Педагогическая практика. Рабочая тетрадь |
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации ПАСПОРТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА Фамилия студента-практиканта_______________________________________________
Практика защищена с оценкой « » «_____ » ______ Введение
Продолжительность практики. Итоговая форма контроляПродолжительность практики определяется образовательными стандартами и учебными планами специальностей и составляет: Требования к знаниям, умениям и навыкам
|
Виды профессиональной деятельности |
Формируемые |
Задания по практике |
Диагностика и самодиагностика |
Учебно-методическая и научно-педагогическая |
АК-1. Уметь применять базовые научнотеоретические знания для решения теоретических и практических задач ПК-1. Планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) работу. |
Подготовка и проведение занятий по дисциплине «Иностранный язык». Разработка методических и учебных материалов по предмету. |
Анализ проведенных занятий и представленных учебно |
Научно-исследовательская |
ПК-7. Планировать, организовывать и вести научноисследовательскую деятельность в области филологии. ПК-8. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать суще |
Изучение опыта преподавания дисциплин специальности на базе практики. Исследование эффективности различных форм и методов обучения. |
Представление разработок с их последующим обсуждением и защитой. |
Огранизационно-управленческая
|
ПК-18. Готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них. |
Изучить: |
Оценка на основе портфолио. |
Инновационная |
ПК-13. Применять современную методологию |
Применение в профессиональной деятельности современных инновационных технологий обуче |
Анализ проведенных занятий с учетом использования на них инновационных методов и приемов обучения. |
Проектная |
ПК-7. Планировать, организовывать и вести научноисследовательскую дея |
Использование возможностей обучающей оболочки |
Представление и защита методических проектов, включающих конкретные аудио- и видеоматериалы компьютерные презентации, электронные тесты и т.п. |
ПЛАН
ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Модули |
Деятельность студентов |
Работа руководителей практики |
1 |
2 |
3 |
МОДУЛЬ 1 |
Ознакомление со школой, посещение уроков и внеклассных мероприятий. Изучение классов, в которых придется работать учителем и помощником классного руководителя. Выявление особенностей учебных коллективов, ознакомление с методами и принципами работы учителей школы, документацией, планами, составление индивидуального календарного плана-графика работы на период практики. |
Проводят установочную конференцию в школе, знакомят с администрацией, учителями, распределяют по классам. К концу недели выявляют вопросы, интересующие студентов, намечают план консультаций. |
МОДУЛЬ 2 |
Проведение пробных уроков с последующим их анализом учителем. |
Оказывают методическую помощь в подготовке пробных уроков, осуществляют текущие консультации и контроль. |
МОДУЛЬ 3 |
Проведение уроков в закрепленном классе в соответствии с учебным планом, программой и расписанием уроков. План-конспекты урока подписывают учитель и (или) руководитель практики. |
Оказание методической помощи в подготовке к урокам. Посещение и анализ уроков. |
МОДУЛЬ 4 |
Оформление отчетной документации по итогам практики. Настоящая методичка со всеми заполненными разделами сдается руководителю практики от кафедры в течение трех дней после ее окончания. Дополнительно к отчету могут быть приложены: |
По окончании пед- практики анализируют отчетную документацию, выставляют оценки совместно с учителями и представителями других кафедр, составляют отчет о практике и сдают его руководителю практики от факультета в течение недели после окончания практики. |
Примечания:
1. Во время практики студент должен находиться в школе не менее 6 часов в день.
2. В случае нарушения дисциплины, невыполнения требований администрации, учителей, руководителя практики студент может быть отстранен от прохождения практики.
МОЙ КЛАСС (СПИСОК КЛАССА) ( )
Фамилия, имя |
Фамилия, имя |
1. |
16. |
2. |
17. |
3. |
18. |
4. |
19. |
5. |
20. |
6. |
21. |
7. |
22. |
8. |
23. |
9. |
24. |
10. |
25. |
11. |
26. |
12. |
27. |
13. |
28. |
14. |
29. |
15. |
30. |
Староста класса |
|
Классный руководитель |
Во время установочной конференции или в первые три дня пребывания на базе практики студентам-практикантам выдаются индивидуальные задания для выполнения в процессе практики.
