Под экспериментом понимается метод, заключающийся в создании исследовательской ситуации, получении возможности ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления. Эксперимент педагогический - метод исследования, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами) и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы.
Сущность педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением в ход педагогического процесса принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования и его гипотезой. Строится на сравнении контрольной и экспериментальных групп, позволяет определить взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными (методами и средствами обучения, например, и его результатами в строго фиксируемых условиях). Научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях сопоставляется с аналогичным опытом, который проводится в других условиях или на другом контрольном объекте.
Педагогический эксперимент может быть: - констатирующим; - контрольным; - уточняющим (проверочным); - созидательно-преобразующим (формирующим).
Результаты имеют общую структуру, состоящую из 3 взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего. Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Преобразующий компонент раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нем. Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов.
Эксперимент является комплексным методом, характеризующимся не только сложностью организации и проведения, но и обработки и интерпретации полученных данных. Кроме того, эксперимент всегда основан на гипотезе и обычно включает в себя элементы других методов, поэтому требует более глубокого изучения и рассматривается в завершение курса в рамках двух тем. В связи с этим контрольные вопросы темы 2.4 и темы 2.5 имеют более сложную структуру, чем вопросы других тем, и включают в себя не только специфику метода, его этапы и типы, но и другие теоретические аспекты, знание которых необходимо для успешной организации, проведения и интерпретации эксперимента, таких как формы контроля, установление экспериментального эффекта, достоверные и артефактные выводы и некоторые другие. Задания направлены на приобретение обучающимися элементарных навыков обработки результатов психолого-педагогического исследования, которые подготавливают обучающегося к выполнению заданий последующей темы, предполагающих организацию и проведение эксперимента.
Контрольные вопросы I. Психолого-педагогический эксперимент как метод: общая характеристика 1. В каком случае возникает необходимость в использовании эксперимента? 2. В чем заключается суть эксперимента? 3. Назовите достоинства эксперимента. Могут ли в нем быть использованы другие методы? 4. Назовите задачи педагогического исследования, для решения которых может быть использован педагогический эксперимент. 5. Соблюдение каких условий необходимо для получения объективных экспериментальных данных? 6. Охарактеризуйте основные нормативы экспериментальной деятельности.
II. Этапы эксперимента 1. Охарактеризуйте подготовительный этап эксперимента. 2. Что в себя включает этап проведения эксперимента? 3. Какие характеристики контрольной и экспериментальной группы должны совпадать, какие - отличаться до и после проведения формирующего эксперимента? Как выглядит схема классического эксперимента? 4. Что представляет собой этап подведения итогов экспериментальной работы? На что направлен эксперимент в сфере образования?
III. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя 1. В чем заключается активность исследователя в психологопедагогическом эксперименте? 2. Назовите и охарактеризуйте условия, выполнение которых необходимо для реализации причинного вывода. 3. Что понимается под конкурирующими объяснениями устанавливаемой зависимости, конкурирующими гипотезами о направленности связи между переменными? 4. Как осуществляется контроль независимой переменной и в чем заключается проблема экспериментальных воздействий? 5. Охарактеризуйте интраиндивидуальную и межгрупповую схемы задания уровней независимой переменной. 6. Что понимается под дополнительными и комплексными переменными?
IV. Гипотезы и формы контроля в психолого-педагогическом эксперименте 1. Как соотносятся между собой теоретическая и экспериментальная гипотезы? Психологическая и статистическая? 2. Охарактеризуйте формы экспериментального контроля. В чем заключается «эффект экспериментатора»? 3. В чем отличие эксперимента в практических целях от эксперимента в научных целях? 4. Опишите проблему идентичности экспериментальных условий.
V. Установление экспериментального эффекта 1. Каким образом устанавливается экспериментальный эффект при интраиндивидуальных планах? 2. Как устанавливается экспериментальный эффект при межгрупповой схеме? 3. Как измерение переменных помогает устанавливать экспериментальный эффект? Назовите и охарактеризуйте психологические шкалы.
VI. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод 1. Как соотносятся теоретические и экспериментальные гипотезы в организации выводов об установленной закономерности? 2. Объясните невозможность индуктивного построения научных понятий. 3. Что понимается под асимметрией вывода на основе экспериментальных данных? Каким образом формальное планирование экспериментов базируется на индуктивных принципах? 4. Что представляют собой формальное и содержательное планирование эксперимента? 5. Назовите условия, необходимые для планирования эксперимента.
