Психологические закономерности межличностного и межгруппового взаимодействия |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Межличностное общение как многоплановый и полифункциональный процессОбщение является одной из важнейших потребностей человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Связь человека с другими людьми является способом его существования; человек становится человеком только в общении. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства. Содержанием общения может быть не только информация, но и эмоциональное состояние, мотивы, потребности. К целям общения можно отнести установление контакта, обмен сообщениями, стимулирование активности партнера, оказание на него влияния, координация совместной деятельности и т. д. Среди средств общения можно выделить вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, позы, интонации и т.д.).
Практические задания к теме 1.1Задание 1. Упражнение «Умение устанавливать контакт». Источник. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2006. Задание 2. Упражнение «Умение слушать». Источник. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2006. Задание 3. Изучение способности к самоуправлению в общении. Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - С. 164-165. Опросник Обработка и интерпретация результатов. 1.2. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны межличностного общенияОбщение включает в себя три стороны: 1) обмен информацией (коммуникацию), 2) взаимодействие (интеракцию), 3) восприятие (перцепцию) и понимание другого человека. Коммуникативные умения при работе с клиентом.
Практические задания к теме 1.2.Упражнение 1 на умение слушать и понимать Упражнение-игра 2. «Вертушка». Проведение «маленького разговора» с использованием разных вариантов приветствия и знакомства с гостем. Упражнение-игра 3. «Разговор двух сторон». Группа разбивается на четыре команды официантов. Каждая команда должна подготовить небольшую сценку, в которой официант и гость (гости) проведут малый разговор.
Источник. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь, 2006. Задание. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко). Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - С. 166-167. Ключ к тесту
Интерпретация результатов теста. Сумма набранных вами баллов может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны.
|
Снижают напряжение |
Повышают напряжение |
1. Подчеркивание общности с партнером (сходства целей, интересов, мнении личностных черт и др.) |
1. Подчеркивание различий между собой и партнером |
2. Подчеркивание значимости партнера его мнения в ваших глазах |
2. Принижение партнера негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партера в общее дело и преувеличение своего |
3. Вербализация эмоционального состояния (своего или партнера) |
3. Игнорирование эмоционального состояния (своего или партнера) |
4. Проявление интереса к проблемам партера |
4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
5. Предоставление партеру возможности выговориться |
5. Перебивание партнера |
6. В случае вашей неправоты немедленное признание ее |
6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации |
7. Поиск виноватых и обвинение партнера |
8. Обращение к фактам |
8. Переход на «личности» |
9. Спокойный уверенный темп речи |
9. Резкое убыстрение темпа речи |
10. Поддержание оптимальной дистанции угла поворота и наклона тела |
10. Избегание пространственной близости и контакта глаз |
Техники регуляции эмоционального напряжения.
Рассмотрим подробно те из них, которые требуют развернутых пояснений и комментариев.
1. Техника подчеркивания общности (целей, интересов, личностных характеристик и т. п.).
В подчеркивании общности должны быть соблюдены два условия:
- выявляемые общие черты должны быть скорее приятны партнеру, чем неприятны;
- общие черты должны быть релевантны деловой или личной экспертной зонам человека.
Есть некоторые черты, которые не являются недостатками, но воспринимаются как таковые теми, кто ими обладает: например, застенчивость, прямота, усидчивость, расчетливость и т. п. Подчеркивая общность по этим характеристикам, мы рискуем обидеть или уязвить человека.
Первое требование подразумевает, что эти характеристики должны восприниматься как достоинства (например, наблюдательность, изобретательность, артистизм) или как спорные, но своеобразные черты (хитрость, доминантность, эксцентричность, индивидуализм и т. п.). Например:
Мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации.
Мы с тобой оба любим творческих людей.
Что нас объединяет, так это быстрота соображения.
2. Техника подчеркивания значимости партнера, его мнения, вклада в общее дело и т. п. Подчеркивание значимости это выражение своего восхищения другим человеком, признание его заслуг и достижений. Требования к технике:
1) конкретность, обусловленность фактами;
2) искренность.
Это означает, что формула техники не «ты мне нравишься», а «мне кажется ценным то, что ты делаешь». Для того чтобы по-настоящему подчеркнуть значимость партнера, нужно замечать и запоминать, что он делает. В этой технике, как и во многих других проявляется интерес к партнеру. Подчеркивание значимости - это не комплимент в расхожем значении этого слова, потому что комплимент вполне может быть лестью, т. е. неискренним восхвалением. Подчеркивание значимости - это вариант позитивной констатации, но с некоторым эмоциональным дополнением: «У меня вызывает восхищение...», «... возникает гордость», «... растет уважение к тебе» и т. п. Например:
Ты знаешь, твоя идея мне показалась очень ценной.
Я несколько раз вспоминал(а) сегодня: как здорово ты ответил(а) вчера на вопрос из зала.
