На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Междисциплинарный подход к проблеме изучения контроля поведения в период беременности
Междисциплинарный подход к проблеме изучения контроля поведения в период беременности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Чистякова Н. В. аспирант Института Психологии РАН, Лаборатория психологии развития, г. Москва, Россия

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ

Контроль поведения играет значимую роль в регуляции поведения в период беременности, детерминируя индивидуальные паттерны ее течения. В рамках междисциплинарного подхода предполагается изучение гетерогенной этиологии различий контроля поведения в период беременности как фактора психологической готовности к родам. До сих пор не проводились ни отечественные, ни зарубежные исследования гетерогенной природы контроля поведения в период беременности, предполагающее междисциплинарный подход к изучению его генетических предикторов. Междисциплинарный подход позволяет осуществить системное исследование контроля поведения как фактора психологической готовности к родам с применением современных методов молекулярной генетики.

Данные по молекулярно-генетическим механизмам в уровневых различиях контроля поведения в период беременности открывают новые перспективы в реализации идеи системного строения психических функций. Использование генетической информации в совокупности с психологическими данными позволяет пролить свет на генетические механизмы регуляции поведения в период беременности.
В последнее время все чаще указывается на необходимость интеграции естественнонаучного и гуманитарного подходов в контекст целостной системы знаний психологии личности [1; 7]. Это связано с тем, что уровень развития современной генетики позволяет ставить вопрос о конкретных генетических механизмах психического в контексте проблемы соотношения генотип и среды в ходе онтогенеза и привлекать генетические данные и методы для решения психологических задач. В психологии развития междисциплинарный подход с использованием генетического анализа может стать эффективным методом раскрытия закономерностей развития психологических характеристик в процессе развития.
Благодаря бурному расцвету генетики за последние десятилетия и открытиям в области расшифровки генома человека, одной из составляющих методологии современной психогенетики стали молекулярно-генетические методы идентификации генов, вовлеченных в формирование тех или иных психологических свойств. Данные методы дают возможность проанализировать взаимосвязь внутри совокупностей фенотипических характеристик и роль генотипа в структуре ковариаций внутри и между различными системами признаков [2; 3; 4; 8]. Их применение в рамках междисциплинарного исследования отвечает требованиям современной психологии развития. Только интегральный подход, сочетающий методы психологии развития, психофизиологии и количественной и молекулярной генетики позволяет получить объективные и всесторонние данные о конкретных генетических предикторах контроля поведения в период беременности.
Возрастание роли гетерогенных факторов в развитии психических процессов и состояний личности беременных женщин требует тщательного междисциплинарного исследования. Период беременности как модель трудной жизненной ситуации представляет собой практический интерес для идентификации и интерпретации глубинных механизмов развития контроля поведения в рамках ресурсного, психогенетического и системного подходов. Последнее в современной отечественной психологии освещено весьма ограниченно. При этом в научной литературе до сих пор нет четкого определения сущности и эндогенных механизмов контроля поведения в период беременности. В этой связи бесспорна теоретико-практическая новизна и актуальность применения междисциплинарного подхода с применением методов и достижений современной молекулярной генетики в психологии развития. Полученные данные будут иметь первостепенное значение для раскрытия общих и частных закономерностей влияния генотипа на индивидуальные различия в уровневой структуре контроля поведения в период беременности.
Междисциплинарное исследование особенностей регуляции поведения женщин в период беременности позволяет комплексно и всесторонне изучить гетерогенную природу контроля поведения с учетом онтогенетического и психофизиологического аспектов. При этом специфика поставленной проблемы заключается в сложности учета влияния целого ряда механизмов, детерминирующих адаптивный ответ организма в период беременности и в процессе деторождения и действующих на молекулярно-генетическом, нейроэндокринном и психическом уровнях.
Следовательно, период беременности является информативным материалом для рассмотрения взаимосвязей различных уровней как функционального состояния, так и организма в целом в отношении исследования молекулярно-генетических основ контроля поведения и его регулятивной роли в процессе родовой деятельности. Период беременности является сензитивным периодом онтогенеза, когда генетические и средовые факторы оказывают существенное влияние на психическое развитие женщин и их поведение в ходе родовой деятельности. Для того чтобы понять принципы взаимодействия генотипа и среды в процессе становления контроля поведения, необходимо установить целый ряд промежуточных переменных, что позволяет осуществить комплексное междисциплинарное исследование. Исходя из представления о ресурсном характере контроля поведения и учете постоянной коактивации генетических и средовых факторов [5; 6], выявление его молекулярно-генетических механизмов приобретает особую значимость, что представляет собой серьезную научную проблему. В настоящее время изучение роли генотип-средовых факторов процессов регуляции поведения в период беременности на примере идентификации молекулярно-генетических основ контроля поведения открывает перспективу определения роли наследственности и среды в онтогенетическом развитии различных уровней психической организации.

Список литературы
1. Батуев А. С., Соколова Л. В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психологии. 1994, № 1. С. 81–92.
2. Егорова М.С. Развитие как предмет психогенетики: роль генотипа и среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков. Автореф. дисс. … докт. психол. наук. - М.: 2000.
3. Малых С.Б. Психогенетика: Учебник для вузов в 2-х т. - СПб.: Питер, 2005.
4. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.
5. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7). URL: http://psystudy.ru
6. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Динамика изменений раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. N 4(37). С. 105–118.
7. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005.
8. Plomin R. Development, Genetics, and Psychology. Lawrence Erlbaum Ass., 1986.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.