоте- рапия, массаж, биосинтез и др.
2. Энергетические практики. К ним относятся цигун, некоторые техники раджа-йоги, кундалини-йога, биоэнерготерапия, аутотренинг, большой ряд дыхательных техник и др.
3. Эмоционально-образные практики. Они включают игровые, ролевые техники, визуализации, элементы аутотренинга, частично — техники пересмотра, вербальные методики, часть техник раджа-йоги и др.
4. Ментальные практики. К психопрактикам этого вида причисляют практики психоаналитические, когнитивные, ментальную визуализацию, медитацию, самоанализ, рационализацию, структу- рализацию, частично — пересмотр, вербальные методы и др.
5. Духовные практики. Представлены молитвой, медитацией, техниками ряда эзотерических и религиозных учений и др.
В определенных психопрактиках те или иные уровни являются преобладающим модусом действия, но чаще всего имеет место определенное сочетание разноуровневых способов воздействия, иногда неотделимых друг от друга.
Специалист по работе с молодежью не имеет достаточно компетенций для того, чтобы воздействовать на личность, находящуюся в состоянии глубокого кризиса, наступившего в результате психологической травмы. Понятие «психологическая травма» получило большое распространение в рамках теории посттравматического расстройства, появившейся в конце 1980-х годов в кризисной психологии. Особенность психотравмы состоит в том, что она расстраивает нормативную организацию психики и способна вводить ее в клиническое или пограничное состояние. На пограничном уровне появляются как преходящие ощущения дискомфорта, так и стабильные состояния с присутствием преобразованных изменений, ослабляющих иммунитет, адаптивные способности мышления, работоспособность. Пограничное состояние — относительно слабый уровень выраженности психического расстройства, не доходящий до уровня выраженной патологии .
Итак, психологическая травма — это переживание или потрясение вследствие особого взаимодействия человека с окружающим миром. Самыми яркими примерами психотравм выступают угроза жизни и здоровью, а также унижение человека.
Важно: психическая и психологическая травма — это не одно и то же!
Психическая травма — это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Человек перестает узнавать близких, его внимание плавает, речь со странностями, в памяти пробелы, мышление становится спутанным. При психологической травме патологических нарушений функций психики нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде, однако состояние его при этом оказывается пограничным.
Рассмотрим некоторые признаки психотравмы.
1. Наличие события, которое оценивается человеком как сильный удар.
2. Навязчивость воспоминаний. Среднее время угасания навязчивых воспоминаний у здорового человека — три дня. Если же человек возвращается к пережитому снова и снова, спустя неделю, месяц, а то и годы, причем все новые (да и прошлые события) видятся теперь сквозь призму негатива, — это важный признак психотравмы.
3. Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, которая привела к психотравме, не может от нее дистанцироваться, посмотреть на происшедшее спокойно, со стороны. Думая о ситуации, человек думает о себе и наоборот.
4. Серьезные затруднения в обычном душевном функционировании, остановка в развитии личности.
5. Предрасположенность к реализации жизненных сценариев, направленных на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизму, наркотикам, тяга к правонарушениям).
Итак, человек с признаками психической или психологической травматизации не может быть клиентом специалиста по работе с молодежью в силу ограниченности функционала последнего. Однако кризисные состояния, не перешедшие еще в клиническую или пограничную форму, объектом воздействия для специалиста по работе с молодежью выступать могут.
Покажем на примере психологического консультирования модель работы такого специалиста с кризисными состояниями личности. Реализуя эту модель, консультант помогает своему клиенту «раскрыться, прорваться сквозь защиту, препятствующую познанию им собственных ресурсов, помогает ему вновь обрести себя» .
Суть психологического консультирования состоит в том, чтобы консультант, пользуясь своими специальными профессиональными, научными знаниями, создал для молодого человека условия, в которых он обнаружит новые возможности для выхода из кризисного состояния.
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности служит появление у консультируемого новых ресурсов для выхода из кризиса. С точки зрения самого консультанта критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче молодого человека.
В ходе консультирования молодой человек учится находить новое видение жизненной ситуации и способы ее изменения. Психологическое консультирование позволяет развить у клиента способность к принятию решения и полнее использовать свой потенциал.
Специалист по работе с молодежью не ставит целью реконструкцию личности — это задача психолога; его цель — развитие того, что уже существует. Он может помочь найти и принять решение, касающееся прежде всего интерперсональных личных, жизненных затруднений человека.
Консультирование — это сфера практической деятельности специалиста по работе с молодежью, в которой он использует знания о поведении, закономерностях развития психики личности.
Начиная работу с клиентом, специалист по работе с молодежью должен отдавать себе отчет в том, что его деятельность является фактором дальнейшего развития молодого человека, а ее последствия чаще всего можно увидеть лишь по прошествии времени.
Независимо от того, проводится ли разовая консультация или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда консультативно-коррекционных сессий, консультирование можно рассматривать как процесс, состоящий из четырех стадий.