Цель выполнения индивидуальных заданий - развитие и совершенствование умений и навыков студентов по проведению экспериментальной работы в условиях реального учебного процесса; использование теоретических знаний, полученных в университете на практике, получения практических результатов для оформления дипломных работ.
1. По методике преподавания предмета.
Задание выдает руководитель практики от кафедры. Выполненное задание сдается руководителю практики от кафедры и хранится на соответствующей кафедре. (В число заданий обязательно входит составление 2-х образцовых планов-конспектов проведенных уроков).
Формулировка задания:
Отметка о выполнении
(Дата) (оценка) (подпись и Ф.И.О. руководителя)
2. По психологии
Задание выдает руководитель практики от кафедры практической психологии. Выполненное задание сдается руководителю практики от кафедры психологии и хранится на кафедре психологии.
Формулировка задания:
Отметка о выполнении
(Дата) (оценка) (подпись и Ф.И.О. руководителя)
3. По педагогике
Задание выдает руководитель практики от кафедры педагогики. Выполненное задание сдается руководителю практики от кафедры педагогики и хранится на кафедре педагогики.
Формулировка задания:
Отметка о выполнении
(Дата) (оценка) (подпись и Ф.И.О. руководителя)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
(составляется к концу первой недели практики)
Дата |
Предмет |
Номер |
Время |
Тема урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель практики от кафедры
№ |
Дата |
Содержание работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-я неделя
с « » по « »
Дни |
Учебная работа |
Внеклассная работа |
Приме |
Пн |
|
|
|
Вт |
|
|
|
Ср |
|
|
|
Чт |
|
|
|
Пт |
|
|
|
Сб |
|
|
|
ВЫПОЛНЕНО:
Руководитель практики от кафедры
(учитель, классный руководитель)
2-я неделя
с « » по « »
Дни недели |
Учебная работа |
Внеклассная работа |
Примечания |
Пн |
|
|
|
Вт |
|
|
|
Ср |
|
|
|
Чт |
|
|
|
Пт |
|
|
|
Сб |
|
|
|
ВЫПОЛНЕНО:
Руководитель практики от кафедры
(учитель, классный руководитель)
ВСЕ ДРУГИЕ БЛАНКИ 8 недель ТАКИЕ ЖЕ
Осуществление экспериментальной,
исследовательской деятельности
по сбору материалов к выполнению
дипломной или научно-исследовательской работы
Тема работы________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
План проведения эксперимента (этапы)
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Описание результатов
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Оценка руководителя _____________________ ________________________________________
работы балл подпись руководителя
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
(подготовка и проведение уроков, воспитательное мероприятие, выполнение индивидуальных заданий)
Дата |
Предмет |
Тема урока (воспитательного мероприятия) |
Балл |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
||
|
Пояснение: общая итоговая оценка повышена (снижена) за:
Руководитель практики от кафедры
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОТОКОЛ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА
КОЛЛЕГИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
Дата_________ Класс __________
Предмет_______________
Студент-практикант, проводивший урок _______
Количество учащихся на уроке _________________
План-конспект урока (наличие/отсутствие - нужное подчеркнуть)
Готовность к уроку: учителя ; учащихся
Тема урока_________________________
Цели урока:________________________
образовательные: практические: развивающие: воспитательные:
Тип урока: первичное изучение нового материала, формирование умений и навыков; закрепление и развитие умений и навыков; повторение и развитие умений и навыков; обобщение и систематизация, совершенствование умений и навыков; контрольный; комбинированный; развитие речи (подчеркнуть).
Форма урока: исследование, аукцион идей, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое (например, традиционная 1-я часть урока, основной этап - практическая, исследовательская работа - указать):_____________________
Организация урока, этапы урока: опрос - минут, актуализация знаний -
минут, объяснение нового материала - минут, закрепление изученного -
минут, домашнее задание - минут.
