На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Социально-психологические характеристики семьи
Социально-психологические характеристики семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

1. Определение и функции семьи

Семья и брак — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях. Эти понятия, несмотря на их близость, не являются тождественными.
Брак — это особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям Брак является основой формирования семьи.


Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Родственные связи бывают трех видов: брачные отношения (супруги), порождение (родители — дети), кровное родство (братья, сестры).
Приведенное определение семьи подчеркивает две характеристики, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи:
1. Понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т. е. от общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия (построения ее отношений с социальным окружением, в том числе с прародительской семьей) и т. д. Решение этих проблем составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы.
2. Особый характер семьи как малой группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.
Кроме того, определение семьи содержит указание на две подсистемы структуры семьи — супружескую и детско- родительскую. Два поколения определяют состав современной нуклеарной семьи: супруги как «архитекторы семьи» и их дети — такие же, как и родители, равноправные участники и «строители» семьи.
В психологии семьи можно выделить две теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой из них семья представляет собой группу индивидов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такая трактовка была характерна для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины, в определенной мере она находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе.
Согласно второй позиции семья рассматривается как целостная система, которая и является единицей анализа. Эта позиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающих неаддитивный  характер семьи .
Семья, как и любая система, реализует ряд функций, отражающих как специфику ее культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
1. Экономическая (материально-производственная) и хозяйственно бытовая функции. 8 доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, которая обеспечивала основные материальные условия существования или создавала продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла.
2. Функция передачи социального статуса. Первоначально преемственность статуса и власти обеспечивала передача по наследству аристократических титулов, в том числе наследственная монархия. В настоящее время в России подобная функция реализуется лишь незначительным числом семей, причем не на основе наследования, а за счет обеспечения элитарного образования и введения в соответствующий круг общения.
3. Репродуктивная функция (деторождение и воспроизводство населения). Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, с необходимостью ограничения уровня рождаемости.
4. Функция воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким
взрослым определяет гармоничное развитие ребенка в ранние годы. По мере взросления ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, но изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. 8 настоящее время воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи.
5. Сексуально-эротическая функция. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров.
6. Функция духовного общения. Реализуется через духовное взаимообогащение членов семьи; обмен информацией; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи.
7. Функция эмоциональной поддержки и принятия {психотерапевтическая функция). Члены семьи испытывают чувство безопасности и принадлежности к группе, им обеспечиваются эмоциональное взаимопонимание и сочувствие. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации.
8. Рекреативная (восстановительная) функция. В семье создаются условия для восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности ее членов.
9. Функция социальной регуляции, контроля и опеки. Реализуется в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи.
10. Фелицитивная функция. Название происходит от лат. felicio — счастье, так как семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Как указывает М. Аргайл, удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья . Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью1.
Следует учитывать, что функции семьи не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Она меняется в зависимости от исторического периода, социокультурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи.
Например, структура и жизнедеятельность семьи в XIX в. определялись главенством хозяйственно-бытовой функции, опосредующей все остальные, в том числе и такие важнейшие, как репродуктивная функция и воспитание детей.
В XX в. роль семьи как института социализации подрастающего поколения возросла. Увеличилась продолжительность детства, возникли новые периоды возрастного развития: к отрочеству, все более расширяющему свои хронологические границы, добавилась юность. Особую ценность в жизни семьи приобрела функция воспитания детей, родительская опека распространилась на взрослых детей.
Современная семья утверждает себя в качестве «психотерапевтического союза». Ее предназначение все в большей степени связывается с созданием условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей, воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребенка и, в частности, признании его права на самостоятельный выбор жизненного пути.
Указанные изменения в иерархии функционального строения семьи отражают, однако, лишь общие тенденции исторического ее развития. Каждая семья обладает уникальной иерархией, отражающей личностные особенности супругов, семейные ценности, социокультурные и этнические традиции, особенности эпохи.
Говоря об иерархии функций, надо в каждом конкретном случае различать, какое значение и личностный смысл придают члены семьи тем или иным функциям. Восприятие иерархии каждым ив супругов может различаться. Именно это порождает нарушения взаимопонимания и взаимосогласованности действий супругов, конфликты в семье, неэффективность ее функционирования, дисгармоничность и деструкцию.


