Определение психологии как науки
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Определение психологии как науки
1.2 Развитие психологического знания
1.3 Основные направления в психологии
Все страницы

1.1 Предмет, объект и методы психологии.

Объект и предмет психологии. Определение понятия «метод». Классификация методов психологии: организационные, эмпирические, экспериментальные методы. Характеристика методов наблюдения, эксперимента, тестирования, анкетирования, беседы. Лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, сравнительный метод. Требования к методам психологии. Анализ процесса и продуктов деятельности как научный метод. Моделирование. Компьютерные методы в психологии

Психология - наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого, психология означает «наука о душе». Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучить чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо известные каждому человеку по его собственному опыту. К психике также относятся интересы, способности человека, его темперамент и характер. Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Этими вопросами и занимается психология.
Существует много разных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология - это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведет себя так или иначе (поведение животных исследует этология). Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых - психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
Предмет психологии неоднократно менялся. После Рене Декарта (1596-1650) психология была психологией сознания. Возникшая в половине XIX века научная психология также была психологией сознания. Вильгельм Вундт (1832-1920) рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте. Многие психологи XIX века исходили из того, что самонаблюдение, интроспекция являются основными методами психологии. Среди них В. Вундт, Ф. Брентано, У. Джеймс и др., хотя сам метод они трактовали по-разному. Исторический путь показал, что самонаблюдение все же не может быть источником достоверных знаний о психике. Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, испытуемый в своем отчете обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям. Во- вторых, после работ французских психиатров Жана Мартена Шарко (1825-1893), Ипполита Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) стало совершенно ясно, что сознание - это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многочисленные психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психически больных людей заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что сознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, то есть искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.
Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).
Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытому кризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, между которыми не было точек соприкосновения и которые исследовали разные предметы и использовали различные методы.
Потребовалось много времени для того, чтобы прийти к выводу: расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект может дать себе отчет, и поведение человека, имеющее психологическую составляющую, и феномены неосознаваемой психики, которые также могут проявляться в поведении.
Накопленные психологией XX века данные свидетельствовали о том, что особенности поведения и психического склада человека зависят не только от нервной системы, но и от конституции человека, то есть, в конечном счете, от биохимических процессов в организме. Таким образом, в психологию возвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и телесным в живом организме существуют неразрывные связи.
К 1960-м годам психологи, как зарубежные, так и отечественные, пришли к компромиссу: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная - сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.
Психика - это сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Психика - субъективный мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» и как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем».
Что же в настоящее время включается в систему знаний, которые составляют предмет психологии и исследуются ею? Это, конечно же, психика человека: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и многое другое, что будет нами рассмотрено.
Следовательно, предметом психологии, под которым понимается система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и их отраслей, хотя в каждом из них он уточняется.
Слово «метод» (в переводе с греческого - путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.
Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. Ведь форма предметов и явлений не совпадают с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используют различные методы, взаимодополняющие друг друга.
Современная психология располагает большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.
Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.
Б.Г. Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) Организационные (лонгитюдный метод или метод продольных срезов, сравнительный и комплексный методы).
Лонгитюдное исследование - длительное и систематическое исследование одних и тех же испытуемых.
Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных групп испытуемых по возрастам, деятельности и другим параметрам.
В комплексном исследовании принимают участие представители разных направлений, школ, стран.
2) Эмпирические (экспериментальный, психодиагностический, биографический).
3) Обработки данных (количественный (статистический) и качественный анализ результатов исследования).
4) Интерпретационные (различные варианты генетического и структурного).
Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.
Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов:
1) Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2) Теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования).
3) Интерпретации и описания, при которых субъект внешне взаимодействует со знаковосимволическими представлениями субъекта.
Особое внимание заслуживают теоретические методы психологического исследования:
- дедуктивный - метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
- индуктивный - метод обобщения фактов, восхождение от частного к общему;
- моделирования - метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.
Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго - индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего - модели объекта, процесса, состояния. По мнению В.Н. Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-функциональное, что в первом случае исследователь желает выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает и конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) - другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает В.Н. Дружинин, является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений.
Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов. В.Н.Дружинин предлагает выделить в этой иерархии пять уровней: уровень методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмерная классификация психологических эмпирических методов. Рассматривая эмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую классификацию эмпирических психологических методов. За основу им берется система «субъект - инструмент - объект». В качестве оснований для классификации выступают отношения между компонентами системы. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятельностные, коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь «чистых» исследовательских методов: естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью. В свою очередь выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов, но не сводящие к ним: клинический метод, глубинное интервью, психологическое изменение, самонаблюдение, самоанализ, психодиагностика, консультационное общение.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого путем наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, математическими, кибернетическими и логическими. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающее то, что подлежит изучению. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой к математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машины. Примеры технического моделирования встречаются в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это попытки построения специальных машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик. Ввиду роли, которую в методике психологического исследования играет генетический принцип, можно, далее говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в психологии, то есть использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, - не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении и эксперименте.
Существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно- исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализ продуктов деятельности человека.
Наблюдение [52] - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика и жесты. Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований, то есть необходим контроль путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента). Исторически наблюдение является первым научным методом.
Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, то есть исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, то есть строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое повеление, то есть необходима полнота наблюдения.
Основным условием научности наблюдения является его объективность. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание, внешняя сторона действия лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. Успешность наблюдения и объяснения его результатов зависит от состояния знаний в исследуемой области, то есть однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается уровень опыта и квалификации наблюдателя. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных фактов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться. Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства. В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблюдения в психологии считалось наблюдение с использованием «зеркала Гезелла», пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного эффекта можно достичь и использованием современных технических средств (видеомагнитофон, камеры слежения и т.д.). Иначе говоря, ставится задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных условиях.
Таким образом, наблюдение различают по видам:
- стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой);
- свободное (не имеющее заранее установленных рамок);
- включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение);
- скрытое (примером может служить телепередача «Скрытая камера»).
Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения и
предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т.д. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. Таким образом, во включенном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять позицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы.
Наблюдение может быть:
- внешним (наблюдение за человеком со стороны);
- внутренним (самонаблюдение, интроспекция - наблюдение за своими мыслями и чувствами).
Внешнее наблюдение - это один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, а также психических особенностей. По внешним проявлениям можно судить о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии информации, об отношениях с другими людьми и т.д.
Трудно и невозможно представить себе собственные психологические знания без метода самонаблюдения. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) отмечал, что «данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира». Тем большее значение данные самонаблюдения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека. Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. Но при этом требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, пониманию, истолкованию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их самосознания и рефлексии.
Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблюдения. Показания самонаблюдения соотносят человека с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей. В самонаблюдении человек находит мысли, переживания, образы, связывающие его с окружающей действительностью. Интроспекция не замыкает человека во внутреннем мире сознания, а наоборот, выводит его на внешний (природный и социальный) мир. Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими. Оформленными видами самоотчета могут быть письма, автобиографии, исповеди, дневники.
Одним из основных методов психологического исследования является эксперимент. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Но от наблюдения и других методов эксперимент отличается рядом особенностей [14].
С.Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента [65]. Во- первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во- вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно исключение отдельных условий, с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В- четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида эксперимента [14]:
- лабораторный;
- естественный;
- формирующий.
Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущение, восприятие, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и прочность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека.
Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека.
Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому (1874-1917). Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Так, например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, приемы и темп обучения в параллельных классах и студенческих группах.
Формирующий эксперимент - это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального процесса. Он имеет разные названия: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий метод, психолого-педагогический метод активного формирования психики. На нем основан ряд интенсивных педагогических методик, к примеру, своеобразные погружения в проблему, тренинг - группы. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.
В настоящее время широкое применение получил метод тестирования [51], который когда-то в отечественной науке и практике недооценивался. Теперь на вооружении психологов имеется несколько тысяч тестов. Существует особая область психологии - тестология.
Тест (англ. Test - проба, проверка) - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.
Тестирование используется как метод психологической и педагогической диагностики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.
Различают тесты:
- опросники;
- тесты-задания;
- проективные тесты.
В основе проективных тестов - механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества (особенно недостатки).
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирование и беседы. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. Для этого разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы. Психологи широко используют метод беседы. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д. Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействия субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.
Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность. Специфическим видом беседы является беседа как «введение в эксперимент», то есть привлечение к сотрудничеству, а также «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы.
Одной из разновидностей беседы служит интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.
Особым способом общения с собеседником и его познание, применяемым в беседе, является эмпатическое слушание, которое обосновал и использовал в своей психотерапевтической практике К. Роджерс (1902-1987). Эмпатическое слушание основано на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание представляет собой определенную технику поведения субъекта-исследователя (психотерапевта, адвоката и т.п.) и субъекта- исследуемого (клиента, подзащитного). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником (центрированность на нем), эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т.д. Подобное поведение способствует установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода по К. Роджерсу, «требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание».
