Педагогическая практика. Рабочая тетрадь
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Педагогическая практика. Рабочая тетрадь
Виды и направления Профессиональной деятельности студентов в процессе прохождения педагогической практики
Сводная ведомость оценок по итогам практики
Все страницы

Методические рекомендации

ПАСПОРТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Фамилия студента-практиканта_______________________________________________
Имя, отчество__________________________________________________
Специальность______________________________________________


Курс____________ Группа____________________________________
Телефон №_________________________________________________________
База практики__________________________________________________
Директор школы (гимназии)__________________________________________________
Заместитель директора по учебной работе____________________________________________________
Заместитель директора по воспитательной работе____________________________________________________
Руководитель практики от кафедры___________________________________________________
Учитель-предметник базы практики__________________________________________________
Классный руководитель_______________________________________________
Сроки прохождения практики: с «__ »________ по «______________________________ »________ 20____ г.
Отчет о результатах прохождения практики сдан «__ » «_______ » 20__________________________________________ г.

 

Практика защищена с оценкой « »

«_____ » ______
20 г.
Подпись
руководителя практики от кафедры

Введение


Педагогическая практика студентов на факультете гуманитаристики и языковых коммуникаций ВГУ имени П.М. Машерова является составной частью, основным компонентом процесса профессиональной подготовки специалиста, ее практической составляющей. Практика проводится в соответствии с учебным планом специальности на базе учебных заведений Республики Беларусь (школ, гимназий, лицеев), обеспечивающих получение общего среднего образования.
Цели педагогической практики:
- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности;
- овладение основными функциями деятельности учителя-филолога;
- формирование и развитие социально-профессиональной практикоориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные и профессиональные компетенции для решения задач в сфере образовательной деятельности;
- формирование компетенций по управлению учебно-познавательной, научно-исследовательской и другими видами деятельности, регулирование отношений и взаимодействий в педагогическом процессе;
- практическое закрепление научно-теоретических знаний в процессе проведения учебной работы в качестве учителя;
- ознакомление с системой учебной и воспитательной работы современного учреждения образования.
Задачи педагогической практики:
- формирование практических умений и навыков подготовки и проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий с обучающимися;
- выработка умений самостоятельной разработки научно-методического обеспечения учебного процесса;
- использование достижений науки и передовых технологий в области научных, образовательных и практико-ориентированных процессов в работе учителя;
- углубление знаний и умений разработки планов и программ организации образовательной и инновационной деятельности в профессиональной сфере.
В процессе прохождения педагогической производственной практики студент должен:
1) закрепить и усовершенствовать знания, полученные в результате изучения лингвистических и психолого-педагогических дисциплин;
2) овладеть основными профессиональными умениями учителя- предметника и классного руководителя:
- научиться моделировать и проводить уроки разных типов;
- правильно оценивать результаты учебной деятельности школьников;
- осуществлять внеклассную работу по предмету, воспитательную работу с учащимися, вести психолого-педагогические наблюдения;
- анализировать собственную учебно-педагогическую деятельность.
Педагогическая практика носит обучающий и развивающий характер, является базой для приобретения студентами начального профессионального опыта и призвана помочь студенту выработать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования своего педагогического мастерства.

Продолжительность практики. Итоговая форма контроля

Продолжительность практики определяется образовательными стандартами и учебными планами специальностей и составляет:
для 5-го курса специальности 1-21 05 06 Романо-германская филология - 8 недель;
для 3-го курса специальности 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык - 5 недель.
Датой окончания практики считается последний день последней недели практики.
В течение недели после окончания практики студенты сдают руководителям практики от кафедр полностью заполненную по всем разделам настоящую методичку и - при необходимости - другую установленную отчетную документацию. Форма контроля по итогам практики - дифференцированный зачет, который представляет собой интегрированную оценку и формируется на основе оценок за качество подготовки и проведения уроков, воспитательных мероприятий, выполнения заданий по педагогике и психологии, качества сдаваемой отчетной документации и защиты практики.
Перед выходом на практику проводится обязательное обучение по ознакомлению с правилами безопасности во время прохождения практики и инструктаж по охране труда с преподавателями, назначенными руководителями практики от кафедр и методистами по практике.

