Продолжение
Тема 1. Социально-психологическое сопровождение деятельности учителя
- Организация психолого-педагогического просвещения учителей по психологическим основам педагогической деятельности.
- Психологическое консультирование учителей по проблемам понимания в педагогическом общении, выработке индивидуального стиля деятельности.
- Психологическая диагностика личности учителя с целью самопознания.
- Организация психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности учителя.
Тема 2. Педагог-психолог как субъект коррекции стилей педагогического общения
- Организация психолого-педагогического просвещения учителей по проблемам педагогического общения.
- Психологическая диагностика коммуникативных свойств личности учителя.
- Психологическое консультирование учителей по проблемам индивидуального коммуникативного стиля.
- Социально-психологический тренинг педагогического общения.
Тема 3. Проблема межличностных отношений в структуре коррекции поведения "трудных подростков"
- Социально-психологические аспекты типологизации "трудных" подростков.
- Психологический анализ типов личности "трудных" подростков.
- Психологическое просвещение педагогов по работе с "трудными" подростками.
- Психологическое консультирование для подростков и их семей.
- Психологические тренинги для педагогов по овладению коммуникативными навыками для взаимодействия с "трудными" подростками.
Тема 4. Социально-психологические детерминанты формирования личности учащегося
- Психолого-педагогическое просвещение учителей по вопросам формирования личности и личностно ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания.
- Динамическая структура личности. Педагогические возможности управления ее формированием.
- Модели воспитательного воздействия в процессе формирования личности.
Тема 5. Социально-психологическое сопровождение взаимодействия школы и семьи
- Организация социально-психологического просвещения семьи.
- Функции семьи в социализации ребёнка.
- Формы социально-психологического взаимодействия школы и семьи.
Тема 6. Практикум по работе с родителями "Как любить детей"
- Психолого-педагогическое просвещение по вопросам взаимоотношений в семье.
- Диагностика взаимоотношение в семье: между супругами, между родителями и детьми.
- Социально-психологический тренинг семейных отношений.
Тема 7. Социально-психологическое сопровождение управленческой деятельности
- Социально-психологическое просвещение по психологическим аспектам управленческой деятельности.
- Диагностика личности руководителя.
- Социально-психологическое консультирование по самопознанию и саморегуляции.
- Социально-психологический тренинг общения в управленческой деятельности.
- Работа над имиджем руководителя.
План проведения конференции "Социально-психологическое сопровождение педагогической деятельности"
Вопросы для обсуждения:
- Использование психолого-диагностических методик для изучения коммуникативных свойств личности.
- Психологическое сопровождение формирования личности ребенка. Процесс социализации.
- Общение как социально-психологический феномен. Роль общения в становлении личности.
- Социально-психологическое сопровождение управленческой деятельности.
- Становление внутригрупповых отношений. Социометрическое изучение групповой динамики.
Вопросы к зачету по дисциплине "Социальная психология"
Изложите рекомендации, которые Вы дадите в ходе психологического консультирования на основе психологической диагностики.
1. С помощью теста Лири: а) если у испытуемого высокие баллы по шкале доминантности; б) если у испытуемого высокие баллы по шкале уверенности в себе - эгоизма; в) если у испытуемого высокие баллы по шкале требовательности - агрессивности; г) если у испытуемого высокие баллы по шкале скептицизма - подозрительности; д) если у испытуемого высокие баллы по шкале уступчивости - подчиняемости; е) если у испытуемого высокие баллы по шкале доверчивости - зависимости; ж) если у испытуемого высокие баллы по шкале доброжелательности - кооперативности; з) если у испытуемого высокие баллы по шкале отзывчивости - альтруизма.
2. С помощью теста Голанда: а) если у испытуемого реалистичный тип личности; б) если у испытуемого интеллектуальный тип личности; в) если у испытуемого социальный тип личности; г) если у испытуемого предприимчивый тип личности; д) если у испытуемого артистичный тип личности; е) если у испытуемого конвенциональный тип личности.
3. С помощью теста Айзенка: а) если у испытуемого тип темперамента холерический; б) если у испытуемого тип темперамента флегматический; в) если у испытуемого тип темперамента меланхолический; г) если у испытуемого тип темперамента сангвинический.