Другие этапы:
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование (указать, если были другие)
Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, стимулирующий характер оценки, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса, графический диктант). Указать другие:
Количество опрошенных учащихся________________
Эффективность и качество использованного на уроке учебного материала
Достигнуты ли цели урока ?_________________________
Подпись (студента, посетившего урок)_________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКОВ, ПРОВЕДЕННЫХ СТУДЕНТАМИ-ПРАКТИКАНТАМИ
Уроки и внеклассные учебные мероприятия оцениваются по десятибалльной шкале. При оценке уроков и внеклассного мероприятия принимаются во внимание общая и профессиональная подготовка студентов, научнометодический уровень учебного мероприятия, его воспитательное значение, степень самостоятельности разработки, грамотность выполнения.
Отметка в баллах |
Требования |
Балл 10 (десять) ставится, если урок (внеклассное мероприятие) отвечает следующим требованиям: |
|
Балл 9 (девять) ставится, если урок (учебное мероприятие) соответствует следующим требованиям: |
|
Балл 8 (восемь) ставится, если урок (внеклассное мероприятие) отвечает следующим требованиям: |
|
Балл 7 (семь) ставится, если на уроке(внеклассном мероприятии) имели место: |
|
Балл 6 (шесть) ставится, если урок (внеклассное мероприятие) отвечает следующим требованиям: |
|
Балл 5 (пять) ставится, если на уроке(внеклассном мероприятии) имели место: |
|
Балл 4 (четыре) |
|
Балл 3 (три - |
|
Критерии итоговой оценки педагогической практики студентов
Учебно-воспитательная деятельность практиканта оценивается руководителем практики от кафедры по каждому из следующих разделов:
Раздел 1. Учебная работа по специальности:
а) проведение пробных и зачетных уроков;
б) анализ посещенного урока;
в) проведение зачетной внеклассной работы по специальности;
г) выполнение индивидуального задания по методике и экспериментальная работа. Раздел 2. Педагогическая подготовка:
а) ежедневная работа по выполнению функций классного руководителя;
б) проведение внеклассного зачетного мероприятия согласно плану воспитательной работы;
в) выполнение индивидуального задания по педагогике.
Раздел 3. Психологическая подготовка:
а) выполнение индивидуального задания по психологии; или
б) составление психолого-педагогической характеристики отдельного ученика или коллектива учащихся.
Раздел 4. Оформление документации:
а) подготовку, систематизацию, оформление и качество итоговой документации (отчет и аналитическая записка студента-практиканта, планы-конспекты зачетных уроков по специальности, схема-анализ посещенного урока, разработка внеклассного мероприятия по предмету, изготовленный самостоятельно наглядный материал к урокам, индивидуальное задание, эксперименты);
б) своевременность сдачи итоговой документации;
в) наличие акта о внедрении в учебно-воспитательный процесс учреждения образования результатов исследований дипломной работы.
Анкета для самодиагностики сформированности профессиональных умений и навыков студента по итогам практического обучения в университете
1. Утвердились ли Вы в правильности выбора профессии учителя?
а) да б) нет в) не определился.
2. Хватило ли Вам знаний по специальности, полученных в ВУЗе, для качественной работы в роли учителя на практике?
а) вполне б) недостаточно в) ваш вариант.
3. Комфортно ли Вы чувствовали себя в школе, где проходили практику?
а) уютно б) неуютно в) ваш вариант.
4. Оказывала ли администрация школы помощь в установ
4. Оказывала ли администрация школы помощь в установлении контактов с учителями, учащимися и родителями?
а) да б) нет.
5. Строились ли Ваши деловые отношения с учителем-предметником на доверии?
а) да б) нет в) ваш вариант.
6. В достаточной ли мере Вы смогли применить на практике знания по педагогике и психологии?
а) вполне а) вполне
б) недостаточно б) недостаточно
в) ваш вариант. в) ваш вариант.
7. С какими трудностями Вы сталкивались при подготовке и проведении уроков по специальности?
8. С какими трудностями Вы сталкивались при определении педагогических задач на каждом этапе практики и изучении психологических особенностей классного коллектива и отдельных учеников?
9. Хотите ли Вы работать учителем после окончания ВУЗа в той школе, где проходили практику?
а) да б) нет
10. Ваши предложения по улучшению качества проведения практики.