Требования к знаниям, умениям и навыкам
студентов-практикантов


Приступая к педагогической практике, студент должен:
знать:
- теоретические основы концепции филологического образования в Республике Беларусь и концепции предметных областей своей специальности;
- закономерности взаимодействия преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся);
- современные стратегии обучения, подходы к организации обучения, современные технологии;
- - методические системы обучения (цели предметного образования, принципы отбора и структурирования учебного материала, средства, методы и приемы обучения, формы и методы текущего и рубежного контроля);
уметь:
- анализировать средства обучения и уроки; выявлять индивидуальные особенности учащихся; оценивать ход и результаты обучающей деятельности;

- продумывать методическую структуру урока; предупреждать ошибки и недочеты в речи учащихся; продумывать формы, методы и приемы контроля (проектировочные умения);
- разрабатывать конспекты уроков, отбирать адекватный целям урока учебный материал, методы, приемы и специальные средства обучения; при необходимости составлять опорные конспекты, схемы, таблицы и др. (конструктивные умения);
- сообщать учебную информацию; воспринимать ответы учащихся, тактично реагировать на их высказывания (в том числе на допущенные ошибки);
владеть:
- навыками предвидения результатов решения методических задач, объективного оценивания результатов собственного труда и познавательной деятельности учащихся, осознания перспективы своего профессионального развития;
- стратегиями инновационного обучения, гибкой управляемости учебным процессом, обеспечения мотивации обучения, поддержания внимания и интереса к изучаемому предмету;
- техниками адаптации к условиям обучающей деятельности; эффективной организации учебных занятий с использованием средств наглядности, ТСО, учебного оборудования; владения голосом.

 


 

Виды и направления
Профессиональной деятельности студентов
в процессе прохождения педагогической практики


В процессе прохождения педагогической практики студент осуществляет
1) проведение системы уроков по специальности в соответствии с учебной программой и расписанием уроков;
2) проведение внеклассной воспитательной работы в закрепленном классе в качестве помощника классного руководителя;
3) проведение индивидуальных, факультативных занятий и курсов по выбору, обеспечивая углубленное изучение учащимися отдельных разделов, актуальных проблем, способствуя формированию интереса школьников к научным знаниям, развитию их творческих способностей;
3) проведение методических экспериментов с целью моделирования учебного процесса на уроках обучения той или иной дисциплине, диагностики и прогнозирования трудностей в обучении, исследования уровней речевого развития.


ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Направления деятельности студентов во время прохождения практики, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний, овладений практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности.

Виды профессиональной деятельности

Формируемые
Профессиональные
компетенции

Задания по практике

Диагностика и самодиагностика

Учебно-методическая и научно-педагогическая

АК-1. Уметь применять базовые научнотеоретические знания для решения теоретических и практических задач ПК-1. Планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) работу.
ПК-2. Применять различные технологии обучения языку и литературе.
ПК-3. Осваивать и внедрять в образовательный процесс инновационные образовательные технологии.
ПК-4. Использовать в своей деятельности навыки педагогического (делового) общения.
ПК-6. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.

Подготовка и проведение занятий по дисциплине «Иностранный язык». Разработка методических и учебных материалов по предмету.
Изучение форм инновационных педагогических технологий, применяемых на базе практики, и методы их внедрения в образовательный процесс.

Анализ проведенных занятий и представленных              учебно
методических разработок. Анализ и самоанализ.
Оценка на основе              портфолио.

