На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Определение психологии как науки - 1.3 Основные направления в психологии
Определение психологии как науки - 1.3 Основные направления в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Определение психологии как науки
1.2 Развитие психологического знания
1.3 Основные направления в психологии
Все страницы

 

1.3 Основные направления в психологии

Бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическое и когнитивное направления.

1.3.1 Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behaviour - поведение) возник в США и явился реакцией на структурализм Вильгельма Вундта (1832-1920) и Эдварда Брэдфорда Титченера (1867-1927) и на американский функционализм. Программу данного направления в психологии возглавил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» и положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «...сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».
Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Эдварда Торндайка (1874-1949) [7], а также школу объективной психологии. Он отмечал также влияние работ Ивана Петровича Павлова (1849-1936) [57, 58] и Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927) [6].
Изучая непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), бихевиоризм привлек внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу.
Поведение человека как предмет бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения до смерти. Поведение - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается. То есть, на человека воздействуют - он реагирует определенным образом. Для объяснения моделей поведения человека бихевиористы предложили универсальную формулу S - R, где S - стимул, воздействующий на человека, а R - его поведенческая реакция. Основной задачей психологии они считали предугадывание реакции человека на определенные стимулы и определение по поведению причин, его вызвавших. Дж. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например, открывание двери и т.п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, то есть инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменение в кровообращении и другие, изучаемые в физиологии. В последствии Дж. Уотсон произвел различие между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт - например, хватание».
Бихевиористами применялись два основных направления для исследования поведения - проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания. Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействие окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подверглась критике, в основном по этическим причинам. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Однако, отрицая роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (целей, мотивов, представлений, мышления, самосознания, психической саморегуляции и т.д.) в поведении и деятельности человека, бихевиоризм, несмотря на высокую экспериментальную культуру исследования навыков, привычек, «стимулов-реакций», не смог непротиворечиво объяснить все проявления поведения, оказался уязвим в теоретическом и методологическом отношении, хотя и не утратил своего влияния.
Краткая формула бихевиоризма: стимул вызывает реакцию. Подкрепление поведения: поощрение и наказание. Коррекция поведения лучше происходит через поощрение.
Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Основоположник - Эдвард Толмен (1886-1959). Ввел понятие «личность» (ее способности, потребности). Расширил формулу бихевиоризма: стимул действует на личность, личность действует на реакцию. В сфере необихевиоризма работал Бенедикт Фредерик Скиннер. Он утверждал, что можно достоверно предсказать поведение человека, если контролировать его условия окружения. Б. Скиннер определил два варианта поведения: респондентное и оперантное.
Респондентное - подразумевает реакцию, вызванную стимулом, который предшествует реакции во времени (классическое обусловленное поведение).
Оперантное - реакция воздействует на будущее поведение (стимул).
Скиннер не одобрял негативного подкрепления (наказание), что называл неэффективным средством контроля (страх, потеря уверенности, самоуважения).
Бихевиоризм продолжает занимать значительное место в психологии. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии. Данное направление имеет выход на практику. На основе бихевиоризма возникла бихевиоральная психотерапия. В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии, особенно активно критиковал этот подход Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) [41]. К бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920-1930 гг. «объективная психология» Павла Петровича Блонского (1884-1941) и «рефлексология» Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927).

1.3.2 Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (нем. gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века, возникшая в Германии. Основана Максом Вертгеймером (18801943) в 1912 году.
Постулат: первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присуще собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношений» (фигура/фон).
Гештальт - пространственно-наглядная форма воспринимаемых примеров, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их отдельных частей. Одним из ярких примеров, по Вольфгангу Келеру (1887-1967) [32], является мелодия, которая узнается, даже если она транспонируется на другие элементы. Когда человек слышит мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнает ее. Но если состав ее элементов изменится, человек все равно узнает мелодию, как ту же самую.
Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам М. Вертгеймеру, К. Коффке и В. Келеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступая против выдвинутого в психологии принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По их мнению, предметы, составляющие окружение человека, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Все вышеперечисленные свойства восприятия - константы, фигура, фон - вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигается благодаря следующим принципам [32]:
• Близость: стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
• Схожесть: стимулы схоже по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
• Целостность: восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
• Замкнутость: отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
• Смежность: близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
• Общая зона: принципы гештальта формируют повседневное восприятие человека, наравне с научением и прошлым опытом; предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят интерпретацией ощущений человека.
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью очертаний, является основой гештальта.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены - неважными, и наоборот. Фигура важнее основы.
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. praegnans - содержательный, обремененный, богатый) - одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно разносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол - как прямой).
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых предметов может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Константность яркости: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменившихся условиях освещения. Естественно при условии одинакового освещения объекта и фона.
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют наиболее активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможность явление обратной фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

