Законы управления вниманием
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
управление вниманием

Теперь мы можем выделить те законы и правила, по которым протекает процесс внимания. И, руководствуясь ими, попробуем сформулировать методы и приемы эффективного управления как своим, так и вниманием нужного нам окружения.
Так, можно выделить следующие законы:
1) Целью процесса внимания является выделение наиболее важных, в каждый конкретный момент времени, предметов или явлений
2) Главными критериями важности для внимания тех или иных объектов, являются интересы человека или неожиданность какого-либо сильного раздражителя, в данной ситуации. Поэтому, чтобы сознательно направить внимание в нужную сторону, нужно иметь хотя бы минимальный интерес к ней. При этом, непосредственный интерес вызывает самый выгодный, с точки зрения экономии нервных ресурсов, непроизвольный тип внимания. А произвольное внимание можно вызвать опосредованным интересом к дополнительным, но необходимым, составляющим элементам главного.

3) Внимание всегда направляет сознание в те области, где требуются наиболее осознанные психические действия и контроль человека
4) Внимание способно воспринять несколько отдельных элементов одновременно, но в очень ограниченном количестве. При этом, оно может быстро переключаться на другие объекты, которые приобрели большую важность в данной ситуации.
5) Объем внимания человека сильно ограничен, но способен расширяться или сужаться, в соответствии с поставленной задачей, для лучшего восприятия необходимых явлений. При этом, задача, для сознания, встает только одна, которая, в случае непроизвольного внимания, может даже не осознаваться. В произвольном же формулируется достаточно конкретно. Но, в ее рамках, человек может делать несколько дел одновременно, благодаря распределению и переключению внимания.
6) Физиологически, область внимания требует наибольшего расходования ресурсов нервной системы. А все другие зоны сознания, приходят в тем большее (но неполное!) торможение (т.е. уменьшается расход нервной энергии в них), чем больше сила концентрации внимания. Это можно, некоторым образом, использовать для восполнения ресурсов в той сфере, где произошло переутомление: простым переключением в новый вид деятельности со всем вниманием на нем.
7) Для лучшей концентрации внимания на определенных объектах, нужно занять ими все восприятие человека. И для этого, они должны быть наиболее полно охвачены ощущениями органов чувств. Поэтому, к воспринимаемым явлениям, соответствующим образом, направляются чувственные части нашего тела: глаза, если объект виден; уши, чтобы воспринять издаваемые им звуки, при их наличии; руки, чтобы воспринять тактильные ощущения от них, если объект рядом и допустимо его трогать и т. п.
Таким образом, идеальными шагами привлечения внимания в нужную сторону являются следующие: когда первоначально направление сознания происходит через непроизвольное внимание и непосредственный интерес. И далее, когда он возник, или вызван у другого, человек произвольно, сознательно направляет свое внимание на необходимые процедуры, и промежуточные объекты, для достижения цели того, к чему направился непосредственный интерес. Затем, в процессе работы, если она занимает продолжительное время и внимание достаточно долго на них сосредоточено, непосредственный интерес может возникнуть к самим составляющим процессам и включится непроизвольное внимание к ним. Благодаря этому, получится значительно сэкономить ресурсы организма на расходовании психической энергии. Такое возможно, если главная цель очень важна для человека, но также, когда сами процедуры несут определенную, более или менее ясно осмысленную пользу в жизни.