2. История развития брачно-семейных отношений


Для того чтобы лучше понимать социально-психологические особенности современных семей, необходимо рассмотреть взаимосвязь института семьи и общественных отношений в целом. В связи с этим можно выделить два этапа эволюции семьи.
На первом, добрачном этапе существовали:
• промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества;
• эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;
• экзогамия — социально регулируемая форма отношений с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками.
Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно-историческому типу жизни, а также вытеснением инстинктивно-биологических механизмов регуляции поведения человека и заменой их социальными регуляторами.
На втором этапе на основе экзогамии возникла первая форма брака — групповой дуально-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Субъектом полноправной хозяйственной деятельности, обеспечивающей выживание членов рода, по-прежнему являлся весь род. Воспитание детей также осуществлялось всем родом.
Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между мужчиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступали лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Функции ведения хозяйства и воспитания детей выполнял весь род, а не отдельная супружеская пара. Родство определялось по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства зачастую было затруднено. Матриархат как способ организации кровно-родственных отношений в этой ситуации был более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода.
Появление у родителей возможности самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, появление общих хозяйственных интересов супругов привели к возникновению моногамной (единобрачной) семьи. ПОЛОВОЙ диморфизм (анатомические различия полов) обусловил усиление роли мужчины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Стабильность брачных отношений обеспечила надежность установления отцовства.
Патриархат как форма организации родственных отношений по отцовской линии закономерно пришел на смену матриархальным отношениям, знаменуя поворот к установлению отношений неравенства супругов по типу доминирования: подчинение матери (жены) и главенство отца (мужа) в семье.
В основном развитие отношений частной собственности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных отношений, наиболее точно отвечающей социальной организации общества.
Специалисты выделяют три исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный).
Патриархальный тип базируется на жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования/подчинения (авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей), абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, например, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; в общепринятом институте сватовства как способе выбора брачного партнера; в двойной морали для мужа и жены при определении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений.
Детоцентристский тип основан на приоритетности воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой степени близости отношений как супругов, так и родителей с детьми. Близость, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей в такой семье — смысл жизни. Детоцентристская семья — малодетная. Время рождения и количество детей планируются, ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Любовь и привязанность лежат в основе отношений детей и родителей. Оборотная сторона этого — потворствование прихотям, «заласкивание» ребенка, чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как родителя, так и ребенка.
Супружеский тип складывается на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов и детей как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи Супружеская семья характеризуется двумя признаками: 1) неинституциональностью характера связи супругов (брак не обязательно официально зарегистрирован) и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.


3. Классификации семьи


Классификации семьи базируются на различных критериях, таких как состав; стаж семейной жизни; количество детей; место и тип проживания, особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов, социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений .
Так, в зависимости от состава выделяются следующие виды семей:
• Нуклеарная (ядерная) семья — супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Это типичный вид семьи в XX в., сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объединенных территориальной общностью и экономическими интересами.
• Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная прародителями и другими близкими родственниками (дяди, тети и г. д.).
• Неполная семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Типичный вариант — мать с ребенком (детьми). Характер функционирования такой семьи зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг сохраняет свою родительскую роль и принимает участие в материальном обеспечении детей. Умерший отец окружен в семье ореолом уважения, а разведенный в большинстве случаев подвергается осуждению. Еще одним видом неполной семьи является материнская семья, в состав которой входят мать и ребенок (дети), рожденный вне брака по сознательному намерению матери.
• Функционально неполная семья — нуклеарная семья, в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции в силу, например, тяжелого или хронического заболевания, специфики профессиональной деятельности, длительного отсутствия. Люди профессий, сопряженных с длительными командировками, нестандартным графиком и высоким уровнем эмоциональной напряженности труда, не всегда могут реализовать себя в жизни семьи.
• Смешанная семья, в которой место одного или обоих супругов занимает другой член семьи. Примеры — семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли (либо в разводе и каждый проживает отдельно), или тетя, воспитывающая племянника, и т. д.
В зависимости от стажа супружеской жизни выделяют:
• семью молодоженов (семью медового месяца);
• молодую семью (от 0,5-1,5 лет до рождения детей);
• семью, ждущую ребенка;
• семью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного проживания);
• семью старшего супружеского возраста (10-20 лет супружеского стажа);
• пожилую супружескую пару (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи и реализующие в настоящем семейные роли бабушек и дедушек)'.
В зависимости от количества детей семьи подразделяются на бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.
Бездетными считают семьи, о которых в течение 8-10 лет после заключения брака (при условии фертильного возраста супругов) не появляется ребенок. Причинами отсутствия детей могут быть как медико-биологические факторы, так и нежелание супругов иметь детей.
Бездетные семьи традиционно зачисляются в группу риска по психологическому благополучию. Невозможность реализовать стремление к материнству и отцовству, незавершенность личностной идентичности нередко побуждают к созданию новой семьи того супруга, для которого отсутствие детей является серьезной семейной проблемой. С другой стороны, высокий удельный вес разводов в бездетных семьях может быть вызван дисгармоничностью собственно супружеских отношений. Отказ иметь детей может выступать не причиной, а следствием трудностей в отношениях супругов.
Однодетные и малодетные семьи доминируют среди современных российских семей, особенно городских.
Многодетной называют семью, имеющую трех и более детей. Она является наиболее устойчивой к разводам.
По месту проживания выделяют городские, сельские семьи и семьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни, семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец, характером осуществления воспитательной функции. Например, семьи, проживающие в отдаленных районах, бывают вынуждены отправлять своих детей на учебу в школы-интернаты, что влечет продолжительную разлуку с родителями и депривацию родительской заботы и протекции.
По типу проживания выделяют патрилокальную, матрилокальную и неолокальную семьи.
Потрилокальные отношения определяют место жительства супругов в доме родителей мужа. Мотрилокальные — проживание семьи в доме жены. Неолокальная семья — это нуклеарная семья, которая стремится к отдельному от родителей проживанию.
В настоящее время стала встречаться еще одна форма проживания супругов — годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов (по имени У. Годвина, утверждающего, что совместное проживание — зло, препятствующее личностному развитию каждого в силу различий потребностей и интересов).
В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную авторитарную, эгалитарную и демократическую семьи.
Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией их на мужские и женские. Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи является жена).
Эголитарная семья (равноправная, эквивалентная) — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический.
Демократической (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе умета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.
