На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Супервизия как метод социально- педагогической работы
Супервизия как метод социально- педагогической работы
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

В настоящее время еще нет четкого определения понятия «супервизия». Этот метод заимствован социальной педагогикой из психиатрии. Можно дать такое определение: супервизия - метод управления, подготовки специалиста и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной социально-педагогической работы. Супервизия имеет место прежде всего там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различными группами и категориями людей (социальный педагог - подросток, социальный педагог - родитель и т.д.).

Это может быть также наблюдение опытного социального педагога за работой начинающего, или же, в целях усовершенствования, одного социального педагога за работой другого. Специалист, овладевший методом супервизии, называется супервизором. Он осуществляет анализ структуры и этапов социально-педагогического взаимодействия. При анализе социальный педагог руководствуется принципом «что я вижу, слышу, чувствую».

Существует супервизия работы социального педагога (состояние в процессе работы, на уровне эмоций, чувств, изменение состояния в продвижении к цели), супервизия на уровне клиента (состояние на начало работы, изменение состояния в процессе работы, состояние после окончании работы), супервизия процесса. Супервизор описывает ситуацию взаимодействия, анализирует методики деятельности социального педагога, учитывает особенности индивидуальной и групповой работы социального педагога. Наконец, следует сделать обобщающее заключение о качестве и эффективности данного варианта взаимодействия. Супервизор рассуждает, что в этой ситуации можно сделать, изменить.


Задания к семинарскому занятию


1. Осуществите супервизорскую работу на уровне идентификации (отождествления взаимодействия объектов): социальный педагог, клиент.


Вопросы для самоконтроля


1. Каковы задачи супервизии?
2. В чем особенности супервизии индивидуальной и групповой работы социального педагога?


Проблемный вопрос


1. Каким образом супервизия улучшает качество проводимой социально-педагогической работы?


Задания по УИРС, НИРС


1. Методом анкетирования выясните у социальных педагогов, насколько часто они работают супервизорами.
2. Осуществите супервизию работы социального педагога, когда он:
а) проводит общешкольное родительское собрание;
б) консультирует трудновоспитуемого учащегося;
в) проводит рисуночную диагностику с учащимся.


Рекомендуемая литература


1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - М., 1995.
2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 1999.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
4. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. - Минск, 1999.
5. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 1997.
6. Словарь социального педагога и социального работника. - Минск, 2003.
7. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т. 2. - М., 1996.

Источник: Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М54 М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 63 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.