Научно-исследовательская

ПК-7. Планировать, организовывать и вести научноисследовательскую деятельность в области филологии. ПК-8. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать            суще
ствующие и применять новые методы, исходя из задач конкретного исследования.
ПК-9. Использовать в работе современные компьютерные методы сбора, обработки и хранения информации.
ПК-10. Представлять итоги научной работы в соответствии с предъявляемыми требованиям.
ПК-12. Пользоваться научной и справочной литературой

Изучение опыта преподавания    дисциплин специальности на базе практики. Исследование эффективности различных форм и методов обучения.
Выполнить индивидуальное задание по научно-методической теме, приложив его к отчету по практике.

Представление разработок с их последующим обсуждением и защитой.
Анализ и самоанализ использованных на занятиях методов и приемов, их эффективности и рациональности.

Огранизационно-управленческая

 

ПК-18. Готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них.
ПК-19. Использовать современные средства теле- и интернет-коммуникаций. ПК-20. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.

Изучить:
учебную документацию базы практики; инновационные формы и методы управления образовательным процессом на базе практики; формы контроля за образовательным процессом; инструктивнометодическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации          образовательного                       процесса
при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»
(электр.               адрес:
adu by).

Оценка на основе портфолио.
Письменные отчеты с их устной защитой

Инновационная

ПК-13. Применять современную                         методологию
лингвистических и литературоведческих исследований, использовать средства автоматизации проектирования, оформлять проектную документацию.
ПК-14. Проводить анализ проектной деятельности в гуманитарной сфере, разрабатывать предложения по повышению эффективности планируемых         исследова
ний.
ПК-21. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным технологиям, проектам и решениям. ПК-22. Определять цели инноваций и способы их достижений.
ПК-23. Работать с научной, технической и патентной литературой.
ПК-24. Использовать достижения науки и передовых технологий в образовательной                       и        научно
исследовательской сферах.

Применение в профессиональной деятельности современных инновационных технологий         обуче
ния.
Проведение открытых занятий по дисциплине специальности с использованием современных инновационных технологий.

Анализ проведенных занятий с учетом использования на них инновационных методов и приемов обучения.

Проектная

ПК-7. Планировать, организовывать и вести научноисследовательскую                                         дея
тельность в области филологии (текстологии).
ПК-8. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать            суще
ствующие и применять новые методы, исходя из задач конкретного исследования.

Использование возможностей обучающей    оболочки
Moodle. Подготовка презентаций. Подготовка аудиозаписей для занятий. Подготовка                             элек
тронных тестов. Выполнение индивидуального проекта по заданию руководителя практики.

Представление и защита методических проектов, включающих конкретные аудио- и видеоматериалы компьютерные презентации, электронные тесты и т.п.

 

ПЛАН
ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Модули

Деятельность студентов

Работа руководителей практики

1

2

3

МОДУЛЬ 1
(первая неделя практики)

Ознакомление со школой, посещение уроков и внеклассных мероприятий. Изучение классов, в которых придется работать учителем и помощником классного руководителя. Выявление особенностей учебных коллективов, ознакомление с методами и принципами работы учителей школы, документацией, планами, составление индивидуального календарного плана-графика работы на период практики.
Теоретическая и методическая подготовка к пробным урокам (изучение программ, учебников, методических пособий, ознакомление с планами учителей и т.п.).
Знакомство с ведением школьной документации. Ведение дневника педагогических наблюдений.

Проводят установочную конференцию в школе, знакомят с администрацией, учителями, распределяют по классам. К концу недели выявляют вопросы, интересующие студентов, намечают план консультаций.
Осуществляют текущий контроль.

МОДУЛЬ 2

Проведение пробных уроков с последующим их анализом учителем.
Посещение уроков учителей и коллег- студентов (с обязательной отметкой в дневнике).
Самоанализ пробелов, подготовка к самостоятельным урокам.
Воспитательная и организационная работа
в закрепленном классе (по плану классного руководителя).

Оказывают методическую помощь в подготовке пробных уроков, осуществляют текущие консультации и            контроль.

