Законы управления вниманием
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
управление вниманием

Теперь мы можем выделить те законы и правила, по которым протекает процесс внимания. И, руководствуясь ими, попробуем сформулировать методы и приемы эффективного управления как своим, так и вниманием нужного нам окружения.
Так, можно выделить следующие законы:
1) Целью процесса внимания является выделение наиболее важных, в каждый конкретный момент времени, предметов или явлений
2) Главными критериями важности для внимания тех или иных объектов, являются интересы человека или неожиданность какого-либо сильного раздражителя, в данной ситуации. Поэтому, чтобы сознательно направить внимание в нужную сторону, нужно иметь хотя бы минимальный интерес к ней. При этом, непосредственный интерес вызывает самый выгодный, с точки зрения экономии нервных ресурсов, непроизвольный тип внимания. А произвольное внимание можно вызвать опосредованным интересом к дополнительным, но необходимым, составляющим элементам главного.

3) Внимание всегда направляет сознание в те области, где требуются наиболее осознанные психические действия и контроль человека
4) Внимание способно воспринять несколько отдельных элементов одновременно, но в очень ограниченном количестве. При этом, оно может быстро переключаться на другие объекты, которые приобрели большую важность в данной ситуации.
5) Объем внимания человека сильно ограничен, но способен расширяться или сужаться, в соответствии с поставленной задачей, для лучшего восприятия необходимых явлений. При этом, задача, для сознания, встает только одна, которая, в случае непроизвольного внимания, может даже не осознаваться. В произвольном же формулируется достаточно конкретно. Но, в ее рамках, человек может делать несколько дел одновременно, благодаря распределению и переключению внимания.
6) Физиологически, область внимания требует наибольшего расходования ресурсов нервной системы. А все другие зоны сознания, приходят в тем большее (но неполное!) торможение (т.е. уменьшается расход нервной энергии в них), чем больше сила концентрации внимания. Это можно, некоторым образом, использовать для восполнения ресурсов в той сфере, где произошло переутомление: простым переключением в новый вид деятельности со всем вниманием на нем.
7) Для лучшей концентрации внимания на определенных объектах, нужно занять ими все восприятие человека. И для этого, они должны быть наиболее полно охвачены ощущениями органов чувств. Поэтому, к воспринимаемым явлениям, соответствующим образом, направляются чувственные части нашего тела: глаза, если объект виден; уши, чтобы воспринять издаваемые им звуки, при их наличии; руки, чтобы воспринять тактильные ощущения от них, если объект рядом и допустимо его трогать и т. п.
Таким образом, идеальными шагами привлечения внимания в нужную сторону являются следующие: когда первоначально направление сознания происходит через непроизвольное внимание и непосредственный интерес. И далее, когда он возник, или вызван у другого, человек произвольно, сознательно направляет свое внимание на необходимые процедуры, и промежуточные объекты, для достижения цели того, к чему направился непосредственный интерес. Затем, в процессе работы, если она занимает продолжительное время и внимание достаточно долго на них сосредоточено, непосредственный интерес может возникнуть к самим составляющим процессам и включится непроизвольное внимание к ним. Благодаря этому, получится значительно сэкономить ресурсы организма на расходовании психической энергии. Такое возможно, если главная цель очень важна для человека, но также, когда сами процедуры несут определенную, более или менее ясно осмысленную пользу в жизни.
Например, вас как человека интересующегося вопросом саморазвития, или конкретно эффективного управления вниманием, привлекла эта книга. Таким образом, вы сознательными действиями производите необходимые шаги, чтобы ее прочитать и научиться успешно пользоваться своим вниманием. Так, сначала вы (как я надеюсь) специально ее купили, затем стали читать и тренировать изучаемые навыки на практике. А так как чтение и тренировка могут занять довольно продолжительное время, то, во-первых, необходимо прилагать свои усилия для сознательной концентрации на тексте. И при успешном сосредоточении на нем, у вас возникает непосредственный интерес к самой книге. (Ведь я, как автор, приложил достаточно много усилий, при написании текста, чтобы вызвать в вас этот интерес, для легкого и приятного чтения). Что дополнительным бонусом дает вам тренировку навыка чтения, как еще одну, более или менее ясно осмысленную пользу в жизни. А во-вторых, прилагая усилия, при тренировке изучаемых навыков, когда увидите первые успешные плоды ваших действий в реальной жизни, у вас возникнет непосредственный интерес к самим действиям, для оттачивания мастерства и закрепления навыков. И таким образом, вы можете достичь и главной цели: научиться эффективно и правильно управлять своим вниманием.
При этом, нужно иметь в виду, в каком объеме вы хотите преподнести вниманию те или иные предметы. И насколько подробно изучить и воспринять интересующее. А здесь важно научиться хорошо управлять объемом внимания.
Объем внимания, как мы уже знаем, определяет на сколько подробно будут осознаваться разные явления. При этом, мы можем сознательно концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах одновременно (до 4 — 6-ти) или на каждом из них в отдельности, в рамках одной конкретной задачи. Для этого мы прибегаем к способности расширения и сужения объема внимания. Так, чтобы его увеличить, когда нужно воспринять или преподать другому достаточно много информации, необходимо объединять несколько разных объектов по некоторому общему свойству, чтобы они воспринимались как один, и уже таких сложных объектов можно воспринять также несколько. Например, экскурсовод картинной галереи, представляя новый зал, где выставлены картины Рембранта, сначала описывает особый индивидуальный стиль художника и как он менялся на протяжении его творчества. И, хотя делать он это может даже на примере конкретных картин, мы уже будем воспринимать все его творчество как отдельное и отличное от других живописцев. Также сможем различать, в отдельных группах, картины разных стадий его творчества. И сможем выделять, говоря: это — ранний Рембрант, а это — Рембрант в апогее творчества, а то — Рембрант на закате.
А для сужения объема внимания, чтобы рассмотреть какой-либо предмет более детально, нужно сконцентрироваться на отдельных интересующих свойствах или частях цельного объекта или группы объектов, чтобы воспринимать именно эту узкую область реальности. Например, продолжая тему художественной галереи, мы изучаем отдельную картину Рембранта, чтобы воспринять конкретно те предметы, которые на ней изображены. Но так же можем воспринять и отдельные ощущения переданные через данную картину художником.
А для лучшего различения особенностей управления своим и чужим вниманием, рассмотрим методы и приемы каждого из них в отдельности.

(В полном тексте книги)
Купить книгу на авторском сайте Александра Иванкина Эффективное управление вниманием

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.