Страница 1 из 3 Методические рекомендации
ПАСПОРТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
Фамилия студента-практиканта_______________________________________________ Имя, отчество__________________________________________________ Специальность______________________________________________
Курс____________ Группа____________________________________ Телефон №_________________________________________________________ База практики__________________________________________________ Директор школы (гимназии)__________________________________________________ Заместитель директора по учебной работе____________________________________________________ Заместитель директора по воспитательной работе____________________________________________________ Руководитель практики от кафедры___________________________________________________ Учитель-предметник базы практики__________________________________________________ Классный руководитель_______________________________________________ Сроки прохождения практики: с «__ »________ по «______________________________ »________ 20____ г. Отчет о результатах прохождения практики сдан «__ » «_______ » 20__________________________________________ г.
Практика защищена с оценкой « »
«_____ » ______ 20 г. Подпись руководителя практики от кафедры
Введение
Педагогическая практика студентов на факультете гуманитаристики и языковых коммуникаций ВГУ имени П.М. Машерова является составной частью, основным компонентом процесса профессиональной подготовки специалиста, ее практической составляющей. Практика проводится в соответствии с учебным планом специальности на базе учебных заведений Республики Беларусь (школ, гимназий, лицеев), обеспечивающих получение общего среднего образования. Цели педагогической практики: - подготовка студентов к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности; - овладение основными функциями деятельности учителя-филолога; - формирование и развитие социально-профессиональной практикоориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные и профессиональные компетенции для решения задач в сфере образовательной деятельности; - формирование компетенций по управлению учебно-познавательной, научно-исследовательской и другими видами деятельности, регулирование отношений и взаимодействий в педагогическом процессе; - практическое закрепление научно-теоретических знаний в процессе проведения учебной работы в качестве учителя; - ознакомление с системой учебной и воспитательной работы современного учреждения образования. Задачи педагогической практики: - формирование практических умений и навыков подготовки и проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий с обучающимися; - выработка умений самостоятельной разработки научно-методического обеспечения учебного процесса; - использование достижений науки и передовых технологий в области научных, образовательных и практико-ориентированных процессов в работе учителя; - углубление знаний и умений разработки планов и программ организации образовательной и инновационной деятельности в профессиональной сфере. В процессе прохождения педагогической производственной практики студент должен: 1) закрепить и усовершенствовать знания, полученные в результате изучения лингвистических и психолого-педагогических дисциплин; 2) овладеть основными профессиональными умениями учителя- предметника и классного руководителя: - научиться моделировать и проводить уроки разных типов; - правильно оценивать результаты учебной деятельности школьников; - осуществлять внеклассную работу по предмету, воспитательную работу с учащимися, вести психолого-педагогические наблюдения; - анализировать собственную учебно-педагогическую деятельность. Педагогическая практика носит обучающий и развивающий характер, является базой для приобретения студентами начального профессионального опыта и призвана помочь студенту выработать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования своего педагогического мастерства.
Продолжительность практики. Итоговая форма контроля
Продолжительность практики определяется образовательными стандартами и учебными планами специальностей и составляет: для 5-го курса специальности 1-21 05 06 Романо-германская филология - 8 недель; для 3-го курса специальности 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык - 5 недель. Датой окончания практики считается последний день последней недели практики. В течение недели после окончания практики студенты сдают руководителям практики от кафедр полностью заполненную по всем разделам настоящую методичку и - при необходимости - другую установленную отчетную документацию. Форма контроля по итогам практики - дифференцированный зачет, который представляет собой интегрированную оценку и формируется на основе оценок за качество подготовки и проведения уроков, воспитательных мероприятий, выполнения заданий по педагогике и психологии, качества сдаваемой отчетной документации и защиты практики. Перед выходом на практику проводится обязательное обучение по ознакомлению с правилами безопасности во время прохождения практики и инструктаж по охране труда с преподавателями, назначенными руководителями практики от кафедр и методистами по практике.
Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов-практикантов
Приступая к педагогической практике, студент должен: знать: - теоретические основы концепции филологического образования в Республике Беларусь и концепции предметных областей своей специальности; - закономерности взаимодействия преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся); - современные стратегии обучения, подходы к организации обучения, современные технологии; - - методические системы обучения (цели предметного образования, принципы отбора и структурирования учебного материала, средства, методы и приемы обучения, формы и методы текущего и рубежного контроля); уметь: - анализировать средства обучения и уроки; выявлять индивидуальные особенности учащихся; оценивать ход и результаты обучающей деятельности;
- продумывать методическую структуру урока; предупреждать ошибки и недочеты в речи учащихся; продумывать формы, методы и приемы контроля (проектировочные умения); - разрабатывать конспекты уроков, отбирать адекватный целям урока учебный материал, методы, приемы и специальные средства обучения; при необходимости составлять опорные конспекты, схемы, таблицы и др. (конструктивные умения); - сообщать учебную информацию; воспринимать ответы учащихся, тактично реагировать на их высказывания (в том числе на допущенные ошибки); владеть: - навыками предвидения результатов решения методических задач, объективного оценивания результатов собственного труда и познавательной деятельности учащихся, осознания перспективы своего профессионального развития; - стратегиями инновационного обучения, гибкой управляемости учебным процессом, обеспечения мотивации обучения, поддержания внимания и интереса к изучаемому предмету; - техниками адаптации к условиям обучающей деятельности; эффективной организации учебных занятий с использованием средств наглядности, ТСО, учебного оборудования; владения голосом.
|