МОДУЛЬ 3

Проведение уроков в закрепленном классе в соответствии с учебным планом, программой и расписанием уроков. План-конспекты урока подписывают учитель и (или) руководитель практики.
Выполнение заданий по педагогике и психологии. Работа в качестве помощника классного руководителя, обязательное посещение уроков коллег, их анализ.
Проведение экспериментальных исследований.

Оказание методической помощи в подготовке к урокам. Посещение и анализ уроков.
Консультации, текущий контроль.
Проводят итоговую конференцию в школе.

МОДУЛЬ 4

Оформление отчетной документации по итогам практики. Настоящая методичка со всеми заполненными разделами сдается руководителю практики от кафедры в течение трех дней после ее окончания. Дополнительно к отчету могут быть приложены:
- изготовленный самостоятельно наглядный материал к урокам;
- электронные, мультимедийные разработки;
- материалы выполненных экспериментальных исследований или индивидуальных заданий;
-акты внедрения в учебный процесс самостоятельно разработанных учебно-методических материалов.

По окончании пед- практики анализируют отчетную документацию, выставляют оценки совместно с учителями и представителями других кафедр, составляют отчет о практике и сдают его руководителю практики от факультета в течение недели после окончания практики.

Примечания:
1. Во время практики студент должен находиться в школе не менее 6 часов в день.
2. В случае нарушения дисциплины, невыполнения требований администрации, учителей, руководителя практики студент может быть отстранен от прохождения практики.


МОЙ КЛАСС (СПИСОК КЛАССА) ( )

Фамилия, имя

Фамилия, имя

1.

16.

2.

17.

3.

18.

4.

19.

5.

20.

6.

21.

7.

22.

8.

23.

9.

24.

10.

25.

11.

26.

12.

27.

13.

28.

14.

29.

15.

30.

Староста класса

Классный руководитель

Индивидуальные задания на период практики и рекомендации по их по выполнению


Во время установочной конференции или в первые три дня пребывания на базе практики студентам-практикантам выдаются индивидуальные задания для выполнения в процессе практики.
Цель выполнения индивидуальных заданий - развитие и совершенствование умений и навыков студентов по проведению экспериментальной работы в условиях реального учебного процесса; использование теоретических знаний, полученных в университете на практике, получения практических результатов для оформления дипломных работ.
1. По методике преподавания предмета.
Задание выдает руководитель практики от кафедры. Выполненное задание сдается руководителю практики от кафедры и хранится на соответствующей кафедре. (В число заданий обязательно входит составление 2-х образцовых планов-конспектов проведенных уроков).
Формулировка задания:


Отметка о выполнении

(Дата) (оценка) (подпись и Ф.И.О. руководителя)
2. По психологии
Задание выдает руководитель практики от кафедры практической психологии. Выполненное задание сдается руководителю практики от кафедры психологии и хранится на кафедре психологии.
Формулировка задания:


Отметка о выполнении

(Дата) (оценка) (подпись и Ф.И.О. руководителя)
3. По педагогике
Задание выдает руководитель практики от кафедры педагогики. Выполненное задание сдается руководителю практики от кафедры педагогики и хранится на кафедре педагогики.
Формулировка задания:


Отметка о выполнении
(Дата) (оценка) (подпись и Ф.И.О. руководителя)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
(составляется к концу первой недели практики)

Дата

Предмет

Номер
кабинета

Время
проведения
урока

Тема урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Руководитель практики от кафедры

План проведения воспитательной работы в закрепленном классе (на период прохождения практики)


п/п

Дата

Содержание работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

1-я неделя
с «        »                   по «         »

Дни
недели

Учебная работа

Внеклассная работа

Приме
чания.

