На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Программа производственной практики (стажерской)
Программа производственной практики (стажерской)
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика

1. Вид практики, направленность (тип), способ и формы ее проведения

1.1. Вид практики: производственная.
1.2. Тип практики: стажерская.
1.3. Способ проведения - стационарная, дискретная.
1.4. Форма проведения: практика носит педагогический характер,
включающий три вида деятельности студентов:
- наблюдение за организацией педагогического процесса;
- помощь учителю в организации педагогического процесса;
- выявление готовности первоклассников к обучению в школе.


В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», производственная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра и представляет собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированной на получение представлений об особенностях организации образовательного процесса в первые дни поступления ребенка в школу.
Целями производственной практики (стажерской) являются обобщение и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении педагогики и психологии в области сопровождения первоклассников в адаптационный период обучения; формирование соответствующих профессиональных умений.
Задачи производственной практики (стажерской):
- познакомиться с содержанием и организацией подготовки учителя
начальных классов к началу занятий с первоклассниками;
- пронаблюдать и провести анализ организации и своеобразия педагогического процесса в первые дни обучения ребёнка в школе;
- формировать профессиональную компетентность по организации сотрудничества обучающихся при работе в парах и группах на уроках, в играх на переменах;
- формировать профессиональную компетентность по применению здоровьесберегающих технологий при обучении первоклассников (организация физминуток);
- отработать умение проводить диагностику готовности детей к обучению в школе и анализировать её результат.

2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении

практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, профессиональные компетенции:
ПК-1 - способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;
ГЖ-2 - способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики;
ПК-4 - готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
ПК-6 - готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.

3. Место практики в структуре образовательной программы

Практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.2. Учебная и производственная практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование».
Производственной практике (стажерской) предшествует изучение базовых дисциплин ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», курсов по выбору студентов, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия, а также учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков практики). Данный тип практики является логическим продолжением формирования компетенций в рамках данных дисциплин и учебной практики.
Логическая взаимосвязь производственной практики (стажерской) с другими частями ООП прослеживается в наличии одинаковых терминов, в соответствующих тезаурусах, схожих компонентах понятийно-терминологических систем, единых общенаучных подходах к решению возникающих проблем (деятельностный и компетентностный подходы, системный анализ).
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики (стажерской):
Студент, приступая к освоению данного вида практики должен знать:
- научные основы курсов начальной школы в общеобразовательных учреждениях;
- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;
- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
- сущность и структуру образовательных процессов;
- методологию педагогических исследований проблем образования;
- теории и технологии обучения и воспитания ребенка;
- содержание преподаваемых предметов;
- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
- способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь:
- системно анализировать и выбирать образовательные компетенции;
- использовать диагностические методы для решения различных
профессиональных задач;
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области образования;
владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации
(журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
- различными средствами коммуникации в профессиональной
педагогической деятельности;
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения;
- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
- основными методами математической обработки информации. Производственная практика (стажерская) создает базу для освоения
вариативной части дисциплин профессионального цикла, производственной педагогической и преддипломной практик.

4. Объем практики

Объем практики в качественных единицах и ее продолжительность в зачетных неделях либо в академических или астрономических часах
Общая трудоемкость производственной практики (стажерской) составляет 3 зачетные единицы (108 часов) и длится 2 недели.

5. Содержание практики

 


п/ п

Разделы
(этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

Формы текущего контроля

Баллы

зачетные единицы

часы

1

Подготови
тельный
этап

Организа
циооное
собрание

0,05

2 часа

Знакомство с
программой
практики,
получение устных
рекомендаций
руководителя
практики,
прохождение
инструктажа по
технике
безопасности при
работе в
общеобразовательном учреждении

Индивидуальное задание на практику;
дневник практиканта;
путевка; договор на практику;
рабочий
график
проведения
практики в
профильной
организации

10

За
неделю до начала практики

0,25

8 часов

Отбор
диагностического материала для выявления готовности первоклассников к обучению в школе (Приложение 3)

Перечень
методов
выявления
готовности
ребенка к
школе и
диагностических методик
(в дневнике
практики)

20

2

Производствен-ный
этап

1-2
недели

0,5

18 часов

Целенаправленные наблюдения за деятельностью учителя на уроке и перемене (Приложение 1)

Конспекты
просмотренных уроков и
их анализ в
дневнике

20

0,3

11 часов

Оказание разнообразной помощи учителю в организации педагогического процесса

Отметки
учителя в
дневнике
студента
выполненного
объема
работы

10

0,3

11 часов

Выявление готовности первоклассников к обучению в школе

Письменный отчет

10

3

Обработка

Вторая

1,1

40

Анализ

Письменный

10

 

и анализ полученной

неделя

 

часов

результатов проведенной

отчет

 

 

информации

 

 

 

диагностики готовности

 

 

 

 

 

 

 

