Страница 3 из 3
Здоровье как интегративный критерий качества образования
Г.Д.Воднева
Принято считать, и это вполне правомерно, что самым непосредственным и работоспособным «агентом» будущего является сфера образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя психофизические и личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, в конечном итоге – экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом. В ситуации глобальных кризисов – экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, с одной стороны, и беспрецедентных темпов изменений в технико-технологической и социальной сферах жизнедеятельности, с другой стороны, естественно требование к повышению качества образования. Качество образования, как известно, определяется «как совокупность оптимально сочетающихся его важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и созданных для этого условий, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих запросы субъектов образования. Важнейшей проблемой повышения качества образования является определение критериев и показателей его оценки. В последние годы в среде ученых и практиков образования крепнет понимание, что состояние здоровья субъектов образования – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Более того, есть основания рассматривать здоровье не как один из показателей эффективности учебно-воспитательного процесса или природно-генетическое условие достижения целей образования, а именно как интегративный критерий качества образования. Такие основания предопределяются многоплановостью, многоаспектностью, междисциплинарностью понятия «здоровье». Теоретические и прикладные исследования категории «здоровье», хотя и не дают единых объективных его критериев (одних определений в литературе приводится от восьмидесяти до трехсот), тем не менее выделяют необходимые и существенные его характеристики, которые могут служить в качестве показателей качества образования или, (что по сути одно и то же) его целевых ориентиров. Так, медицинские модели здоровья подчеркивают отсутствие болезней, нормальное функционирование организма. В биомедицинских моделях главным являются адаптационные и компенсаторные возможности человека, его способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья (оптимистически-действенное отношение к миру). Биосоциальная модель здоровья делает упор на эффективность ведущей деятельности (например, учебной или профессиональной), работоспособность деятеля. Ценностно-социальная модель подчеркивает моменты общения и взаимодействия людей, определяет необходимость личностной значимости (ценности) здоровья для каждого человека, обращает внимание на жизнеспособность и жизнетворчество. Добавим сюда упоминание о выделяемых в настоящее время видах здоровья: физическое (соматическое), репродуктивное, психическое, психологическое, социальное, духовно-нравственное, личностное… и получим еще ряд показателей, свидетельствующих о том, что здоровье – действительно интегративный критерий качества образования. Заметим, что методологической основой образования является педагогическая антропология – весь фонд знаний о человеке (и его здоровье ) из разных научных дисциплин в контексте его образования. Но особую роль в свете проблем, рассматриваемых на конференции, имеет научная дисциплина, сравнительно недавно получившая самостоятельный статус – психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Безусловно, психология здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как соматических, так и нервно-психических, однако этим не ограничивается, так как включает в понятие «здоровье» конкретные формы поведения человека, его цели, мотивы, которые позволяют улучшать качество жизни, достигать высокой степени самореализации. В.А.Ананьев утверждает: «главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья свою миссию». Безусловно, психология здоровья не может не рассматривать критерии и показатели собственно психологического здоровья. На наш взгляд, наиболее интересными и актуальными для системы образования являются идеи представителей гуманистической психологии – «психологии с человеческим лицом». Так, А.Маслоу писал о двух составляющих психологического здоровья: во-первых, это стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через «самоактуализацию», и, во-вторых, стремление к гуманистическим ценностям. Он выделял следующие характеристики «самоактуализирующихся» личностей: реалистичное спокойное восприятие действительности (такой, как она есть); непосредственность; принятие себя, других и природы; чувствительность к проблемам, центрированность на проблеме, а не на себе; автономность и независимость; уважение всех, способность к близким отношениям с людьми; сочувствие и сострадание; доброжелательное чувство юмора; креативность; духовность, нравственные качества. К.Роджерс, А.Эллис, А.Комбс и другие представители гуманистической психологии дополняют критерии психологически здорового, «адекватного», «развивающегося» человека такими качествами: положительная самооценка и самопринятие, в целом позитивная Я-концепция, интерес к самому себе, общественный интерес, открытость для опыта, доверие, оптимизм, эмпатия (проникновенное понимание других), открытость переживаниям и способность принимать свои мысли и чувства за основу для выбора поведения, самоконтроль, стрессоустойчивость, подвижность и восприимчивость к внешним изменениям. Российский психолог Б.С.Братусь в своей монографии «Аномалии личности» делает вывод, что «нормальной, здоровой» личности должны быть присущи: - творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; - возможность самопроектирования будущего, вера в осуществимость намеченного; - потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению; - стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни; - отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; - способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; - ответственность перед собой, перед другими людьми, прошлыми и будущими поколениями. Уместно вспомнить определение психологического здоровья И.В.Дубровиной. По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной, что вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Указанные идеи гуманитарно-антропологического понимания здоровья имеют безусловно эвристическую ценность и уже доказали свою практическую значимость для становления гуманистического, личностно-развивающего образования. Таким образом, здоровье давно уже перестало восприниматься только на уровне отсутствия болезней и/или функциональных нарушений, но имеет отношение к ключевым аспектам жизни людей, восходя к целеценностным ориентациям и смыслам человеческого существования. Из представлений о здоровье как интегративном критерии качества образования можно сделать следующие выводы: 1. Многоаспектность понятия здоровья отражает невозможность сохранять и укреплять здоровье субъектов образования, заботясь только о физическом (соматическом) или только о психологическом здоровье. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам, а предполагает комплексное их использование в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. 2. Многообразие критериев и показателей здоровья показывает направления и методы совершенствования здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, иначе говоря, определяет критерии и показатели качества учебно-воспитательного процесса. Так, например, показатели психологического здоровья актуализируют необходимость реализации требований личностно-развивающих технологий: благоприятный морально-психологический климат, создание ситуации успеха, рефлексивно-развивающая среда, высокий уровень самостоятельности и самодеятельности субъектов образования, интерактивные методы взаимодействия, учебное сотрудничество и т.д. Важно не утерять это многообразие критериев при решении отдельных частных задач здоровьесбережения. 3. Перспективность преобразований, проводимых в учреждениях образования в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной научно обоснованной непротиворечивой программы действий, предполагающей интеграцию усилий всех школьных специалистов, их тесное взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения, физкультуры и спорта, социально-педагогическими и психологическими, коррекционно-развивающими центрами и др. При любых стратегиях и тактиках реализации здоровьесберегающей педагогики следует не забывать, что «образование, обеспечивающее детям культурно и духовно наполненную среду, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, направленное на актуализацию личностного начала в ребенке, формирующее с необходимостью нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) формой поддержания здоровья детей» (А.В.Шувалов)
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
[1] [2] [3] [4] [5]
|