Пн

 

 

 

Вт

 

 

 

Ср

 

 

 

Чт

 

 

 

Пт

 

 

 

Сб

 

 

 

ВЫПОЛНЕНО:
Руководитель практики от кафедры
(учитель, классный руководитель)

2-я неделя
с «        »                   по «         »

Дни недели

Учебная работа

Внеклассная работа

Примечания

Пн

 

 

 

Вт

 

 

 

Ср

 

 

 

Чт

 

 

 

Пт

 

 

 

Сб

 

 

 

ВЫПОЛНЕНО:
Руководитель практики от кафедры
(учитель, классный руководитель)

ВСЕ ДРУГИЕ БЛАНКИ 8 недель ТАКИЕ ЖЕ

Осуществление экспериментальной,
исследовательской деятельности
по сбору материалов к выполнению
дипломной или научно-исследовательской работы

Тема работы________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

План проведения эксперимента (этапы)
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Описание результатов
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

Оценка руководителя _____________________  ________________________________________
работы                                               балл                               подпись руководителя

 


 

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
(подготовка и проведение уроков, воспитательное мероприятие, выполнение индивидуальных заданий)

Дата

Предмет

Тема урока (воспитательного мероприятия)

Балл

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

Пояснение: общая итоговая оценка повышена (снижена) за:

Руководитель практики от кафедры

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРОТОКОЛ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА
КОЛЛЕГИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА


Дата_________ Класс __________
Предмет_______________
Студент-практикант, проводивший урок _______
Количество учащихся на уроке _________________
План-конспект урока (наличие/отсутствие - нужное подчеркнуть)
Готовность к уроку: учителя ; учащихся
Тема урока_________________________
Цели урока:________________________
образовательные: практические: развивающие: воспитательные:
Тип урока: первичное изучение нового материала, формирование умений и навыков; закрепление и развитие умений и навыков; повторение и развитие умений и навыков; обобщение и систематизация, совершенствование умений и навыков; контрольный; комбинированный; развитие речи (подчеркнуть).
Форма урока: исследование, аукцион идей, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое (например, традиционная 1-я часть урока, основной этап - практическая, исследовательская работа - указать):_____________________
Организация урока, этапы урока: опрос - минут, актуализация знаний -
минут, объяснение нового материала - минут, закрепление изученного -
минут, домашнее задание - минут.
Другие этапы:
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование (указать, если были другие)
Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, стимулирующий характер оценки, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса, графический диктант). Указать другие:
Количество опрошенных учащихся________________
Эффективность и качество использованного на уроке учебного материала
Достигнуты ли цели урока ?_________________________
Подпись (студента, посетившего урок)_________________


Приложение 2


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКОВ, ПРОВЕДЕННЫХ СТУДЕНТАМИ-ПРАКТИКАНТАМИ


Уроки и внеклассные учебные мероприятия оцениваются по десятибалльной шкале. При оценке уроков и внеклассного мероприятия принимаются во внимание общая и профессиональная подготовка студентов, научнометодический уровень учебного мероприятия, его воспитательное значение, степень самостоятельности разработки, грамотность выполнения.

Отметка в баллах

Требования

Балл 10 (десять) ставится, если урок (внеклассное мероприятие) отвечает следующим требованиям:

  • глубокое и системное знание лингвометодического материала и психолого-педагогической теории и свободное владение им на уроке;
  • творческая самостоятельная разработка конспекта и его грамотное оформление;
  • сознательная и грамотная формулировка целей и задач на каждом этапе работы;
  • рациональное применение разнообразных методов обучения и приемов, стимулирующих активность учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • создание рабочей обстановки и благоприятной атмосферы общения учащихся и учителя во время проведения;
  • проведение урока и мероприятия на высоком научном и организационно-методическом уровне без каких-либо ошибок.