первоклассников к обучению в школе

 

 

4

Подготовка а отчета по практике

Первая неделя после практики

0,5

18 часов

Обработка и оформление результатов практики

Выступление
на итоговой
конференции

10

Итого

3

108

 

 

 

6. Формы отчетности по практике

По итогам практики студенты сдают руководителю практики
1) индивидуальное задание на практику, согласованное двумя руководителями;
2) рабочий график (план) проведения практики в профильной организации, согласованный двумя руководителями;
3) дневник практики, содержащий конспекты всех просмотренных занятий с подробным анализом с заполнением каждого дня практики по форме;
Оформление титульного листа дано в Приложении 2.
Основная часть содержания дневника оформляется по схеме
1-я страница Расписание уроков Список класса

Дата

Проверяемый критерий готовности

Используемые методы

Примечания

 

 

 

 

2-я страница Календарно-подневное наблюдение за организацией педагогического процесса (тетрадь в развёрнутом виде)

Дата

Деятельность учителя

Деятельность

Анализ просмотренного

Учебный

на уроке

учащихся на уроке

урока

предмет

 

 

 

Тема

 

 

 

урока

 

 

 

 

 

 

 


4) письменный отчет по результатам первоклассников к обучению в школе;
5) выступление на итоговой конференции нижеперечисленных проблем:
из по одной выявления готовности
- состояние готовности 6-7 летних детей к школьному обучению;
- запас представлений первоклассников об окружающем мире;
-особенности подготовки учителя к работе с первоклассниками в первые школьные дни (стиль общения, приёмы и методы по формированию школьной мотивации, формирование положительного эмоционального отношения к занятиям, формы сотрудничества, забота о здоровье детей, развитие инициативности, творческого самовыражения, условия для формирования знаний об окружающем мире, стимулировании коммуникативной, познавательной, игровой активности);
- специфика проведения первых занятий;
- воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе;
- правила поведения детей в школе и работа над ними в первые дни;
- особенности проведения первого родительского собрания. Дневник и письменный отчет должны быть сданы в течение 3-х дней после окончания практики. Итоговая конференция проводится на 5-7 день после окончания практики.

7. Фонд проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике


7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования н процессе освоения образовательной программы

Код и формулировка компетенции

Этапы формирования компетенции

ПК-1 - ГОТОВНОСТЬЮ реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Знает

критерии и принципы отбора содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; учебные планы и учебные программы, их виды, способы построения и их структуру; основные формы организации урока; содержание преподаваемого учебного предмета, особенности и методику его преподавания

Умеет

использовать современные, научно-обоснованные и наиболее адекватные приемы и средства обучения и воспитания и учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Владеет

навыками использования современных образовательных технологий при реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями государственного стандарта

ПК-2- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Знает

современные методы и технологии обучения и диагностики в соответствии с целями образования, возрастными и личностными особенностями обучающихся, имеющейся материально-технической базой

Умеет

использовать современные методы и технологии обучения и диагностики в соответствии с целями

 

 

образования, возрастными и личностными особенностями обучающихся, имеющейся материально-технической базой

Владеет

способами эффективного использования современных методов и технологий обучения и диагностики в соответствии с целями образования, возрастными и личностными особенностями обучающихся, имеющейся материально-технической базой

ПК-4 - способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета

Знает

сущность понятия «образовательная среда»; структуру и специфику личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса

Умеет

выявлять возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, а также обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; планировать организацию учебно-воспитательного процесса с использованием возможностей образовательной среды и средств преподаваемого предмета

Владеет

навыками проектирования достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при помощи средств преподаваемого предмета и ресурсов образовательной среды

ПК-6 - готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач

Знает

способы организации сотрудничества и взаимодействия участников образовательного процесса, основные методы сплочения коллектива

Умеет

осуществлять организацию сотрудничества и взаимодействия обучающихся; самостоятельно оценивать эффективность собственной педагогической деятельности с точки зрения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса

Владеет

способами взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса

Формы текущего контроля
7.2. Показатели и и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, шкалы оценивания

N

Результат

 

Основные показатели оценки результата

 

Формы текущего контроля

 

1

 

 

Знает критерии и принципы отбора содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; учебные планы и учебные программы, их виды, способы построения

дневник студента-практиканта

 

 

и их структуру; основные формы организации урока; содержание преподаваемого учебного предмета, особенности и методику его преподавания.
Умеет использовать современные, научно обоснованные и наиболее адекватные приемы и средства обучения и воспитания и учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Владеет навыками использования современных образовательных технологий при реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями государственного стандарта

 

2

ПК-2

Знает современные методы и технологии обучения и диагностики в соответствии с целями образования, возрастными и личностными особенностями обучающихся, имеющейся материально-технической базой.
Умеет использовать современные методы и технологии обучения и диагностики в соответствии с целями образования, возрастными и личностными особенностями обучающихся, имеющейся материально-технической базой. Владеет способами эффективного использования современных методов и технологий обучения и диагностики в соответствии с целями образования, возрастными и личностными особенностями обучающихся, имеющейся материально-технической базой

выступление на
итоговой
конференции

3

ПК-4

Знает сущность понятия «образовательная среда»; структуру и специфику личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса. Умеет выявлять возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, а также обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; планировать организацию учебно-воспитательного процесса с использованием возможностей образовательной среды и средств преподаваемого предмета.

