Практикум
2.1 Содержание темы
Психика и отражение. Психическое отражение. Законы психического отражения. Уровни психического отражения. Формы отражения в живом и неживом мире. Структура психики. Основные формы психики: процессы (познавательные, эмоционально-волевые), свойства (темперамент, характер, способности, направленность личности), состояния (бодрость, активность, пассивность, апатия и др.). Биологическая природа психики. Психика - результат сложной деятельности мозга. Рефлекторный характер психики. Сложная функциональная организация мозга, главного органа психики (А.Р. Лурия).
Возникновение и развитие психики животных. Теория развития психики А.Н. Леонтьева. Раздражимость. Чувствительность - объективный критерий психического. Стадия сенсорной психики (низший и высший уровни); стадия перцептивной психики (низший, высший и наивысший уровни). Формы поведения животных - инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Возникновение и развитие психики человека. Отличие психики человека от психики животных. Культурно-историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский). Два уровня психики человека: натуральные психические функции, высшие психические функции. Формирование высших психических функций. Интерпсихическая функция, интрапсихическая функция.
2.2 Вопросы для обсуждения
1 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? 2 Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? 3 Назовите сущность психики, ее функции и структуру. 4 Верно ли, что психика - это субъективный образ объективного мира? Почему? 5 В чем проявляются особенности психического отражения? 6 В каких формах проявляется психика у человека? 7 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека? 8 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему? 9 Как соотносятся психика и сознание? 10 Выделите основные предпосылки и условия развития психики в филогенезе и онтогенезе. 11 Для какого уровня развития психики в животном мире характерно поведение шимпанзе? В клетку подвешивали банан, который невозможно было достать лопатой; при этом в клетку клали две палки различной длины, ни одной из которых в отдельности приманку достать невозможно. После незначительного количества проб и ошибок обезьяна составляла две палки вместе и доставала банан. 12 Чем отличаются теории психического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. 13 Охарактеризуйте интерпсихическую и интрапсихическую функции. 14 назовите отделы головного мозга его свойства и блоки.
2.3 Темы для рефератов
1 Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных. 2 Навыки и интеллект животных. 3 Развитие сознания человека в онтогенезе. 4 Происхождение и развитие психики человека. 5 Проблема бессознательного в психологии. 6 Сны и их происхождение.
2.4 Задания для самостоятельного выполнения
1 Проведите анализ литературы, определив следующие понятия: психика, онтогенез, филогенез сознание, активность, бессознательное, инстинкт, навык, подсознательное, раздражимость, рефлексия, сенсорный уровень сознания, уровни развития психики, чувствительность. Составьте глоссарий. 2 Охарактеризуйте этапы развития психики у животных. Укажите, кем они выделены и в какой монографии. 3 Существуют разные подходы к пониманию того, кто обладает психикой. Определите, как определяют носителя психики, представленные ниже направления: - Антропопсихизм (Декарт); - Панпсихизм (фр. материалисты); - Биопсихизм; - Нейропсихизм (Ч. Дарвин); - Мозгопсихизм (К. Платонов); - А. Леонтьев. 4 Составьте схему структуры психики, укажите взаимосвязи ее сторон. 5 Каким образом деятельность человека, его активность отличаются от действий животных? Составьте таблицу этих различий. 6 Определите основные характеристики сознания. 7 Составьте тезисы главы «Психическое отражение» монографии А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (приложение А). 8 Составьте тезисы главы «Очерк развития психики» из монографии А.Н. Леонтьева «Проблема развития психики» (приложение А). 9 Решите задачи: Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие? В чем качественное различие интеллектуального поведения человека и животных? 10 Составьте таблицы стадий и уровней развития психического отражения у животных и человека по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри. Сопоставьте содержание таблиц и сравните стадии и уровни психического развития, выделенные этими авторами.
2.5 Тестовые задания для проверки знаний
1 Психическое отражение: а) является точной копией окружающей действительности; б) носит избирательный характер; в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды; г) не зависит от условий отражения.
2 Согласно идеалистическим представлениям психика - это: а) неотъемлемое свойство материи; б) свойство мозга, отражение объективной реальности; в) функция мозга; г) образ бесплотной сущности.
3 Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию: а) отражения объектов экстрапсихической реальности; б) аккумулирования опыта жизнедеятельности; в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий; г) регуляции вегетативных изменений.
4 По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется: а) экзопсихикой; б) эндопсихикой; в) интропсихикой; г) экстраверсией.
5 По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся: а) к экзопсихике; б) к эндопсихике; в) к интропсихике; г) к интериоризации.
6 По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является: а) способность к поисковому поведению; б) наличие чувствительности; в) способность к гибкому приспособлению к среде; г) умение проигрывать действия во внутреннем плане.
7 С переходом организма из гомогенной среды в материально оформленную среду дискретных предметов связано возникновение: а) раздражимости; б) чувствительности; в) чувственности; г) чувств.
8 Биологическая форма отражения - это: а) поведение; б) инстинкт; в) раздражимость; г) активность.
9 Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется: а) реакцией; б) раздражимостью; в) отражением; г) чувствительностью;
10 Понятие высших психических функций ввел в научный оборот: а) Л.С. Выготский; б) А.Н. Леонтьев; в) А.Р. Лурия; г) П.Я. Гальперин.
11 Цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизмы формирования высших психических функций, которые представляют собой процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека, провел: а) Л.С. Выготский; б) А.Н. Леонтьев; в) А.Р. Лурия; г) П.Я. Гальперин.
12 Особое внимание проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений уделял: а) Л.С. Выготский; б) А.Н. Леонтьев; в) А.Р. Лурия; г) П.Я. Гальперин.
13 С мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве особенно тесно связаны такие зоны коры головного мозга, как: а) сенсорные; б) моторные; в) ассоциативные; г) гностические.
14 Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, - это: а) рефлекторная дуга; б) рефлекторное кольцо; в) безусловный рефлекс; г) условный рефлекс.
15 Автором теории функциональных систем является: а) П.К. Анохин; б) Н.А. Бернштейн; в) А.А. Ухтомский; г) И.М. Сеченов.
16 Основные теории функциональных систем были сформулированы: а) в 1928 г.; б) в 1935 г.; в) в 1940 г.; г) в 1947 г.
17 В психологии концепция психической функциональной системы деятельности разработана: а) Н.А. Бернштейном; б) П.К. Анохиным; в) Б.Ф. Ломовым; г) В.Д. Шадриковым.
18 Механизм движения можно представить в виде последовательности «стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение про-грамм) - двигательная реакция» согласно: а) схеме рефлекторного кольца; б) схеме рефлекторной дуги; в) схеме условного рефлекса; г) функциональной системе.
19 Классическая схема рефлекторной дуги по отношению к схеме рефлекторного кольца: а) является частным случаем; б) является более общим случаем; в) является разновидностью; г) не является частью рефлекторного кольца.
20 Выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб и продолжается до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху согласно принципу: а) активности; б) диадического взаимодействия; в) проб и ошибок; г) рефлекторной дуги.
21 Представление о поведении как совокупности эмоциональных и вербальных реакций лежит в основе концепции психики: а) бихевиористской; б) психоаналитической; в) культурно-исторической; г) когнитивистской.
22 Положение о взаимообусловленности процессов экстериоризации и интериоризации включает в себя концепция психики: а) бихевиоральная; б) психоаналитическая; в) деятельностная; г) когнитивистская.
23 Свойство, которое обозначает способность отражать отраженное - размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, - называется: а) рефлексией; б) интуицией; в) вниманием; г) мышлением Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с. |