Метод анализа результатов деятельности выходит из общей предпосылки о связях внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности. Например, о силе таланта писателя судят на основе его произведений. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент-анализа широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ.
Специфической формой анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики подчерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма, ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа подчерка.
Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных методов, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.
Компьютерные методы в психологии можно классифицировать по целям применения: собственно диагностика, документирование данных, презентация данных.
Компьютерные методы можно классифицировать по предмету исследования: психофизиологические, психологические и социально-психологические.
Психофизиологические компьютерные методы представлены рядом методик, направленных на исследование свойств нервной системы (подвижность и лабильность процессов возбуждения и торможения, скорость реакции), свойств анализаторов (преимущественно - зрительного, аудиального) и некоторых других характеристик (например, поля зрения, «вызванных потенциалов» в течение некоторого контролируемого процесса). Психологические компьютерные методы представлены методиками, направленными на исследование психических процессов (восприятия, внимания, памяти и пр.), личностных свойств (темперамента, характера, уровня субъективного контроля, интеллекта, способностей, мотивации и пр.), психических состояний (например, цветовой тест М. Люшера). Социально-психологические методы представлены методиками, диагностирующими социально-психологические свойства личности (направленность, потребность в достижении, предрасположенность к конфликтному поведению и пр.), а также социально-психологические характеристики групп (социометрия, методы диагностики социально-психологического климата, сплоченности группы и пр.). Отдельным комплексом представлена клиническая диагностика (например, уровень невротизации и психопатизации).
Компьютерные методы, применяемые в целях диагностики, можно также классифицировать по типу (способам) построения самих методик: плоские и интерактивные.
Наиболее распространенными на данный момент являются «плоские» компьютеризированные версии стандартизированных психологических методик, предполагающие индивидуальную диагностику. Для обследуемого разница между компьютерной и традиционной диагностикой заключается в том, что вопросы предъявляются не на бумажном бланке, а на мониторе компьютера, и отвечает он при помощи не шариковой ручки, а клавиатуры или мышки; для исследователя электронная версия методики отличается только автоматизацией и скоростью обработки результатов. «Интерактивные» методики, предполагающие диалог между обследуемым и машиной, значительно менее распространены, в них возможна не только индивидуальная, но и групповая диагностика (например, диагностика группового принятия решения). В данном случае алгоритм компьютерной программы имеет несколько «степеней свободы» и реализуется не по одному жестко заданному образцу, а зависит от действий обследуемого(ых).
Хотя компьютерные психодиагностические средства доступны многим пользователям, их корректное использование даже специалистами-психологами возможно лишь при соблюдении ряда условий и правил:
1. Теоретическая подготовка.
2. Надежность и валидность методики, надежность компьютерной программы.
3. Навыки работы с программой.
На психодиагностику, осуществляемую с помощью компьютерных методов, распространяются все этические требования к специалисту-психологу, которые обобщенно можно представить в виде двух взаимодополняющих аспектов: забота об исследователе и забота об исследуемом. Первое, по сути, подразумевает выполнение всех правил, что можно расценивать как соответствующий уровень профессионализма психолога.
Забота об исследуемом представлена различно на трех этапах работы психодиагноста:
1. Этап диагностики:
а) эргономический аспект: освещенность помещения, размер монитора и его отдаленность, удобство работы с клавиатурой или мышкой;
б) эмоциональный аспект: доверие/недоверие к исследователю, страх (перед техникой, перед тестированием), недопонимание целей тестирования, инструкции.
2. Этап «обратной связи» (объявление результатов диагностики):
а) информация обследуемому: интерпретация должна быть корректной, исчерпывающей и обоснованной, при этом сформулированной на языке клиента;
б) информация третьему лицу (например, при выполнении работ по заказу руководителя предприятия): предоставляется только вторичная информация - как заключение
психолога на основании диагностики об интересующем третье лицо вопросе, собственно выводы о психологических качествах обследуемого не предоставляются. 3. Этап обработки, презентации и хранения данных психодиагностики:
а) защищенность информации: кодирование информации (присвоение личного кода каждому обследуемому), защита файлов паролями, хранение первичных списков с расшифровкой кодов в надежном месте;
б) конфиденциальность.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.