письменный отчет по результатам выявления готовности первоклассников к обучению в школе

 

 

Владеет навыками проектирования достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при помощи средств преподаваемого предмета и ресурсов образовательной среды

 

4

ПК-6

Знает способы организации сотрудничества и взаимодействия участников образовательного процесса, основные методы сплочения коллектива. Умеет осуществлять организацию сотрудничества и взаимодействия обучающихся; самостоятельно оценивать эффективность собственной педагогической деятельности с точки зрения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Владеет способами взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса

-   дневник студента-
практиканта;
-   выступление на
итоговой
конференции

По итогам производственной (стажерской) практики выставляется зачет балльной системе:

Оцениваемый вид деятельности

Кол-во баллов

1

Дневник

0-35 баллов

2

Письменный    отчет    по    результатам    выявления готовности первоклассников к обучению в школе

0-20 баллов

3

Участие в итоговой конференции

0-45 баллов


7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы и необходимые для оценки знаний, умений и навыков и(или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Рабочий день студентов состоит из исследовательского блока, наблюдения за процессом обучения, помощи учителю в организации учебно-воспитательного процесса.
Исследовательский блок
Критерии готовности ребенка к школе:
- предметные умения;
- универсальные учебные действия (личностные, метапредметные).
Объекты наблюдения:
- порядок приема детей в школу и методика комплектования первых
классов;
- планирование работы учителя в первую неделю;
- особенности организационно-педагогической деятельности учителя в первый день (прием детей, знакомство их с классом, школой, друг другом, правилами поведения и режимом работы школы);
- размещение детей в классе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- освоение первоклассниками режима дня;
- организация взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик;
- введение опорных знаков организации формы деятельности на уроке (парная работа, индивидуальная и др.);
- методика обучения работе в парах, группах;
-формирование умения оценивать себя и других (само- и взаимооценка);
- выявление готовности детей к школе;
- выявление имеющихся представлений по предметным областям и
формирование первых представлений;
- содержание, организация и методика формирования ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
- формирование первых школьных умений первоклассников (правила обращения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками, классной доской, мелом, дидактическим материалом; организация рабочего места);
- особенностью работы с родителями и проведением первых родительских собраний.
Помощь студентов учителю в организации учебно-воспитательного процесса включает:
- участие в подготовке школы к встрече первоклассников и проведении
«Дня знаний»;
-подготовку учебных занятий (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, подписывание тетрадей, прописей и др.);
-ежедневные организационные мероприятия (экскурсии по школе; прием и проводы детей домой, проведение игр на перемене; организация питания; проведение физкультминуток и др.);
- индивидуальную работу с родителями.
В конце каждого рабочего дня студент отчитывается перед групповым руководителем по итогам дня.
На протяжении практики студент ведёт дневник, где отражает содержание занятий и индивидуальный план наблюдения за первоклассниками.
Для проведения наблюдения учащиеся класса распределяются между студентами таким образом, чтобы наблюдением были охвачены все дети (т.е. в среднем 3-4 ученика на студента в зависимости от количества детей в классе и студентов в группе).

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценования знаний, умений, навыков
Зачет/незачет выставляется студенту как суммированный результат проверки сданной документации и выступления на конференции.

8. Перечень учебной литературы необходимых для проведения практики

Основная литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. -3-е изд. - Москва: Просвещение, 2011 . - 152 с.
Дополнительная литература:
1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 189 с.
2. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -4-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2004. - 207 с.
3. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 256 с.

9. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

В период производственной практики (по получению
профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) активно используются технологии исследовательской деятельности, связанные с самостоятельным пополнением знаний, выполнением исследовательских заданий; проектные, связанные с участием студентов в реальном педагогическом процессе, информационно-коммуникационные технологии, в том числе доступ в Интернет; игровые технологии.

10. Материально-техническая база, необходимая для проведения практики

Базами производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) являются первые классы муниципальных общеобразовательных учреждений (школ), обладающие необходимым кадровым потенциалом, материально-техническим обеспечением.

11. Особенности организации и проведения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации и проведения учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) отражены в Положении об организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в ТОГУ (Приказ №020/262 от 04.08.2015 г.).
При определении мест учебной практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отражённые в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учётом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.
Источник: Митина, Г. В. Организация учебной и производственной практик при подготовке педагогов начального общего образования : учеб.-метод, пособие / Г. В. Митина. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017.-128 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.