ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Цель: приобрести практические умения в осуществлении психологической диагностики учащихся средней школы. Задачи:
- Сформировать у студентов-практикантов представление о системе работы психолога в средних классах школы.
- Научиться планировать психологическую деятельность по реализации диагностики.
- Провести психодиагностическое обследование класса учащихся средней школы.
- Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов.
- Приобрести навыки подготовки психологического заключения с рекомендациями для педагогов и родителей по итогам обследования.
Практика в средней школе (для студентов дневного отделения) предусматривает работу по одной из предложенных тем (выбор темы осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики): 1. Изучение эмоционально-личностной сферы учащихся средней школы. 2. Изучение классного коллектива.
Этапы практики: 1 этап. Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога. Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ. Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела. 2 этап. Подготовка к диагностике школьников. Изготовление необходимого стимульного и раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола. 3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса. 4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики проводят обработку и анализ результатов диагностики. Производят расчет оценочной шкалы по средним величинам (приложение 6), а затем составляют аналитическую справку (приложение 5) и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся. Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.
Отчетные документы по III разделу практики:
- Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).
- Протоколы (копии) обследования учащихся средней школы.
- Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса по результатам исследования, предпринятого в 5–9-х классах по изучению эмоционально-личностной сферы учащихся или классного коллектива (в зависимости от индивидуального задания) (приложение 5).
Перечень рекомендуемых методик
№ п/п
|
Цель
|
Название методики
|
Автор методики
|
Возрастной период клиента
|
Изучение эмоционально-личностной сферы учащихся средней школы
|
1.
|
Выявление характерологических проявлений типов личности подростка и старшеклассника
|
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
|
Г. Айзенк
|
12 – 17 лет
|
2.
|
Исследование уровня личностной и ситуативной тревожности
|
Тест исследования тревожности
|
У.Д.Спилбергера; адаптирован Ю.Л. Ханиным
|
Подростковый и юношеский возраст
|
3.
|
Выявление поведенческих тенденций человека на основании его индивидуального восприятия, особенностей эмоционального развития
|
Тест руки
|
Э. Вагнер
|
Подростковый возраст
|
Изучение классного коллектива
|
4.
|
Выяснить общий уровень психологического развития коллектива, определить перспективы развития класса
|
Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
|
|
Подростковый и юношеский возраст
|
5.
|
Оценка организованности классного коллектива
|
Методика экспериментального исследования организованности
|
|
подростковый и юношеский возраст
|
Источник: УЧЕБНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА для студентов 3 курса дневной и заочной формы обучения (специальность 1-23 01 04: «Психология») Учебно-методическое пособие Витебск, 2010 Авторы-составители: О.Е. Антипенко, Н.И. Циркунова, Ю.Л. Довгая, О.П. Кошкина, Ж.Л. Данилова, Т.В. Савченко, Г.С. Азаренок. |