Страница 1 из 3 1.1. Межличностное общение как многоплановый и полифункциональный процесс
Общение является одной из важнейших потребностей человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Связь человека с другими людьми является способом его существования; человек становится человеком только в общении. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.
В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства. Содержанием общения может быть не только информация, но и эмоциональное состояние, мотивы, потребности. К целям общения можно отнести установление контакта, обмен сообщениями, стимулирование активности партнера, оказание на него влияния, координация совместной деятельности и т. д. Среди средств общения можно выделить вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, позы, интонации и т.д.). Общение включает в себя три стороны: 1) обмен информацией (коммуникацию), 2) взаимодействие (интеракцию), 3) восприятие (перцепцию) и понимание другого человека. Более подробно они будут рассмотрены в следующем параграфе. Виды общения В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: • Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности). • Когнитивное (обмен знаниями). • Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями). • Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями). • Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). • Межперсональное (участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий); • Ролевое общение (участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник- подчиненный) • Личное общение - это обмен неофициальной информацией, • Деловое - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. 2. По целям общение делится на: • Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма). • Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида). 3. По средствам общение может быть: • Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.). • Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий). • Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения). • Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). В истории социальной психологии плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: • информационный (ориентированный на передачу и прием информации); • интернациональный (ориентированный на взаимодействие); • реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Каждый из этих подходов опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но различные аспекты анализа проблемы общения. Функции общения: 1) прагматическая функция общения отражает его потребностно- мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью; 2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека; 3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя; 4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения; 5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности; 6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека. Помимо всех выше перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию - функцию социализации. В процессе общения ребенок усваивает общественный опыт, который невозможно описать ни в одном учебнике, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами. Средства общения. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные (от латинского слова verbalis - «словесный») средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные, когда применяются неречевые средства общения. В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная. В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаза (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т. п.
Практические задания к теме 1.1
Задание 1. Упражнение «Умение устанавливать контакт».
Источник. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2006. Назначение. Это упражнение позволяет выявить группу факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при этом. В процессе упражнения возможна организации видеосъемки с последующим просмотром и анализом. Инструкция. Все члены группы - участники садятся по кругу. Ведущий (преподаватель) дает инструкцию: «Сейчас 5 или 6 человек, покинут аудиторию и будут входить по очереди, когда их пригласят. Один из присутствующих выслушает текст с целью его дальнейшего пересказа, остальные студенты - эксперты, будут наблюдать за происходящим, делая заметки». С этого момента может начаться видеозапись. Ведущий зачитывает текст, предварительно еще раз напомнив студенту о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Затем ведущий последовательно приглашает студентов, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, ведущий задает вопрос «Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видео съемка прекращается. Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября». При обсуждении упражнения проводится анализ передаваемой информации от участника к участнику, можно выделить три типа ошибок, характерных дли передачи сообщений: а) утрата, б) искажение, в) дополнение. Затем участники смотрят видеозапись выделяя допущенные ошибки. Этап просмотра может быть очень дробным, если ошибок много. Упражнение дает большой поучительный материал, ошибки легко дифференцируются и вызывают комментарии.
Задание 2. Упражнение «Умение слушать».
Источник. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2006. Назначение. Это психогимнастическое упражнение позволяет выявить факторы, влияющие на успешность приема и передачи информации, обнаружить типичные ошибки. Инструкция. Все члены группы - участники объединяются в пары, располагаясь по кругу, и получают от преподавателя (ведущего) следующую инструкцию: «Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше всего - пусть это будет история с законченным сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по три минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда - для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории, а затем получают опять инструкцию: «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах». После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и ведущий предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа ведущий обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее первоначально, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть, появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?»
Задание 3. Изучение способности к самоуправлению в общении.
Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - С. 164-165. Назначение. Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения. Инструкция. Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в общении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно вчитайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно.
