Развитие психики в филогенезе
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Практикум

2.1 Содержание темы

Психика и отражение. Психическое отражение. Законы психического отражения. Уровни психического отражения. Формы отражения в живом и неживом мире. Структура психики. Основные формы психики: процессы (познавательные, эмоционально-волевые), свойства (темперамент, характер, способности, направленность личности), состояния (бодрость, активность, пассивность, апатия и др.).
Биологическая природа психики. Психика - результат сложной деятельности мозга. Рефлекторный характер психики. Сложная функциональная организация мозга, главного органа психики (А.Р. Лурия).


Возникновение и развитие психики животных. Теория развития психики А.Н. Леонтьева. Раздражимость. Чувствительность - объективный критерий психического. Стадия сенсорной психики (низший и высший уровни); стадия перцептивной психики (низший, высший и наивысший уровни). Формы поведения животных - инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Возникновение и развитие психики человека.
Отличие психики человека от психики животных. Культурно-историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский). Два уровня психики человека: натуральные психические функции, высшие психические функции. Формирование высших психических функций. Интерпсихическая функция, интрапсихическая функция.

 

2.2 Вопросы для обсуждения

1 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?
2 Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции?
3 Назовите сущность психики, ее функции и структуру.
4 Верно ли, что психика - это субъективный образ объективного мира? Почему?
5 В чем проявляются особенности психического отражения?
6 В каких формах проявляется психика у человека?
7 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?
8 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?
9 Как соотносятся психика и сознание?
10 Выделите основные предпосылки и условия развития психики в филогенезе и онтогенезе.
11 Для какого уровня развития психики в животном мире характерно поведение шимпанзе? В клетку подвешивали банан, который невозможно было достать лопатой; при этом в клетку клали две палки различной длины, ни одной из которых в отдельности приманку достать невозможно. После незначительного количества проб и ошибок обезьяна составляла две палки вместе и доставала банан.
12 Чем отличаются теории психического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии.
13 Охарактеризуйте интерпсихическую и интрапсихическую функции.
14 назовите отделы головного мозга его свойства и блоки.

2.3 Темы для рефератов

1 Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных.
2 Навыки и интеллект животных.
3 Развитие сознания человека в онтогенезе.
4 Происхождение и развитие психики человека.
5 Проблема бессознательного в психологии.
6 Сны и их происхождение.

2.4 Задания для самостоятельного выполнения

1 Проведите анализ литературы, определив следующие понятия: психика, онтогенез, филогенез сознание, активность, бессознательное, инстинкт, навык, подсознательное, раздражимость, рефлексия, сенсорный уровень сознания, уровни развития психики, чувствительность. Составьте глоссарий.
2 Охарактеризуйте этапы развития психики у животных. Укажите, кем они выделены и в какой монографии.
3 Существуют разные подходы к пониманию того, кто обладает психикой. Определите, как определяют носителя психики, представленные ниже направления:
- Антропопсихизм (Декарт);
- Панпсихизм (фр. материалисты);
- Биопсихизм;
- Нейропсихизм (Ч. Дарвин);
- Мозгопсихизм (К. Платонов);
- А. Леонтьев.
4 Составьте схему структуры психики, укажите взаимосвязи ее сторон.
5 Каким образом деятельность человека, его активность отличаются от действий животных? Составьте таблицу этих различий.
6 Определите основные характеристики сознания.
7 Составьте тезисы главы «Психическое отражение» монографии А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (приложение А).
8 Составьте тезисы главы «Очерк развития психики» из монографии А.Н. Леонтьева «Проблема развития психики» (приложение А).
9 Решите задачи:
Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?
В чем качественное различие интеллектуального поведения человека и животных?
10 Составьте таблицы стадий и уровней развития психического отражения у животных и человека по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри. Сопоставьте содержание таблиц и сравните стадии и уровни психического развития, выделенные этими авторами.

2.5 Тестовые задания для проверки знаний

1 Психическое отражение:
а) является точной копией окружающей действительности;
б) носит избирательный характер;
в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;
г) не зависит от условий отражения.

2 Согласно идеалистическим представлениям психика - это:
а) неотъемлемое свойство материи;
б) свойство мозга, отражение объективной реальности;
в) функция мозга;
г) образ бесплотной сущности.

3 Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:
а) отражения объектов экстрапсихической реальности;
б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;
в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;
г) регуляции вегетативных изменений.

4 По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:
а) экзопсихикой;
б) эндопсихикой;
в) интропсихикой;
г) экстраверсией.

5 По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:
а) к экзопсихике;
б) к эндопсихике;
в) к интропсихике;
г) к интериоризации.

6 По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:
а) способность к поисковому поведению;
б) наличие чувствительности;
в) способность к гибкому приспособлению к среде;
г) умение проигрывать действия во внутреннем плане.

7 С переходом организма из гомогенной среды в материально оформленную среду дискретных предметов связано возникновение:
а) раздражимости;
б) чувствительности;
в) чувственности;
г) чувств.

8 Биологическая форма отражения - это:
а) поведение;
б) инстинкт;
в) раздражимость;
г) активность.

9 Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется:
а) реакцией;
б) раздражимостью;
в) отражением;
г) чувствительностью;

10 Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:
а) Л.С. Выготский;
б) А.Н. Леонтьев;
в) А.Р. Лурия;
г) П.Я. Гальперин.

11 Цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизмы формирования высших психических функций, которые представляют собой процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека, провел:
а) Л.С. Выготский;
б) А.Н. Леонтьев;
в) А.Р. Лурия;
г) П.Я. Гальперин.

12 Особое внимание проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений уделял:
а) Л.С. Выготский;
б) А.Н. Леонтьев;
в) А.Р. Лурия;
г) П.Я. Гальперин.

13 С мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве особенно тесно связаны такие зоны коры головного мозга, как:
а) сенсорные;
б) моторные;
в) ассоциативные;
г) гностические.

14 Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, - это:
а) рефлекторная дуга;
б) рефлекторное кольцо;
в) безусловный рефлекс;
г) условный рефлекс.

15 Автором теории функциональных систем является:
а) П.К. Анохин;
б) Н.А. Бернштейн;
в) А.А. Ухтомский;
г) И.М. Сеченов.

16 Основные теории функциональных систем были сформулированы:
а) в 1928 г.;
б) в 1935 г.;
в) в 1940 г.;
г) в 1947 г.

17 В психологии концепция психической функциональной системы деятельности разработана:
а) Н.А. Бернштейном;
б) П.К. Анохиным;
в) Б.Ф. Ломовым;
г) В.Д. Шадриковым.

18 Механизм движения можно представить в виде последовательности «стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение про-грамм) - двигательная реакция» согласно:
а) схеме рефлекторного кольца;
б) схеме рефлекторной дуги;
в) схеме условного рефлекса;
г) функциональной системе.

19 Классическая схема рефлекторной дуги по отношению к схеме рефлекторного кольца:
а) является частным случаем;
б) является более общим случаем;
в) является разновидностью;
г) не является частью рефлекторного кольца.

20 Выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб и продолжается до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху согласно принципу:
а) активности;
б) диадического взаимодействия;
в) проб и ошибок;
г) рефлекторной дуги.

21 Представление о поведении как совокупности эмоциональных и вербальных реакций лежит в основе концепции психики:
а) бихевиористской;
б) психоаналитической;
в) культурно-исторической;
г) когнитивистской.



22 Положение о взаимообусловленности процессов экстериоризации и интериоризации включает в себя концепция психики:
а) бихевиоральная;
б) психоаналитическая;
в) деятельностная;
г) когнитивистская.

23 Свойство, которое обозначает способность отражать отраженное - размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, - называется:
а) рефлексией;
б) интуицией;
в) вниманием;
г) мышлением
Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.