Введение в социальную психологию
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

1. История развития социальной психологии.
2. Предмет и задачи социальной психологии.
3. Методы социально-психологических исследований.

1. История развития социальной психологии


Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.
Становление социальной психологии как науки включает в себя несколько этапов.
Первый этап - зарождение и развитие социально-психологических идей в рамках философии и общей психологии. Этот период включает Античность, Средневековье и Новое время до середины XIX века.
Первый этап можно разделить на два периода:
1. Донаучный (синкретический) период. Как только люди начали объединяться в какие-то более или менее стабильные первобытные сообщества (семьи, роды, племена и т. д.), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри сообществ и между ними. В системах древних воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Следовательно, с этого момента человеческой истории началась и социальная психология, сначала в виде примитивных обыденных представлений, а затем в форме развернутых суждений и концепций, включая учения мыслителей древности о человеке, обществе и государстве.
2. Период философского осмысления социально-психологических проблем. Вопросы социальной психологии анализировались в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени - системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Анализировались психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости
от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук, поэтому выделение социальной психологии из системы философского знания осуществлялось не непосредственно, а через зарождение двух других дисциплин, давших жизнь социальной психологии - психологии и социологии.
Второй этап - становление социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 г. В этот период были определены основные проблемы и предмет изучения, изданы первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. Социально-психологические феномены выделились в самостоятельный класс психических явлений (коллективный разум, народный дух, поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания).
Датой зарождения эмпирической социальной психологии большинство исследователей считают 1859 г., когда Х. Штейнталь совместно с М. Лацарусом начал издавать на немецком языке журнал по этнической психологии и языкознанию «Психология народов мира и языкознание».
На этапе становления социальной психологии как науки зарождались первые социально-психологические концепции, которые классифицировались по способу анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы определились два решения: признание примата личности или примата общества.
С точки зрения психологии народов психология индивидов вторична, поэтому задача социальной психологии заключалась в изучении законов, по которым протекает духовная деятельность народа.
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920), который считал, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психологии является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент непригоден для исследования высших психических процессов (речи и мышления), в связи с чем их следует изучать психологии народов, применявшей иные методы: анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства).
Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она решает вопрос о взаимоотношениях личности и общества с индивидуалистических позиций.
Эта теория родилась во Франции, во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в теории подражания Г. Тарда, объяснявшей развитие социального поведения через механизм подражания. Однако создателями психологии масс являются итальянский юрист С. Сигеле и французский социолог Г. Лебон. С. Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Г. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элиты общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой изложена суть концепции: всякое скопление людей характеризуется утратой способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе является:
- обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций);
- резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям);
- вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики);
- утрата чувства личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над способностями).
Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения поведения массы в ситуации паники, но они легли в основу идеи о том, что массе нужен вождь, роль которого может выполнять элита.
Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога У. Макду- галла, переехавшего в 1920 г. в США. У. Макдугалл считал, что основу человеческого поведения составляют инстинкты, которые впоследствии под влиянием социальной среды и собственного опыта преобразовываются в чувства. Чувства (преобразованные инстинкты), по У. Макдугаллу, выполняют три функции:
1) побуждение к целенаправленному поведению;
2) функцию избирательной организации опыта в процессе действия;
3) функцию эмоционального наполнения побуждений.