4. С помощью социометрической методики Дж.Морено: а) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего социометрический статус "звезды"; б) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего социометрический статус предпочитаемого; в) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего социометрический статус пренебрегаемого; г) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего социометрический статус отвергаемого; д) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего социометрический статус изолированного.
5. С помощью опросника Кеттелла: а) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале А - замкнутости - общительности; б) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале F - сдержанности - экспрессивности; в) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Н - робости - смелости; г) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Е - подчиненности - доминантности; д) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале L - доверчивости - подозрительности; е) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале N - прямолинейности - дипломатичности; ж) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q2 – конформности - неконформности; з) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале О - тревожности - спокойствия; и) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q4 - расслабленности - напряжённости; к) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале I - чувствительности - жестокости; л) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q3 - низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; м) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале G - подверженность чувствам - высокая нормативность поведения; н) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале С - эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость; о) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале В - высокий интеллект - конкретное мышление; п) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q1 – консерватизма - радикализма; р) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале М - практичность и мечтательность.
Вопросы к экзамену по дисциплине "Социальная психология"
- Предмет социальной психологии.
- История становления социальной психологии.
- Методы социальной психологии. Уровни методологического анализа.
- Условия достоверности результатов социально-психологического исследования. Надёжность, валидность, точность исследовательских процедур. Репрезентативность выборки.
- Программа и последовательность осуществления социально-психологического исследования.
- Метод наблюдения в социально-психологическом исследовании.
- Метод изучения документов в социально-психологическом исследовании.
- Метод опроса в социально-психологическом исследовании. Виды опроса.
- Беседа и интервью как виды опроса в социально-психологическом исследовании.
- Анкетирование как вид опроса.
- Эксперимент как метод социально-психологического исследования.
- Общение как проблема социальной психологии. Диалектика общественных отношений и межличностного общения.
- Структура общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения.
- Перцептивная сторона общения.
- Эффекты межличностного восприятия. Эмпатия.
- Эффекты межличностного восприятия. Аттракция.
- Эффекты межличностного восприятия. Атрибуция каузальная.
- Роль установки в межличностном восприятии. Эффект "ореола".
- Проблема влияния в социальной психологии.
- Понятие малой группы в социальной психологии.
- Классификация малых групп.
- Формальные и неформальные малые группы.
- Группы членства и референтные группы.
- Основные направления исследования малых групп в социальной психологии.
- Социометрическое направление.
- Социологическое направление в исследовании малых групп.
- Шкала групповой динамики.
- Образование малой группы.
- Феномен группового давления. Понятие конформизма.
- Понятие групповой сплочённости. Деятельностно-опосредованный подход к пониманию развития групповой сплочённости.
- Уровни групповой сплочённости. Социометрический индекс групповой сплочённости.
- Критерии групповой сплочённости.
- Понятие психологической совместимости.
- Проблема ценностно-ориентационного и целевого единства группы.
- Лидерство и руководство в малых группах. Сходство и различия.
- Теория происхождения лидерства.
- Стили руководства. Авторитарный. Демократический. Либеральный.
- Типы лидеров.
- Групповое принятие решений.
- Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности.
- Понятие конфликта в социальной психологии. Виды конфликтов.
- Типы конфликтов в организации.
- Стадии протекания конфликта.
- Стратегии разрешения конфликтов.
- Проблема отчуждения как социально-психологическая.
- Отчуждение и деформации личности.
- Профилактика отчуждения.
- Стили общения.
- Социально-психологические барьеры в общении.
- Понятие личности. Личность в системе социальных отношений.
- Соотношение понятий "индивид", "субъект", "личность", "человек", "индивидуальность".
- Понятие социализации личности.
- Мотивационная сфера личности.
- Любовь как социально-психологический феномен в концепции Эриха Фромма.
- Социальная психология управления как наука. Основные проблемы.
- Характеристика субъекта управления.
- Стили управления. Авторитет и авторитарность в системе управленческих отношений.
- Социально-психологический климат в организации.
- Уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития группы.
Примерная тематика рефератов по дисциплине "Социальная психология"
- Предмет социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
- Общение как социально-психологический феномен.
