Воспитание культуры общения является важной частью социально-педагогической деятельности. Тренинг, социально-педагогический театр -эффективные формы социально-педагогической работы. Ф.И. Иващенко указывает, что под тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения и совершенствования знаний и умений в сфере самопознания, общения, преодоления трудностей, упразднения тревожности, приобретения уверенности в своих силах.
Организационные условия проведения тренинга следующие: количество членов группы до 20 человек, желательно, чтобы группа была смешанного состава (по полу), помещение - размером с обычный школьный класс, наличие стульев, доски. Посредством тренинга осуществляется коррекция поведения. В ходе тренинга эффективно развивается самоанализ, а также наблюдательность, умение разбираться в явлениях внутреннего мира человека.
Можно проигрывать с детьми экстремальные ситуации и их поведение. Существует тренинг сложных социальных ситуаций (например, проигрывается развод родителей и поведение при этом ребенка, конфликт между одноклассниками). Есть рефлексивный тренинг - снятие стереотипа в формах поведения, в отношениях с окружающими. Наконец, бывает организационный тренинг, направленный на развитие навыков подчинения и руководства другими.
Игры, направленные на знакомство, помогают снятию напряжения, созданию благоприятной атмосферы («Твое имя», «Знакомство»).
Основная цель игр, способствующих доверию, общению - развитие у членов группы определенных навыков общения, содействие сплочению группы, формированию доброжелательной атмосферы («Затейник», «Мысли без слов», «Карусель», «Пингвины» и др.)
Назначение игр, обучающих сотрудничеству в группе - развитие навыков продуктивного взаимодействия, умений согласовывать свои действия и совместно принимать решения («Машины», «Тактильный телеграф», «Восковая палочка», «Тюрьма», «Построимся»).
Задача упражнений, направленных на положительное утверждение личности - способствовать поднятию самооценки участников игр. В ходе этих упражнений люди больше узнают о себе и других, снимается эмоциональное напряжение («Самохарактеристика», «Я люблю тебя за то, что...»).
Упражнения, нацеленные на решение конфликтов, формируют и отрабатывают навыки, продвигающие к скорейшему, более эффективному разрешению конфликтов («Рассказ о детстве», «Решение проблем»). Они учат умению диссоциироваться - «выйти» из проблемы и посмотреть на нее со стороны.
Заключительные игры помогают релаксации участников тренинга, а также проводится рефлексия («Прощальный ритуал», «Заключительный круг», «Ладошка»).
В отличие от драматического театра, где основной целью является создание художественных ценностей, основной целью создания социально-педагогического театра является личностное развитие его участников. Основная задача художественно-творческого процесса в этом театре - психотерапевтическая помощь людям средствами театра. Основной формой организации педагогического процесса в театре является тренинговая группа. Содержание деятельности театра, ориентированное на социально-педагогическую и психологическую помощь, определяется следующими установками: удовлетворение потребностей участников театра в любви, социальном признании, помощь в решении личных проблем актеров театра, обогащение опыта высших переживаний, формирование потребности помогать, творить добро, дарить радость. В процессе жизнедеятельности театра применяются такие инновационные формы, как психологический спектакль, театрализованная социально-психологическая игра диагностико-коррекционной направленности.
Вопрос к семинарскому занятию
1. Как тренинговые упражнения могут влиять на создание благоприятной атмосферы в классе?
Задания к семинарскому занятию
1. Опираясь на статью «Тренинг социально-психологический» в «Словаре социального педагога и социального работника», охарактеризуйте принципы функционирования тренинговой группы. 2. Проанализируйте одно из тренинговых упражнений, направленных на решение конфликтов. 3. Проработайте следующие упражнения: «Затейник», «Пингвины», «Таможня», «Список проблем», «Заключительный круг».
Вопросы для самоконтроля
1. С какой целью в начале тренинга проводятся игры, способствующие созданию благоприятной атмосферы? 2. Что такое социально-педагогический театр? 3. В чем сущность и значение рефлексии в конце тренинговых занятий?
Проблемные вопросы и задания
1. В каких случаях социальный педагог может применять организационный тренинг? 2. Согласны ли вы с тем, что сотрудничество - это самый эффективный вид поведения в разрешении конфликта?
Задания по УИРС, НИРС
1. Методом анкетирования учащихся выясните, насколько эффективно тренинговые упражнения влияют на создание доброжелательной атмосферы в их классе. 2. Подготовьте выступление по книге Бурнарда Ф. «Тренинг межличностного взаимодействия».
Рекомендуемая литература
1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2002. 2. Григорьева Т.Г., Лисинская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - М., 1997. 3. Иващенко Ф.И. психология воспитания школьников: Учеб. Пособие. - Минск, 1996. 4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. - М., 1994. 5. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи... - М., 1996. 6. Разрешение конфликтов: игры и упражнения. - Минск, 1996. 7. Словарь социального педагога и социального работника. - Минск, 2003. 8. Харин С.С. Искусство психотренинга. - Минск, 1998. 9. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001. Источник: Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М54 М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 63 с.
|