О психических состояниях личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Практическая работа №1. О психических состояниях личности
Деятельность – необходимое условие существования человеческого общества, форма активного отношения к окружающему миру. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни. Вся совокупность человеческой активности образует понятие деятельность.
Безопасность – это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.
Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.
Деятельность отличает человека от всего живого. Деятельностью занимаются все – дети, взрослые, старики. Поэтому безопасность имеет отношение ко всем людям.

«Человек есть мера всех вещей» (Протагор), - это значит, что человек имеет ценность не только как рабочая сила, которую нужно охранять в процессе трудовой деятельности. Человек сохраняет свою ценность независимо от своего конкретного местонахождения и выполняемых функций (отдых, быт, спорт, общественные обязанности и т.д.).
Под окружающей средой (средой обитания) понимается совокупность факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье или его потомство.
Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек- среда обитания» для передачи потоков вещества, энергии и информации. Эти потоки необходимы человеку для удовлетворения его потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и пр. Сам человек выделяет в пространство потоки энергии, созданной с его сознательной деятельностью, а также потоки вещества в виде отходов биологических процессов, потоки тепловой энергии и т.д.
В процессе эволюционного развития составляющие системы «человек-среда обитания» неоднократно менялись. На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой - биосферой, которая является самодостаточной и может существовать и развиваться без участия человека. Все другие виды среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.
Техносфера – это глобальная совокупность орудий, объектов, материальных процессов и продуктов общественного производства или пространство, находящееся под воздействием производственной деятельности человека и занятое ее продуктами.
Социальная среда – это культурно-психологический климат, намеренно или непреднамеренно создаваемый самими людьми и слагающийся из влияния людей друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью мат6риального, энергетического, информационного воздействия. Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как личности, кроме того, он создает информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями.
Проблема психических состояний сводится к трем направлениям.
В первом направлении психическое состояние рассматривается как совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени. Так, Н.Д. Левитов определяет психическое состояние следующим образом: «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Обосновывая такое толкование психического состояния, им затрагивается вопрос о термине «состояние», выделяется четыре значения этого термина:
1) временное положение, в котором кто-нибудь, что-нибудь находится;
2) звание;
3) наличие чего-либо (например, имущественный ценз);
4) готовность к действию. И как отмечает автор: «Несомненно, только первое значение адекватно
психическому состоянию». Таким образом, психическое состояние – временная (на каком то отрезке времени) характеристика психической деятельности (функционирования психики).
Во втором направлении психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности. Явление психического состояния выводится из понятия тонуса – «уровня активности пассивности нервно психической деятельности». Психическим эквивалентом тонуса рассматривается психическое состояние как общий фон всей психической деятельности. Такой подход связан с представлениями о функционировании мозга, интегральным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта (субъективная оценка значимости ситуации или предмета, на который направлено сознание человека), выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами или особенностями деятельности. В третьем направлении психическое состояние рассматривается как системная реакция психики человека на изменения условий. Наиболее полно и последовательно этот подход представлен Е.П. Ильиным. В основе жизнедеятельности живого организма лежат механизмы приспособления, целенаправленности и самосохранения. Если психическое состояние – неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека, то в его определении должны быть отражены закономерности реализации этих механизмов. Состояние как реакция – это причинно обусловленное явление, реакция не отдельных систем или органа, а личности в целом. Е.П. Ильиным дается следующее определение психического состояния: «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата». При этом выделяются психологическая сторона состояния – переживания и чувства, и физиологическая – изменение физиологических функций. Таким образом, можно сказать, что психическое состояние как результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, проявляется в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей. В таком понимании психического состояния раскрывается содержательная сторона этого явления, дающая представление о принципах его детерминации.