- Интерактивная функция общения.
- Коммуникативная функция общения.
- Перцептивная функция общения.
- Педагогическое общение как социально-психологический феномен.
- Стили общения, их продуктивность.
- Стили педагогического общения.
- Социально-психологические барьеры общения, пути их снятия.
- Межличностное общение как условие развития личности.
- Общение в семье (социально-психологический аспект).
- Проблема больших групп в социальной психологии.
- Проблема групповой динамики в школьном классе.
- Коллектив как уровень развития малой группы.
- Воспитательное развитие коллектива.
- Социально-психологический климат в коллективе,
- Социально-психологический климат в ученическом коллективе.
- Семья как малая группа.
- Взаимодействие семьи и школы: социально-психологический аспект.
- Любовь в человеческих отношениях и влияние на неё социальных факторов.
- Дружба как социально-психологический феномен.
- Проблема личности в социальной психологии.
- Роль общения в формировании личности.
- Социализация личности (социально-психологический аспект).
- Идентификация личности и процесс освоения социальных ролей как механизм развития личности.
- Социально-психологические установки учителя как детерминанта формирования личности учащегося.
- Полоролевая социализация личности.
- Педагог-психолог как субъект социально-психологического сопровождения работы школы.
- Социально-психологический тренинг в системе работы практического психолога.
- Социально-психологические аспекты деятельности руководителя школы (организации).
Литература по дисциплине "Социальная психология"
- Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. - М., 1999.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М., 2001.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие. - М., 2000.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. - М., 1991.
- Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. - М., 2001.
- Большаков В. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения.
Игры. – СТБ. 1996.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие для студ. - М., 1998.
- Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. - М., 1999.
- Гаулстон Марк, Голдберг Филипп. Психологические ловушки. - Интер-Пресс, 1996.
- Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-н/Д., 1996.
- Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения: Метод.пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М., 1991,
- Гросс Понтер Ф. Побеждать на работе и дома. - М., 1997.
- Добротворский И.Л. Золотые правила ежедневной жизни: Мысли в пути. – М., 1997.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб. для вузов. - М., 1999.
- 3еркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-н/Д. 1998.
- Иванова И.Р. Социальная психология: Методические рекомендации к практическим занятиям. – Могилёв, 2001.
- Коломенский Я.Л., Бондаренко А.П. Актуальные проблемы социальной психологии: метод. рекомендации. - Мн., 1983.
- Конфликтология: Учебник. - СПб., 1999.
- Кризисные события и психологические проблемы человека. - Мн., 1997.
- Крыжановская Л.М. Психология развития: Учебное пособие для студентов психол. и соц. фак. вузов. - М., 1997.
- Крысько ВТ. Социальная психология: Схемы и комментарии. - М., 2001.
- Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967.
- Майерс Дэвид. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб., 1997.
- Методология и методы социальной психологии. - М., 1977.
- Стэнли Милгрим. Эксперимент в социальной психологии. - СПб., Питер, 2000.
- Морозов, А.В. Деловая психология: курс лекций: Учебник. – СПб., 2000.
- Перспективы социальной психологии. - М., 2001.
- Политическая психология: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.
- Практикум по психологии: Общая и социальная психология. - М.: МИД, 1997.
- Практикум по социально-психологическому тренингу. - СПб., 2000.
- Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М., 2000.
- Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Т.1, Т.2. - Самара, 1999.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М., 2000.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов /Сост. Свентицкий А.Л. - СПб., 2000.
- Социальная психология: Учебное пособие, - М., 2001.
- Социальная психология: Хрестоматия. - М., 1999.
- Таранов П.С. Дерзкие тайны общения: поведение наоборот, или 25 законов инверсии. - Симферополь, 1988.
- Таранов, П.С. Интриги, мошенничество, трюки: Психология знаменитых ситуаций. - Симферополь, 1997.
- Теппервайн Курт. Как противостоять превратностям судьбы. - СПб., 1996.
- Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-н/Д., 1998.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие. - М., 1999.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие.
- Концептуальные и прикладные основы. - М.: Владос, 1995.
Начало
Источник: Учебная программа "Социальная психология" Автор-составитель Н.Я. Мороз
|