Например, вас как человека интересующегося вопросом саморазвития, или конкретно эффективного управления вниманием, привлекла эта книга. Таким образом, вы сознательными действиями производите необходимые шаги, чтобы ее прочитать и научиться успешно пользоваться своим вниманием. Так, сначала вы (как я надеюсь) специально ее купили, затем стали читать и тренировать изучаемые навыки на практике. А так как чтение и тренировка могут занять довольно продолжительное время, то, во-первых, необходимо прилагать свои усилия для сознательной концентрации на тексте. И при успешном сосредоточении на нем, у вас возникает непосредственный интерес к самой книге. (Ведь я, как автор, приложил достаточно много усилий, при написании текста, чтобы вызвать в вас этот интерес, для легкого и приятного чтения). Что дополнительным бонусом дает вам тренировку навыка чтения, как еще одну, более или менее ясно осмысленную пользу в жизни. А во-вторых, прилагая усилия, при тренировке изучаемых навыков, когда увидите первые успешные плоды ваших действий в реальной жизни, у вас возникнет непосредственный интерес к самим действиям, для оттачивания мастерства и закрепления навыков. И таким образом, вы можете достичь и главной цели: научиться эффективно и правильно управлять своим вниманием.
При этом, нужно иметь в виду, в каком объеме вы хотите преподнести вниманию те или иные предметы. И насколько подробно изучить и воспринять интересующее. А здесь важно научиться хорошо управлять объемом внимания.
Объем внимания, как мы уже знаем, определяет на сколько подробно будут осознаваться разные явления. При этом, мы можем сознательно концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах одновременно (до 4 — 6-ти) или на каждом из них в отдельности, в рамках одной конкретной задачи. Для этого мы прибегаем к способности расширения и сужения объема внимания. Так, чтобы его увеличить, когда нужно воспринять или преподать другому достаточно много информации, необходимо объединять несколько разных объектов по некоторому общему свойству, чтобы они воспринимались как один, и уже таких сложных объектов можно воспринять также несколько. Например, экскурсовод картинной галереи, представляя новый зал, где выставлены картины Рембранта, сначала описывает особый индивидуальный стиль художника и как он менялся на протяжении его творчества. И, хотя делать он это может даже на примере конкретных картин, мы уже будем воспринимать все его творчество как отдельное и отличное от других живописцев. Также сможем различать, в отдельных группах, картины разных стадий его творчества. И сможем выделять, говоря: это — ранний Рембрант, а это — Рембрант в апогее творчества, а то — Рембрант на закате.
А для сужения объема внимания, чтобы рассмотреть какой-либо предмет более детально, нужно сконцентрироваться на отдельных интересующих свойствах или частях цельного объекта или группы объектов, чтобы воспринимать именно эту узкую область реальности. Например, продолжая тему художественной галереи, мы изучаем отдельную картину Рембранта, чтобы воспринять конкретно те предметы, которые на ней изображены. Но так же можем воспринять и отдельные ощущения переданные через данную картину художником.
А для лучшего различения особенностей управления своим и чужим вниманием, рассмотрим методы и приемы каждого из них в отдельности.

