На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 2 - Здоровьесберегающая среда обучения и воспитания
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 2 - Здоровьесберегающая среда обучения и воспитания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 2
Здоровьесберегающая среда обучения и воспитания
Здоровье как интегративный критерий качества образования
Все страницы

 

Здоровьесберегающая среда обучения и воспитания

Т.Г.Бутель

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
Дай мне действовать самому – и я научусь!

Китайская мудрость.

В настоящее время состояние Республики Беларусь, высочайшие темпы её развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особенно актуальным становится вопрос состояния здоровья детей. Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным. Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [1].
В условиях нашей школы мы разработали модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности. В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она базируется на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, интерактивное общение, использование образцов, идей, ролей. В школе учителя проводят исследования, касающиеся здоровья детей. В школе применяются информационно-компьютерные технологии, благодаря которым учащиеся обучаются работе с информацией, полученной с помощью компьютера, соблюдая санитарные правила и нормы. Учителя школы активно используют следующие технологии обучения: развивающие, проектные, французских педагогических мастерских, адаптивную, проблемное обучение и др., способствующие активному взаимодействию в системе «Учитель - ученик», активизации познавательной деятельности учащихся.
В школе работает проблемный семинар педагогов «Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды», который позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов в области применения образовательных педагогических технологий, отвечающих всем современным требованиям. Творческая группа учителей работает над созданием проекта «Применение технологий и методик основанных на активном взаимодействии педагога и учащихся по достижению цели обучения». Работает психолого-педагогический лекторий для родителей, на котором рассматриваются темы «Здоровый ребёнок – результат совместного воспитания семьи и школы», «Мы и здоровье наших детей», «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция», «Физическое воспитание как залог здорового гражданина» и др. Проблемы сохранения здоровья детей рассматриваются на педагогических советах, родительских собраниях, педконсилиумах, совещаниях при директоре и заместителях директора (в том числе и по вопросам качества питания).

 

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга (левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие – преимущественно творческое). Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения. Для того чтобы виды деятельности ученика и учителя соответствовали тем требованиям, о которых говорилось выше, необходимо их объединить таким образом, чтобы при их слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности. К совместным видам деятельности учащихся и учителя относятся: договор, установки, правила, оценка, управляемые действия. Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд.
Занимаясь разработкой здоровьесберегающих технологий, мы опираемся на антропоцентрическую философию Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, основу которой составляют: человеческие отношения, субъектные позиции: «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», активно-деятельностный способ обучения.
К «сохраняющей среде» мы относим санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки – это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз. Педагоги-гуманисты всегда чувствуют, когда дети устали, когда у них пропадает интерес, внимание становится рассеянным и применяют все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физкультминутки, упражнения для глаз. Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и форм обучения.
Исследования показали, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала, быстрой утомляемости, снижению познавательной активности, низкому уровню мотивации, повышенной конфликтности, снижению эмоционального комфорта. Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60%, и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки [2]. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
К «сохраняющей здоровье среде» мы относим систему оценивания, включающую:
- самооценку – оценку результатов собственной деятельности: каждый ребёнок самостоятельно определяет свой уровень усвоения программного материала, практических умений и навыков. Обучение навыкам самооценки каждого ученика проводится систематически с 1 по 11 класс;
- оценку товарища, друга по парте – учителя практикуют такой вид оценочной деятельности для осуществления взаимоконтроля и формирования у каждого адекватной самооценки;
- коррекционную оценку – позволяет наметить пути ликвидации пробелов, устранения недочётов в знаниях;
- совместную оценку учителя и ученика – развитие умения эффективно слушать, управлять диалогом, поддерживать обратную связь друг с другом на основе активного взаимодействия, благодаря чему формируется двусторонняя адекватная самооценка;
Окончательная оценка является результатом позитивной деятельности в системе «Учитель – ученик» в процессе обучения и позволит спрогнозировать перспективные результаты.
Таким образом, мы исключаем эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов, учитываем различные психофизиологические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации оценивания адекватна нагрузке летчика-испытателя перед взлетом на новой машине [3]. Результаты нашей деятельности позволяют сделать вывод о том, что проблема переутомления снимается.
Таким образом, последовательная совместная деятельность педагогов, медицинских работников, родителей и учащихся по сохранению здоровья учащихся даёт положительные результаты.
Учитель был, есть и остаётся центральной фигурой эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса. На пути к секретам педагогического мастерства учителю никогда не следует забывать педагогическую заповедь: критерием прогрессивности образования является внимание, забота, любовь к ученику.
Список используемых источников:
1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979. – 170 с.
2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии / Н.К.Смирнов. – М.:АРКТИ, 2003.
3. Ступницкая, М.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды / М.А.Ступницкая, А.В.Белов, В.А.Родионов // Школа здоровья. – 2003. – №3. – С.37-40.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.