На главную Лекции и практикум по психологии Введение в профессию психолога Наблюдение как метод психолого- педагогического исследования
Наблюдение как метод психолого- педагогического исследования
Лекции и практикум по психологии - Введение в профессию психолога

Наблюдение понимается как целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Специфика данного метода заключается в «пассивности» исследователя, который ограничивается регистрацией психологических данных, а также в «непосредственности» представленных наблюдателю данных. В связи с этим наблюдение как метод противопоставляется эксперименту.


В психологической науке и практике наблюдение - это организованное восприятие и регистрация психических явлений, а также поведения исследуемого объекта, не связанные с вмешательством в условия проявления наблюдаемого объекта или явления. Данный метод относится к группе эмпирических методов и подразделяется на виды:
- внешнее и включенное наблюдение (наблюдатель принимает участие в работе группы);
- самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение за собственными психическими, познавательными процессами, переживаниями и т. п.
Контрольные вопросы отражают комплексное освещение теоретических аспектов специфики данного метода - его сущность, цели, результат, единицы и категории, виды, а также методику. Задания направлены на формирование умения разрабатывать систему категорий для наблюдения, составления листов наблюдения, организации, проведения, обработки и интерпретации результатов наблюдения. Каждое задание иллюстрируется примерами.


Контрольные вопросы


I. Психолого-педагогическое наблюдение как метод
1. Дайте определение понятия «наблюдение». В чем его отличие от эксперимента?
2. Каковы цели психолого-педагогического наблюдения как метода?
3. Чем должно завершаться применение метода наблюдения?
4. Раскройте сущность постулатов пассивности и «непосредственного» характера представленности данных.
5. В чем разница между наблюдателем-исследователем и наблюдателем в житейском смысле слова? Что может выступать предметом (объектом) психолого-педагогического наблюдения?
6. Как соотносятся между собой наблюдение как метод исследования и наблюдение как методика?
7. Каким образом наблюдение опосредовано познавательными целями? В чем заключается активность наблюдения?
8. В чем заключаются положительные и отрицательные стороны наблюдения как метода?


II. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения. Опосредствованность теорией
1. Назовите критерии объективности данных наблюдения. В чем заключается сущность критерия надежности?
2. Как трактуется критерий валидности наблюдения? Почему данный критерий вызывает критику?
3. В чем заключается сущность критерия воспроизводимости данных наблюдения?
4. Раскройте сущность корреспондирующей концепции истинности и концепции консистентности истины.
5. Охарактеризуйте проблему субъективности данных наблюдения.
6. От чего зависит оценка возможности психолого-педагогического наблюдения?
7. Что подразумевается под удвоением субъективности?


III. Квалификация событий: единицы и категории
1. Назовите способы качественного описания событий. Для чего необходимо выделение единиц и категорий описания?
2. Как соотносятся между собой единицы и категории наблюдения? Почему условные обозначения могут относиться и к репертуару единиц, и к системе категорий?
3. В чем заключается специфика категоризованного наблюдения? Что называется системой категорий?
4. Что такое квантификация? Как может квантифицироваться наблюдаемая реальность?
5. Что представляет собой event-sampling и time-sampling?


IV. Виды наблюдения
1. Чем отличается свободное наблюдение от целенаправленного? Сплошное от выборочного? Широкое от узкоспециального?
2. Какое наблюдение называется систематическим и как оно соотносится с категориальным? Какое - стандартизированным?
3. В каких случаях наблюдение может считаться эвристическим, а в каких - неэвристическим?
4. Чем отличается внешнее наблюдение от включенного? Открытое от скрытого?
5. Опишите классификацию видов наблюдения по факторам среды наблюдения (осознанное, неосознанное внутреннее, неосознанное внешнее, наблюдение окружающей среды).
6. В чем заключаются преимущества и недостатки включенного наблюдения? В каких случаях наблюдение может занимать промежуточное положение между внешним и включенным?
7. Охарактеризуйте виды наблюдения в зависимости от его организации (полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях), их преимущества и недостатки.
а. В чем заключаются сущность лонгитюдного («продолженного»), периодического и единичного наблюдения? Непрерывного и дискретного?
8. Чем отличается стандартизованное от нестандартизованного наблюдения? В каких случаях они используются?


V. Методика наблюдения
1. Как могут использоваться методики наблюдения в схемах других методов?
2. Как соотносятся между собой протокол, дневник и отдельные записи (заметки) наблюдения?
3. Чем отличается сплошное от выборочного протоколирования? В каких случаях они используются?
4. Назовите и охарактеризуйте этапы процедуры наблюдения.


Задания


1.1. Изучите теоретический материал, посвященный методике наблюдения (приложение В). Выберите психолого-педагогический объект наблюдения, сформулируйте цель, выделите единицы и категории, способ записи, получения количественных оценок. Мотивируйте ответ.


1.2. Ознакомьтесь с методикой хронокарты А.К. Гастева на примере изучения утомления студентов-медиков ученым К.Х. Кекчеевым.
В результате диагностических психологических и психифизио- логических проб при утренних и вечерних замерах К.Х. Кекчеевым было выявлено утомление у студентов. По окончании дня у исследуемых снижались память и объем внимания, реакция на сигналы, их субъективные высказывания также подтверждали значительную усталость. В целях выявления причин усталости ученый во взаимосвязи рассматривал труд и быт студентов, а также характер распределения видов их деятельности в течение суток. Пример заполнения хронокарты представлен на рисунке 1.

