В. Э. Сизаева, А. А. Лисинецкая Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского, г. Брянск, Россия Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют её как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Рассматривают семью и как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [1]. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут реализовываться в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. п.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения её членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Нарушение функций семьи - это такие особенности её жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её функций. Немаловажным фактором является понятие «структура семьи» - т. е. состав семьи и число её членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи даёт возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. Нарушенная структура семьи изменяет взаимоотношения членов семьи и влияет на их ожидания и представления о функциях семьи [2].Вопрос в том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной науке и семье. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.
Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого её члена. При анализе научной литературы были выделены следующие фазы супружеских отношений: 1. Выбор партнёра. 2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнёра только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве, многие свойства партнёра - психологические, физические и др., которые вначале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно. 3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие, кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определённые поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. 4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы «Чему отдать предпочтение: повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое?», «Необходимый опыт по автоматизации взаимодействия уже накоплен, наверное, уже можно успокоиться и отдохнуть?». В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными. 5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворённо- сти/неудовлетворённости прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу.
В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой, выделившей стадии жизненного цикла: 1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребёнка. 2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребёнка. 3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребёнка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей. 4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи [2]. Таким образом, на протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями - болезнями, жилищно-бытовыми неудобствами, конфликтами с социальным окружением, последствиями широких социальных процессов.
Библиографический список 1. Лидере А. Г. Семья как психологическая система. - М. : Обнинск, 2004. 2. Системная семейная психотерапия / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - СПб. : Питер, 2002. Источник: Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы II международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 116 с.
|