Адаптация и среда
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

5.1. Общее понятие о среде

В самом широком смысле адаптация понимается как приспособление, но в таком контексте процесс адаптации во многом зависит от условий, к которым мы приспосабливаемся, т. е. от среды.
Рассмотрение роли среды в развитии личности можно увидеть еще у Л.С. Выготского, в рамках его концепции и культурноисторической парадигмы в целом. У Льва Семеновича условия, среда были важным фактором для развития. По его утверждению, «... социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка ...».

По мнению Д.А. Андреевой, адаптация - это процесс выработки по возможности оптимального режима целенаправленного функционирования личности, приведение её в конкретные условия времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение её основных задач. Такое состояние достигается путем превращения новых условий жизнедеятельности в «свои» условия.
Но что же такое среда?
В самом широком смысле среда - это все факторы внешнего воздействия.
В психологии «среда» рассматривается как субъективно переживаемая человеком объективная реальность, как множество внешних возможностей для реализации внутренних потребностей личности.
М. Хейдметс говорил, что среда - та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует или прямым, или косвенным образом. А И.Ф. Харламов описывает среду личности как «текст жизни человека, объединяющий мельчайшие детали повседневности, общения и, благодаря средствам массовой коммуникации, события важные для всего мира, человечества в целом - условия жизнедеятельности индивида, обуславливающие иерархическую структуру многообразных взаимодействий в системе “человек - среда“».
А.А. Реан писал, что среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Т.Г. Дичев определяет понятие «среда» как «часть материального мира, которая образуется из совокупности природных и социальных компонентов, находящихся в непосредственном взаимодействии с человеком». В этом случае и адаптацию можно определить, как одно из фундаментальных свойств организма, которое основывается на разрешении противоречия внутренних и внешних аспектов, где под внешними аспектами как раз и понимается среда.
Ряд авторов рассматривают среду как систему, состоящую из нескольких уровней, где более широкий пласт (социально-культурная часть, макросистема) включает взаимодействие на уровне культуры, а частный (микросистема) рассматривает взаимоотношение с непосредственным окружением, либо определенные условия (предметная часть среды). Причем отношения в микросреде зачастую оказываются важнее.
Необходимо отметить, что среда всегда рассматривается как некий фактор, влияющий на индивидуума. Причем адаптация может осуществляться через преобразование себя под среду (приспособление к среде), через преобразование среды под себя или даже поиск новой среды. То есть мы опять возвращаемся к типам адаптации. Человек может направить свою активность на себя, тогда он изменит себя под среду, к которой адаптируется. Если человек направит свою активность на преобразование условий, то изменит среду. Но можно направить свою активность на поиск новой более приемлемой среды. Понятно, что человек часто комбинирует эти пути.
С точки зрения психологии и педагогики, наиболее важным в среде являются отношения, соответственно, и среду можно рассматривать с позиции взаимодействия, пространства ценностноориентированных отношений.
Вместе с тем среда - это сложное многомерное понятие, рассматривая процесс адаптации, необходимо определиться, в какой среде она происходит. Ведь адаптация к экстремальным условиям явно будет отличаться от адаптации к работе в офисе, или от адаптации к обучению в вузе.
В развитии человека принимают участие различные среды. Это и семья, и школа, другие социальные институты, которые можно рассматривать как условия для формирования личности.
Ури Бронфенбреннер выделял несколько видов сред:
1. Микросистема - это комплекс отношений между человеком и его ближайшим окружением (семья, сверстники, школа и др.).
2. Мезосистема - совокупность влияющих друг на друга микросистем. Это может быть взаимосвязь между семьей, школой, группой сверстников и др.
3. Экзосистема - расширенные мезосистемы, охватывающие другие специальные структуры, формальные и неформальные, которые сами могут и не включаться в развитие человека, но воздействуют на условия, в которых человек оказывается. К этой системе можно отнести средства массовой информации, местные органы власти, промышленность и др.
4. Макросистема - более широкое понятие. Эта система, фактически, включает в себя предыдущие, это преобладающие институциональные паттерны культуры или субкультуры, это культурные обычаи страны, ценности, ресурсы.
В.И. Панов систематизировал основные модели образовательной среды, но основные моменты этих моделей можно распространить и на среду в более широком понимании.
> Эколого-личностная модель (В.А. Ясвин). Среда в этой модели выступает как система влияний и условий для формирования личности. Для того чтобы среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможность для саморазвития.
> Коммуникативно-ориентированная модель (В.В. Рубцов). Среда рассматривается как форма сотрудничества. В данной модели можно рассматривать психологический климат, социально
психологическую структуру коллектива, психологические характеристики коллектива и др.
> Антрополого-психологическая модель (В.И. Слободчиков). В данной модели центральным компонентом является совместная деятельность субъектов взаимодействия. Также автор этой модели подчеркивает относительность и опосредующий характер среды, ее изначальную незаданность, т. е. среда рассматривается как динамическое образование.
> Психодидактическая модель (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин и др.) В рамках данной модели в человеке подчеркивается его индивидуальность. Авторы, исходя из концепции личностноориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации.
> Экопсихологический подход (В.И. Панов). Исходное основание этой модели - рассмотрение развития человека в контексте системы «человек - окружающая среда». В этой модели можно выделить следующие компоненты: деятельностный, коммуникативный, пространственно-предметный. Деятельностный компонент представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности. Коммуникативный компонент - пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия. Пространственно-предметный компонент - пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов среды.
Необходимо отметить, что человек всегда активен в восприятии среды, в своем восприятии среды человек структурирует её в зависимости от своих потребностей, своего состояния. Человек выделяет в среде возможности и опасности, которые могут повлиять на жизнедеятельность. А. Косталл и Е. Рид различают:
- область свободной спонтанной активности,
- область поддержанной активности,
- область запрещенной активности.
Соответственно, человек попадает в среду, отличающуюся той или иной степенью допущений. Область свободной спонтанной активности предполагает фактическое отсутствие рамок, в такой среде происходит свободное самовыражение субъекта. В области поддержанной активности субъект может самовыражаться в определенных рамках, в которых его активность поддерживается. Область запрещенной активности предполагает систему жестких запретов.
Допущения задают качество среды в плане удовлетворения или подавления потребностей человека. В связи с этим можно выделить следующие виды сред: угрожающая среда, которая препятствует удовлетворению даже базовых потребностей; безопасная среда позволяет человеку вести размеренный адаптированный уровень жизни, но многие авторы говорят о том, что такая среда не дает ресурсов для развития; дружественная среда содержит допущения для благоприятного развития и самоактуализации; психотерапевтическая среда обладает компенсаторным, целительным влиянием, способна стимулировать развитие.
Таким образом, нельзя рассматривать процесс адаптации в отрыве от среды, к которой эта адаптация осуществляется. Понятие «среда» можно определить как совокупность условий, совокупность всех внешних факторов, влияющих на субъекта, соответственно, это и материальные объекты и система взаимоотношений между людьми.

