На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Определение психологии как науки - 1.2 Развитие психологического знания
Определение психологии как науки - 1.2 Развитие психологического знания
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Определение психологии как науки
1.2 Развитие психологического знания
1.3 Основные направления в психологии
Все страницы

 

1.2 Развитие психологического знания

Место психологии в системе наук. Происхождение слова «психология», психология как учение о душе. Научный термин «психология». Развитие представлений о душе в рамках философии. Психологические знания в античности: анимизм, идеи Платона, Аристотеля. Средние века и эпоха Возрождение: дуализм Р. Декарта, понятие «рефлекс» и механистические представления о душе и разуме. Идеи Джона Локка о душе. Развитие психологических идей в Новое время. Предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки. Открытие лаборатории В. Вундта в Лейпциге. Психология в России. Труды И.М. Сеченова, Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, их роль в развитии российской психологии. Определение психологии как науки.
Структура современной психологии. Явления, изучаемые психологией: психические процессы, психические свойства, психические состояния. Теория отражения как методологическая основа современной психологии.
Психика как отражение окружающего мира

1.2.1 Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточное положение между некоторыми категориями. Это связано с широким спектром вопросов, которыми занимается психология и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчетов были разработаны психологами. С другой - в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчетам и экспериментам, работы этой школы можно отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести и к этой группе. Советский психолог Б.Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знаний. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большей степени зависит решение двух важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым Кантом (17241804). В классификации Канта места для психологии вообще не нашлось, он полагал, что психология не стала еще положительной наукой.
С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы указывали на особое, центральное место психологии среди других наук.
Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым, который выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой.
Несколько иначе подошел к вопросу об определение места психологии в системе наук швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). В докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в Москве в 1966 году, он отметил: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития... С одной стороны, психология зависит от всех других наук. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».
Плодотворное будущее психологии видится в развертывании междисциплинарных
связей.
Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Б.Г. Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Б.Ф. Ломов отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными - через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками - через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию, с педагогическими - через психологию развития, педагогическую психологию, с техническими - через инженерную психологию и т.д. Важным фактором дифференциации психологии именно отношения с другими науками.
Сегодня можно констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины. Пересмотрев узкое понимание своего предмета, психология обретает возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящих к исследованию человеческой души. Тем самым психология обретает свое законное место в системе наук, обретает статус фундаментальной науки и, возможно, станет основной наукой о душе.

1.2.2 Развитие психологии в период античности

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами. В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа (469-399 г.г. до н.э.), Платона (427-347 г.г. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) [24].
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, легенд и мифов, а с использованием объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучающую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии, в течение долгого периода времени психология оставалась частью философии [24]. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенный душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная [24].
От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории не основе знания, а не веры [24]. Стремление избежать сакральности, то есть соединения веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской психологии от донаучной.
Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего, энергетическую, побуждающую тело в активности. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.
Распространенность мнения о материальности души находит свое подтверждение в том, что в самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность, то есть утверждали, что душа - это, прежде всего энергетическая основа тела, которое приводит инертное, пассивное тело в движение.
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (V в. до н.э.) писал о «беспредельном», то есть о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Анатомическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.
Не менее важной для развития психологии стала высказанная Гераклитом идея о том, что все в мире действует по определенным законам, по Логосу, который и является главной управляющей силой [24]. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события проистекают не просто так, случайно, но по определенному закону, хотя не всегда эту связь, причину произошедшего события можно установить. Такой подход, называемый детерминизмом, показал возможности понимания происходящего в мире и в человеке, открыл новые перспективы перед наукой. Данная идея стала одной из важнейших в теории Демокрита. Однако ее распространение на все стороны жизни человека имело и отрицательные последствия, так как лишало его свободы выбора, свободы поведения. Это лишение свободы воли стало одной из главных причин критики концепции Демокрита Сократом и Платоном, которые доказывали, что таким образом у человека отнимается не только свобода выбора, но и критерии нравственной оценки своего поведения.
Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека [24]. На первый план стало выходить изучение того, что отличает человека от других живых существ. Ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.
Впервые в этих концепциях психики появилась и идея о том, что важнейшим фактором, влияющим именно на психику человека, является культура. Если активность связывалась психологами с определенными материальными факторами, то разум, нравственность понимались как продукты культурного развития, как результат духовной работы не одного человека, а народа в целом. Особенно явно это проявилось в теории Аристотеля.
Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того времени, каким образом строение атомов души человека приводит к ее качественному, а не количественному отличию от души животного, было невозможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли от материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма от идеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием души, психики; в последней материализм выделяет, прежде всего, активность, материальная природа которой была очевидна для ученых того времени, а идеализм - еще и разум и нравственность, природу которых объяснить материальными законами невозможно. Поэтому ученик Сократа Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.
Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для ученых того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.
Демокрит (460-371 г.г. до н.э.) в своей теории познания доказывал, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждение. По Эпикуру (341 - 270 г.г. до н.э.), в основе знания лежит личный опыт, данный человеку в ощущениях. Другое направление в психологии познания, названное позднее в философии рационализмом, исходило из того, что истинные знания основаны только на разуме и мало связаны с сенсорными данными о внешнем мире. Такой подход к познанию был характерен для Платона. Таким образом, в познании выделяются два этапа - сенсорный опыт, который может дать знания о конкретном и рассуждение, разум, который постигает их суть, всеобщее в мире. Эти знания, по мнению многих психологов-рационалистов античности, должны быть врожденными, данными человеку вместе с его бессмертной душой. Поэтому такое знание объективно и отражает истинную картину мира.
Таким образом, видно, что среди психологов в период античности не было единой точки зрения на природу и функции психики, на познавательные процессы. Изначально Демокрит, а затем Эпикур (341-270 г.г. до н.э.), Лукреций Кар (99-55 г.г. до н.э.) и некоторые другие ученые считали, что именно эмоции лежат в основе выбора человека и регулируют его деятельность. Они писали, что в своей активности человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Часто этот подход сочетался с идеей о том, что эмоции, вызываемые внешними предметами, связывают поведение человека, которое, таким образом, становится даже зависимым от окружающей действительности. Это же привело, как говорилось выше, Демокрита к мысли о том, что человек не свободен.
Однако психологи, которые доказывали возможность свободной воли и свободного выбора человека своих поступков, начиная с Сократа и Платона, настаивали на том, что главным регулятором поведения должны быть не чувства, а разум. Платон, соглашаясь с тем, что эмоции могут повлиять на деятельность человека, видел недостатки этой регуляции как раз в том, что эмоции связаны с окружающим, зависят от внешнего мира и подводят человека под эту зависимость. Разум же, преодолевая оковы непосредственной ситуации, высвобождает человека из под ее диктата, позволяет правильно оценить ситуацию и адекватно строить свое поведение. Поэтому именно разумная регуляция является истинной, и к ней должен стремиться человек, который дорожит своей свободой.
III-II века до н.э., по праву считающиеся временем расцвета античной психологии, были и временем создания классических теорий античности - теорий Платона и Аристотеля.
Третий, заключительный этап развития античной психологии существенно отличался от предыдущих, прежде всего, своей проблематикой, преобладанием практических интересов, связанных с анализом причин тех или иных поступков человека, способов преодоления трудностей и проблем, встающих перед ним, над теоретическим размышлением [24]. Третий этап получил название период эллинизма. Он характеризуется и более тесными связями с восточной культурой, рассветом точных наук, театра, поэзии. При этом новые исследования психики основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма. Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации приводит к тому, что проблема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план и становятся важнейшими для психологов эллинизма.
Таким образом, в психологии античности, то есть в психологии которая развивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три периода - зарождение и становление психологии (VII-IV вв. до н.э.), период классической греческой науки (III-II вв. до н.э.) и период эллинизма (II вв. до н.э. - III-IV вв. н.э.).
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики [24], в которых она рассматривалась как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как и любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
В период классической греческой психологии появились первые развернутые концепции психического, сформулированные Платоном и Аристотелем. В этот период ученые обратились к человеку, началось исследование тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика - носитель не только активности, но и разума и нравственности, то есть на ее активность оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура, духовный уклад. Так появились идеи о необходимости свободы для человека, которая возможна только при отходе от мысли о том, что поведение детерминируется и регулируется эмоциями. Таким образом, разум, а не чувства начинают рассматривать в качестве главного регулятора поведения, и разум же становится источником объективных знаний о всеобщем, истинном, которое может быть совершенно не связано с чувственными ощущениями.
В период эллинизма, в котором греческая наука, культура вышли за рамки Греции, произошло и перемещение основных психологических школ из Греции в Рим. В это время не возникли принципиально новые подходы к психике, большинство школ модифицировали взгляды, высказанные учеными в предыдущие периоды. Однако открылось много интересных и важных фактов, связанных с исследованием особенностей поведения, его регуляции, с проблемой оценки деятельности человека и критериев этой оценки.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносится в человеке духовное и телесное, разумное и рациональное и многое другое.
Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.

1.2.3 Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, то есть V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III веке. Это естественно, так как появление таких значительных изменений в культуре, в мироощущении людей не может возникнуть внезапно, при появлении какого-то внешнего критерия. В то же время и в истории, и в науковедении такой критерий необходим, и выбор века обуславливается еще и тем, что в этот период мировая христианская религия утвердилась в Европе. Окончание средневекового периода связывают, как правило, с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. В то же время первые признаки новой идеологии появились уже к концу XIV века, а говорить об окончательном уходе средневекового мировоззрения можно только к концу XVI - началу XVII в., после Реформации. Однако даже в Новое время ученым приходилось доказывать возможность и необходимость отделения науки, особенно науки о душе - психологии, от богословия. Постепенное развитие и угасание характерных особенностей средневекового мировоззрения в психологии наглядно отражаются в концепциях Августина Аврелия и Френсиса Бекона, которые несколько условно обрамляют этот период.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией [24]. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.
Под влиянием атмосферы, характеризующей для Средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру [24]. Важнейшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.).
На этапе апологетики причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догмах. Церковь в то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но и тех, кто пытался их доказывать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры.
Однако после упрочнения господства христианской церкви появилась необходимость ввести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из религий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей раскол церкви. Так возникает новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.
Монастыри становятся оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях также хранились и списки с книг античных психологов, которые изучались и развивались в трудах церковных ученых. Важным было и то, что в это время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействия императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть единственным оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские университеты (Болонья, Париж), светские школы - то есть грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и выполнение церковных правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.
Именно в это время зарождается схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, проводить систему доказательств и строить свою речь. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно также и церковь, бывшая в VI-X вв. во многом хранительницей знаний, становилась тормозом на пути развития науки. В стремлении сохранить за собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в позднем Средневековье пробрела все большее значение инквизиция, которая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.
После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость выделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Эта теория была сформулирована в IX-X вв. арабским ученым Абу Али Ибн-Синой (по-испански - Авиценна) (980-1037) и вскоре получила широкое распространение в Европе. Несколько позже, в XII-XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название деизм, которое утверждало, что существует две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного познания.
Расширение прав науки привело к тому, что в XIII веке теория двух истин, несколько перефразированная в теории, разработанной богословом Фомой Аквинским (1225-1274), была призвана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь примерить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они имеют действительно, две разные истинны, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна уступить.
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн-Рушд (по-испански - Аверроэс) (1126-1198), Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью [24]. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильон, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждающего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма П. Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, то есть слово - это не только звук, но и значение, которое основываясь на называниях, передается людям. При этом он один из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.
В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов, психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.
В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Для того чтобы лучше понять смысл этих исследований, необходимо осознать особенности сознания средневекового человека, которое существенно отличалось от современного.
Высокая степень укорененности в группе делала самосознание средневекового человека почти тождественным сознанию, то есть каждый считал себя членом определенной социальной группы, имеющим те же стереотипы, те же права и обязанности, что и другие. Жесткая иерархия, которая не давала людям возможности изменять свой социальный статус, получить свободу от ограничений, наложенных на них обществом, давала и некоторые психологические преимущества, повышая уверенность людей в себе и в правоте своей позиции, разделяемой группой.
Уверенность в незыблемости существующих правил повышал и тот факт, что люди не имели достаточных знаний о том, что находится за пределами их географического мира. Поэтому представления о нормах и правилах поведения, о ценностных ориентациях, существующих в определенных областях, считались абсолютными и обязательными для всех. Уверенность в универсальности и однотипности пути развития личности делала данные нормы чрезвычайно жесткими. Это сужало вариативность поведения. Жесткая фиксация единственного социально одобряемого типа развития существенно сужала адаптационные возможности тех людей, которые вследствие индивидуальных особенностей (импульсивности, решительности, стремления к анализу, а не к принятию на веру информации) отличались от общепринятых, модельных типов личности.
В то же время отсутствие альтернативных способов социальной адаптации облегчало этот процесс для большинства людей. Облегчало адаптацию и сознание безграничности жизни человека, так как уверенность в бессмертии души, возможности повторения, пусть и не полного, жизненного пути давало надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней выпавших на долю человека в земной жизни. Это помогало менее эффективно воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей.
Однако в трудные для человека моменты, во время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно в VI-X вв., этих естественных регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому было необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищение от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния, они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушение правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые были ими совершены. Таким образом, недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, что способствовало укорененности и с собой, и другими людьми, предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае основой для катарсиса. На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священниками в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может помочь, привела к тому, что наложение рук, прикосновение к одежде и т.п. становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.
Еще одним способом управления поведением людей, снижение их эмоциональной напряженности - это проведение карнавалов, развитие элементов того, что М. Бахтин назвал «карнавальной культурой». Эти праздники давали возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изменить статус, забыть о жестких, регламентированных обязанностях и нормах поведения, открывали просмотр для катарсического очищения в карнавальной деятельности. Важно, что нарушение запретов на карнавале происходило в роли, под маской, то есть личине другого человека.

1.2.4 Развитие психологии в новое время

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы [24]. Рене Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующей между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Р. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский ученый философ Бенедикт Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Б. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1710), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Психология в этот период укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе, психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом [24]. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию (особенно психики человека) на его основе. Но тесная связь с философией не означала, что психология в то время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавших психологией античности, - о познании, о движущих силах закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания. Это было связано с несколькими причинами. Первая, о которой уже упоминалось выше, - стремление доказать возможности человека в постижении истины на основе знания, а не веры. Таким образом, из исследования на некоторое время выпадали проблемы движущих сил и регуляции внешней деятельности. В то же время вопросы о содержании и пункциях сознания подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Так вновь перед психологией вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы человека.
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образом мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени [24].
При этом если в конце XVI века на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бекона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значительным становятся проблемы функций души, ее роли в познания и поведении.
Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVIII веке в книгах немецкого философа Х. Вольфа (1679-1754) «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Дж. Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Появление строго объективных методов исследования и изменение предмета психологии сказались и на понимание новыми поколениями понятия «душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она уже не играла прежней роли, то психология не испытывала нужды в использовании этого понятия в исследованиях. Однако в этом случае необходимо найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для того времени физикой, законы И. Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса, которая со временем получила все большее обоснование в открытиях в смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания [24]. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе и психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Так, фантастическая по своей фактуре рефлекторная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу, оно позволило объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не сознания (или души) как особой бестелесной сущности.
Второе открытие, которое подрывало версию о существовании этой сущности, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого их них эффект. На этом основании немецкий физиолог Иоганес Мюллер (1801 - 1858) сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань, не обладает. Выводы И. Мюллера укрепили научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата.
Еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной системы, автором которого был австрийский анатом Ф. Галль (1758-1828). Он предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности размещены в определенных участках мозга. Это, по мнению Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определить по «шишкам», насколько развиты у данного человека ум, память и другие функции. Что побудило к экспериментальному изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозге [24].
К новым открытиям пришел другой исследователь органов чувств, физиолог Эрнст Вебер (1795-1878). Он задался вопросом: насколько следует изменять силу раздражителя, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении [24]. Таким образом, акцент сместился: предшественников Э. Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого - зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующим существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим.
Опыты и математические выкладки стали истоком течения, вливающие в современную науку под именем психофизики. Ее основоположником выступил немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Развитие психофизики началось с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах, которые имели огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе психологического знания. В него внедрялись эксперимент, число, мера. Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил принципы причинности и закономерности. Ведь психофизиология была сильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от строения органа (нервных волокон), как этого требовало «анатомическое начало». Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате, строго эмпирически, могут быть открыты законы, которым подвластны ее явления.
Старая психофизиология с ее анатомическим началом расшатывалась самими физиологами еще с одной стороны. Голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. Несколько раньше Герман Гельмгольц (1821 -1894) открыл скорость прохождения импульса по нерву, это открытие относилось к процессу в организме. Ф. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Эти опыты разрушили веру в мгновенно действующую душу, доказали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерять. При этом считалось, что психические процессы совершаются именно в нервной системе.
Позже Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, подчеркивал: «психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве» [24].
Центральной фигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный предмет, был Герман фон Гельмгольц (1821-1894). Г. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии, тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отличающих поведение в органических и неорганических телах. Занимаясь изучением органов чувств, Г. Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Г. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнами различной длины создает ощущения основных цветов: красного, зеленого и фиолетового.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века, когда в данную науку был введен эксперимент для изучения психических явлений и усовершенствованы методы исследования. Основанная Вильгельмом Максимилианом Вундтом (1832-1920) в конце 1879 г. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

1.2.5 Становление отечественной психологии

После Октябрьского переворота впервые годы советской власти отечественна психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется теми же закономерностями. Растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. В области трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии - психотехника, в области психологии обучения - педология, в области общей психологии - реактология и т.п. [24].
Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке, только таким путем могло быть достигнуто истинное научное психологическое знание, что только так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлениями ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению (1950).
К концу 50-х - началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии [24]. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечивающие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан не малый вклад в мировую психологию. Это Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Александр Романович Лурия (1902-1977), Борис Герасимович Ананьев, Владимир Николаевич Мясищев, Дмитрий Николаевич Узнадзе, Петр Иванович Зинченко и многие другие выдающиеся ученые.
В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития [24]. Определение психики опиралось на положение марксисткой философии, ленинской теорией отражения и рефлекторной дуги. Психику следовало понимать, как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение - идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью [24]. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике - свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развития Вселенной, явственно прозвучала в 1968 году с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания». Эта идея получает все больше признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.
Начало «прорыва» психологии в производство было положено в психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1959 году Б.Ф. Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г. Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначально называвшейся лабораторией индустриальной психологии). Лаборатория под руководством Б.Ф. Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии, объединяющим почти все возникшие лаборатории и научные группы этого направления по всей стране. Были установлены творческие связи с инженерными психологами США, ФРГ и других стран. Многие психологи и инженеры прошли переподготовку в лаборатории. Ежегодно лабораторией проводились конференции, симпозиумы, семинары. Она обеспечивала публикацию инженерно-психологических материалов. В стране началась подготовка специалистов по инженерной психологии, стала формироваться инженерно-психологическая служба. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечественной психологии несравнима, наверное, только с той ролью, которая сыграла в свое время лаборатория В. Вундта.
Открытие в 1966 году факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах создало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п.
Следующее событие для развития отечественной психологии - это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.
Прогресс психологии прямо зависит от потребностей общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производственных сил, социальной организации.

1.2.6 Современная психология

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, вставших перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии [77]. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины, изменился понятийный аппарат науки, появились новые концепции и гипотезы, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель и состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, - а также понятия, которые можно приравнять к категориям - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как было отмечено, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни значительно изменилась. Она все больше становится областью профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорту и т.д. В связи с этим изменяются и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью, так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.
Современная психология - интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками [77]. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Некоторые авторы насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики [77].
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала и история психологии, в центре внимания которой - исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по следующим основаниям [77]:
• Конкретная деятельность человека:
- психология труда (инженерная, авиационная, космическая);
- медицинская;
- педагогическая психология (изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека);
- психология искусства;
- психология спорта.
• Развитие человека:
- сравнительная психология (филогенез (сопоставление психики человека и животного));
- возрастная психология (детская (подростковая и дошкольная), юношеская, взрослого человека, героидопсихология (психология престарелого возраста));
- психология аномального развития (патопсихология (нарушение психики алкоголика), олигофренопсихология (врожденные дефекты)).
• Отношение человека к обществу:
- психология личности (изучает процессы становления человеческой личности, взаимосвязь человека с окружающим миром);
- социальная психология (изучает общение в разных по размеру группах (классовых, этнических), социализацию человека (процесс усвоения человеческой культуры), социальные установки (отношение человека к миру)).
Важным является выделение отраслей по цели деятельности (получение и применение полученных знаний): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования.
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач». Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии, как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.