Тренируем свое внимание

При тренировке своего собственного внимания, в первую очередь, важно замечать и хорошо изучить свои индивидуальные психо-физиологические особенности, и дальше действовать исходя из них.
За образец концентрации внимания на определенном объекте, возьмем пример непроизвольного внимания, вызванного прямым интересом. Он сразу завладевает сознанием, как только попадает в поле зрения человека. При этом, как мы уже знаем, особым образом выстраиваются и части его тела, чтобы воспринять нужное явление всей полнотой органов чувств. Так, вкусная еда, для голодного человека, всецело может завладеть его вниманием на столько, что он уже долго не сможет сосредоточиться на работе, если не поест.
Используем это явление и в произвольном внимании, когда возникают трудности с переключением и концентрацией, для целенаправленного сосредоточения на нужном предмете. И также пойдем биологическим путем, через наше тело. Нужно выстроить его части так, чтобы воспринять необходимое явление наибольшим количеством органов чувств: направить к нему взгляд, стараться прислушаться к звукам, которые оно издает (если они есть), возможно даже потрогать его руками, при необходимости понюхать и попробовать на вкус, если оно съедобно. И здесь очень важно, чтобы предмет был действительно нужным и важным для вас, в том отношении, в каком вы направляете к нему внимание. То есть, эти действия должны основываться на каком-либо интересе (в данном случае опосредованном, иначе бы это само завладело вашим сознанием). Таким образом вы спасетесь от колебаний внимания по причине бесцельности, если предмет неподвижен. И для того, чтобы не отвлекаться на помехи или прошлые проблемы, нужно сознательно, произвольным вниманием, сконцентрироваться на новом деле достаточно продолжительное время. При этом, другие нервные центры, бывшие до этого в возбуждении, придут в торможение, так, что все отвлекающие явления перестанут замечаться. И внимание устойчиво сконцентрируется на нужном объекте.
Но саму устойчивость внимания нужно тренировать. И в первую очередь, через концентрацию на тех объектах, которые вам интересны. То есть, прежде всего, пользоваться таким хорошим ресурсом, как непосредственный интерес. Когда он возникает, позволять ему всецело завладевать вниманием, так, чтобы специально не отвлекаться на постороннее. Давая себе отдых, при возникновении необходимых колебаний внимания, не раньше чем через 10—20 минут, и только на несколько секунд. То есть так, как это происходит естественно, без нашего сознательного переключения. И затем, снова возвращаться к главному, с той целью, какой оно завладело вниманием первоначально. И делать это сознательно, если непроизвольное внимание ослабло. Так поступать все необходимое время, сколько есть желание и возможность потратить на такую тренировку, без утомления. И желательно так пользоваться каждым подобным случаем. Потому что главная наша сила именно в непроизвольном внимании!
Когда же нет такого непроизвольного внимания для тренировки, то действуем сознательно, через произвольное внимание. Т.е. специально выбираем предмет концентрации (один или несколько, с учетом желаемого объема, в рамках одной задачи, например: тренировать устойчивость внимания, или другой, которая требует выделения этого явления). Он должен быть обязательно либо подвижным, либо сосредотачиваемся на нем, для решения с ним какой либо придуманной нами задачи, либо и то и другое. Это важно, чтобы избежать колебаний от бесцельности сосредоточения, иначе вы добьетесь противоположного эффекта (поэтому я постоянно делаю эту оговорку!). При этом должно быть наличие небольших помех. Например, можно использовать следующее: как уже предлагалось ранее с ручкой, лежащей неподвижно на столе. Придумать себе некоторую задачу: вычисление под каким углом (примерно, на глаз) она находится по отношению к краю стола, во сколько раз она короче длины/ширина стола и т. д. Или наблюдение за животным: как оно ест, двигается, моется, играет и т. п. Или что-то другое на ваш выбор. И даже какое-нибудь внутреннее представление в воображении вполне подойдет для этого. И пусть на общем фоне будут слышны посторонние звуки или рядом другие люди будут заниматься своими делами. Стараемся удерживать так свое внимание в полной концентрации на выбранном явлении все желаемое время тренировки. Помня о том, что естественные колебания происходят периодически, особенно, если удалось удержать внимание до 20 минут. Они вполне непроизвольны и длятся всего несколько секунд. Поэтому просто позволяем им быть, для восполнения ресурсов нервной системы. Здесь особенно полезно, если концентрация будет на каком либо нужном в вашей жизни и в данной ситуации виде деятельности. Но точно, такая тренировка не должна быть с теми явлениями, которые вызывают негативные эмоции, потому что так тоже можно добиться обратного эффекта желаемому.
При этом важно знать, что, если вы насильно будете сосредотачиваться на бессмысленных для вас, неподвижных объектах, без малейшей придуманной цели, то надорвете свою нервную систему и повредите способности концентрироваться продолжительное время. Потому что, как мы уже знаем, здесь происходит попытка одновременного возбуждения двух противоположных и несовместимых нервных центров: сознание постоянно будет выискивать важные явления, а вы мешать ему в этом. То есть, как при одновременном напряжении сгибательной и разгибательной мышц руки, прогресса ноль, но может развиться нервный тик. Поэтому так делать нельзя!
Также нужно помнить, что негативные эмоции, раздражение на помехи, дополнительно, само по себе, мешает сосредоточится на важном. Поэтому нужно стараться относиться к посторонним раздражителям нейтрально, и тренировать в себе спокойное отношение к ним. И значит, если предполагается их наличие, или, когда специально тренируем спокойную реакцию, то для концентрации стараемся выбирать эмоционально нейтральные явления. И тем более нейтральные, чем сильнее отвлекающие явления и чем сильнее была ваша негативная реакция на них изначально. Это позволит вам, при меньшей значимости объекта концентрации, менее негативно реагировать на то, что отвлекает от него. И таким образом, направляем к нему внимание описанным выше способом. Со временем, когда появятся значительные успехи в тренировках, можно допускать наличие помех с большей интенсивностью.
В тех же ситуациях, когда нужно делать два и более дел одновременно, важно, чтобы во всех других, кроме основного, человек имел отличные навыки. Так, что они делаются почти автоматически, с минимальным количеством переключения на них. И чтобы основной объем внимания занять главным делом.

Переключение как самый важный фактор управления своим вниманием

Также, очень важно иметь хороший навык сознательного переключения внимания на разные явления. Это спасет от того, чтобы нечто, завладев вашим вниманием однажды, не крутилось постоянно в голове, не давая совершать другие, необходимые в каждый конкретный момент времени, действия, или обратить внимание на важные сейчас предметы. Так, бывает какая-нибудь сложная ситуация на роботе, в семье или что-то другое, что мешает жить и заняться другими явлениями. А в таких ситуациях всегда нужно уметь сознательно отключаться от плохого. Особенно, когда появляются полезные, в данный момент, явления, на которые нужно направить сознание.
И здесь важно выделить такую особенность: бывает, что внимание зацикливается на некоторых единоразовых вещах, которые являются жизненно важными на определенном (ограниченном) промежутке времени (например, в течении текущей рабочей недели, месяца, полгода или любом другом). Они не представляют непосредственного интереса, и по истечении указанного времени потеряют свою значимость. Но успех в этих предметах также обусловлен внешними, независящими от вас факторами. А это рождает тревогу, дополнительные переживания и необходимость постоянно держать их в зоне внимания уже для того, чтобы просто не забыть про них, иметь над ними контроль и в нужный момент среагировать соответствующим образом, если что-то пойдет не так. Внимание на таких явлениях вызвано вашим опосредованным интересом и, следовательно, является произвольным. Поэтому, такие зацикливания истощают нервную систему и мешают вам успешно действовать, запрещая именно переключать внимание на другие насущные явления. Потому что иначе вы можете потерять контроль или вообще забыть о них. А это лишает вас радости жизни, потому что нельзя переключаться даже на то, что представляет непосредственный интерес! И здесь проблема была бы мало значительной, если бы такое происходило один раз за всю жизнь. Но бывает, что по окончании одних забот сразу наступают другие, такие же единоразовые и временные. И так повторяется снова и снова, в течении всей жизни. И если у вас отсутствует хороший навык переключения или использования приемом отвлечение от таких помех, то это может стать большой проблемой. Например, ваша деятельность связана с работой на компьютере, и вам нужно проверить некоторые данные. Но неожиданно компьютер ломается, а сроки сдачи проекта ограничены текущей неделей, при этом скоро должен начаться новый проект. И теперь вам нужно помнить, какие данные требуют проверки и в каком виде нужно закончить работу, выяснить причину поломки компьютера и устранить ее так, чтобы сохранились все наработки. А по вашим планам, далее следовало пойти в кафе с друзьями, на прогулку в парк и т. п. И в каком настроении, и с какими мыслями вы теперь будете проводить ваши дальнейшие планы?! Там в кафе вы будете постоянно крутить во внимании возникшие проблемы, и время, проведенное с друзьями, будет уже не отдыхом, а дополнительным напряжением.
Но существует способ успешной борьбы и с этими помехами. Такие вещи нужно переносить на бумагу (она «все стерпит») и выкинуть из головы так, чтобы в определенное время посмотреть записи и сохранить необходимый контроль. И таким образом, можно будет уже смело переключаться на другие насущные и интересные явления, которые окружают вас здесь и сейчас. Вы сразу заметите как легко станет переключать внимание.
К примеру, можно использовать такой прием: переписать все необходимые, но неинтересные заботы, на которых зациклилось ваше сознание, на простой лист бумаги. И там соответственным образом их структурировать, например, по порядку выполнения. Затем переписать, уже в структурированном виде, в блокнот (если вы им пользуетесь) или на бумажные стикеры-наклейки. И, наконец, создать напоминания в календаре вашего смартфона, с необходимой периодичностью в нужное время, Так, чтобы быть уверенным, что вспомните об этом, когда будет необходимо.
И совсем другое дело обстоит с зацикливанием внимания на предметах, которые представляют непосредственный интерес. И хотя их можно также записывать, но лучше все равно сохранять в голове. Потому что они дают радость в жизни, и, обычно, являются не единоразовыми, а достаточно постоянными. И так как обуславливаются непосредственным интересом, то вызывают непроизвольное внимание, которое очень экономично и рационально использует ресурсы нервной системы.