1. Заключение «контракта» между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая клиенту безопасность и поддержку в ходе консультирования.
2. Прояснение запроса и анализ проблемной ситуации. На этой стадии консультанту необходимо сориентироваться в проблеме клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы, перефразирование и переспрашивание для получения достаточной информации.
3. Переформулировка проблемы, уточнение контракта. На третьей стадии по мере выяснения условий и ситуации возникновения проблемы, анализа чувств и отношений клиента к ней определяется суть проблемы, т. е. та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации. При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы.
4. Поиск способов решения проблемы. На данной стадии необходимо получить согласие клиента на исследование его психологических трудностей, на поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.
В процессе консультирования специалист по работе с молодежью опирается на реализацию трех основных позиций.
1. Исходная позиция (выявление уровня резервов креативного потенциала личности, прогнозирование динамики ее саморазвития).
2. Желаемая позиция (моделирование программы будущего или желаемого психического развития).
3. Корректирующая позиция (построение программы или путей движения по переводу исходной позиции в желаемую).
Психосоциальное консультирование должно быть нацелено на развитие у клиента самосознания в процессе самонаблюдения, самоанализа, самооценки и самореализации.
В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом.
Современный специалист по работе с молодежью по своему профессиональному назначению должен стремиться, по возможности, предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении и общении людей и таким образом оздоровить их окружающую среду.
Специфика работы с молодыми людьми такова:
1) психические нарушения в этом возрасте часто не сопровождаются субъективными эмоциональными переживаниями негативного характера, поэтому нередко для самого молодого человека неочевидны;
2) молодые люди не всегда соглашаются с необходимостью психоконсультационной работы добровольно (лейтмотив этих рассуждений примерно таков: «Если я приму помощь — я потеряю самостоятельность»); советы, получаемые от взрослых, ими воспринимаются как ущемление своей независимости. Отсюда — необходимость недирективного подхода в работе;
3) молодежи свойственно считать свои проблемы явлением исключительным. Консультант в связи с этим должен быть ориентирован на усиление у клиента чувства Я, ему следует избегать завышенных требований, сильных фрустраций, долгих пауз, морализаторских оценок и др.
Интервью является в консультировании главным методом практической деятельности. Описывая интервью, нужно подчеркнуть: консультант работает с заказом другого человека. Консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию как уникальную, применяя для этого специальные знания. Интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации с целью создания для клиента альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, т. е. с целью повышения мобильности его психической реальности.
Что отличает интервью от других методов работы? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия между консультантом и клиентом. Таким предметом будет психическая реальность клиента; модальности, в которых она может быть представлена, становятся темой взаимодействия. Например, темой интервью могут стать переживания молодого человека или его мысли.
Процесс интервью направлен на то, чтобы в ходе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение клиента к различным свойствам его психической реальности.
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его актуальные и потенциальные возможности. Вопросы — основной способ воздействия в ходе интервью.
Обычно описывается пятистадийная модель интервью.
Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания. Часто эту стадию маркируют как «Привет!».
Какие цели достигаются на первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до нескольких минут? Консультант структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом он решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения данных проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей интервьюируемого. Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, т. е. задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности консультанта.
Эта стадия интервью завершается, когда достигается соответствие, которое может быть выражено следующими формулировками: «Я его чувствую, понимаю» (консультант), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).
Если в течение первых минут отношения не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практика, исправить трудно. На первой стадии интервью консультант показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как и любая позиция, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь следующие: 1) консультант занимает позицию «над» клиентом; 2) консультант занимает позицию равенства с ним;
3) консультант изредка предлагает клиенту занять позицию «над» ним, т. е. он готов следовать за клиентом.
В ходе интервью может осуществляться изменение позиций, и это служит показателем профессионализма консультанта, показателем того, что он рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность следовать логике беседы.
Обычно критериями хорошего интервью считают следующие: клиент понимает логику беседы, и это повышает его активность; клиенту интересно в ситуации интервью. Позиция ведущего может быть реализована с помощью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций. Темп ведения беседы должен у клиента и у консультанта совпадать.
Интервью может начаться со вступления консультанта:
— Слушаю Вас...