Балл 9 (девять) ставится, если урок (учебное мероприятие) соответствует следующим требованиям:

  • глубокое и системное знание лингвометодического материала и психолого-педагогической теории и свободное владение им на уроке;
  • самостоятельная разработка конспекта и его грамотное оформление;
  • сознательная и грамотная формулировка целей и задач на каждом этапе работы;
  • рациональное применение разнообразных методов обучения и приемов, стимулирующих активность учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • создание рабочей обстановки и благоприятной атмосферы общения учащихся и учителя во время проведения;
  • проведение урока и мероприятия на высоком научном и организационно-методическом уровне при допущении не более двух методических недочетов.

Балл 8 (восемь) ставится, если урок (внеклассное мероприятие) отвечает следующим требованиям:

  • глубокое и системное знание лингвометодического материала и психолого-педагогической теории и свободное владение им на уроке;
  • самостоятельная разработка конспекта и его грамотное оформление;
  • сознательная и грамотная формулировка целей и задач на каждом этапе работы;
  • рациональное применение разнообразных методов обучения и приемов, стимулирующих активную работу учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • создание рабочей обстановки и благоприятной атмосферы общения учащихся и учителя во время проведения;
  • проведение урока и мероприятия на высоком научном и организационно-методическом уровне при допущении не более двух методических недочетов и пропуске в ходе урока не более одной ошибки ученика.

Балл 7 (семь) ставится, если на уроке(внеклассном мероприятии) имели место:

  • глубокое и системное знание лингвометодического материала и психолого-педагогической теории и грамотное применение их на уроке;
  • самостоятельность в разработке конспекта и его грамотное оформление;
  • формулировка целей и учебно-воспитательных задач на каждом этапе работы с незначительной помощью методиста;
  • рациональное применение разнообразных методов обучения, но недостаточно эффективное использование отдельных методических приемов, стимулирующих активность учащихся;
  • создание рабочей обстановки и благоприятной атмосферы общения учащихся и учителя во время проведения;
  • проведение урока и мероприятия на высоком научном и организационно-методическом уровне при допущении не более двух методических недочетов и пропуске в ходе урока не более одной ошибки ученика.

Балл 6 (шесть) ставится, если урок (внеклассное мероприятие) отвечает следующим требованиям:

  • достаточно полное и систематизированное знание лингвометодического материала и психолого-педагогической теории;
  • разработка конспекта и его грамотное оформление с помощью методиста;
  • формулировка целей и учебно-воспитательных задач на каждом этапе работы с незначительной помощью методиста;
  • рациональное применение разнообразных методов обучения, но недостаточно эффективное использование отдельных методических приемов, стимулирующих активную работу учащихся;
  • создание рабочей обстановки и благоприятной атмосферы общения учащихся и учителя во время проведения;
  • проведение урока и мероприятия на хорошем организационнометодическом уровне при допущении не более двух методических недочетов и пропуске в ходе урока не более двух ошибок учеников.

Балл 5 (пять) ставится, если на уроке(внеклассном мероприятии) имели место:

  • достаточные знания учебного материала и психологопедагогической теории;
  • разработка конспекта урока и его грамотное оформление с помощью методиста;
  • формулировка целей и учебно-воспитательных задач на каждом этапе работы с помощью методиста;
  • однообразие методов обучения и недостаточно эффективное использование методических приемов, стимулирующих работу учащихся;
  • трудности в организации работы учащихся во время проведения;
  • не более двух методических ошибок и пропуск не более двух ошибок учеников в ходе проведения.

Балл 4 (четыре)
ставится, если на уроке (внеклассном мероприятии) были обнаружены:

  • достаточные знания лингвометодического материала и психолого-педагогической теории;
  • разработка конспекта и его грамотное оформление со значительной помощью методиста;
  • формулировка целей и учебно-воспитательных задач на каждом этапе работы со значительной помощью методиста;
  • однообразие методов обучения, недостаточно эффективное использование методических приемов, стимулирующих работу учащихся;
  • трудности в организации работы учащихся во время проведения;
  • допущены не более трех методических ошибок и пропущены не более трех ошибок учеников.