Я увидел твои расчеты и проникся благоговением!
3. Техника вербализации своих чувств и чувств партнера. Речь идет о том, что один из партнеров говорит другому о своих собственных чувствах или о тех чувствах, которые, как ему кажется, испытывает партнер. При этом под категорию «чувство» подпадают любые эмоции и эмоциональные состояния и даже вообще любые психические состояния, например, сосредоточенность.
Зачастую эта техника вызывает непонимание и протест, особенно у мужчин. «Зачем же говорить о своих переживаниях? Сразу поймут, что это у меня слабое место» и т. п. В этих случаях действенными оказываются следующие формулы вербализации собственных чувств:
Я удивлен...
Я огорчен.
Мне неуютно.
Меня задевает.
У меня вызывает некоторый протест
Меня тревожит.
Меня угнетает.
Когнитивный, рациональный анализ чувства, эмоционального состояния, несомненно, снижает его интенсивность. Вербализация собственного состояния, следовательно, выполняет двоякую роль - с одной стороны, информирует нашего партнера о наших чувствах и снижает его напряжение, а с другой стороны - помогает регулировать собственное эмоциональное состояние.
Гораздо труднее задача вербализации чувств партнера. Формулировки вроде: «вы возмущены» или «вы взволнованы» могут звучать как издевательство и провоцировать у партнера усиление негативный реакции. Более эффективна «косвенная» вербализация чувств партнера, например:
Я согласен(а), что это может вызывать протест;
Я согласен(а), что это вызывает дискомфорт;
Согласен(а), что такой поворот дела вызывает неприятные чувства;
Да, это, конечно, огорчительно.
В прямых констатациях чувств предпочтительнее использовать термины, которые указывают па определенный уровень уважения и самоуважения, бережно-почтительного, а, возможно, даже изысканно
церемонного отношения к партнеру и к самому себе.
Сравним два столбца формулировок
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств |
Более уважительные формулировки для вербализации чувств |
Вы не понимаете; я не понимаю |
Вы удивлены; я удивлен |
Вы в дегрессии: я в дегрессии |
Вы огорчены; я огорчен |
Вам неприятно, мне неприятно |
Вам неуютно, мне неуютно |
Вам противно; мне противно |
Вы возмущены, я возмущен |
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств |
Более уважительные формулировки для вербализации чувств |
Вы нервничаете; я нервничаю |
Вас беспокоит; меня беспокоит |
Вам обидно; мне обидно |
Меня задевает; вас задевает |
Вас бесит; меня бесит |
У вас вызывает протест; у меня вызывает протест |
Противно (вам; мне) |
Вызывает дискомфорт (у вас; у меня) |
Вы злитесь; я злюсь |
Вы сердитесь; я сердит |
Вы боитесь; я боюсь |
Вы опасаетесь; я опасаюсь |
Вербализация чувств может совершаться с помощью формулы «Я чувствую себя как...» и далее метафора. Метафора должна быть яркой и в то же время мягкой, правдивой и в то же время шутливой, точной и в то же время уважительной по отношению к себе.
Упражнение 1 для активного слушания
Цель упражнений: научиться слышать другого, выделять проблемные места, с которыми можно поработать.
Преподаватель разбивает группы на пары-тройки и дает задания- упражнения:
Упражнение 2 на активное внимательное слушание. Преподаватель дает трем участникам группы разные напечатанные статьи, засекает 3 минуты, в течение которых материал одновременно зачитывается тремя участниками. Задача для читающих: услышать, что читают остальные двое, другие члены группы также должны услышать и понять о чем все статьи.
Упражнение 3 на умение обнаружить в словах собеседника искренность или наигранность.
Преподаватель раздает карточки с написанными на них фразами. Задача участников по очереди прочитать свою фразу и недолго задумываясь продолжить повествование от себя, развить мысль. Остальные участники внимательно слушают и наблюдают: искренен человек или нет.
Если высказывания были искренними, то другие молча поднимают руку, что согласны, если нет, участнику предлагается еще раз вытянуть карточку и попытаться снова. Фразы на карточке могут быть следующего содержания:
• когда на меня кричат, я готов(а).
• иногда мне свойственна трусость, недавно я..
• у меня есть недостатки.
• в себе мне нравится.
• меня раздражает в людях...
• пустая карточка (искренне сказать о себе то, что приходит на ум в данный момент).
Занятие. Изучение выражения глаз и типов взглядов клиента.
Источник: Рамендик В.Н., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум. - М.: Мастерство, 2002.
Назначение. Научить студентов читать сигналы глаз и в соответствии с этим выбирать оптимальную стратегию и тактику взаимодействия с клиентом.
Упражнение 1. «Мостик». Эмоциональное раскрепощение членов группы и переключение внимания на проводимое занятие. В аудитории на полу мелом обозначается «мостик» шириной примерно 20 см. По краям «мостика» становятся по одному члену группы. По команде руководителя они должны одновременно перейти «мостик» так, чтобы удержаться.