— Расскажите о себе или о том, что Вас привело ко мне...
Создается возможность разговора о себе, т. е. определяется
предмет взаимодействия — молодой человек и события его жизни. Специалисту по работе с молодежью при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему, так как употребление имени собеседника — это средство управления им. Повторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.
Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы. На этой стадии происходит выделение проблемы, решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка данной стадии интервью такова: «В чем проблема?».
Консультант решает следующие вопросы: «Зачем клиент пришел? Как он видит свою проблему? В чем заключаются его возможности в решении этой проблемы?» На материале заявленной темы консультант уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. Получив четкий ответ на эти вопросы, консультант возвращается к определению темы.
На второй стадии интервью, когда происходит сбор информации о клиенте и определяется, в чем же состоит его проблема, консультант может, а часто и должен выступать в роли следователя, стремясь как можно больше узнать о человеке, восстанавливая все детали контекста, в котором появился заказ клиента. При этом он задает клиенту конкретные вопросы о ходе событий, об участниках этих событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в формировании беспокоящей его психологической ситуации. Примерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе. В это время консультант определяет строение внутреннего мира клиента, то, какими модальностями этого мира клиент владеет. Анализ контекста позволяет выяснить, как клиент воспринимает свое Я и что он знает:
— о возможности своих действий;
— о своих целях;
— о своих чувствах;
— о своих мыслях.
При этом консультант одновременно решает, что нужно знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.
Задавая вопросы, консультант ориентируется на сообщаемую клиентом информацию, в которой имеются ключевые слова, отражающие содержание его проблемы. В каждой фразе клиента есть свои ключевые слова, фиксирующие тему взаимодействия с психологом — модальности психической реальности.
Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: его нельзя заменить синонимом. Если ключевое слово заменить, то смысл всего высказывания или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово — это фиксация темы взаимодействия. Консультант, задавая вопросы, производит переориентацию анализа ситуации индивидуальной жизни человека на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с клиентом о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни. Посредством профессионального воздействия консультант показывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, Вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.
В ходе интервью консультант выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их, задавая вопросы.
Отвечая на вопросы, клиент анализирует и осознает и свое поведение в рассматриваемой ситуации, и поведение других людей. Гипотезы, которые консультант будет обсуждать с клиентом, должны быть сформулированы просто и адекватно. Это возвращает консультанта к проблеме адекватного языка интервью. Он должен отвечать следующим требованиям, обращенным к самому консультанту; 1) «Не сгущай краски, употребляя оценочные слова»; 2) «Не навязывай свою точку зрения»; 3) «Используй для передачи информации простые слова и образы»; 4) «Говори кратко».
Во время интервью консультанту не следует сообщать клиенту все, что он узнал о нем, выдавать ему всю собранную информацию. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать человеку логику его поведения. Чтобы довести до клиента эту гипотезу, консультант демонстрирует ему разные стороны обсуждаемой проблемы посредством задаваемых вопросов. Иными словами, используется принцип обратной связи: консультант задает вопросы, исходя из высказываний клиента, а клиент, отвечая на эти вопросы, осознает и принимает доводимую до него информацию. На этом этапе интервью консультант прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение — один из принципов консультирования, позволяющий продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и проверить.
Консультирование методом интервью — это в известном смысле упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективным без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Консультанту важно собрать факты, подтверждающие его гипотезу и упрощающие ее для клиента. Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию — залог успешности процесса структурирования. Разговор консультанта с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих психологов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ интервьюируемого, если консультанту уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели обращения клиента за помощью становятся консультанту понятны, следует вернуться к определению беспокоящей человека проблемы. Клиенту это позволит увидеть свою проблему, а консультанту — уточнить его позитивные возможности.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить как «желаемый результат». Маркировка данной стадии интервью — «Чего вы хотите добиться?».
Возможные варианты формулировки проблем:
1) «Я не как все»;
2) «Я хочу, но не могу»;
1) «Я чувствую, но не знаю»;
2) «Я могу, но не чувствую» и т. п.
Консультант квалифицирует задачи интервьюируемого, ориентируясь на строение его психической реальности и ее возможные модальности. Целесообразно и эффективно использовать алгоритм фиксации в интервью задач клиента, это организует для консультанта процесс активного слушания с точки зрения его профессиональных возможностей, уменьшает вероятность профессиональной ошибки (табл. 1).