VII. Валидность психолого-педагогического эксперимента 1. Как используются мысленные образцы эксперимента при оценке его валидности? Как связаны понятия «мысленный образец эксперимента» и «мысленный эксперимент»? 2. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю валидность, конструктную и операциональную. 3. Как соотносятся валидность эксперимента и валидность выводов? 4. Опишите компоненты содержательного и формального планирования эксперимента.
VIII. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании 1. Назовите основные источники артефактных выводов. Почему оценка валидности эксперимента рассматривается как условие достоверных выводов? 2. Каким образом оценивается адекватность обобщений? 3. Опишите схему вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента. 4. Как вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами зависит от типа экспериментов? 5. В чем заключается проблема возникновения новых гипотез? 6. Какого характера могут быть артефактные выводы? Охарактеризуйте такие ошибки, как «недостающие звенья» в причинных объяснениях, неправомерное выделение основной причины, подмена одного высказывания другим, ошибка ценностных суждений, неправомерные апелляции к авторитету, апелляции к факту. 7. В чем заключается редукционизм выводов?
Задания
1. В таблице 9 представлены результаты диагностического обследования обучающихся по проективной методике «Дом - Дерево - Человек», цель которого - оценка личности исследуемого, получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и конкретными людьми в частности. Результаты тестирования объединены в количественные показатели (баллы) по сгруппированным в симптомокомплексы по качественным показателям (враждебность, конфликтность, враждебность и т. д.).
Таблица 9 - Результаты диагностического обследования обучающихся техникума
ФИО обучающегося
|
Симптомокомплекс
|
Всего баллов, Е
|
Враждебность
|
Конфликтность
|
Агрессивность
|
Негативизм
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Аронов Ю.И.
|
2
|
2
|
0
|
0
|
4
|
Арышев Е.В.
|
0
|
3
|
1
|
2
|
6
|
Банщикова Д.И.
|
4
|
1
|
3
|
1
|
9
|
Бойко В.С.
|
0
|
5
|
3
|
1
|
9
|
Воронова Н.В.
|
5
|
5
|
0
|
0
|
10
|
Гармаш Б.Ю.
|
3
|
6
|
2
|
0
|
11
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Дятлова С.М.
|
2
|
3
|
2
|
4
|
11
|
Зеленая С.А.
|
0
|
4
|
6
|
1
|
11
|
Ломов Б.Н.
|
4
|
1
|
4
|
3
|
12
|
|
|
|
|
|
|
Михайлова А.Б.
|
2
|
6
|
3
|
3
|
14
|
Опарышева З.Е.
|
2
|
6
|
5
|
3
|
16
|
Пеллинен С.Я.
|
4
|
7
|
3
|
3
|
17
|
Райкина Ю.С.
|
5
|
6
|
6
|
1
|
18
|
Самойленко Х.А.
|
5
|
2
|
10
|
3
|
20
|
Федотов А.С.
|
10
|
3
|
10
|
0
|
23
|
Произведите количественную обработку данных результатов, изобразите результаты графически в следующем порядке: а) Используя приведенные ниже формулы, определите уровень по каждому симптому в отдельности и симптомокомплексу в целом для каждого обучающегося. Занесите данные в таблицу, вместо числовых значений укажите уровни: «в», «с», «н» (высокий, средний, низкий). Для выявления высокого, среднего или низкого уровней изучаемых показателей применяйте формулы
верхняя граница = М + d, нижняя граница = М - d,
где М - среднее арифметическое; d - среднее линейное отклонение.
Среднее линейное отклонение рассчитывается по формуле:
Среднее линейное отклонение = ∑|d| / n
где ∑ - сумма; |d| - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней арифметической; n - число данных в ряду. Показатели, вошедшие в промежуток между верхней и нижней границами, относятся к среднему уровню. б) Для каждого симптома составьте гистограмму (вертикальная ось - количество обучающихся в процентах (15 обучающихся соответствуют 100 %); горизонтальная ось - низкий, средний, высокий уровни). Над каждым блоком гистограммы укажите процент обучающихся, имеющих по данному симптому низкий, средний, высокий уровни [17].