1. Свойства нервной системы

Свойства нервной системы - устойчивые особенности нервной системы, влияющие - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности человека. Свойства нервной системы являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой формируются различные формы поведения. Наиболее общее психологическое проявление свойств нервной системы - особенности темперамента человека, однако существуют корреляции и с индивидуальными особенностями познавательных процессов, формирования навыков и др. Свойства нервной системы были открыты И. П. Павловым и легли в основу типологии высшей нервной деятельности, разработанной в экспериментах с животными. Согласно его концепции, выделяются три основных свойства нервной системы:
- сила - способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах,
- подвижность - способность быстрого перехода от одного процесса к другому,
- уравновешенность - одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения,
- лабильность - скорость возникновения и окончания нервных процессов,
- динамичность - способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций,
- активированность - индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
В настоящее время свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней:
1) элементарные (свойства отдельных нейронов);
2) комплексные (свойства различных структур мозга);
3) общемозговые (системные) свойства (т. е. свойства целого мозга).
Вопрос о связи свойств каждого уровня с особенностями психики, це
лостного поведения пока изучен мало.
Динамические особенности нервной системы, по большей степени генетически детерминированные, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды.
Часто наблюдается значительное несовпадение результатов измерения свойств нервной системы в разных анализаторах. Это явление было названо парциальностью. Свойства нервной системы, отличающиеся в разных мозговых структурах, названы «частными», а представляющие собой «сверханализаторные» характеристики мозга — «общими».

2. Психологический статус человека

Свойства нервной системы в различных сочетаниях, или комбинациях образуют по И.П. Павлову 4 типа нервной системы, близких к типам темпераментов, описанных Гиппократом, т.е. это сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики.
Сангвиник - человек с большой силой нервных процессов, хорошо уравновешенных, значительно подвижных. Характеризуется высокой динамичностью. Он живой, подвижный, легко и быстро обучаемый, продуктивен в стрессе, не расположен к монотонной деятельности.
Флегматик - это сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы,-т.е. он характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Он реагирует на все спокойно и медленно, не склонен к перемене окружения, не нуждается в быстрой смене впечатлений. Неожиданностей и перемен он не любит. Отличается низкой подвижностью и динамичностью нервной системы. Его непродуктивность в стрессе может привести к опасным ситуациям.
Холерик - это сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения над торможением. Такие люди отличаются большой жизненной энергией, но им не хватает самообладания. Холерик напорист, активен, но неуравновешен и конфликтен. Его нервная система отличается высокой подвижностью. Может принимать поспешные, необдуманные решения и создавать опасные ситуации.
Меланхолик характеризуются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения. Поэтому они часто пассивны, заторможены. Это люди чувствительные, легкоранимые, обидчивые, склонные к плохому настроению, болезненно реагирующие на любые прикосновения жизни. Нервная система отличается низкой подвижностью. В стрессе он недостаточно продуктивен.
В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта.
Психические процессы подразделяются на:
- познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь);
- эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты, стресс);
- волевые (борьба мотивов, принятие решений, постановка цели). Психические свойства (качества личности) - это свойства личности или её существенные особенности, которые делятся на:
- интеллектуальные;
- эмоциональные;
- волевые (непосредственные внутренние побуждения к совершению конкретного действия для достижения поставленной цели деятельности);
- трудовые;
- моральные;
- направленность (сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности);
- характер (совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие);
- темперамент.
Психическое состояние - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой.
Психическое состояние отражает уровень психической активности, обусловленной функциональным состоянием мозга. Виды психических состояний
представлены на рисунке 1.

психические состояния

Рисунок 1 - Виды психических состояний
Особые психические состояния:
- пароксизмальное;
- психогенные изменения настроения;
- состояние связанные с приёмом активных средств.
Пароксизмальные состояния - это группа таких расстройств как эпилепсия, обмороки и др. Подобные заболевания могут оказывать губительные последствия при деятельности, связанной с повышенным риском.
Психогенные изменения настроения или аффективные состояния сопровождаются ухудшением самоконтроля, эмоциональным сужением объёма сознания. Лица, склонные к таким состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма.
Таблица 1 – Классификация психических состояний

Принцип разделения

Крайние и переходные формы

0

По источнику формирования

0.1 Cитуативно-обусловленные (реакция на брань)

0.2 Личностно-обусловленные (эмоциональная вспышка холерика)

1

По степени выраженности

1.1 Поверхностные (настроение)

1.2 Глубокие (страсть)

2

По эмоциональному знаку воздействия

2.1 Положительные (вдохновение)

2.2 Нейтральные (равнодушие)

2.3 Отрицательные (апатия)

3

По длительности

3.1 Кратковременные: секунды - минуты (аффект)

3.2 Средней дпительности: минуты — часы (страх)

