Насилие в семье и трудности в обучении
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Существует проблема, с которой обычно родители не спешат обращаться к детским психиатрам. Она связана со школьной неуспеваемостью, которая возникает из-за отставания ребенка в психическом развитии. В таких случаях проблемы в обучении возникают сразу с 1 класса. Запрос на диагностику обычно поступает от учителя, который начинает разбираться, почему кто-то из учеников не справляется с учебными требованиями.


Приведем пример беседы учителя и школьного психолога по поводу успеваемости ученика 1 класса.


Ученик 1 класса Кирилл Р. По поводу неуспеваемости ребенка за помощью к психологу в декабре обратилась учительница. Было проведено психологическое обследование. Его результаты потом обсуждались двумя специалистами:
Психолог:
- Результаты обследования Кирилла Р показали, что у него наблюдается низкий уровень общей осведомленности: он не знает, как полностью зовут родителей. Не смог назвать свой домашний адрес. Не знает дни недели. Путает месяцы и времена года.
Учитель:
- Да, я с этим согласна. Мы в классе постоянно возвращаемся к одним и тем же темам, а Кирилл все никак не может их освоить. Мне казалось, что у него недостаточная мотивация для обучения.
Психолог:
- У Кирилла, действительно, недостаточная мотивация к усвоению новых знаний. Преобладает игровая деятельность.
Учитель:
- Иногда он не запоминает, о чем шла речь на уроке. Мне кажется, что он меня просто не слышит.
Психолог:
- Хочу еще сказать, что у ученика ограничен объем памяти. Он плохо запоминает информацию на слух.
Учитель:
- Я тоже обратила внимание на то, что он часто переспрашивает. Приходится персонально для него повторять мои слова. Самые большие сложности у нас возникают на уроках математики. Кириллу трудно усваивать новый материал.
Психолог:
- У ребенка, к сожалению, имеются проблемы с мышлением. Он как бы не способен быстро соображать. Не сформированы основные понятия. Не хватает представлений об окружающей действительности. Похоже, что в семье мало уделяли времени для общего развития ребенка. Не разговаривали, не читали. Кирилл не осведомлен о самых известных героях сказок и различных произведений для детей. От мальчика можно услышать единичные суждения. Самостоятельных умозаключений он не делает.
Учитель:
- Я понимаю, что математика сама по себе довольно сложный предмет. Однако затруднения у Кирилла вызывают уроки природоведения, чтения.
Психолог:
- Я уже говорила, что мальчик мало знает. У него ограничен словарный запас. Он не способен объяснить элементарных вещей. Не умеет оперировать вновь полученными знаниями.
Учитель:
- Есть еще одна проблема. Кирилл на уроках все время отвлекается. Постоянно просится в туалет, не выдерживая 40 минут.
Психолог:
- Этот факт может свидетельствовать о наличии неорганического энуреза. Причины его возникновения известны детским психиатрам. Надо порекомендовать родителям обратиться по данному вопросу к хорошему специалисту.
Учитель:
- Я поняла, что ребенок нуждается в индивидуальном подходе.
Психолог:
- Совершено с вами согласна.