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ В таблице 10 представлены результаты диагностики обучающихся.
Таблица 10 - Результаты диагностики обучающихся техникума по «Методике самооценки инновативных качеств личности» (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) (см. приложение Д)
ФИО
|
Количество
|
обучающегося
|
баллов
|
1. Андреева Ю.С.
|
1,2
|
2. Белова К.Ю.
|
1,5
|
3. Вершков Н.Д.
|
2,5
|
4. Иконников Л.Я.
|
1,9
|
5. Леонидов О.В.
|
2,8
|
6. Машко Р.Э.
|
2,9
|
7. Немерова С.В.
|
3
|
8. Пугачев А.И.
|
3,1
|
9. Семенов И.Б.
|
4,3
|
10. Светличный М.А.
|
4,7
|
Высчитываем среднее арифметическое:
Среднее арифметическое = (1,2 + 1,5 + 2,5 + 1,9 + 2,8 + 2,9 + 3 + + 3,1 + 4,3 + 4,7) / 10 = 2,79. Вычисляем среднее линейное отклонение: Среднее линейное отклонение = 11,2 - 2,79| + |1,5 - 2,79| + |2,5 - - 2,79| + |1,9 - 2,79| + |2,8 - 2,79| + |2,9 - 2,79| + |3 - 2,79| + |3,1 - 2,79| + +|4,3 - 2,79| + |4,7 - 2,79| / 10 = 0,81. Определяем верхнюю и нижнюю границы. Верхняя граница = 2,79 + 0,81 = 3,6. Нижняя граница = 2,79 - 0,81 = 1,98. Исходя из показателей границ, относим результаты к низкому, среднему и высокому уровням (табл. 11).
ФИО обучающегося
|
Количество баллов
|
Уровень сформированности инновативных качеств личности
|
1. Андреева Ю.С.
|
1,2
|
н
|
2. Белова К.Ю.
|
1,5
|
н
|
3. Вершков Н.Д.
|
2,5
|
с
|
4. Иконников Л.Я.
|
1,9
|
н
|
5. Леонидов О.В.
|
2,8
|
с
|
6. Машко Р.Э.
|
2,9
|
с
|
7. Немерова С.В.
|
3
|
с
|
8. Пугачев А.И.
|
3,1
|
с
|
9. Семенов И.Б.
|
4,3
|
в
|
10. Светличный М.А.
|
4,7
|
в
|
Таблица 11 - Уровни сформированности инновативных качеств личности обучающихся техникума
Далее строим гистограмму (рис. 6).
В таблице 12 приведены результаты диагностики обучающихся.
Таблица 12 - Результаты диагностики обучающихся техникума по методике В.И. Чиркова «Воспринимаемый социальный капитал» (см. приложение Е)
|
Вариант поведения
|
ФИО обучающегося
|
Доверять друг другу
|
Вести себя уважительно по отношению друг к другу
|
Относиться к окружающим людям как к равным
|
Быть готовым поделиться материальными вещами (деньгами, одеждой, имуществом) с нуждающимися
|
Быть готовым разделить мысли, идеи, чувства других людей, нуждающихся в этом
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Абрамов С.С.
|
3
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2. Авдеева А.Ю.
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3. Аксенов М.Л.
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
4. Александров Л.И.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5. Алексеева А.И.
|
4
|
3
|
4
|
4
|
5
|
6. Белова И.А.
|
4
|
3
|
4
|
5
|
4
|
7. Белозерова С.Т.
|
3
|
4
|
4
|
5
|
5
|
8. Белоусов Б.В.
|
4
|
4
|
3
|
3
|
4
|
9. Борисова В.Д.
|
2
|
3
|
3
|
2
|
1
|
10. Быков И.Б.
|
4
|
2
|
3
|
2
|
1
|
11. Васильева С.А.
|
4
|
2
|
3
|
3
|
3
|
12. Виноградов В.В.
|
3
|
3
|
4
|
2
|
4
|
13. Вишняков П.Ю.
|
2
|
2
|
3
|
2
|
1
|
14. Воробьев Г.И.
|
5
|
4
|
3
|
4
|
5
|
15. Галкина М.А.