Переключение внимания для защиты от манипуляций

Хорошая способность к переключению внимания, так же полезна в тех ситуация, когда вы сталкиваетесь с сильными манипуляторами. Которые, под тем или иным, часто надуманным, предлогом, вынуждают вас совершать нужные им действия или отдавать ваши деньги, за ненужные, и часто бесполезные безделушки. Например, когда к вам в квартиру приходят, дарители подарков, которым нужно заплатить только за доставку; также проповедники, утверждающие свою монополию на божественную истину, и как следствие, необходимость для вас принятия их учения; или продавцы различных товаров, говорящие, что у них самая низкая цена, но только, если вы заплатите прямо здесь и сейчас. А перед тем, как вы откажите, они «просто» хотят описать вам их великолепие. Или начальник на работе, просящий вас выйти в выходные и праздники, без соответствующей оплаты, потому что вы «не успели сделать вовремя» и мн. др. И таким образом, данный навык спасет от этих манипуляций, когда вынуждение вас на определенные действия обосновывается ложными причинами. Например, посторонний человек, имеющий с вами шапочное знакомство, на этом основании, просит занять у вас деньги. Но это ложное основание, т.к. если вы и имели с ним некоторое общее обстоятельство, познакомившее вас, то только на нем вы в данный момент и связаны, а никак не на деньгах, относительно которых он вам посторонний! А посторонним обычно не занимают! Переключение внимания от доводов манипуляторов на объективную реальность, как в ней обстоят дела на самом деле, а не в предлагаемом ими свете, даст возможность честно и справедливо ответить: «нет»!
По вопросу о манипуляциях, хорошо вспомнить психологическую модель, которая называется «Пирамида логических уровней». Она помогает точно осознать, производится ли над вами манипуляция.
Эта модель представляет структуру человеческой личности как многогранную пирамиду, так как и личность наша очень многогранна. Но, которую схематически изображают отдельными гранями-треугольниками, описывающими конкретное проявление (грань) личности.
Такой треугольник разделяют на 5 уровней (в более подробном описании, некоторые уровни разделяются еще по иерархическому соподчинению до 6 — 7-ми), начиная сверху:


Стандартная пирамида логических уровней

Пиктограмма

1) Личностное своеобразие — определяющий уровень конкретной грани личности человека. Отвечает на воспрос: «кто я?». Ведь в каждой конкретной жизненной ситуации, мы представляемся с разных сторон: в семье я — сын/дочь, отец/мать, бабушка/дедушка, внук/внучка; на работе — начальник, подчиненный, вообще представитель какой-либо профессии — врач, учитель, инженер, менеждер; в коммуникациях с одними людьми я — друг, с другими — посторонний и т. д. Этот уровень определяет всю конкретную грань личности человека. Но и каждый последующий уровень, определяет нижестоящие.
2) Ценности и убеждения — что для меня, как конкретного личностного своеобразия, важно и ценно, и какие при этом я имею убеждения. Например, для хорошего школьного учителя важно быть компетентным в своей области, с хорошими педагогическими навыками, чтобы его образовательное учреждение заботилось прежде всего о благе воспитанников, качественном образовании. Чтобы дети получали необходимые знания, умения и навыки, и воспитывались достойными и хорошими людьми.
3) Способности — это конкретные навыки определенного личностного своеобразия, которые необходимы для реализации его ценностей. Так способностями школьного учителя должны быть: компетентность в вопросах педагогики, хорошие коммуникативные навыки в общении с детьми и коллегами. Хорошее знание своего предмета и способность адекватно улучшать свою компетенцию, при получении новых данных.
4) Поведение — это те действия, которые определенное личностное своеобразие совершает, исходя из своих способностей, для реализации своих ценностей. Так, учитель учит и воспитывает детей, составляет учебные программы по своему предмету и совершенствует свою компетенцию самообразованием.
5) Окружение — то что окружает человека. Для описанного личностного своеобразия, это — школа, классы, книги, учебники, ученики и их родители, коллеги и администрация учебного заведения.
В расширенном варианте, разделяют уровень ценностей и убеждений на два отдельных, с соподчинением убеждений ценностям личностного своеобразия. Так, что убеждения представляют собой некоторое соединение двух ценностей. Например, для учителя, ценности правильного воспитания детей и качественной коммуникации с ними выражаются, например, в убеждении, что при качественной коммуникации с детьми, я смогу дать им правильное воспитание и т. п. И, почти всегда добавляется еще более высший уровень — миссия человека. Которая определяет это конкретное личностное своеобразие, отвечая на вопрос: «для чего я (или ради чего), — например, — учитель?». Давая ответ, к примеру: «чтобы сделать мир лучше!» или какой-либо другой. Так же, этот уровень существует отдельно и для всей многогранной пирамиды, отвечая на вопрос: «зачем/для чего вообще существует моя многогранная личность?»