У. Макдугалл указал также на то, что групповое сознание представляет собой не просто сумму индивидуальных сознаний, но и обладает собственными характеристиками. В 1908 г. им была опубликована книга «Введение в социальную психологию», тогда же появилась и другая работа под названием «Социальная психология», автором которой был Э. Росс. Именно 1908 год считается годом рождения социальной психологии как науки, поскольку книги Э. Росса и У. Макдугалла сыграли свою важную систематизирующую роль в развитии социально-психологического знания, но были лишены важнейшего элемента научного познания - метода, и поэтому знаменовали фактически завершение этапа теоретического научного поиска и переход к экспериментальным исследованиям.
Третий этап развития социальной психологии продолжался до середины 40-х гг. XX века и характеризовался появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальных концепций, так и на решение прикладных задач. В социальной психологии стал использоваться лабораторный эксперимент, а экспериментирование приобрело широкий размах благодаря появлению простого и общедоступного метода измерения социальной установки с помощью различных шкал, предложенных Э. Богардасом (1928), Л. Терстоуном (1928, 1932), Р. Ли- кертом (1932), Л. Гуттмэном (1941). Среди других достижений этого периода можно указать на экспериментальные исследования социальных норм М. Шерифа (1937, 1938), социального пространства К. Левина (1939), социального научения и подражания Н. Миллера и Дж. Долларда (1941).
Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
Четвертый этап в развитии социальной психологии начинается с середины 1940-х гг. XX века и продолжается до наших дней. Прикладная социальная психология обретает широкую популярность, в ее структуре появляются такие направления, как этническая и политическая психология, психология рекламы, управления, бизнеса и т. п. Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.
Социальная психология приобретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные программы университетов и является одной из учебных дисциплин, которые являются обязательными для изучения специалистами различных профилей. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни: из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д. Эта наука имеет колоссальное значение для практики обучения и воспитания, организации педагогического взаимодействия.
Необходимость интенсивного развития социальной психологии на современном этапе усугубляется также тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв, и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Кроме того, социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами и социальными институтами.


2. Предмет и задачи социальной психологии


Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части.
Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них - объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук. Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.
В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. Если рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.
Социальная психология изучает социальные группы, и прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д. Разрабатывается типология социальных групп, выделяется все большее количество критериев для их анализа. Группа рассматривается при этом как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих, поскольку имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.
Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики, а именно: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.
Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а ее предметом - определенные социально-психологические феномены. Г. М. Андреева конкретизировала предмет социальной психологии: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ, а именно: функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.
Функционализм (или функциональная психология) направлен на исследование проблемы наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни. Он возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер считал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни.
В рамках бихевиоризма и необихевиоризма изучались закономерности поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, А. Стаатс и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральной проблемой бихевиоризма являлась проблема научения. Было установлено, что приобретение индивидуального опыта посредством проб и ошибок подчиняется четырем основным законам: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.
Проблемы бессознательных процессов исследовались в русле психоаналитического направления, основателем которого являлся
З. Фрейд. Рассматривался конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; изучались источники социальной активности личности (А. Адлер, К. Г. Юнг, В. Шутц и др.).
Гуманистической психологией (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) человек рассматривался как полноценно развивающаяся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации.
Сторонники когнитивизма (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон, Л. Фестингер и др.) изучали процесс принятия человеком решений, приобретение знаний посредством основных когнитивных психических функций (памяти, внимания и т. д.).
Интеракционизм и символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, Т. Шибутани и др.) концентрировались на социальных аспектах взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Представители данного направления считали, что личность не может формироваться вне общества, она является носителем множества социальных ролей. Коммуникация рассматривалась как обмен символами и выработка единых значений и смыслов. Человек учится исполнять определенные роли, включаясь в социальную коммуниктивную сеть с момента рождения. Процесс научения ролям проходит три стадии: имитация роли, игра в роль и ролевое поведение. Согласно М. Куну, если мы знаем референтную группу индивида, мы можем предсказать самооценку личности, если мы знаем самооценку личности, то мы можем предсказать ее поведение. М. Кун рассматривает личность как структуру социальных установок, сформировавшихся на основе усвоенных ролей.
Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе. В современной социальной психологии можно выделить такие разделы, как:
- социальная психология личности;
- психология межличностного взаимодействия (общения и отношений);
- психология малых групп;
- психология межгруппового взаимодействия;
- психология больших социальных групп и массовых явлений.
Задачи социальной психологии могут быть разделены на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные задачи связаны с дальнейшим развитием теорий и концепций по мере накопления новых данных, осмыслением и уточнением имеющихся теоретических подходов в новых социально-экономических условиях, изучением новых социальнопсихологических явлений в условиях развития науки и техники, информатизации, цифровизации, расширения и углубления воздействия средств массовой информации и т. п.
Прикладные задачи социальной психологии направлены на обслуживание практической деятельности специалистов в составе группы. Изучаются оптимизация групповой деятельности, формирование социально-психологического климата, ценностно-ориентационного единства, снижение конформности, повышение эффективности обмена информацией и принятия решений и т. п.
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых ею феноменов предопределили возникновение и развитие следующих отраслей.
Этническая психология - отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.
Психология религии - это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
Политическая психология - отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.
Психология управления (организационная психология) - отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология социального воздействия занимается изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.
Психология общения раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.
Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичной ячейки общества.
Социальная психология личности - отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.
Психология масс - отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.
Психология конфликтных отношений (конфликтология) - отрасль социальной психологии, нацеленная на изучение психологической специфики и содержания конфликтов, выявление наиболее эффективных путей их разрешения.