 

5.2. Социально-психологическая комфортность среды

Г.Ю. Авдиенко, изучая особенности образовательной среды, предположил, что образовательная среда - это один из компонентов, влияющих на становление личности, причем факторы образовательной среды непосредственно взаимосвязаны с психологическими характеристиками.
Среда может быть комфортной или некомфортной, но что такое комфортная среда?
Понятие «комфорт» происходит от английского слова comfort, которое переводится как «комфорт», «поддержка, укрепление»; со старофранцузского confort переводится как «подкрепление». По всей видимости, это понятие восходит к латинскому confortare «укреплять» (от fortis «сильный, крепкий»).
Так что же такое комфорт? Существует много взглядов к пониманию комфорта, но, пожалуй, все взгляды можно свести к тому, что комфорт - это совокупность положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов со средой или ее элементами. Необходимо обратить внимание на многогранность понятия «комфорт», мы повсеместно используем это понятие в быту, его же широко используют и в психологии. Так рассматривают комфортность среды, психологический комфорт, комфортную деятельность и др. Обобщая все эти взгляды, Авдиенко сделал вывод, что комфортность - это состояние, определяемое понятиями радости, уюта, удовольствия, удовлетворения, спокойствия, отсутствием разлада с собой и окружающим миром, испытываемое человеком, находящимся в какой-либо среде. Автор сделал вывод, что можно говорить о феномене, характеризующем психическое состояние обучающегося и определяющим уровень его удовлетворенности образовательной средой. Этот феномен был назван социально-психологической комфортностью среды.
Социально-психологическая комфортность образовательной среды - это состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психических ощущений и состояний в процессе учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности.
Понятие «социально-психологическая комфортность среды» было предложено Г.Ю. Авдиенко в отношении образовательной среды вуза.
Суть данной концепции заключается в следующем. По всей видимости, социально-психологическая комфортность среды - это некий психологический феномен, определяющий состояние удовлетворения обучающегося факторами образовательной среды вуза, удовлетворение и принятие взаимодействия между обучающимся как субъектом учебной деятельности и образовательной средой. Взаимодействие обучающегося включает несколько сфер: социальная, мотивационная и деятельностная. Обучающийся, пришедший в новую для него образовательную среду, должен пройти идентификацию себя со средой, т. е. пройти своеобразную социализацию в рамках конкретного учреждения. Идентификация со средой довольно сложный процесс, так как подразумевает принятие норм и ценностей среды, некое соответствие этих ценностей своим. Взаимодействие человека со средой может вызывать удовлетворение или, напротив, угнетенность. Переживание удовлетворенности от результата этого взаимодействия и определяет уровень комфортности обучающегося.
Таким образом, социально-психологическая комфортность среды - это субъективное состояние, по всей видимости, зависящее не только от особенностей среды, но и от психологических характеристик обучающегося.
Как любое сложное явление социально-психологическую комфортность образовательной среды можно описать через ее компоненты (факторы) (рис. 7).