Таблица 1

Модальность

Ключевые слова
(примеры утвердительных суждений)

Я-концепция

Неудачник; глупец, как все; плохая мать; бездарность

Могу (возможности)

Умею; получается; выходит; делаю; способен и др.

Хочу (цели)

Стремлюсь; стараюсь; достигаю; наметил; загадал и др.

Думаю

Решаю; сочиняю; смекаю; прикидываю и др.

Чувствую

Напрягаюсь; замираю; расслабляюсь; грущу; веселюсь и др.


Формулировка проблемы для интервьюируемого позволяет повысить эффективность третьей стадии интервью, поскольку консультант получает возможность обозначить клиенту вектор требующихся изменений. Консультант предлагает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут. Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если консультанту уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.
Третья стадия интервью предполагает обязательное воздействие консультанта — это основное содержание консультирования. Для клиента эта стадия не выглядит по-особому. В интервью происходит как бы инсайт, клиент переживает изменения, происходящие с ним, как результат собственных усилий (он сам все понял). Опора консультанта на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью вызовут и изменение его поведения.
Итак, повторим: воздействие консультанта обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы, которые он задает о желаемом для клиента результате интервью). Конкретные же методы воздействия — самые разные (табл. 2).


Таблица 2

Название
метода

Описание

Результат

Метод интерпретации

Формирование у клиента нового взгляда на ситуацию

Альтернативное видение клиентом реальности, изменение его настроения

Метод директивы

Побуждение клиента к действию

Достижение желаемого для консультанта эффекта

Опрос

Домашнее задание; пожелание возможного действия

Получение новых сведений о клиенте

Самораскрытие

Консультант делится личным опытом или показывает, что он разделяет нынешние чувства клиента

Установление раппорта на предложения консультанта

 

Название
метода

Описание

Результат

Метод обратной связи

Позволяет выяснить, как клиента воспринимают консультант и окружающие

Получение клиентом конкретных данных для самовосприятия

Метод логической последовательности

Формирование у клиента последовательности мышления и поведения

Клиент получает возможность предвидеть результаты своих действий

Резюме

Суммирует суждения консультанта

Проясняет, до чего договорились консультант и клиент в ходе беседы

Открытые вопросы

Кто? Как? Почему?

Выяснение основных фактов и событий жизни клиента

Закрытые вопросы

Вопросы содержат частицу «ли», отличаются краткостью

Сокращение длинных монологов

Поощрение

Повторение ключевых фраз клиента

Проработка специфических слов и их смысла для клиента

Пересказ

Повторение сущности слов клиента и его мыслей с использованием ключевых слов

Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания консультантом клиента

Метод отражения чувств

Выделение эмоциональной стороны интервью

Открывает чувства клиента

Обобщающее
резюме

Повторение основных фактов, выявленных в ходе интервью, и изложение чувств клиента

Проясняет направление беседы


Направленное воздействие на клиента осуществляется также следующими приемами: ссылкой на авторитеты, апелляцией к литературным источникам, обращением к научным данным, к мифологии. Кроме того, возможна опора на обыденную психологию, которая может быть использована как информация для клиента.
В любом случае речь консультанта должна быть краткой, ясной, в ключе размышлений о жизненной ситуации клиента.
Если клиент оказывает сопротивление воздействию или не реагирует на него, то консультант указывает на это в следующей форме: «Вам это трудно принять; вам не хочется согласиться...» Данный прием позволяет обозначить ситуацию сопротивления интервьюируемого и одновременно продемонстрировать, что консультант не стремится во что бы то ни стало переориентировать клиента, что он признает за клиентом право на сопротивление как его естественное свойство, проявляющееся в отношениях с другим человеком.
Важный аспект воздействия состоит в том, что обычно интервью идет на фоне негативной информации о клиенте, позитивную информацию о себе самом человеку дать трудно, так как он часто просто ничего не может придумать. Консультанту очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты его поведения. В ненавязчивой манере нужно воссоздать такой вариант. Можно даже настоять на его проговаривании.
Тестирование в ситуации воздействия позволяет клиенту обнаружить не известные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на возможностях, о которых он не думал. Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но обозначить его следует обязательно. Ему можно посвятить отдельную консультацию. На этом фаза воздействия завершается. Длится она примерно 15 минут.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще можно сделать?».
Консультант и клиент работают с разными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с помощью исследования личностной динамики клиента, это необходимо для того, чтобы избежать ригидности.
Данная стадия может быть длительной. Во-первых, консультант должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, во-вторых, некоторым клиентам нужны четкие директивные рекомендации (табл. 3).
Директивы, применяющиеся в консультировании


Таблица 3

Вид директивы

Содержание директивы

Конкретное пожелание

«Я предлагаю вам сделать следующее...»

Парадоксальная
инструкция

«Продолжайте делать то, что вы делаете; повторите свои действия, мысли, поступки по крайней мере еще три раза»

Фантазии

«Представьте себе.»
«Закройте глаза и опишите, что вы видите, слышите, чувствуете.»
«Опишите ваш идеальный день (работу, партнера)...» «Представьте, что вы путешествуете внутрь своего тела.»

Ролевое указание

«А сейчас вернитесь к той ситуации и вновь проиграйте ее».
«Если вы не против, то пусть роль останется прежней, но измените поведение.»

Гештальт-ме-

«Поговорите со своими родителями, они сидят в этом

тод «горячего кресла»

кресле. А сейчас пересядьте в это же кресло и ответьте за них...»

Гештальт-невер-
бальное

«Посмотрите, одна ваша рука сжата, а другая — раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой...»

поведение

 

Свободные ассоциации

«Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассоциациях из воспоминаний детства. Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни»

Переоценка
(концентрация
Гендлина)

«Обозначьте сами для себя свои негативные чувства и мысли. А теперь — свои негативные переживания. Отыщите в вызывающих их ситуациях что-то для себя положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это положительное с решаемой проблемой»

Релаксация

«Закройте глаза и “плывите”. Сожмите кулаки покрепче, теперь отпустите»

Систематическое

1. Глубокая мышечная релаксация.

снятие напряжения

  1. Построение иерархии беспокойства.
  2. Увязывание объектов тревоги с релаксацией

 

Вид директивы

Содержание директивы

Языковые замены

«Замените “хотелось бы” на “я хочу”». «Замените “нельзя” на “желательно”» и т. п.

Принятие чувств, эмоциональный потоп, медитация

«Вернитесь к испытанному вами чувству, примите его полностью. Спокойно фокусируйте внимание на одной точке. Расслабьтесь, следите за дыханием. Пусть все мысли уйдут»

Групповая работа (обучение)

«Сейчас я хочу, чтобы вы все делали то-то и то-то»

Домашняя
работа

«Попрактикуйтесь в этом упражнении на следующей неделе и расскажите о достигнутых результатах при нашей очередной встрече».
«Заполните этот тест» и т. п.
«В течение (указывается срок) вы будете вести ежедневные записи...»

Письмо психолога клиенту

Пишется с учетом длительности и неоднозначности воздействия письменного текста на контекст жизни клиента

Личный кодекс поведения

«Составьте для себя жизненные правила и следуйте им»

Введение юридических норм отношений

«Ваша ответственность регламентируется...» «Ваше право состоит в том, чтобы...»
«Ваша обязанность состоит в том, чтобы...»

Обсуждение ролевых ограничений

«Как взрослый человек вы должны...»
«Как будущий отец вы имеете все основания для того, чтобы...»
«Как учитель вы...»


Пятая стадия интервью — обобщение предыдущих стадий, переход от обучения к действию. Маркировка этой стадии — «Вы будете делать это?».
Консультант предпринимает усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в его повседневной жизни, вне интервью.
Степень обобщения, доступная консультанту, зависит от учета им индивидуальных и культурных особенностей клиента, выявленных на первых стадиях интервью.
На пятой стадии интервью задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий, чувств молодого
человека в повседневной жизни. Из практики консультирования известно, что многие люди ничего не делают для изменения собственного поведения.
Консультанту надо относиться к этому спокойно, так как эффект интервью определяется теми переживаниями, которые были у клиента во время его проведения. Изменения состояния клиента в ходе интервью — главный показатель его эффективности. Для консультанта умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента являются основным профессиональным правилом работы. Консультанту нет смысла бояться (хотя нет смысла и злоупотреблять этим) отрицательной оценки клиентом эффекта интервью.
Не разрушая эффекта интервью, можно провести еще две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч усиливается помощь. В ситуацию взаимодействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, и она будет все больше и больше проблематизироваться.
Завершать интервью лучше всего домашним заданием, обязательно сообщая клиенту о необходимости отчета о его выполнении (невыполнении). Это позволяет мобилизовать средства контроля за содержанием изменений, происходивших с клиентом во время интервью. Домашнее задание должно быть сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме и направлено на конкретную ситуацию и действия в ней.
Обсуждая задание на очередной встрече с клиентом, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент домашнее задание не выполнил или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины этого.
Кроме обсуждения задания завершить консультацию можно рекомендацией обратиться к специалисту из смежной области или к книге. Рекомендация в этом случае должна содержать четкую информацию о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то следует указать ее точные выходные данные.
В заключение беседы консультант спокойно, не торопясь прощается с клиентом, обещая ему потенциально будущую встречу.
Интервью, как уже указывалось, является основным методом психологического консультирования и одновременно — ситуацией, заставляющей консультанта принимать профессиональное решение в отношении проблем клиента. Именно интервью позволяет специалисту по работе с молодежью выработать в себе важнейшую способность — способность к личностной и профессиональной рефлексии в отношении взаимодействия с клиентом.
Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций как самого психолога, так и клиента; не менее важна и рефлексия невербальных интеракций с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает условия взаимодействия с клиентом (время и место интервью, оформление кабинета и т. п.), информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально), интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимательности консультанта проявляются в его визуальном контакте с клиентом (фиксации, когда и почему последний перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), интонации и темпа речи, ее громкости, тембра произносимого и т. п., а также в учете всех изменений темы.
У специалистов по работе с молодежью часто возникает вопрос об оценке эффективности интервью. Особенную остроту — как профессиональная проблема — этот вопрос приобретает в ситуациях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.
Деятельность специалиста по работе с молодежью в качестве консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.
Остается отметить, что работа с кризисными состояниями у молодых людей может также осуществляться с помощью остальных перечисленных ранее психотехнологий.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Охарактеризуйте специфику поведения молодого человека в период кризиса.
2. Разработайте ролевые игры с целью консультирования «трудных» клиентов: молчаливых, чрезмерно разговорчивых, выражающих сомнение в компетентности консультанта и др.
3. Составьте подробную инструкцию о правах, обязанностях, поведении специалиста по работе с молодежью на всех стадиях консультативной беседы.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.