11. От каких видов деятельности на практике Вы бы отказались? Почему?
Краткая аналитическая записка (отчет)
студента-практиканта
по итогам прохождения практики
(выполняется в свободной форме)
Подпись студента-практиканта
Основная
1. Гребенщикова, К.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности / К.С. Гребенщикова. - Мн., 1998.
2. Ермолович, М. М. Педагогическая практика : метод. рекомендации / М. М. Ермолович. - Минск : БГУ, 2020. - 19 с.
3. Литвинко, Ф. М. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования по филологическим специальностям / Ф. М. Литвинко. - Минск : Вышэйшая школа, 2015.
4. Мурина, Л.А. Методика русского языка в школах Белоруссии / Л.А. Мурина. - Мн., 1990.
5. Николаенко, С.В. Теория и практика социокультурного развития учащихся 5-11 классов: национально-культурный содержательный аспект в контексте обучения русскому языку : монография / С.В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015.
6. Николаенко, С.В. Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка) : пособие для учителей / С.В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015.
7. Шевцова, Л.И. Методика преподавания русской литературы / Л.И. Шевцова. - Мн.: «Адукацыя I выхаванне», 2017.
Дополнительная
1. Осипов, В. Д. Педагогическая практика студентов. Взаимодействие с семьей учащегося / Е.Д. Осипов. - Брест, 2007. - 138 с.
2. Царева, О.И. Русская литература. Задания ля тематического и итогового контроля. 5-9 классы: пособие для учителей / О.И. Царева, С.Н. Захарова, Е.А. Темушева. - Минск, 2012 г.
3. Сазонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П. Сазонов. - М., 2000.
4. Внеклассные мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников / [сост. Ю.Н. Юденко]. - Витебск, 2006 г.
5. Методика анализа уроков и внеклассных мероприятий / [сост. И.В. Михалкович]. - Гродно,
1995 г.
6. Организация практики студентов предвыпускного и выпускного курсов по педагогике: учебно-методическое пособие / [авт.-сост. И.Е. Керножицкая]. - Витебск, 2005.
7. Николаенко, С. В. Инновационные технологии в языкознании и методике его преподавания : методические рекомендации / С. В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014 г.
Интернет-ресурсы
1. Виртуальная библиотека «Урок в формате А4». Русская литература XVIII-XX веков: a4format.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): school-
collection edu ru.
3. Единое окно доступа к обазовательным интернет-ресурсам: window edu ru.
4. Образовательный портал «Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь»: adu by.
Во время прохождения педагогической практики
студент имеет право:
• обращаться за помощью к администрации учреждения образования, учителям-предметникам, классным руководителям, руководителю практики от кафедры и от факультета;
• участвовать в обсуждении уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими студентами-практикантами;
• предлагать продуманные изменения по программе и плану прохождения практики, проведению уроков и воспитательных мероприятий;
• высказывать предложения и замечания по организации практики факультетскому руководителю педпрактики.
студент обязан:
• строго соблюдать режим, установленный в учреждении образования;
• приходить на работу за 15 минут до начала уроков в своем классе, уходить после их окончания;
• обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени и отчеству;
• быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношении с учащимися, учителями, родителями, преподавателями, студентами группы;
• аккуратно выполнять все задания содержания практики;
• посещать уроки и внеклассные мероприятия своих коллег и участвовать в их обсуждении;
• в случае пропуска занятий (по уважительной причине), возможном опоздании сообщить об этом руководителю практики заранее или через студентов группы и объяснить причину отсутствия или опоздания;
• за нарушение установленных требований, невыполнение плана и программы практика студенту может быть не засчитана;
студент не должен:
• ходить по помещениям школы в верхней одежде и в головном уборе;
• входить в класс после звонка;
• выходить из класса во время урока;
• пользоваться мобильным телефоном во время урока;
• разговаривать на уроке при проведении урока другим студентом (учителем);
• курить на территории учреждения образования;
• демонстрировать дурные привычки или невоспитанность.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Источник: Педагогическая практика. Рабочая тетрадь : методические П24 рекомендации / Л.М. Вардомацкий, С.В. Николаенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. - 39 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |