На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Детско-родительские отношения - Роли ребенка в семье. Причины ошибок в семейном воспитании
Детско-родительские отношения - Роли ребенка в семье. Причины ошибок в семейном воспитании
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Детско-родительские отношения
Роли ребенка в семье. Причины ошибок в семейном воспитании
Все страницы

 


2. Роли ребенка в семье. Причины ошибок в семейном воспитании


Задание 1. Определите возможную роль ребенка в следующих ситуациях.
Ситуация 1.
Ребенок растет изнеженным, капризным, эгоцентричным. В общении со сверстниками требует к себе повышенного внимания.
Ситуация 2.
В семье есть ребенок от первого брака; рождается новый — на нем концентрируются все нежные чувства взрослых, а на старшего никто не обращает внимания. Старший ребенок реагирует на это обидой и ревностью. Эти чувства выходят наружу в виде так называемых «реакций протеста» (непослушание, капризы, действия назло).
Ситуация 3.
Родитель продолжает привычно хлопотать вокруг выздоровевшего ребенка (режим, лекарства и т. д.).
Ситуация 4.
Ребенок старается быть хорошим для родителей (выполняет все правила и требования родителей). У ребенка формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям.
Ситуация 5.
Ребенка балует бабушка. Родители не довольны поведением ребенка, чувствуют, что его словно «подменили» («а все бабушкино влияние!»). Ребенку очень трудно «разрываться» между несколькими старшими, при этом понимая, что с одним надо вести себя не так, как с другими.
Ситуация 6.
Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением.
Ситуация 7.
Как бы ребенок ни вел себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания.
Ситуация 8.
Долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно считает его слабым, болезненным и требует от остального такого же отношения к нему.
Ситуация 9.
Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.


Задание 2. В чем заключаются ошибки родителей в приведенных ситуациях? Как их можно исправить?
Ситуация 1.
Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!».
Ситуация 2.
В магазине ребенок требует купить игрушку. Мама объясняет, что такая уже есть. Тогда ребенок начинает истерить, кричать и мама сдается.
Ситуация 3.
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама: Сколько раз тебе говорить - клади штаны и варежки на батарею!
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
Ситуация 4.
У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.
Ситуация 5.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.
Ситуация 6.
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Ситуация 7.
Мама 15-летней Кати страдает из-за отчужденности с дочерью: «Думала, растет родная душа, близкий мне человек, будет с кем поделиться знаниями, опытом, к кому прислониться. Теперь вижу — вырос и живет со мной чужой человек». Маме очень хотелось посещать с дочерью концерты, вместе прочитывать и обсуждать любимые книги — дочка же предпочитает компанию сомнительных, по мнению мамы, друзей, учится посредственно, читать не любит. Мама росла в семье, где девизом было «надо и должно», а дочка «предпочитает жить иначе — легко, интересно». Сама мама была благодатным, послушным материалом в руках своей властной, деспотичной матери. И вот спустя многие годы, став матерью, попробовала воспроизвести уже известную ей воспитательную схему, но вот беда — дочка сопротивляется, абсолютно не переносит нажима, просто впадает в бешенство. Подвижная, веселая, общительная, она любит готовить, шить, в школе с удовольствием занимается общественной работой, а духовные интересы у нее, по мнению матери, не развиты.


Задание 3. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Ориентация ребенка на внешний контроль ведет к:
а) дисциплинированности;
б) боязни ответственности;
в) самостоятельности.
2. Характер эмоциональной связи со стороны родителя
а) принятие ребенка;
б) привязанность;
в) эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь);
г) все ответы верны.
3. К способам поощрения ребенка родителями не относится:
а) материальное поощрение (подарки, награды);
б) ограничение активности;
в) похвала;
г) ласка.
4. Трудность приспособления к роли родителя связана:
а) с социокультурными особенностями среды;
б) с отсутствием специальной подготовки родителей;
в) с её видоизменением по мере взросления ребёнка.
5. На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, выступающими для него в разных ипостасях:
а) источник эмоционального тепла и поддержки;
б) директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний, поощрений;
в) образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми;
г) источник знаний, жизненного опыта, друзья и советчики в решении сложных жизненных проблем;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны.
6. А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой:
а) недоверие к миру;
б) агрессивное поведение;
в) эмоциональное недоразвитие;
г) нет верного ответа;
д) все ответы верны.
7. Для личности, сформировавшейся под воздействием депривации родительской любви, характерно:
а) чувство внутренней пустоты;
б) недоверие к миру;
в) агрессивное поведение;
г) эмоциональное недоразвитие;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны;
8. Для гармоничного развития личности участие в воспитании детей обоих родителей:
а) не важно, достаточно участие одного родителя;
б) не важно;
в) не важно, достаточно участие бабушек или дедушек;
г) нет верного ответа.
9. Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций - это роль...
а) «золушки»;
б) «козла отпущения»;
в) «мучителя»;
г) «кумира семьи».
10. Ребенок радует родителей своим послушанием, примерным поведением, с ним мало хлопот и больше оснований для родительской гордости - это роль.
а) «золушки»;
б) «козла отпущения»;
в) «мучителя»;
г) «паиньки».
11. Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым.
а) «золушки»;
б) «козла отпущения»;
в) «мучителя»;
г) «паиньки». 
12. С.С. Степанов выделяет несколько групп родительской мотиваций. Определите, какая потребность не входит в его список.
а) потребность в эмоциональном контакте;
б) потребность достижения;
в) потребность в родительстве;
г) формирование определенных качеств.


II. Вставьте пропущенные слова.
1. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром между взрослыми.
2. За приписыванием ребенку роли чьего-то «сокровища» иногда скрывается и мучительная кого-либо из старших.
3. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает поступки.
4. Часто, навязывая ребенку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный престиж, родители тешат свое
5. Долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно начинает считать его и требовать от остальных такого же к нему.
6. За приписыванием ребенка роли «мучителя» может скрываться ситуация мнимого в семье: из плохого поведения ребенка делается своего рода внутрисемейный фетиш, который эмоционально разобщенных людей.
7. Отрицательно приписываемые роли сильно и психику ребенка.
8. Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и родителей строить свои с детьми на основе разумной
9. Эмоционально безразличное отношение родителей характеризуется тем, что с раннего возраста ребенку предоставляют , которой он еще не умеет пользоваться.
10. Возникновение атмосферы в семье ведет к появлению поведения подростков.


III. Установите соответствие.
1. Установите соответствие между ролью ребенка в семье и ее характерными чертами.

Роль ребенка в семье

1. «Любимчик»

2. «Кумир семьи»

3. «Примиритель»

4. «Бэби», «маленький ребенок»

Характерные черты роли

A) В семье ребенок главный, реализуются все его желания и прихоти.

Б) От ребенка в семье ничего не зависит. Формируются такие качества, как непосредственность, наивность, игривость, психологический инфантилизм.

B) Ребенок заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.

Г) Ребенок вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты.


Источник: Данилова Е.А. Психология семьи и семейное консультирование: учеб.-метод. пособие - Ижевск: Удмуртский университет, 2022. - 68 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.