пирамида логических уровней

Расширенная пирамида логических уровней

Так вот, в плане быстрого различения манипуляций, важно переключить свое внимание с приводимых доводов на систему логических уровней, и заметить, на каких из них оппонент производит с нами коммуникацию. При этом манипуляции сразу открываются тем фактом, что давая в качестве основания определенный, часто очень высокий логический уровень (личностного своеобразия или ценностей и убеждений человека), в качестве ответной реакции сразу требует определенных действий с вашей стороны, перепрыгивая на уровень поведения, с пропуском уровня способностей, и всех разделяющих их уровней. Что сразу открывает отсутствие логики слов манипулятора. Потому что вызываемое поведение также определяется и уровнем способностей на него в данной ситуации, и всеми разделяющими уровнями. Т.е. при действительном и истинном основании вызываемых действий, должна быть стройная логическая связь по всем уровням грани определенного личностного своеобразия. Например, в качестве манипуляций можно вспомнить такие выражения: «Хорошие хозяйки выбирают только наш стиральный порошок». Здесь выражение «хорошие хозяйки» является уровнем личностного своеобразия, и далее сразу без связи с ценностями и убеждениями и способностями человека, просто умалчивая об этом, требуется совершение определенных действий: покупки их стирального порошка. А, если человек смог переключить свое внимание с приводимых доводов, на эту пирамиду логических уровней своей личности, он сразу заметит, что это перескок, с одного уровня на другой, с пропуском промежуточных, а значит — манипуляция. И тогда сможет осознать, что я, как хорошая хозяйка, могу купить и другой хороший порошок, и что ценно для меня применять то качество, которое имеет подтверждение в моем опыте. Или другая ситуация, когда друг выступает с такой просьбой: «если ты меня уважаешь, тогда выпей со мной». Здесь снова выражение «если ты меня уважаешь» является апеллирование к ценностям человека: уважение к другу, и сразу, с пропуском уровня способностей, переходит на уровень поведения: «выпей со мной». Если человек смог переключить свое внимание и заметить это, он осознает, что это манипуляция. И вспомнив про уровень способностей, заметит, что ценностьуважения к другу способен проявить другим способом: отказаться поддерживать друга в пьянстве, чтобы он сохранил человеческое достоинство и чтобы ни его не оскорбить своим пьяным видом и пьяным поведением, и его защитить от унижения его собственного пьяного вида и поведения.
А вообще, достойные коммуникации основываются исключительно на логичности, стройности и ценности обсуждаемой информации для всех участников дискуссии. И именно такое общение несет пользу вам и другим людям!
И чтобы успешно, и достаточно быстро переключать внимание на новое явление, при возникновении трудностей в этом, нужно дать себе короткую передышку до нескольких минут. Даже если вас торопят манипуляторы, вполне естественно, взвесить все за и против, чтобы принять правильное решение. И здесь, их помехи и отвлечение вас от реальности, являются также четким признаком вредной манипуляции, и уже на основании этого, даже не успев как следует проанализировать, можно отказываться от их предложений! Если же получается дать себе передышку, то важно заметить, когда возникнут колебания внимания, и оно начнет отвлекаться от старых предметов и тогда сознательно, усилием воли, с проговариванием про себя, в удобной вам форме, новой цели, направить на нее свои органы чувств, чтобы они не отвлекались посторонним. Так внимание всецело переключится на то, что вы хотите (в данном случае — реальное положение дел). И вы увидите, как обстоят дела на самом деле, и производится ли над вами манипуляция.
В других же ситуациях, когда нужно быстро реагировать на неожиданные условия в рамках одного процесса, как при вождении автомобиля, нужно заранее спрогнозировать, какие могут возникнуть неожиданности, и как можно больше наиболее реальных из них. И заранее продумать свои действия, при возникновении каждого. Конечно, здесь, для полного успеха, нужна достаточно продолжительная тренировка уже в реальных условиях, но даже с малым опытом, имея представление необходимых действий, вы сможете сделать что-то более или менее успешное, чем если бы вы даже не представляли себе эту неожиданность, с соответствующим отсутствием реакции в ней. Так, что вы ничего не смогли бы сделать вообще.
И главное, всегда приучать себя со всем вниманием выполнять необходимые действия, в рамках стоящей задачи, чтобы не привыкать к работе с невниманием через повседневные упражнения в этом. И не перегружать нервную систему возбуждением внимания на посторонние, и тем более противоположные вопросы, одновременно с главным.
Конечно мы уже понимаем, как важно получить хорошие навыки в управлении своим вниманием. Но, для успешных коммуникация с другими людьми, нужно развивать способность обращать их внимание в важную для нас сторону.