Обычно после такого анализа учебной ситуации приглашают родителей, которых ставят в известность о наличии серьезных трудностей в обучении их ребенка. В мире по этому поводу возник даже термин - «информированное согласие». Он подразумевает, что все заинтересованные лица обладают одинаковыми представлениями о сущности психологических проблем ученика и совместно разрабатывают стратегию оказания ему необходимой помощи. Такая помощь приобретает комплексный характер. Специалисты и родители объединяют свои усилия для достижения положительного результата.
Дети со стойкими и недифференцированными школьными проблемами нуждаются в углубленной диагностике. Тестирование таких учащихся показало, что их интеллектуальные показатели нередко занимают промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью. Решение вопросов диагностики осложнило появление среди детей с трудностями в обучении «невоспитанных» учеников, с отклонениями в поведении, с сенсорной патологией. Позднее специалисты стали описывать и изучать школьников без видимых сенсорных нарушений, которые упорно не овладевали техникой чтения и письма (дети с дислексией и дисграфией), а в ряде случаев и счета. Педагогическая практика позволила выделить учеников с заметным отставанием от сверстников в развитии эмоционально-волевой сферы при сохранных интеллектуальных способностях (дети с психофизическим инфантилизмом), что тоже усложняло решение специалистами вопросов отбора детей в школу, поиск содержания психокоррекционной работы.
Постепенно психиатры и психологи определили группу детей (по причинам и проявлениям) с временным отставанием в психическом развитии, которое затрудняло возможности их обучения. В случаях своевременной диагностики такого отставания и оказания этим детям адекватной психолого-медико-педагогической помощи имеющиеся у детей затруднения в обучении к окончанию начальной школы постепенно исчезали. Они могли продолжать свою учебу, благополучно усваивали объем программы средней общеобразовательной школы.
В России по-прежнему в медицинских заключениях встречается официальный психиатрический диагноз «задержка психического развития». Очень часто данный диагноз возникает перед самым поступлением в школу, когда специалисты не уверены, что ребенку удастся справиться с обычной программой обучения. Однако задержка психического развития считается временной и обычно перестает проявляться в подростковом возрасте. Это во многом условный «приговор психиатра», так как он объединяет структурно и динамически разные категории детей, у которых в конечном счете общими оказываются преимущественно трудности в овладении программой начальной школы.
В Международной классификации болезней и поведенческих расстройств 10-го пересмотра дети с «российской» задержкой психического развития квалифицированы в разных рубриках, но более всего им соответствуют «нарушения психологического развития» (F8): «специфические расстройства развития речи» (F80.0-80.2, F80.8-80.9) [2]; «специфические расстройства развития школьных навыков» (F81.0 - 81.1, 81.3, 81.8, 81.9). Выделяются как особая группа «поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F90-98). Самым распространенным стал диагноз F83 - «Смешанные специфические расстройства развития». При клинических описаниях по этому поводу указывается: «Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная группа расстройств, при которых есть смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков и/или двигательных функций, но нет значительного преобладания ни одного из них, чтобы установить первичный диагноз. Общим для этих специфических расстройств развития является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций, и эта смешанная категория может использоваться только тогда, когда есть значительное совпадение специфических расстройств»[3].
В специальной (коррекционной) педагогике среди специалистов всех стран мира распространен термин «дети с трудностями в обучении» или «неспособностью к обучению» (children with learning disabilities). Однако по-прежнему нет достаточной ясности в понимании причин, приводящих к проблемам усвоения программы по многим предметам, которые сохраняются на протяжении всех одиннадцати лет пребывания ребенка в школе.
Возникающие среди специалистов терминологические затруднения только подчеркивают актуальность изучения «загадочной» и очень распространенной категории детей с задержкой психического развития. Специалисты ищут ответы на сложные вопросы: «Насколько временной является неспособность к обучению?», «Кто виноват, что она возникает?», «Способен ли педагог справиться с трудностями в обучении у детей?», «Как лучше всего решать проблемы интеграции таких школьников?». На все эти вопросы однозначного ответа не существует. Не случайно дети с задержкой психического развития различного генеза продолжают одновременно обучаться в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах VII вида, школах-интернатах VII вида, в классах VII вида общеобразовательных школ.