Опросник 1. Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно. 2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле. 3. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим. 4. Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю. 5. Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации. 6. Я полагаю, что я умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их. 7. Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей. 8. Возможно, из меня получился бы неплохой актер. 9. Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки, фильмов. 10. Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле. 11. Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один. 12. В группе людей я редко являюсь центром внимания. 13. В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному. 14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию. 15. Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время. 16. Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь. 17. Я не стану специально высказывать мнение или изменять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения. 18. Я считаюсь человеком, способным развлечь. 19. Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что от меня ожидают. 20. Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий. 21. Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало взглядам различных людей и ситуациям. 22. Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории. 23. В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя достаточно хорошо. 24. Если потребуется для правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица. 25. Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди мне не нравятся.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно». Ключ: Верно - 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25 Неверно - 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23 Все баллы суммируются. Менее 8 баллов - стабильная модель общения, некоторая ригидность 8 - 17 баллов - потребность быть в общении самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении. 17 - 25 баллов - мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
1.2. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны межличностного общения
Общение включает в себя три стороны: 1) обмен информацией (коммуникацию), 2) взаимодействие (интеракцию), 3) восприятие (перцепцию) и понимание другого человека. Коммуникативная сторона общения связана, прежде всего, с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей, намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Коммуникация происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне. При анализе вербального общения необходимо учитывать, что процесс словесного оформления мыслей, их высказывания коммуникатором, восприятия, понимания и запоминания реципиентом (собеседником) связан с потерей, искажением передаваемой и воспринимаемой информации. Величину потерь (а она по данным психологов достигает 75%) можно сократить за счет: 1) точности, недвусмысленности, немногословности высказываний; 2) повышения культуры речевого общения; 3) учета личностного смысла, вкладываемого в сообщение; 4) установления обратной связи, которая заключается, в частности, в перефразировании услышанного и его уточнении. В психологии общения известны следующие эффекты межличностного восприятия: эффект первого впечатления, эффект новизны, эффект бумеранга, эффект ореола, фактор привлекательности, стереотипизация и другие. Интерактивная сторона общения связана со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, с воздействием партнеров друг на друга. В психологии выделяют различные подходы к пониманию структуры взаимодействия: 1. Кооперация - координация (упорядочение, комбинирование, объединение) единичных сил участников взаимодействия для достижения совместной цели. Конкуренция - стремление к достижению собственных (индивидуальных, групповых) целей, интересов в условиях противоборства (столкновения, конфликта) с другой стороной, добивающейся этих же целей, интересов, но исключительно для себя. Конкуренция так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет препятствия для нее. 2. Взаимодействие, ориентированное на понимание - включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других, а также представление о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности. Взаимодействие, ориентированное на контроль - основано на стремлении управлять, контролировать ситуацию и поведение других, на желании доминировать во взаимодействии. 3. Трансактный анализ рассматривает взаимодействие партнеров в связи с занимаемой ими позицией (эго-состоянием) “Родителя”, “Ребенка” или “Взрослого”. Вступая в общение, человек занимает одну из этих позиций. “Родитель” проявляется в чрезмерной критике, контроле, запретах, догмах, в применении санкций, часто некритически усвоенных индивидов в детстве. “Ребенок” содержит в себе аффективные комплексы, связанные с теми или иными людьми, предметами. В этом эго-состоянии человеку присущи спонтанные реакции радости или огорчения, послушания или бунта, творчества или разрушения. В состоянии “Взрослого” человека рационально оценивает ситуацию, проявляет компетентность, независимость, стремится к эффективному поведению. Выделяют четыре типа взаимодействия: - Императивное взаимодействие - авторитарная, директивная тип взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его действиями, мыслями, поступками. При этом цель взаимодействия - принуждение - не скрывается. - Манипулятивное взаимодействие - тип взаимодействия, при котором изменение поведения, мыслей, чувств партненра достигается скрытым способом, против его желания. - Диалогическое (гуманистическое) взаимодействие - равноправное («субъект-субъектное») взаимодействие, имеющее целью самопознание, взаимное познание и решение проблемы паритетным образом. - Ритуальное взаимодействие - задается определенной культурой, традициями, обычаями людей, принадлежащих к той или иной социальной группе, и имеет целью подтверждение своей социальной роли, своей принадлежности к данной группе. Люди вступают во взаимодействие с другими по различным социальным мотивам (Ч. Макклинток): - максимизация результата взаимодействия (выигрыша) - кооперация; - максимизация собственного выигрыша (индивидуалистический мотив взаимодействия); - максимизация собственного выигрыша относительно выигрыша другого (конкуренция); - максимизация выигрыша другого (альтруизм); - минимизация выигрыша другого (агрессия); - минимизация различий в выигрыше (равенство). Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг друга) связана с формированием целостного образа личности собеседника на основе оценки его внешнего вида и поведения. В этот образ включают не только физические и поведенческие характеристики партнера, но и представления о его намерениях, мыслях, установках, эмоциональном состоянии, способностях и т.д. От точности зависит успех общения и согласованность действий. В психологии общения известны следующие эффекты межличностного восприятия: > эффект первого впечатления: часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие впечатления о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные; > эффект новизны: последняя, т. е. более новая информация о знакомом человеке оказывается наиболее значимой; > эффект бумеранга: при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что: - подорвано доверие к источнику информации; - передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям; - субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у аудитории; > эффект ореола - проявляется в том, что первоначальное общее благоприятное (или неблагоприятное) впечатление о человеке приводит к позитивным (соответственно - негативным) оценкам его поведения, поступков, личностных свойств; > фактор привлекательности - заключается в том, что под влиянием приятной (или неприятной) внешности человека появляется склонность переоценивать (или, соответственно, недооценивать) его личностные, интеллектуальные, деловые характеристики; > фактор превосходства - может привести к ошибке неравенства: превосходящего нас по какому-либо параметру человека мы склонны оценивать более положительно, чем если бы он был нам равен, и наоборот; > фактор отношения к нам проявляется в склонности выше оценивать тех людей, которые относятся к нам с симпатией, чем тех, которые к нам не расположены; > стереотипизация - относительно устойчивое и упрощенное восприятие (оценка) человека, возникающее в условиях дефицита информации или же целей и интересов других индивидов или групп. Для достижения лучшего взаимопонимания в общении можно использовать следующие механизмы: - идентификация - отождествление себя с другим, уподобление ему; - эмпатия - постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека; - рефлексия - осознание того, как партнер по общению воспринимает нас.
Коммуникативные умения при работе с клиентом. При построении взаимоотношений с клиентом в сфере сервиса должны проявляться следующие умения: умения говорить, слушать, слышать, понимать; умение обеспечивать принятие передаваемой информации; умение осуществлять коммуникативный контроль, рефлексировать, проявлять гибкость стиля общения. Умение говорить включает в себя: свободное владение языком; точное формулирование своих мыслей; изложение языком, доступным клиенту; ориентация на реакцию клиента; плавность, напряженность речи и пр. Умение слушать включает в себя: нерефлексивное слушание (т. е. внимательное молчание без вмешательства в речь клиента с помощью реплик, замечаний и пр.); отказ от дачи советов клиенту; подтверждающие общение (короткие реплики «Да!», «Интересно», «Продолжайте!»). Типичными ошибками слушания являются: правильное понимание, но ложная интерпретация; поспешные возражения, перебивания, поспешные выводы; отсутствие внимание. Умение понимать означает способность постигать содержание, смысл, значение передаваемой клиентом информации. Основными принципами взаимопонимания являются: владение языком, понятным клиенту; Соответствие уровня общения уровню интеллектуального развития клиента; логичность и последовательность изложения и пр. Обеспечение принятия передаваемой информации непосредственно связано с непротиворечием речи работника сервиса установкам и взглядам клиента; а также с положительным эмоциональным отношениями между ними. Если противоречия обнаруживаются, их необходимо устранить разъяснениями и боле полным обоснованием позиции.
Техники
|
Как это сделать?
|
Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнёром
|
- В Ваши фразы вставляйте цитаты из высказываний партнёром: «Итак, Вы считаете, ...(цитата). Если я правильно понял .(цитата)».
- Повторите последнее, сказанное партнёром слово «Проблемы?»
- Дословно повторите последние слова, сказанные партнёром в вопросительной форме.
|
Перефразирование: в краткой форме передача сути высказывания партнёра
|
«Правильно ли я Вас понял, что. (краткий пересказ своими словами, но в логике партнёра). «Из Ваших слов следует, что . (итоговое высказывание в обобщенном варианте своими словами)
|
Интерпретация: высказывание предположения об ином смысле сказанного или о причинах и целях высказывания партнёра
|
- Задавайте уточняющие вопросы:
- Вы, наверное, имеете в виду .?
- Вы, вероятно, говорите так потому, что .?
- Возможно, Вы хотите, чтобы .?
- Используйте технику пробных вопросов или условных гипотез:
- А может быть так, что Вы надеетесь, что .?
- По-моему, Вы хотели бы .?
|
Практические задания к теме 1.2.
Упражнение 1 на умение слушать и понимать
Упражнение-игра 2. «Вертушка».
Проведение «маленького разговора» с использованием разных вариантов приветствия и знакомства с гостем. Преподаватель организует работу так, что половина группы будет играть роль гостей, а вторая половина - роль официантов. Официанты образуют внешний круг, гости - внутренний, после нескольких игр, можно поменяться ролями. Задача официанта: установить контакт с гостем и завести маленький разговор, воспользовавшись любой техникой. Задача гостя: дать оценку своему официанту по критериям - насколько успешен был маленький разговор, была ли интересна тема, что способствовало установлению контакта, а что мешало. Преподаватель подводит итоги.
Упражнение-игра 3. «Разговор двух сторон».
Группа разбивается на четыре команды официантов. Каждая команда должна подготовить небольшую сценку, в которой официант и гость (гости) проведут малый разговор. Первой команде достаются цитирование партнера, второй - позитивная констатация, третьей - сообщение интересной информации, четвертой - интересный рассказ. Время на обдумывание и репетицию - 5 минут. Преподаватель в течение времени, данного на обдумывание, должен подойти к командам и предложить свою помощь. Во время презентации в центре круга необходимо поместить столик и придвинуть к нему стулья для всех участников сценки. Продолжительность каждого выступления - 3 минуты, после чего его можно прервать, задав вопросы "гостю" ("гостям"): "Интересен ли вам этот разговор? Правильно ли выбрана тема? Хотелось ли продолжать разговор?" и т.д. Обсуждая упражнение с группой, стоит поинтересоваться, какие, на взгляд участников, личностные качества официанта помогают расположить гостя к беседе. На дискуссию отводится 10-15 минут). Преподаватель подводит итоги.
Упражнение 4 на развитие партнерского взаимодействия.
Источник. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь, 2006. Упражнение выполняется в парах. Преподаватель предлагает каждому студенту выбрать себе в пару того члена группы, которого он знает меньше всех остальных (наименее знакомого члена группы). Инструкция: «Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное время. Я буду говорить, что надо делать, буду следить за временем и сообщать вам, когда оно закончится. Задание 1. В течение четырех минут молча смотрим друг на друга. Задание 2. Каждому из вас дается четыре минуты, в течение которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой...» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека, например: добрые глаза, умный взгляд и т. п. Сначала один говорит четыре минуты, другой слушает, потом наоборот. Я скажу вам, когда надо будет поменяться ролями. Задание 3. Каждому из вас дается пять минут для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он (ваш собеседник) был,с вашей точки зрения, когда ему было пять лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера*. После того как первая пятиминутка завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течение одной минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что в его жизни было совсем не так. Далее пять минут для рассказа дается другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает одну минуту для обратной связи. Задание 4. Каждому из вас дается пять минут для того, чтобы рассказать своему партнеру, какой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Какой человек мой собеседник?» После выполнения всех четырех заданий участники садятся в круг, и каждому дается одна минута, в течение которой надо представить своего партнера группе как человека, с которым всем вместе предстоит провести пять дней. Данное упражнение дает самые разные возможности для его обсуждения. После его завершения группе можно задать вопросы: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?», «Выполнение какого из четырех заданий у вас вызвало наибольшие трудности?», «Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?» и т. д. В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, существенно сокращается дистанция между участниками группы. В то же время рефлексия опыта, приобретенного в процессе выполнения заданий, позволяет обсудить 1) значение контакта глаз в ходе общения; 2) трудности, которые испытывают участники, когда они должны описывать другого человека, не давая оценок и не характеризуя его личностные особенности; 3) стремление перенести свой опыт на другого человека, приписывая ему то, что свойственно прежде всего нам самим и т. д.
Задание. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко).
Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - С. 166-167. Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Тест 1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость. 2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно). 3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности. 4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим. 5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется. 6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций. 7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем. 8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает. 9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность. 10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам. 11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице. 12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной. 13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат. 14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения. 15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке. 16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п. 17. Разговаривая, я излишне жестикулирую. 18. Обычно, в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным. 19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль, озабоченность, хотя на душе спокойно. 20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком. 21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку. 22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины. 23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить радость, печаль, испуг, отчаяние и т. д. 24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать. 25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Ключ к тесту Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов
|
Номера вопросов и ответы по ключу
|
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их.
|
+1, -6, +11, +16, -21
|
2. Неадекватное проявление эмоций.
|
-2, +7, +12, +17, +22
|
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций.
|
+3, +8, +13, +18, -23
|
4. Доминирование негативных эмоций.
|
+4, +9, +14, +19, +24
|
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
|
+5, +10, +15, +20, +25
|
Интерпретация результатов теста.
Сумма набранных вами баллов может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. Если вы набрали не более 5 баллов, эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами; 6-8 баллов - у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов - свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 13 балов и больше - эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас, - это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.
|