1.3.3 Психоанализ

Психоанализ (нем. psychoanalyse) - семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало XX века) и США (середина-конец XX века). Психоанализ создан в начале 90-х годов XIX века австрийским ученым Зигмундом Фрейдом (1856-1939) [70], который предложил следующую структуру психики: эго («Я»), суперэго («Сверх -Я»), ид («Оно»). Практическая цель психоанализа состоит в том, чтобы усилить «эго», сделать его более независимым от «суперэго», расширить поле его восприятия с тем, чтобы оно могло освоить новую порцию «ид». «Ид» проявляется в сновидениях, в оговорках, в описках, в забывании, в свободных ассоциациях. «Эго» выработало механизм, позволяющий снять психологическую напряженность, которая возникает между «ид» и «суперэго» («ид» - я хочу, «суперэго» - надо) [69, 70]:
- подавление (желания из «ид»);
- отрицание (отрицание норм морали, реальности);
- рационализация (объяснение поступков);
- реактивные образования (изменение поведения с желаемого на противоположное,
преувеличенное действие);
- проекция (приписывание своих чувств и черт другому человеку);
- изоляция (отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы
жизни);
- регрессия (возвращение на более ранний уровень развития);
- сублимация (перевод энергии, идущей от инстинкта жизни или смерти на другой
объект, занятие творчеством, бизнесом).
Сущность психоанализа [69]:
1. Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному З. Фрейдом, но употребляется также в любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии К. Юнга [79] или индивидуальной психологии А. Адлера, которое некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.
2. Набор методов исследования основных мотивов человека, и их приложение для лечения психических расстройств. Фундаментальный предмет изучение психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

1.3.4 Гуманистическое и когнитивное направление

Когнитивная психология - раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики [68].
Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. Наиболее известны в этом направлении идеи Абрахама Маслоу (1908-1980), Карла Роджерса (1902-1987), Виктора Франкла, Шарлотты Бюлер и др.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1. Человек целостен.
2. Ценны не только общие, но индивидуальные случаи.
3. Главной психологической реальностью являются переживание человека.
4. Человеческая жизнь - единый процесс.
5. Человек открыт к самореализации.
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и внешние конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество и наладить отношения с окружающими, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, избавиться от психосоматических нарушений, преодолеть непонимание в отношении с близкими, восстановиться после психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

Контрольные вопросы

1. Предмет психологии и его изменение в процессе исторического развития психологического знания.
2. Методы современной психологии.
3. Классификация методов психологии.
4. Герменевтический метод в психологии.
5. Наблюдение и эксперимент.
6. Беседа, анкетирование, интервьюирование как методы сбора первичной информации.
7. Тестирование. Виды тестов. Преимущества и недостатки тестовых методов.
8. Проективные тесты.
9. Развитие тестологии как области практического применения психологических знаний.
10. Биографический метод.
11. В каком виде психология существовала в системе философского знания?
12. Как понимали душу ученые древности?
13. В чем различие психологических взглядов Аристотеля и Платона?
14. Какие психологические проблемы исследовались Авиценной?
15. Какой аристотелевский принцип использовал Фома Аквинский в своей концепции психического?
16. В чем смысл «новой науки» Роджера Бекона?
17. В чем заключается основная идея гуманизма Возрождения?
18. Почему Вильгельма Вундта называют отцом современной научной психологии? Что, по его мнению, является предметом экспериментальной психологии?
19. Гештальтпсихология: основные направления исследований.
20. Что такое гештальт?
21. Законы гештальта, их проявление в восприятии и мышлении.
22. Какие законы восприятия были открыты гештальтпсихологами?
23. Какими свойствами обладают фигура и фон?
24. В чем достоинства и уязвимые места гештальтпсихологии?
25. Какие факторы способствовали появлению поведенческой психологии?
26. Какие принципы бихевиоризма выдвинул Джон Уотсон?
27. Что стало философской базой необихевиоризма?
28. Каковы достоинства и уязвимые места поведенческой психологии?
29. Какую общую оценку можно дать психоаналитическому направлению в психологии?
30. Какие научные идеи способствовали появлению когнитивной психологии?
31. Какие процессы в первую очередь стали предметом исследования когнитивной психологии?
32. Какие претензии выдвигали гуманистические психологи к существовавшим до них теориям?
33. В чем новизна гуманистического подхода к личности и в чем его утопичность?
34. Как повлияла общественно-политическая ситуация конца XIX века на развитие философско-психологической мысли?
35. Какие психологически лаборатории и институты были созданы в России конца XIX - начала XX столетия?
36. Какие события происходили в психологической жизни России в первые годы после Октябрьской революции?
37. Становление психологии как самостоятельной науки.
38. Основные направления современной психологии.
Источник: Л.В. Смольникова Психология Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки Томск 2018



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.