Н. В. Ушакова Детский сад № 712, г. Москва, Россия Народная мудрость гласит: «Учи дитя, пока поперёк лавки укладывается, а во всю вытянется - не научишь». Не только современные матери, но и отцы осознанно относятся к своей роли воспитания маленьких детей. В настоящее время существует большое количество исследований роли родителей, в частности матерей, в воспитании маленьких детей. Этой проблемой занимались З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, М. Кляйн, Дж. Боулби, К. Г. Юнг, Д. Хейли, М. Эриксон, М. Родхолм, А. С. Спиваковская, Т. В. Андреева, А. Б. Добрович, В. Н. Гарбузов, Э. Арутюнянц, А. Я. Варга, В. Н. Дружинин, О. А. Карабанова, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Е. Т. Соколова, Л. Б. Шнейдер). Влияние отца на развитие ребёнка младшего и дошкольного возраста изучено мало, несмотря на то, что на сегодняшний день современные отцы все активнее наполняют свою роль, включаясь полноценно в жизнь семьи.
В нашей статье даётся анализ возникшему сравнительно недавно феномену активного отцовства при переходе России в техногенную экономическую эпоху, когда «модель отца на расстоянии больше не работает» [3]. Нами отмечено, что, как правило, данное явление возникает у отцов, имеющих широкий опыт социальной и жизненной активности. Это социально состоявшиеся мужчины тридцати - сорока - пятидесятилетнего возраста, владельцы малого или среднего бизнеса, осознанно создавшие семью и имеющие маленьких детей. Такие отцы чаще всего стараются создать миссию семьи, заимствуя философские течения и методики создания успешной организации, единолично определяют основные приоритеты семейного воспитания. Отцы становятся воспитателями не только маленьких детей, но и матерей, родственников и самих себя. Они читают много психолого-педагогической литературы, просматривают и перерабатывают информацию по самосовершенствованию, наполняя большую часть жизни заботой о семье. Гибкий график работы в собственном бизнесе даёт возможность значительную часть времени посвятить воспитанию наследников, взять на себя часть традиционных материнских обязанностей по уходу и обучению детей, выделить жене время на развитие, самоактуализацию и отдых. Внешне демократические «в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке» [2], они часто авторитарно навязывают матери и родственникам стиль воспитания наследников, иногда отгораживают родственников от близкого взаимодействия с детьми. Активные отцы становятся стратегами успеха и проблем семьи. Они определяют систему ценностей, этические нормы, отношение к социальной действительности, стиль воспитания. Их образ действий складывается в определённой системе принципов, правил и приоритетов, основанных на лидерстве в жизни, бизнесе и семье. Что обусловливается, скорее всего, предпринимательской деятельностью отца, двадцатилетним опытом развития собственного бизнеса в России с нуля, кризисными этапами развития нашей экономики. Чаще всего активность проявляют отцы мальчиков, создавая в семье слаженную мужскую команду для продолжения семейного дела и развития новых бизнес-проектов. Они имеют намерения изначально наделить детей жизнестойкими качествами и всесторонними знаниями, способствующими, по их мнению, успешной социализации. Активные отцы воспитывают у мальчиков лидерские качества, умение возглавлять и вести за собой, всячески поощряют их инициативу, предоставляют в распоряжение богатый по содержанию образовательный материал для игровой и продуктивной деятельности, приглашают компетентных педагогов. Сами активно занимаются с детьми мужскими видами деятельности, развивают силу и выносливость тела и духа, смекалку и сообразительность. О. В. Хухлаевой отмечено, что «полноценной половой идентификации мальчиков способствовало их раннее включение в мужские дела и ритуалы» [1]. Ежедневное общение отцы подкрепляют усвоением и трансляцией миссии семьи и собственного отношения к миру. В результате этого мальчик точно знает, что есть сладкое вредно, а плавать, ходить на лыжах полезно. Таким образом, у мальчика к пяти годам складывается чёткая иерархия мужских мотивов и ценностей. Благодаря стремлению отца воспитать мужчину, расширить горизонт общения и видения ситуации и проблемы с мужской позиции у маленького мальчика складывается не только заинтересованность в мужском общении и деятельности, но и определённые психологические качества. Во-первых, верность мужскому слову и делу, следование мужским нормам морали. Во-вторых, заинтересованность и доверие к мужчинам дела. В-третьих, разумное пользование материальными благами и менталитет достаточности, как у отца. Так, владея разнообразными техническими средствами и новыми информационными технологиями, дети внутренне мотивированы на развитие, сами разнообразят занятия, предпочитая быть не только субъектом обучения, но и наставником учителя, слабо реагируют на внешние средства мотивации. В-четвёртых, благодаря постоянному поощрению инициативы у них хорошо развито креативное мышление, любознательность, намерение найти новое и преобразовать к лучшему. В-пятых, у них наблюдается высокая твёрдость духа и требовательность к себе и окружающим. Они могут разумно терпеть и превозмогать себя, сосредоточится на задаче, если осознанно принято единство ценности цели и средств её достижения. В- шестых, дети таких отцов умеют рисковать, нарушать правила, если это направлено на достижение нового. Несмотря на позитивные стороны активного мужского воспитания следует отметить и негативные последствия раннего доминантного вмешательства отца в развитие маленького мальчика. Во- первых, это неумение наладить контакт со сверстниками, фрагментарное общение вследствие демонстрации лидерских качеств, отгороженности от детской культуры домашним воспитанием или посещением негосударственных образовательных учреждений. Во- вторых, завышенные требования отцов и соответственно и маленьких детей к образованию приводят к вымыванию традиционных методов обучения и перехода на сторону альтернативной педагогики. Это ещё больше замыкает детей на семье. Длительная домашняя изоляция, натаскивание на мужские качества характера и концентрация на себе, а также высокие требования к образованию и опыт альтернативной педагогики, по нашим наблюдениям, мешают установлению дружеских отношений при переходе в школу. Дети по-прежнему демонстрируют мужские качества. Обычно отцы отдают детей в школы не по месту жительства. Посещение отдалённых гимназий и школ с углубленным изучением предметов, куда детей свозят со всего города, также усугубляет проблемы в общении и социализации детей. В целом можно сказать, что феномен активного отцовства несёт в себе как положительное, так и отрицательное влияние на развитие маленьких мальчиков. Этот вопрос несомненно требует дальнейшего изучения как один из процессов психологических аспектов семейного воспитания. Следует отметить, что мальчики, воспитывающиеся под руководством активно включённых отцов, только ещё переступили порог взрослой жизни и достигли в лучшем случае подросткового возраста.
Библиографический список 1. Хухлаева О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в современной культуре : учебное пособие. - М. : МПСИ, 2008. - С. 126. 2. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. : ПИТЕР, 1999. - С. 27. 3. Элеум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. - СПб. : Питер Пресс, 1997. - С. 110. Источник: Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы II международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 116 с. |