Балл 3 (три -
отрицательный)
ставится, если на уроке (внеклассном мероприятии) были обнаружены:

  • недостаточный объем знаний учебного материала и психологопедагогической теории в рамках образовательного стандарта;
  • ошибки при разработке конспекта учебного мероприятия и непонимание их;
  • несоответствие сформулированных целей и учебно воспитательных задач содержанию урока и мероприятия;
  • однообразие методов обучения и отсутствие эффективных методических приемов, стимулирующих активность учащихся;
  • неспособность создать рабочую обстановку, неумение контролировать деятельность учащихся во время проведения урока;
  • фактические ошибки, допущенные студентом, и невнимание к ошибкам учеников;
  • отсутствие самоанализа результатов проделанной работы.

Приложение 3

Критерии итоговой оценки педагогической практики студентов


Учебно-воспитательная деятельность практиканта оценивается руководителем практики от кафедры по каждому из следующих разделов:
Раздел 1. Учебная работа по специальности:
а) проведение пробных и зачетных уроков;
б) анализ посещенного урока;
в) проведение зачетной внеклассной работы по специальности;
г) выполнение индивидуального задания по методике и экспериментальная работа. Раздел 2. Педагогическая подготовка:
а) ежедневная работа по выполнению функций классного руководителя;
б) проведение внеклассного зачетного мероприятия согласно плану воспитательной работы;
в) выполнение индивидуального задания по педагогике.
Раздел 3. Психологическая подготовка:
а) выполнение индивидуального задания по психологии; или
б) составление психолого-педагогической характеристики отдельного ученика или коллектива учащихся.
Раздел 4. Оформление документации:
а) подготовку, систематизацию, оформление и качество итоговой документации (отчет и аналитическая записка студента-практиканта, планы-конспекты зачетных уроков по специальности, схема-анализ посещенного урока, разработка внеклассного мероприятия по предмету, изготовленный самостоятельно наглядный материал к урокам, индивидуальное задание, эксперименты);
б) своевременность сдачи итоговой документации;
в) наличие акта о внедрении в учебно-воспитательный процесс учреждения образования результатов исследований дипломной работы.


Приложение 4


Анкета для самодиагностики сформированности профессиональных умений и навыков студента по итогам практического обучения в университете


1. Утвердились ли Вы в правильности выбора профессии учителя?
а) да б) нет в) не определился.
2. Хватило ли Вам знаний по специальности, полученных в ВУЗе, для качественной работы в роли учителя на практике?
а) вполне б) недостаточно в) ваш вариант.
3. Комфортно ли Вы чувствовали себя в школе, где проходили практику?
а) уютно б) неуютно в) ваш вариант.  
4. Оказывала ли администрация школы помощь в установ
4. Оказывала ли администрация школы помощь в установлении контактов с учителями, учащимися и родителями?
а) да б) нет.
5. Строились ли Ваши деловые отношения с учителем-предметником на доверии?
а) да б) нет в) ваш вариант.
6. В достаточной ли мере Вы смогли применить на практике знания по педагогике и психологии?
а) вполне а) вполне
б) недостаточно б) недостаточно
в) ваш вариант. в) ваш вариант.
7. С какими трудностями Вы сталкивались при подготовке и проведении уроков по специальности?
8. С какими трудностями Вы сталкивались при определении педагогических задач на каждом этапе практики и изучении психологических особенностей классного коллектива и отдельных учеников?
9. Хотите ли Вы работать учителем после окончания ВУЗа в той школе, где проходили практику?
а) да б) нет
10. Ваши предложения по улучшению качества проведения практики.
11. От каких видов деятельности на практике Вы бы отказались? Почему?