По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить семью полной занятости, где в общественном производстве заняты оба супруга; семью частичной занятости, где работает один из супругов (как правило, муж); семью пенсионеров, где оба супруга не работают, и. наконец, так называемую двухкорьерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга (такая семья представляет собой тип молодой семьи, обусловленный процессами изменения места женщины в производстве и социально-политической жизни общества).
Карьерная мотивационная направленность не гарантирует возможности существования и функционирования двухкарьерной семьи. Необходимы следующие условия:
• наличие в семье эмоционально позитивных отношений любви, принятия, уважения и равноправия между супругами;
• разделенная супругами общность ценностей, в том числе ценностей профессионального и карьерного роста;
• особый вид профессий, прежде всего творческих (наука и искусство), позволяющих обеспечить, с одной стороны, наиболее полную самоактуализацию личности, а с другой — не стесненные жесткими временными рамками условия профессиональной деятельности (гибкий график работы, возможности использования выходных дней, работа дома);
• отложенное по взаимному согласию супругов родительство, позволяющее обоим завершить профессиональное образование и реализовать первые карьерные планы;
• наличие ресурсов функционирования и поддержки семьи (помощь прародителей в воспитании детей, хорошее физическое здоровье и устойчивость к перегрузкам).
В зависимости от социальной однородности, т. е. от принадлежности супругов к одному или близкому социальному слою, общности образовательного и культурного ценза, близости профессий по интеллектуальной, аффективной, социальной нагрузке, выделяют социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) семьи.
Социально гетерогенные семьи менее устойчивы, супружеские отношения нередко строятся здесь по принципу доминирования/подчинения, нарушается взаимопонимание, достаточно высока конфликтность.
Критерий ценностной направленности семьи позволяет выделить такие типы семей, как детоцентристская и личностноцентристская, семья потребления, психотерапевтическая («семья-отдушина»), семья здорового образа жизни, семья тщеславия, спортивно-походная («бивуачная») и интеллектуальная семья’.
Воспитание детей, личность ребенка, забота о нем составляют приоритетную ценность функционирования детоцентристской семьи.
Личностно-центристская видит главное предназначение семьи в создании условий личностного роста и самореализации каждого из членов семьи; супружество рассматривается здесь в первую очередь как свободный духовный союз автономных личностей.
Семья потребления, реализующая модус «иметь», направлена на накопительство и создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения прагматических потребностей.
Психотерапевтическая семья высшей ценностью почитает взаимопонимание, эмоциональную поддержку, удовлетворение потребности в любви, привязанности и безопасности своих членов. В ней каждый может быть уверен в том, что его выслушают, поймут и примут.
Семья здорового образа жизни концентрирует внимание на здоровье, правильном режиме дня, питания, отдыха, чистоте и порядке, разумной организации семейного быта.
Семья тщеславия ведет борьбу за социальной статус, престиж, продвижение по лестнице достижений, зачастую ложно понимаемого успеха и признания. Быть лучшим, принятым в высших кругах — главная цель такой семьи. Если кто-то из членов семьи не вписывается в заданный стандарт успеха, то от него безжалостно избавляются. Например, развод может быть обусловлен стремлением мужа найти себе новую спутницу жизни, отвечающую его карьерным планам, а жена выбирает нового мужа в соответствии с новыми модными веяниями, касающимися рода занятий, внешности, принадлежности к определенному кругу.
В центре внимания спортивно-походной семьи — интерес к новому, путешествия, проведение досуга.
Для интеллектуальной семьи приоритетны ценности интеллектуальные — познание, образование, посещение музеев, чтение книг, обмен интеллектуальной информацией, поощрение увлечений и интересов членов семьи, стимулирующих умственный и творческий рост.
Особые условия семейной жизни приводят к созданию семей студенческих (незавершенность приобретения профессии и материальная зависимость от прародительской семьи) и дистантных. Дистантные семьи отличаются тем, что в их жизнедеятельности длительное время отсутствует одно из важнейших условий семьи — совместное проживание. Образование дистантных семей связано с особым типом профессий и вахтовым методом труда. Дистантные семьи являются функционально неполными и образуют группу риска.
В зависимости от характера сексуальных отношений выделяют два типа семей, выходящих за пределы принятого социокультурного стандарта: открытую и гомосексуальную.
Открытой семьй характеризуется открытыми границами в отношении возможностей установления сексуальных связей для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция — сексуальная — и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения. Свингерство как обмен брачными партнерами в пределах нескольких семей на фоне укрепления социального престижа семьи и возрастания угрозы СПИДа в последнее время утрачивает свою популярность.
Гомосексуальной семьй — это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений. Возникновение и легализация таких семей связаны с либерализацией общества и ростом терпимости к гомосексуальному поведению. Одна из серьезных проблем гомосексуальной семьи — рождение и воспитание детей, в частности проблема адекватного объяснения ребенку, чем отличается его семья от остальных, необходимого для обеспечения принятия им такой формы брачных отношений и формирования традиционной полоролевой ориентации .