среда

Рис. 7. Структура социально-психологической комфортности среды

1. Идентичность со средой - это степень отождествления себя в качестве части среды. Так как в концепции Г.Ю. Авдиенко речь идет об образовательной среде, то идентичность со средой показывает, на сколько обучающийся отождествляет себя в качестве представителя вуза (курса, учебной группы).
2. Мотивация к обучению - показатель, отражающий желание овладеть профессиональными знаниями, т. е. желание находится в этой среде, взаимодействовать с этими условиями.
3. Самооценка - степень удовлетворенности собой, своей деятельностью. Самооценка - важное качество, дающее уверенность при нахождении в той или иной среде. Самооценка - личностное свойство, обуславливающееся многими факторами, но в некотором роде она показывает и комфортность среды, ведь во враждебных условиях и самооценка может быть неустойчива, благоприятные же условия дают возможность человеку поддерживать адекватную оценку своих способностей и качеств, веру в успех.
4. Профессиональная направленность - желание работать по выбранной специальности после окончания вуза, достичь успехов в профессиональной деятельности. С этим фактором сложно не согласиться, ведь если студент не направлен на ту профессиональную деятельность, к которой его готовят в данном учреждении, то многие стороны образовательной среды будут чуждыми, не будут приниматься.
5. Степень удовлетворенности потребности в безопасности - ощущение безопасности, отсутствие необходимости защищаться. Это субъективное чувство, оно не означает отсутствие требований среды, скорее, что среда кажется субъекту благоприятной. Только если субъект в определенной степени будет ощущать среду как безопасную, он сможет развиваться, стремиться к самоактуализации, ведь ощущение безопасности - это базовая потребность, без удовлетворения которой развитие, совершенствование, да и любая деятельность будет затруднена.
Г.Ю. Авдиенко подчеркивает, что субъективная комфортность среды не означает, что к человеку не предъявляют серьезных требований, как раз наоборот, зачастую, комфортность среды обеспечивается четкими требованиями к процессу обучения, соответствиям нормам поведения. Система понятных правил и норм может создавать среду, которая будет восприниматься как безопасная. Тогда комфортность образовательной среды будет означать, что обучающийся придерживается существующих норм поведения, в состоянии успешно осваивать образовательную программу, вполне удовлетворен существующим порядком общения с преподавателем, другими обучающимися.
Кроме того, можно говорить, что уровень социальнопсихологической комфортности указывает на степень адаптированно- сти, т. е. показатель комфортности среды может рассматриваться как критерий адаптации, точнее адаптация как результат.
Концепция социально-психологической комфортности среды была предложена в отношении образовательной среды, но основные положения этой теории можно распространить и на среду в целом. Ведь степень адаптированности к любой среде можно определить через степень ее комфортности.


Контрольные вопросы


1. Расскажите о соотношении адаптации и среды.
2. Что такое среда?
3. Какие подходы к пониманию среды Вы знаете?
4. Перечислите основные виды сред.
5. Как среда влияет на развитие человека?
6. Что такое социально-психологическая комфортность среды?
7. Какие факторы входят в структуру социально-психологической комфортности образовательной среды?
Рекомендуемая литература
1. Авдиенко Г.Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения адаптации к ней учащихся: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010.
2. Андреева Г.М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 344-357.
3. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С. 5-21.