По статистике сейчас около 60 % учащихся начальной школы испытывают трудности в обучении [Кумарина, 2001]. В медицинских документах у них не будет диагноза, который препятствовал бы обучению в любой школе или гимназии. Однако учителя в отношении таких учеников настойчиво утверждают о существовании объективных сложностей в формировании навыков письменной речи, усвоении математических знаний. Не всегда учебная неуспеваемость ограничивается только ошибками в тетради. Практика показывает, что при недостатках у детей в навыках чтения, письма и счета школьные проблемы у них также возникают из-за эмоциональных и поведенческих нарушений.
Учителя, у которых в классе находятся «безграмотные» ученики, вынуждены для работы с ними осваивать современные педагогические технологии. Ведется поиск инновационных форм по оказанию дифференциальной и индивидуальной помощи неуспевающему ребенку. Мастерство учителя заключается в умении преодолеть стереотипы в отношении к «трудным» детям, у которых по-разному складывается школьное обучение.
Работа по овладению навыками чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности логопеда. Начиная с детского сада, приходится уделять особое внимание детям, страдающим общим недоразвитием речи (ОНР), фонетикофонематическими нарушениями речи (ФФНР) и другими видами речевых нарушений. У таких дошкольников часто в медицинском заключении стоит условный диагноз «задержка психического развития». В изучении механизмов нарушений устной и письменной речи у детей принимают участие психологи. При решении вопросов психопрофилактики и устранения школьной неуспеваемости особое внимание этих специалистов привлекает проблема индивидуальных и типологических различий учеников.
Родители не должны пассивно относиться к существующим трудностям в обучении собственного ребенка. Несмотря на распространенный диагноз F83, не стоит сильно огорчаться. Интуиция самых близких людей способна оказать не меньшую помощь, чем профессиональные усилия специалистов, работающих с детьми в условиях учебного процесса.
Далее подробнее остановимся на описании особенностей школьных проблем у детей с задержкой психического развития.
В психологической литературе распространено представление о том, что задержка психического развития - это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной деятельности у детей. Многочисленные психолого-педагогические исследования чаще всего посвящены изучению задержки психического развития у детей младшего школьного возраста. С самого начала обучения им присущ ряд специфических особенностей. У них не сформирована личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению. Выявляется недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в овладении произвольными видами деятельности. Им трудно систематически соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Учащиеся младших классов с задержкой психического развития быстро утомляются. Их работоспособность особенно снижается при интенсивной интеллектуальной нагрузке. Субъективные затруднения в усвоении учебного материала могут привести к отказу выполнять задания учителя. Одновременно с этим возникает еще один дискуссионный вопрос: о корректности
использования медицинского диагноза «задержка психического развития» по отношению к детям старше 10-12 лет.
Согласно известным научным представлениям, дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития при определенных психолого-педагогических условиях способны постепенно «догонять» своих нормально развивающихся сверстников. Парадокс состоит в том, что некоторые ученые и практики настаивают на существовании отставания от показателей «нормы» психического развития у подростков [Шаумаров, 1989]. Одновременно с этим
высказываются и противоположные убеждения в том, что за период обучения в начальной школе разные формы задержки психического развития могут быть устранены, так что после 10-12 лет жизни ребенка диагноз должен быть снят. Большинство специалистов не склонны абсолютизировать оптимистичный прогноз психологической коррекции временного отставания в развитии каждого ученика. Например, не представляются очень оптимистичными результаты профессиональных усилий психологов и педагогов при оказании помощи детям с задержкой психического развития церебральноорганического генеза, которые посещают специальные (коррекционные) школы VII вида.
В логопедии приходится дифференцировать два термина - «задержка речевого развития» и «общее недоразвитие речи». При психологопедагогическом описании первичного речевого нарушения у ребенка выявляются все признаки отставания от нормального темпа психического развития.
В специальной (коррекционной) педагогике среди психологов и педагогов почти всех стран мира вместо термина «дети с задержкой психического развития» традиционно используется термин «дети с неспособностью к обучению» (children with learning disabilities). Его русскоязычный аналог - «дети с трудностями в обучении». У таких учащихся проблемы в усвоении учебной программы способны сохраняться на протяжении всех лет пребывания в школе. Таким образом, дети с трудностями в обучении — учащиеся, испытывающие стойкие затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных биологических и социальных причин при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы [Шевченко, 1999].


Дети с задержкой психического развития обучаются и воспитываются в различных образовательных условиях. В России для них открыты:
- дошкольные образовательные учреждения компенсирующего типа;
- специализированные группы в типовых дошкольных образовательных учреждениях;
- специальные (коррекционные) школы VII вида;
- специальные (коррекционные) школы-интернаты и детские дома VII вида;
- классы VII вида в общеобразовательных школах.


Итак, терминологические расхождения при обозначении задержки психического развития у детей наблюдаются у разных специалистов: педагогов, логопедов, психиатров.
На данный момент можно сделать вывод, что в современной практике специального образования нет единого термина для обозначения категории детей, не способных к успешному обучению в общеобразовательной школе, поскольку эта группа полиморфна по этиологии, патогенезу и психолого-педагогическим особенностям. В России по-прежнему продолжают использовать термин «задержка психического развития». Однако наиболее современным и распространенным названием стало другое - «учащиеся с трудностями в обучении», что созвучно терминологии педагогов и психологов многих стран мира. Психиатры ставят диагноз этим детям в соответствии с синдромологическим подходом, представленным в Международной классификации болезней и поведенческих расстройств 10-го пересмотра.


Обобщая результаты современных исследований, можно сделать вывод о том, что задержка психического развития у детей проявляется в замедленном созревании эмоциональной и волевой сфер, в недостаточном развитии мотивации и познавательной деятельности, что обусловливает возникновение общих и специфических трудностей в обучении. Во многом это условный диагноз, так как под ним объединяются структурно и динамически разные категории детей, у которых в конечном счете общими оказываются трудности овладения школьной программой. При оказании им своевременной
психологической, педагогической и медицинской помощи многие проблемы преодолеваются, и отставание в психическом развитии становится менее заметным.
У детей в результате психотравматизации возникает задержка психического развития психогенного происхождения. Ее появление обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка. Речь идет о так называемом социальном генезе, когда неблагоприятные условия социальной среды возникают очень рано, длительно воздействуют, травмируя психику ребенка, сопровождаясь психосоматическими расстройствами, вегетативными нарушениями. К. С. Лебединская подчеркивает, что данный тип задержки психического развития следует отличать от педагогической запущенности, которая во многом обусловлена недостатками процесса обучения ребенка в детском саду или школе.


Становление личности ребенка с задержкой психического развития психогенного происхождения происходит по основным трем вариантам.


Вариант 1. Психическая неустойчивость возникает как следствие гипоопеки. Ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Недостатки воспитания проявляются в отсутствии чувства долга, ответственности, адекватных форм социального поведения, когда, например, в трудных ситуациях ему не удается справляться с аффектом. Семья в целом не стимулирует психическое развитие ребенка, не поддерживает его познавательные интересы. На фоне недостаточных знаний и представлений об окружающей действительности, что препятствует усвоению школьных знаний, у этих детей проявляются черты патологической незрелости эмоциональной и волевой сфер: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость.


Вариант 2. В воспитании ребенка выражена гиперопека - изнеживающее воспитание, когда ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, добросовестности. Часто это случается с поздно родившимися детьми. На фоне психогенного инфантилизма, помимо неспособности к волевому усилию, для такого ребенка характерны эгоцентризм, нежелание систематически трудиться, установка на постоянную помощь, желание всегда быть опекаемым.


Вариант 3. Наблюдается неустойчивый стиль воспитания с элементами эмоционального и физического насилия в семье. Его возникновение провоцируют сами родители, грубо и жестоко обращающиеся с ребенком. Один или оба родителя могут быть деспотичны, агрессивны по отношению к собственному сыну или дочери. На фоне таких внутрисемейных отношений постепенно формируются патологические черты личности ребенка с задержкой психического развития: робость, боязливость, тревожность, нерешительность, недостаточная самостоятельность, безынициативность, лживость, изворотливость и, нередко, равнодушное отношение к чужому горю, что приводит к значительным проблемам социализации.

Оксана Защиринская Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.