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4
|
16. Герасимова И.Н.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
17. Горбачева А.С.
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4
|
18. Давыдов Е.И.
|
3
|
4
|
5
|
4
|
4
|
19. Дроздов И.И.
|
4
|
3
|
4
|
4
|
4
|
20. Евсеева Е.К.
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
21. Ермаков Д.А.
|
4
|
3
|
4
|
4
|
4
|
22. Ершов Н.Б.
|
4
|
3
|
3
|
2
|
3
|
23. Жукова В.Ф.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
24. Журавлева А.Е.
|
4
|
3
|
2
|
4
|
4
|
25. Зайцев Я.Е.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
26. Зыков Е.М.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
27. Игнатьева Р.Д.
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
28.Калашников И.Н.
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4
|
29. Калинин М.Н.
|
4
|
3
|
4
|
2
|
4
|
30. Козлова Э.А.
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
31. Колобова Р.В.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
32. Корнилов С.Т.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
33. Крылова А.М.
|
4
|
4
|
4
|
2
|
4
|
34.Кудрявцева М.И.
|
4
|
3
|
3
|
3
|
4
|
35. Лапин В.Н.
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
36. Ларионова З.А.
|
4
|
3
|
3
|
3
|
4
|
37. Лебедева О.А.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
38.Мельников М.С.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
39.Молчанов К.С.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
40. Николаев С.Б.
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
42. Носкова К.Д.
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
43. Орлов И.Л.
|
1
|
2
|
4
|
1
|
2
|
44. Попова Г.И.
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
45. Рогова В.И.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
46.Самойлов В.Г.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
47. Туров П.Р.
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3
|
48. Фролова В.Ф.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
49. Цветкова А.В.
|
4
|
3
|
4
|
3
|
4
|
50. Щербаков П.И.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Постройте порядковую шкалу для суммарных итоговых показателей оценки вариантов поведения с пятью интервалами: 1 вариант. Доверять друг другу. 2 вариант. Вести себя уважительно по отношению друг к другу. 3 вариант. Относиться к окружающим людям как к равным. 4 вариант. Быть готовым поделиться материальными вещами (деньгами, одеждой, имуществом) с нуждающимися. 5 вариант. Быть готовым разделить мысли, идеи, чувства других людей, нуждающихся в этом. Представьте экспериментальные данные в графической форме - гистограмме.
Сравнив данные по каждому показателю и суммарные данные, сделайте вывод. При построении шкалы используйте следующий алгоритм [17]. Допустим, вы провели обследование 65 обучающихся тестом (N = 65) интеллекта и имеете следующие результаты обследования (в баллах): Результаты обследования обучающихся
59
|
48
|
53
|
47
|
57
|
64
|
62
|
62
|
65
|
57
|
57
|
81
|
83
|
48
|
65
|
76
|
53
|
61
|
60
|
37
|
51
|
51
|
63
|
81
|
60
|
77
|
71
|
57
|
82
|
83
|
54
|
47
|
61
|
76
|
50
|
57
|
58
|
52
|
57
|
40
|
53
|
66
|
71
|
61
|
61
|
55
|
73
|
50
|
70
|
59
|
50
|
59
|
83
|
69
|
67
|
66
|
47
|
56
|
60
|
43
|
54
|
47
|
81
|
76
|
69
|
Чтобы построить шкалу, необходимо: 1) найти граничные значения изменения переменной: Xmax = 83, Xmin = 37; 2) выбрать оптимальное число интервалов (k): k = 10; 3) определить размер интервала (шаг шкалы): R= Л / k = (83 - 37)/10 = 4,6 (примерно 5); 4) построить интервалы шкалы (табл. 13);
Таблица 13 - Интервалы шкалы
Интервал
|
Значения интервала
|
Частота значений
|
1
|
36-40
|
2
|
2
|
41-45
|
1
|
3
|
46-50
|
9
|
4
|
51-55
|
10
|
5
|
56-60
|
13
|
6
|
61-65
|
10
|
7
|
66-70
|
6
|
8
|
71-75
|
3
|
9
|
76-80
|
4
|
10
|
81-85
|
7
|
5) построить гистограмму (рис. 7).
Рисунок 7 - Распределение данных обследования обучающихся
Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с. |