наблюдение


Рисунок 1 - Хронокарта А.К. Гастева

Хронокарта заполнялась следующим образом: наблюдатель записывал производимый вид работы или состояние, например, практические занятия, сон и т.д. Напротив статьи времени заштриховывались клетки, соответствующие времени в точности до 30 минут, смена занятий видна сверху вниз по вертикали, слева направо - по горизонтали.
Каждая статья времени представляла собой единицу наблюдения. Единицы были отнесены к определенным категориям - видам занятий. Данные заносятся в таблицу по примеру на рисунке 2.


Таблица 2

Условная
литера

Вид занятии

Студент- "общественник"

"Рядовой"
студент

Т(часы и минуты)

%

Т(часы и минуты)

%

А

Академическая работа

6 ч 10 мин

25,8

9 ч..02 мин

37,6

Об

Общественная работа

3 ч.30 мин

х4,4

1 ч.12 мин

5,0

В

Вспомогательная работа

5 ч.56 мин

24,8

4 ч.44 мин

19,7

От

Отдых и сон

8 ч.24 мин

35,0

9 ч.02 мин

37,7



Рисунок 2 - Соответствие видов занятий двух студентов затрачиваемому времени (К.Х. Кекчеев)

Обследуемым выдавалось восемь бланков хронокарт. Пояснялось, что хронокарты необходимо заполнять без отсрочки. Запись первого дня контролировалась. Последующие семь хронокарт заполнялись самостоятельно на протяжении недели и сдавались исследователю.
Анализ недельной хронограммы осуществлялся следующим образом: составлялась недельная хронограмма, в которой выделялись такие категории, как академическая нагрузка, вспомогательная работа и еда, а также отдых и сон. После этого фактический режим дня студентов сравнивался с идеальным, выявлялись отклонения, учитывая которые разрабатывались рекомендации по борьбе с утомлением и повышению продуктивности работы.
Примеры недельных хронограмм представлены на рисунке 3.

наблюдение2



Рисунок 3 - Недельные хронограммы студентов с малой и большой академической нагрузкой (К.Х. Кекчеев)

Хронограмма студента с большой академической нагрузкой отличается следующими негативными моментами: учебная деятельность захватывает даже значительную часть воскресенья, времени на отдых и другие виды занятий практически не отводится, часы отдыха падают преимущественно на позднее время, в некоторые дни наблюдается слишком раннее пробуждение, время приема пищи колеблется [23].
Проанализировав студенческие хронограммы, К.Х. Кекчеев дал следующие рекомендации: 1) вредны как длительная умственная работа, так и слишком частая смена занятий; 2) работа в поздние часы (начиная с 22.00) и в выходные дни непродуктивна, а также снижает степень усвоения материала в аудиторное время; 3) отдых должен быть разнообразным (пассивным, активным, носить эмоциональный характер); 4) необходимо сводить к минимуму участки вспомогательной работы, их частота приводит к бесполезной трате времени.

1.3. Составьте собственную хронокарту, заполняйте ее в течение недели, после чего начертите и проанализируйте недельную хронограмму. Каким образом можно оптимизировать ваш режим дня?


Дайте рекомендации по использованию данного задания в процессе преподавания дисциплин управленческого цикла в учреждениях системы среднего профессионального образования.


1.4. Группа делится ровно на две (по количеству обучающихся). Одна является наблюдаемой, ее цель - решить задачу привлечения школьников к поступлению в техникум на специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (квалификация «Бухгалтер»). Другая - описывает взаимодействие членов малой группы при совместном решении задачи согласно стандартизованной процедуре наблюдения, предложенной Р. Бейлзом (в соответствии с рисунком 4). Каждый обучающийся, включенный в группу наблюдателей, закреплен за конкретным членом группы наблюдаемых.


СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ Р. БЕЙЛЗА
1. Выражает солидарность, повышает статус другого человека, оказывает помощь, вознаграждает
2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение
3. Соглашается, выражает пассивное принятие, принимает, уступает
4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого
5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания
6. Дает ориентацию, информацию, повторяет, уточняет, подтверждает
7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторяет, уточняет, подтверждает
8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием
9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия
10. Возражает, выражает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи
11. Выражает напряжение, просит помощи, отступает с «поля боя»
12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя


Условные обозначения:
А — область позитивных эмоций
В, С — области постановки и решения задачи
D — область негативных эмоций


Ключ связи категорий:
а — проблемы ориентации
Ь — проблемы оценивания, мнений
с — проблемы контроля
d — проблемы нахождения решения
е — проблемы преодоления напряженности
f — проблемы интеграции

бейлз


Рисунок 4 - Система категорий Р. Бейлза

По 12 категориям наблюдатель расчленяет вербальную продукцию участников решения, учитывая не только то, что говорит участник, но и то, к кому он обращается, каков эмоциональный оттенок его высказывания, его место с точки зрения шести предполагаемых стадий продвижения в проблеме. Любое возможное действие участника группового решения может быть подведено под какую-либо из указанных категорий, их ряд полностью определен относительно друг друга. В этом смысле они представляют систему в отличие от списка (репертуара).
Каким образом данное задание может быть использовано на занятиях по дисциплинам управленческого цикла в техникумах?
Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.