3. Методы социально-психологических исследований


Обычно различают следующие основные методы исследования социально-психологических феноменов: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, социометрию.
Наблюдение - наиболее распространенный способ, с помощью которого исследуют социально-психологические явления в различных условиях, не вмешиваясь в их течение.
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания оптимальных условий для изучения конкретных социально-психологических явлений.
Метод анализа документов представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на контент-анализ, включающий в себя математическую и статистическую обработку результатов.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях, полученных от различных людей или из различных источников.
Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей.
Опросные методы предполагают анализ ответов испытуемых на заранее подготовленные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге (или онлайн); устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.
Тестирование - стандартизированный метод исследования, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Социометрия - метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами малой группы. Он позволяет выявить: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связи между ними. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов, а также построением социограммы (схемы взаимоотношений людей в группе).
Метод групповой оценки личности - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Процедура метода предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров.
В социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающие эффективное использование технических устройств - аппаратов, с помощью которых:
а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.


Изучение социально-психологических явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования, которые предполагают:
- формулировку проблемы исследования, определение его объекта и предмета, целей и задач;
- выбор необходимых методов и методик исследования; может осуществляться и первичная апробация этих методик на небольшой выборке (самостоятельно разработанные методики нуждаются в специальной предварительной апробации);
- сбор фактических данных;
- качественную и количественную обработку данных;
- интерпретацию данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, построение прогноза развития социальнопсихологических явлений.


Вопросы для самопроверки


1. Что изучает социальная психология как наука?
2. Какие науки являются для социальной психологии «материнскими»?
3. Какие задачи призвана решать социальная психология?
4. Назовите основные отрасли социальной психологии.
5. Охарактеризуйте основные методы социально-психологического исследования.


Практические задания


1. Представьте, а затем сравните различные определения (не менее пяти) предмета социальной психологии.


2. Заполните таблицу «Этапы развития социальной психологии».
Этапы развития социальной психологии

Этапы

Временной
период

Характерные особенности этапа

Виднейшие представители науки этого периода

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

3. Определите, к какому из направлений социальной психологии относятся следующие положения:
а) изучение различных форм поведения людей, понимаемые как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды;
б) объяснение социального поведения с помощью описания процесса познания человека;
в) социально-психологические явления и процессы межличностного взаимодействия как источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов;
г) массовое сознание и поведение через призму бессознательного.


4. Соотнесите ученого с основными положениями его теории.
1) Г. Лебон а) Поведение, стимул, реакция
2) Б. Ф. Скиннер б) Психология народов
3) В.Вундт в) Теория инстинктов социального поведения
4) В. Магдугалл г) Психология масс


5. В представленном перечне функций социальной психологии, найдите те функции, содержание которых раскрыто неверно и приведите их в соответствие:
1) теоретико-методологическая функция - реализуется в изучении психологических явлений и процессов, а также при разработке эффективных средств управления ими;
2) мировоззренческая функция - заключается в прогнозировании тех или иных социально-психологических явлений на основе проведения исследования;
3) регулятивная функция - подразумевает выявление и разработку новых методов и путей познания, определение направления практического применения в практической жизни результатов исследования;
4) прогностическая функция - проявляется в изучении духовной жизни, моральных и нравственных принципов с одной стороны, и в разработке эффективных технологий формирования правильных представлений у человека как члена социума;
5) аксиологическая функция - позволяет определить мнимые и истинные ценности в жизни людей и общества в целом.

Источник: Шершнёва, Т. В.
Психология : пособие для студентов специальности
«Профессиональное обучение (по направлениям)» : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2022. - Ч. 3. - 2022. - 105 с. (Ч. 3).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.