Направляем внимание других

В общении с другими людьми, часто бывает необходимо обратить их внимание на конкретные предметы. Такое возможно, когда в коммуникации все участники настроены на честный и продуктивный диалог. Иначе это не имеет смысла и превратиться в малопродуктивную манипуляцию уже с вашей стороны, если другой является нормальным, адекватным и достаточно развитым человеком и откажется от манипуляций.
Конечно, существуют различные методы и приемы управления вниманием других людей. Но мы рассмотрим только те из них, которые делают коммуникацию действительно успешной. Так, что все участники, в конечном итоге, окажутся довольны проведенным временем и общением. А все другие способы, носящие манипулятивный характер, имеют очень сомнительную эффективность. И в конечном итоге могут дать противоположный негативные результат, особенно в долгосрочной перспективе.
Когда вы хотите донести необходимую информацию другим, в первую очередь учитывайте свойство объема их внимания. Основную мысль нужно формулировать в короткой фразе в 4—5 слов, и делать на них акцент в речи, специальной интонацией голоса. Если же вы представляете информацию в письменном виде, можно выделять основную идею в коротких фразах другим цветом, шрифтом или подчеркиванием.
При этом важно основывать информацию на интересах слушателей. Например, при представлении какой-либо презентации, публичном выступлении на конференции с докладом или с защитой учебной работы, нужно всегда осознавать, какие интересы двигают людьми, зачем они пришли вас послушать. Идеальным вариантом является тот, что они интересуются самой темой, раскрываемой вами. Тогда необходимо будет только передать нужную информацию. При этом, если ваш рассказ занимает продолжительное время, важными окажутся именно ваши коммуникативные навыки. И в первую очередь способность живо и наглядно раскрывать тему.
Наиболее сложный вариант, когда вы хотите обратить внимание человека на вопрос, который не интересен ему сам по себе. Здесь, в первую очередь, нужно кратко представить полезные, от вашей информации, эффекты. И, если они окажутся достаточно ценны для данного человека, то возбудится его косвенный интерес и к тем явлениям, к которым хотите привлечь внимание. Потому что таким образом, вы помогаете человеку в достижении его личных целей.
Примером такой ситуации может быть следующая: турист желает хорошо изучить иностранный язык. Для достижения этой цели, он читает специальную литературу. Дополнительно может посещать учебные курсы, где условия обучения выстроены таким образом, что бы направлять его внимание в нужную сторону, а стены учебного зала ограждают физически от внешних помех. Но различные раздражители от внутренних переживаний, житейских проблем и задач перетягивают его внимание на себя. А необходимых навыков и знаний по управлению своим вниманием он не имеет. И, получив определенный прогресс в изучении нового языка, тем не менее, не достигает необходимого уровня владения им. При этом, он видит, что его сокурсники, достигли куда больших успехов. И, чтобы обратить внимание такого человека на необходимость совершенствования его навыков концентрации на нужном предмете, и получении новых знаний в этой сфере, мы можем сказать ему следующее: «Умение управлять вниманием — залог успеха. Ведь главная задача в изучении иностранного языка — уметь полностью сосредотачиваться на каждом шаге обучения, отбрасывая при этом все постороннее. Поэтому, изучение процесса внимания, законов и правил эффективного управления им, сейчас является для тебя приоритетом. Ведь так ты сможешь научиться переключаться, с посторонних проблем, на занятие главным делом обучения». Таким образом мы, мы указали человеку путь достижения его главной цели. И, если он последует нашему совету, тогда сможет хорошо овладеть иностранным языком.
Так же важно оговориться о соблазне использовать, для привлечения внимания других, приемы, вызывающие непроизвольное внимание, через демонстрацию чего-то неожиданного в данной ситуации. Например, как это любят делать начальствующие господа над подчиненными: в неожиданной ситуации «достать кнут», т.е. в обычном рабочем процессе отчитать подчиненного за плохую работу, или в действительном промахе человека «использовать пряник», т.е. выказать оценку ситуации как нормальную рабочую. Конечно, неожиданность человеком того и другого привлечет его внимание, в первом случае, к рабочему процессу (вдруг я действительно где-то оплошал), а, во-втором, к начальнику (какой он добрый и понимающий). Но со временем, при постоянном употреблении таких приемов, человек заметит неадекватность поведения такого руководителя. Так, что тот потеряет всякую возможность продуктивных коммуникаций с подчиненными. То есть, при успешном исполнении данного приема, внимание других вы привлечете, но когда это истолкутся как манипуляция над ними, они могут в дальнейшем начать игнорировать даже полезную информацию от вас. Как, например, в знаменитой басне Льва Николаевича Толстого «Лгун». Где мальчик-пастушок несколько раз подшучивал над деревенскими мужиками и кричал: «волки, волки!», а когда действительно набежали волки, никто не пришел к нему на помощь!
Поэтому всегда нужно учитывать и адекватно оценивать взаимные интересы ваши с людьми, внимание которых хотим направлять в нужную нам сторону. И делать это только к обоюдной выгоде каждого, исходя их его личных интересов. А не поддаваться соблазну ставить свои планы выше других. Только такая стратегия будет успешно проявлять себя на большом промежутке времени.
Александр Иванкин
Эффективное управление вниманием 2018
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.