Продолжительные: часы и даже дни (монотония; скука, депрессия)

4

По степени осознанности

4.1 Неосознанные (транс, сон)

4.2 Сознательные (решительность)

5

По преобладанию рассудочного или эмоционального компонента

5.1 Эмоциональные (страх)

5.2 Комбинированные (мобилизация)

5.3
Интеллектуальные
(сосредоточенность)

6

По степени активации организма

6.1 Астенические (усталость)

6.2 Стеничесиге (ярость)

7

По главному уровню системного проявления

7.1 Фиодолюгтгческие (голод)

7.2
Психофизиологические
(страх)

7.3
Психологические
(воодушевление)


При употреблении наркотических веществ и алкоголя замедляются реакции, снижается чувство осторожности, повышается вероятность ошибки.
При тормозном типе физического напряжения утрачивается живость и координация действий, появляется скованность и замедленность.
При возбудимом типе наблюдается дрожание рук, голоса, многословность, гиперактивность.
Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надёжности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства внимания, психогенные расстройства сознания, аффективные состояния и состояния связанные с приёмом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкоголя).
Аффективные состояния - это взрыв эмоций, приводящих к психогенному сужению объема сознанию. Наблюдаются резкие движения агрессия и разрушительные действия.
Психические состояния, возникающие в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим основным группам:
- Относительно устойчивые и длительные (удовлетворённость, неудовлетворённость работой, заинтересованность, безразличие и т.п.);
- Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния (возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих);
- Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности (скука, сонливость, апатия, врабатывание, утомление и т.п.).
По признаку преобладания одной из сторон психики различают следующие производственные психические состояния:
- эмоциональные волевые (состояния волевого усилия);
- восприятия и ощущения (состояние живого созерцания);
- внимание (рассеянность, сосредоточенность);
- мыслительная активность.

Наиболее существенным признаком с точки зрения безопасности является состояние напряжения.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние в оптимальном режиме.
Повышенное напряжение сопровождает деятельность в экстремальных условиях. К нему относятся монотония, политония, утомление ожидания, физическое, сенсорное, эмоциональное, мотивационное утомление.
Экстремальные условия - это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимизма.
Факторы, вызывающие повышенное напряжение:
- физиологический дискомфорт;
- дефицит времени;
- повышенная ошибочных значимость действий;
- конфликтные условия;
- биологический страх;
- повышенная трудность задачи;
- дефицит информации;
- перегрузка информацией;
- неуспех.

Утомление является одним из самых распространённых факторов, оказывающих существенное влияние на безопасность деятельности. Компоненты утомления даны:

- слабосилие;
- расстройство внимания;
- сонливость;
- ослабление воли;
- нарушение в моторной сфере;
- расстройство в сенсорной сфере;
- дефекты памяти;
- дефекты мышления.

Психические состояния различают по длительности:
- оперативные, длящиеся секунды минуты;
- текущие – часы дни;
- длительные – недели месяцы и даже годы.
Выделяются психические состояния нормы и патологии. Первые характеризуются единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью психического отражения и регулирования. Такие состояния рассматриваются как гармонические. Нарушения в перечисленных характеристиках ведут к нарушению функции отражения и регулирования, негармоничности функционирования психики и как результат провоцируют развитие патологических психических состояний. Также выделяются пограничные психические состояния: неврозы, психопатии.
С точки зрения влияния на результаты деятельности психические состояния также подразделяют на две группы – положительные и отрицательные.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на:
- состояния, относящиеся к повседневной жизни (радость, счастье, любовь);
- состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность: заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность).
К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.
Под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом.
Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению.
Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.

3. Оценка психических состояний

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.
Тест самооценки психических состояний разработан Г. Айзенком. С помощью теста можно в первом приближении определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Тревожность — это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Агрессивность — это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Ригидность — это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности — пластичность.

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое психическое состояние человека?
2. Что такое тревожность?
3. Что такое фрустрация?
4. Что такое агрессивность?
5. Что такое ригидность?
6. Что такое эмоциональное состояние человека?
Агеенко, Л. В. Психология экстремальных ситуаций: методические указания для самостоятельной работы студентов факультета среднего профессионального образования специальности 20.02.04 Пожарная безопасность / Л. В. Агеенко. – Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2018. – 78 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.