Список литературы



Основная:
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие. - М.: Медицина, 2000.
2. Гуляева Н.В. Основы адаптологии: учеб. пособие. - М.: МФТИ, 1997.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2016.
4. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2004.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: учеб.-науч. издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002.
6. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: учеб. пособие для высш. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: Академия, 1997.
Дополнительная:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 158 с.
2. Авдиенко Г.Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения адаптации к ней учащихся: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - 264 с.
3. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 228 с.
4. Алдашева А.А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1984.
5. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века. - М.: Пер Се, 2003. - С. 39-85.
6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. (Серия Мастера психологии).
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001. (Серия Мастера психологии).
8. Андреева Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. - Л., 1983.
9. Анохин П.К. Принципы системной организации функций. - М., Наука, 1973.
10. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека в повседневных и экстремальных условиях. - СПб., 1997.
11. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: моногр. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.
12. Бекмаханова К.Е. Проблема психологической адаптации студентов. - Алма-Ата: Знание, 1983.
13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
14. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
15. Вайс Дж. Как работает психотерапия: Процесс и техника / пер. с англ. А.Б. Образцова. - М.: Класс, 1998.
16. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т. 2 - М.: Академия, 2006.
17. Виру А. А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. - Л.: Наука, 1981.
18. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям: автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук. - СПб., 1994.
19. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.
20. Воробьёв В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1993. - №2.
21. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2005. (Библиотека всемирной психологии).
22. Выгодский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия Мир психологии).
23. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историко
методологическое исследование). - Л.: Наука, 1989.
24. Дичев Т.Г. Теория адаптации и здоровья человека. - М.: Новый центр, 2004.
25. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987.
26. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.
27. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005.
28. История зарубежной психологии. Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
29. История философии: учеб. для вузов / В. Ильин. - СПб: Питер, 2003.
30. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.
31. Литвинов Н.Д. О психическом состоянии человека // Просвещение. - 1964.
32. Лоренц К. Агрессия. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 485 с.
33. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу (конкретно-социологический анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Минск, 1986.
34. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 16-24.
35. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010.
36. Медведев В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Наука, 1984.
37. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. - М.: Hypoxia Medical LTD, 1993.
38. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981.
39. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986.
40. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988.
41. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010.
42. Небылицын В.Д. Функциональное состояние нервной системы человека и её основные свойства // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976.
43. Павлов И.П. Рефлекс свободы. - СПб.: Питер, 2001. (Серия Психология-классика).
44. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004.
45. Пивоев В.М. История философии: учеб. пособие для гуманитарных факультетов. - СПб.: Лань, 2002.
46. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им Герцена, 2001.
47. Пьянкова Е.Н. Социально-психологическая адаптация студентов естественнонаучного профиля обучения регионального вуза: авто- реф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006.
48. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Зотник. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
49. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2007.
50. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 1984.
51. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960.
52. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979.
53. Сеченов И.М. Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001. (Серия Психология-классика).
54. Спиркин А.Г. Философия: учеб. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2005.
55. Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм: хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждана. - М.: Изд- во МГУ, 1980. - С. 47-54.
56. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990.
57. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с: ил. (Серия Мастера психологии).
58. Шибутани Т. Социальная психология. -М.: Феникс, 1989.
59. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Попурри, 1998. (Серия Философские науки)
60. Bernar K. (Бернар К.) Лекции по экспериментальной патологии. - М.: Биомедгиз, 1938.
61. Birren J. E., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (№. J.), 1964; B r o-mley D. B., The psychology of human ageing. L., 1966.
62. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. - Cambridge: MA: Harvard University Press, 1979.
63. Encyclopedia of Psychology. H.J.Eysenck, W.Arnold, R.Meili (EDS.), Herder &Herder, N-Y, 1972, vol.1,p.25.
64. Erikson E.A. Childhood and society (second). - N.Y.: Norton, 1963.
65. Freud.S. An outline of psycho-analysis. Standard edition, 23, 141207. - London: Hogarth Press, 1964.
66. Hartmann. H. Ego Psychology and the problem of adaptation. - NY: International Universities Press, 1958.
67. Hartmann. H. Notes on the realy principle. In: Hartmann H. Essas on ego psyhology (pp. 241-267) - NY: International Universities Press, 1964.
68. Labouvie-Vief G. Chapter in: M.L. Commons, F.A. Richards & C.Armon (Eds.) Beyond formal operations: Late adolescence and about cognitive development. New York: Praeger, 1984.
69. Perry W.G. Forms of intellectual and echical development in the college years: A scheme. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1970.
70. Rigel K.F. Adult life crises:A dialectical interetation of development. In: N.Datan & L.H. Ginsberg (Eds). Life-spain development pcyhology: Normotive life crises. New York: Academic Press, 1975.
71. Stern D. The interpersonal world of the infant: A view from psychology. - NY: Basic Books, 1985.
72. Thurstone L.L. The Vectors of Mind: Multiple-factor Analysis for the Isolation of Primary Traits. Chicago, 1935; internet resource (интернетресурс) C.D. Green York University, Toronto, Ontario.
Источник: Сидорова А. А. Психология адаптации человека: учеб. пособие / А.А. Сидорова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - 112 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.