На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 2 - Здоровье как интегративный критерий качества образования
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 2 - Здоровье как интегративный критерий качества образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 2
Здоровьесберегающая среда обучения и воспитания
Здоровье как интегративный критерий качества образования
Все страницы

 

Здоровье как интегративный критерий качества образования

Г.Д.Воднева

Принято считать, и это вполне правомерно, что самым непосредственным и работоспособным «агентом» будущего является сфера образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя психофизические и личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, в конечном итоге – экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом.
В ситуации глобальных кризисов – экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, с одной стороны, и беспрецедентных темпов изменений в технико-технологической и социальной сферах жизнедеятельности, с другой стороны, естественно требование к повышению качества образования.
Качество образования, как известно, определяется «как совокупность оптимально сочетающихся его важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и созданных для этого условий, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих запросы субъектов образования.
Важнейшей проблемой повышения качества образования является определение критериев и показателей его оценки.
В последние годы в среде ученых и практиков образования крепнет понимание, что состояние здоровья субъектов образования – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Более того, есть основания рассматривать здоровье не как один из показателей эффективности учебно-воспитательного процесса или природно-генетическое условие достижения целей образования, а именно как интегративный критерий качества образования. Такие основания предопределяются многоплановостью, многоаспектностью, междисциплинарностью понятия «здоровье».
Теоретические и прикладные исследования категории «здоровье», хотя и не дают единых объективных его критериев (одних определений в литературе приводится от восьмидесяти до трехсот), тем не менее выделяют необходимые и существенные его характеристики, которые могут служить в качестве показателей качества образования или, (что по сути одно и то же) его целевых ориентиров.
Так, медицинские модели здоровья подчеркивают отсутствие болезней, нормальное функционирование организма. В биомедицинских моделях главным являются адаптационные и компенсаторные возможности человека, его способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья (оптимистически-действенное отношение к миру). Биосоциальная модель здоровья делает упор на эффективность ведущей деятельности (например, учебной или профессиональной), работоспособность деятеля. Ценностно-социальная модель подчеркивает моменты общения и взаимодействия людей, определяет необходимость личностной значимости (ценности) здоровья для каждого человека, обращает внимание на жизнеспособность и жизнетворчество. Добавим сюда упоминание о выделяемых в настоящее время видах здоровья: физическое (соматическое), репродуктивное, психическое, психологическое, социальное, духовно-нравственное, личностное… и получим еще ряд показателей, свидетельствующих о том, что здоровье – действительно интегративный критерий качества образования.
Заметим, что методологической основой образования является педагогическая антропология – весь фонд знаний о человеке (и его здоровье ) из разных научных дисциплин в контексте его образования. Но особую роль в свете проблем, рассматриваемых на конференции, имеет научная дисциплина, сравнительно недавно получившая самостоятельный статус – психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Безусловно, психология здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как соматических, так и нервно-психических, однако этим не ограничивается, так как включает в понятие «здоровье» конкретные формы поведения человека, его цели, мотивы, которые позволяют улучшать качество жизни, достигать высокой степени самореализации. В.А.Ананьев утверждает: «главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья свою миссию».
Безусловно, психология здоровья не может не рассматривать критерии и показатели собственно психологического здоровья. На наш взгляд, наиболее интересными и актуальными для системы образования являются идеи представителей гуманистической психологии – «психологии с человеческим лицом». Так, А.Маслоу писал о двух составляющих психологического здоровья: во-первых, это стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через «самоактуализацию», и, во-вторых, стремление к гуманистическим ценностям. Он выделял следующие характеристики «самоактуализирующихся» личностей: реалистичное спокойное восприятие действительности (такой, как она есть); непосредственность; принятие себя, других и природы; чувствительность к проблемам, центрированность на проблеме, а не на себе; автономность и независимость; уважение всех, способность к близким отношениям с людьми; сочувствие и сострадание; доброжелательное чувство юмора; креативность; духовность, нравственные качества.
К.Роджерс, А.Эллис, А.Комбс и другие представители гуманистической психологии дополняют критерии психологически здорового, «адекватного», «развивающегося» человека такими качествами: положительная самооценка и самопринятие, в целом позитивная Я-концепция, интерес к самому себе, общественный интерес, открытость для опыта, доверие, оптимизм, эмпатия (проникновенное понимание других), открытость переживаниям и способность принимать свои мысли и чувства за основу для выбора поведения, самоконтроль, стрессоустойчивость, подвижность и восприимчивость к внешним изменениям.
Российский психолог Б.С.Братусь в своей монографии «Аномалии личности» делает вывод, что «нормальной, здоровой» личности должны быть присущи:
- творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;
- возможность самопроектирования будущего, вера в осуществимость намеченного;
- потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению;
- стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни;
- отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»;
- способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения;
- ответственность перед собой, перед другими людьми, прошлыми и будущими поколениями.
Уместно вспомнить определение психологического здоровья И.В.Дубровиной. По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной, что вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Указанные идеи гуманитарно-антропологического понимания здоровья имеют безусловно эвристическую ценность и уже доказали свою практическую значимость для становления гуманистического, личностно-развивающего образования.
Таким образом, здоровье давно уже перестало восприниматься только на уровне отсутствия болезней и/или функциональных нарушений, но имеет отношение к ключевым аспектам жизни людей, восходя к целеценностным ориентациям и смыслам человеческого существования.
Из представлений о здоровье как интегративном критерии качества образования можно сделать следующие выводы:
1. Многоаспектность понятия здоровья отражает невозможность сохранять и укреплять здоровье субъектов образования, заботясь только о физическом (соматическом) или только о психологическом здоровье. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам, а предполагает комплексное их использование в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.
2. Многообразие критериев и показателей здоровья показывает направления и методы совершенствования здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, иначе говоря, определяет критерии и показатели качества учебно-воспитательного процесса. Так, например, показатели психологического здоровья актуализируют необходимость реализации требований личностно-развивающих технологий: благоприятный морально-психологический климат, создание ситуации успеха, рефлексивно-развивающая среда, высокий уровень самостоятельности и самодеятельности субъектов образования, интерактивные методы взаимодействия, учебное сотрудничество и т.д. Важно не утерять это многообразие критериев при решении отдельных частных задач здоровьесбережения.
3. Перспективность преобразований, проводимых в учреждениях образования в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной научно обоснованной непротиворечивой программы действий, предполагающей интеграцию усилий всех школьных специалистов, их тесное взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения, физкультуры и спорта, социально-педагогическими и психологическими, коррекционно-развивающими центрами и др.
При любых стратегиях и тактиках реализации здоровьесберегающей педагогики следует не забывать, что «образование, обеспечивающее детям культурно и духовно наполненную среду, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, направленное на актуализацию личностного начала в ребенке, формирующее с необходимостью нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) формой поддержания здоровья детей» (А.В.Шувалов)

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.