Приложение 5

Краткая аналитическая записка (отчет)
студента-практиканта
по итогам прохождения практики
(выполняется в свободной форме)

Подпись студента-практиканта

Литература студенту-практиканту


Основная
1. Гребенщикова, К.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности / К.С. Гребенщикова. - Мн., 1998.
2. Ермолович, М. М. Педагогическая практика : метод. рекомендации / М. М. Ермолович. - Минск : БГУ, 2020. - 19 с.
3. Литвинко, Ф. М. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования по филологическим специальностям / Ф. М. Литвинко. - Минск : Вышэйшая школа, 2015.
4. Мурина, Л.А. Методика русского языка в школах Белоруссии / Л.А. Мурина. - Мн., 1990.
5. Николаенко, С.В. Теория и практика социокультурного развития учащихся 5-11 классов: национально-культурный содержательный аспект в контексте обучения русскому языку : монография / С.В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015.
6. Николаенко, С.В. Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка) : пособие для учителей / С.В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015.
7. Шевцова, Л.И. Методика преподавания русской литературы / Л.И. Шевцова. - Мн.: «Адукацыя I выхаванне», 2017.


Дополнительная
1. Осипов, В. Д. Педагогическая практика студентов. Взаимодействие с семьей учащегося / Е.Д. Осипов. - Брест, 2007. - 138 с.
2. Царева, О.И. Русская литература. Задания ля тематического и итогового контроля. 5-9 классы: пособие для учителей / О.И. Царева, С.Н. Захарова, Е.А. Темушева. - Минск, 2012 г.
3. Сазонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П. Сазонов. - М., 2000.
4. Внеклассные мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников / [сост. Ю.Н. Юденко]. - Витебск, 2006 г.
5. Методика анализа уроков и внеклассных мероприятий / [сост. И.В. Михалкович]. - Гродно,
1995 г.
6. Организация практики студентов предвыпускного и выпускного курсов по педагогике: учебно-методическое пособие / [авт.-сост. И.Е. Керножицкая]. - Витебск, 2005.
7. Николаенко, С. В. Инновационные технологии в языкознании и методике его преподавания : методические рекомендации / С. В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014 г.


Интернет-ресурсы
1. Виртуальная библиотека «Урок в формате А4». Русская литература XVIII-XX веков: a4format.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): school-
collection edu ru.
3. Единое окно доступа к обазовательным интернет-ресурсам: window edu ru.
4. Образовательный портал «Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь»: adu by.


Во время прохождения педагогической практики
студент имеет право:
• обращаться за помощью к администрации учреждения образования, учителям-предметникам, классным руководителям, руководителю практики от кафедры и от факультета;
• участвовать в обсуждении уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими студентами-практикантами;
• предлагать продуманные изменения по программе и плану прохождения практики, проведению уроков и воспитательных мероприятий;
• высказывать предложения и замечания по организации практики факультетскому руководителю педпрактики.
студент обязан:
• строго соблюдать режим, установленный в учреждении образования;
• приходить на работу за 15 минут до начала уроков в своем классе, уходить после их окончания;
• обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени и отчеству;
• быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношении с учащимися, учителями, родителями, преподавателями, студентами группы;
• аккуратно выполнять все задания содержания практики;
• посещать уроки и внеклассные мероприятия своих коллег и участвовать в их обсуждении;
• в случае пропуска занятий (по уважительной причине), возможном опоздании сообщить об этом руководителю практики заранее или через студентов группы и объяснить причину отсутствия или опоздания;
• за нарушение установленных требований, невыполнение плана и программы практика студенту может быть не засчитана;
студент не должен:
• ходить по помещениям школы в верхней одежде и в головном уборе;
• входить в класс после звонка;
• выходить из класса во время урока;
• пользоваться мобильным телефоном во время урока;
• разговаривать на уроке при проведении урока другим студентом (учителем);
• курить на территории учреждения образования;
• демонстрировать дурные привычки или невоспитанность.
ДЛЯ ЗАМЕТОК

Источник: Педагогическая практика. Рабочая тетрадь : методические П24 рекомендации / Л.М. Вардомацкий, С.В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. - 39 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.