Альтернативные формы существования: одиночество, сожительство, гражданский, пробный брак.
Одиночество может выступать в двух формах: осознанное предпочтение личностью жизнедеятельности вне брачного союза и вынужденное одиночество. Известно, что чередование периодов активного межличностного общения и периодов уединения является необходимым условием гармоничного существования человека. Но в случае осознанного одиночества речь идет о личностном выборе человека в контексте целей его жизненного пути (или продолжительного его этапа), а не о кратковременном периоде.
Осознанное и принятое одиночество характеризует направленность человека на самопознание и общение с самим собой как индивидуальным уникальным субъектом в условиях высокого уровня коммуникативной культуры и умения общаться с самим собой как партнером. Такое понимание смыкается с трактовкой одиночества в контексте проблемы осознания своего «Я» в рамках гуманистического подхода.
В аналитической психологии предпочтение человеком одиночества также связывается с процессом индивидуации личности и развитием самости. Таким образом, одной из причин предпочтения одиночества как модели жизни может стать фокусирование субъекта на задачах самопознания и саморазвития, когда коммуникация с самим собой и активная творческая деятельность становятся достаточным основанием для успешного их решения.
Причины вынужденного одиночества — низкая коммуникативная компетентность личности, препятствующая установлению близких отношений; ограниченность социальных и межличностных связей (узость «рынка женихов и невест»); внешние ограничения на заключение брака с избранником; нарушения в развитии, приводящие к культивированию элитаризма, кастовости, изоляции и тенденции отвержения.
Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака распространение получили сожительство и гражданский брак .
Распространение пробного брака обусловлено социокультурными особенностями ранней молодости. Общество характеризуется все большим разрывом между социокультурной зрелостью человека в социальных и сексуальных отношениях с одной стороны и экономической зрелостью — с другой.
Различия между пробным браком, сожительством и гражданским браком состоят в продолжительности и стабильности совместного проживания, а также в характере социальной презентации отношений.
Функция пробного брака — ролевое экспериментирование, моделирование совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и сотрудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: либо отношения прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное — в них усматривается возможность профилактики и предупреждения разводов как следствия недостаточно обдуманных браков.
В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями. Семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены, ролевая структура аморфна, границы такой «семьи» расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториальный союз, при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на определенный период, сохраняя свои отношения длительное время.
Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системы. В значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза. В основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять ответственность за семью в полной мере.
Главной причиной предпочтения такого брака партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления. В качестве других причин предпочтения гражданского брака они указывают нежелание принятия обязательств, пробный характер союза (желание лучше понять друг друга и т. д.), стремление к открытости отношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Партнеры, состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в ролевой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза.
В случае же отношения к гражданскому браку как к отложенному причины отсрочки заключения узаконенного брака называются следующие:
• отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (обычно в возрасте 20-27 лет);
• отсутствие полной уверенности в правильности выбора партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованности ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска брачного партнера (гражданский брак рассматривается как отложенное решение о выборе партнера на основании представления о нем как об исключительном человеке, очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным);
• противоречивое отношение (один из партнеров рассматривает союз как оптимальную форму и не считает нужным ее менять, другой — как период подготовки к вступлению в «настоящий» брак);
• влияние истории прародительской семьи 8 форме двух стратегий построения семьи — стратегии избегания (предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи) и стратегии принятия (осознанное либо неосознанное повторение модели родительских отношений).
Другая форма гражданского брака — семья-конкубинат, в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый союз с другой женщиной, имея одного или нескольких детей. При этом он реализует полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Часто партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи.


4. Специфика современной семьи


Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». В настоящее время супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность. Не желая мириться с этим, они готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака меньше.
Семейная система является открытой. В современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.
Современная семья изменилась по составу. Произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). В ряде регионов сохраняется преобладание расширенной (многопоколенной) семьи, включающей не только супругов и детей, но и прародителей и других родственников. Встречаются и «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовую самостоятельность, поэтому проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
Специфика современной российской семьи:
1. Сохраняется семья, состоящая из нескольких (обычно трех) поколений.
2. Границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам.
3. В семьях нередко в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же как отсутствуют они в общественных институтах (детских садах, школах, поликлиниках), где главные действующие лица — женщины
4. Несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут в коммунальных квартирах либо совместно с родителями.
5. Идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях.
6. Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, люди ищут «забытья» в алкоголе, наркотиках, в семье возрастает уровень взаимной агрессии.
Психологические особенности российских семей: высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов друг от друга; спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность; дистанцированность, низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи; борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы .


5. Тенденции и проблемы в развитии семьи


Можно отметить следующие общие тенденции в развитии современных брачно-семейных отношений:
• переход от многоядерных расширенных семей традиционного типа к нуклеарным семьям;
• демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, помощи и взаимной поддержке;
• появление двухкарьерных семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации (в таких семьях особое значение приобретают характер распределения ролей и власти, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов для воспитания детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т. д.).
Кроме того, за последнее десятилетие наметился ряд тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения.
Миграция населения, связанная с трудоустройством и особенностями профессиональной деятельности, обусловила рост числа функционально неполных семей, в которых один из супругов не может постоянно выполнять свои роли.
Изменения демографичесной ситуации — переход от многодетной к малодетной семье в современном обществе — объясняются включением женщин в его производственную сферу; особенностями профессиональной деятельности супругов, в частности ее высокотехнологичностью; ценностными ориентациями и социально-экономическими условиями жизни современной семьи Часто в семье на одного ребенка приходится четверо прародителей — бабушек и дедушек. Это сдвигает «центр тяжести» забот семьи — родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является также взаимность помощи и забот в семье: пенсионеры — бабушки и дедушки — помогают своим работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства.
Негативным фактором является диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин. В пожилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание женского населения, много вдов, обремененных особой психологической проблемой — как пережить утрату супруга и самоопределиться в новых условиях. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли — неформальной главы семьи, незаменимой помощницы детей, основного воспитателя внуков, организатора быта, «домоправительницы», хозяйки дома и т. д. Подобная экспансия приводит к размыванию границ семейной системы и нарушению ролевого функционирования семьи.
Увеличение числа разводов: в 2014 г. на 1 250 тыс. браков пришлось 768 тыс. разводов . По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев о такой семье наблюдаются слишком большая загруженность матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье.
Возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое родительство. В ряде стран, например в США, государством и общественными организациями оказывается значительная социальная и психологическая поддержка беременным школьницам и матерям-подросткам. В России предпринимаются только первые шаги по созданию социальной и психологической службы помощи несовершеннолетним родителям. 8 силу этого в России много отказников, т. е. детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильных домах.
Рост число неофициальных (гражданских) браков. За период с 2000 по 2015 г. количество гражданских браков возросло в 11 раз. При этом 37 % мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 69 % из них в дальнейшем женятся, но лишь 35 % заключенных браков сохраняются . Как уже было сказано, главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя полноту ответственности за семью, партнера и детей. 8 силу этого семья, проживающая в гражданском браке, часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности
Еще одна негативная тенденция — увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» — сознательный выбор супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в окончательное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису.
Неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции наблюдается в значительном числе российских семей. Еще на этапе раннего детства ребенка отец часто дистанцируется от проблем воспитания, его эмоциональная вовлеченность очень низкая, отсутствует ориентация на родительство. Между тем воспитание ребенка — значимый фактор в достижении личностной идентичности и психологической зрелости.
Негативной тенденцией является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства (при живых родителях). В 2015 г. таких детей-сирот насчитывалось свыше 500 тыс. Причинами этого являются лишение родительских прав (около 25 %), отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав (60 %), временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи (15 %) . Расширение сети социально-реабилитационных центров и социальных приютов позволяет обеспечить необходимый уровень протекции и социальной адаптации таких детей, однако ни количество подобных учреждений, ни уровень психологической помощи, оказываемой воспитанникам в этих центрах, нельзя признать достаточными и удовлетворительными для обеспечения условий их полноценного психического развития.
Другой Фактор — сокращение и обеднение общения в семье и, как следствие, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье, что ведет к возникновению трудностей в развитии детей. Можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения, на специально приглашенный персонал (няни, гувернантки) и тем самым самоустранения родителей от процесса воспитания ребенка.
Дисгармоничность системы семейного воспитания — распространенный симптом дисфункции современной семьи, актуальными показателями которой следует считать жестокое обращение с детьми, гипопротекцию и противоречивое воспитание.
Еще один симптом — увеличение число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов, агрессия, нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.
Растет число преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, часто превращаясь в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Проблема насилия привела к появлению термина «ребенок, подвергшийся жестокому обращению». Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия «жестокое обращение», открыт: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка до холодного отношения, недостатка эмоциональной близости и привязанности.
Проблемой также является появление однополых семей со всей их социально-психологической проблематикой.
Эти негативные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, невысоким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости, трансформацией традиционно сложившейся ролевой структуры семьи и распределения функций между супругами.
Семья занимает одно из ведущих мест среди значимых для человека ценностей. В условиях современного общества, когда существование семьи связано с множеством объективных и субъективных трудностей, актуализируется потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей ее функционирования, в разработке подходов и моделей оказания психологической помощи семье.

Контрольные вопросы и задания:
1 Чем различаются понятия «семья» и «брак»?
2. Перечислите основные функции семьи.
3. Как менялось значение функций семьи в ходе исторического развития общества?
4 Какие трудности испытывает современная семья в своем развитии и функционировании?
5. Какова специфика современной российской семьи?
6. Назовите основные тенденции в развитии детско-родительских отношений в современной семье

Источник: Буравцова, Н. В. Психологическое консультирование и психотерапия семьи: теория и практика: учеб, пособие / Н. В. Буравцова ; Новосиб. гос. ун т экономики и управления — Новосибирск : НГУЭУ, 2018, — 354 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.