Упражнение 2. «Изучаем глаза». Проводится в парах.
Преподаватель просит всех внимательно посмотреть в глаза напарника и в тетрадях зафиксировать их характеристики.
По окончании организуется обмен мнениями и обсуждение характеристик: блеск глаз, форма глаз, цвет радужной оболочки, положение века, поведение глаз, направленность взгляда.
Комментарий преподавателя:
Блеск глаз. Отражает внутреннюю энергию. В соответствии с китайской концепцией, люди с могучим и сильным характером обладают блеском глаз, испускающих сконцентрированные и проникающие лучи.
Форма глаз. Большие глаза (соразмерно больше нормальных, т.е. обычно встречающихся средних размеров) характеризуют восприимчивого, чувствительного, властного, главенствующего человека. С такими глазами часто встречаются люди на больших и ответственных должностях.
Люди с маленькими глазами стараются не привлекать к себе внимание. Часто встречаются у людей самодовольных и упрямых, ученых и людей искусства. Отмечается подверженность внушению, так как у таких людей снижена восприимчивость.
Цвет радужной оболочки. Темные цвета по отношению к более светлым обладают большей внутренней энергией. Темные цвета характеризуют людей смелых и решительных по характеру; светлые цвета - более застенчивых.
Положение века. Если верхнее веко наползает на середину глаза - это признак зрелости (у молодых людей), значительной проницательности. Следовательно, попытка провести такого человека - безнадежна, интуитивно им будет обнаружена. В вопросах собственных интересов такие люди - ловкие и даже бессердечные
Поведение глаз. Изучается по трем типам взгляда в ходе отработки практического упражнения: деловой, светский и интимным. Деловой взгляд концентрируется в области бровей, переносицы и глаз партнера; предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства. Светский взгляд направлен преимущественно на нижнюю половину лица собеседника; предполагает непринужденный светский разговор. Интимный взгляд блуждает в области шеи и груди партнера; выражает личную заинтересованность в общении, как правило, с представителями противоположного пола.
Направленность взгляда. У властных людей взгляд - неподвижный, проникающий, властный. Но если взгляд беглый, рассеянный (при проникающем и властном блеске), то это человек с непостоянным характером. По природе он ненадежен, часто разрушает собственную карьеру и жизнь. Направленность взгляда изучается по экспрессии взгляда работой в парах и в составе всей группы.
Экспрессия взгляда это движение глаз, направленность взгляда, «контакт глаз». Выделяют 8 видов экспрессии взгляда, различающихся по форме и значению:
- «вытаращенные» (широко открытые) глаза - озабоченность, неожиданное удивление или другая сильная эмоция;
- полностью открытые глаза - высокая восприимчивость, доверие;
- прямой взгляд - открытая позиция, уверенность, интерес, готовность к контакту;
- взгляд, направленный вдаль, - задумчивость, сосредоточенность, сомнения и колебания;
- взгляд «сквозь» собеседника - неуважение, возможна агрессивная реакция;
- «занавешенные» (прикрытые) глаза - равнодушие, покорность, инертность; признак скуки, утомления; иногда означает высокомерие, чванство, чрезмерное самомнение;
- уклоняющийся взгляд - неуверенность, сомнения, робость, боязливость, чувство вины;
- твердый фиксированный взгляд - устремленность к цели, уверенность в себе.
Упражнение 3. Упражнение «Глаза» предназначено для сравнения первоначального восприятия характеристик глаз в начале занятия с восприятием их после поэлементной отработки. Порядок проведения: группа делится на пары с задачей поочередно изучить характеристики глаз. По окончании организуется обмен впечатлениями и выводы.
Упражнение 4. Упражнение «Выдержать взгляд» предназначено для определения способности обучаемых выдерживать взгляд группы людей (моделируется ситуация публичных действий работника сферы сервиса, например участие в проведении рекламной кампании перед широкой публикой).
Порядок проведения: один человек выходит из аудитории, а остальные собираются в тесную группу. Вышедший заходит в аудиторию и становится напротив группы. Группа молча разглядывает вошедшего и фиксирует защитные реакции. По окончании все делятся впечатлениями, формулируются выводы.
Упражнение 5. Упражнение «Команды глаз» предназначено для определения того, что могут «говорить» глаза, и отработки команд, которые могут подаваться глазами, а самое главное - возможности «увидеть« себя глазами других (в моделируемой ситуации - глазами клиента).
Порядок проведения: для демонстрации образца действий приглашаются двое желающих. Один получает задание втайне от другого поочередно подать глазами своему напарнику следующие команды: «Подойди ко мне!», «Уйди, отойди!», «Хватит разговаривать!» и т. п. Задача напарника распознать команды глаз. По окончании демонстрации группа повторяет упражнение в парах, после чего организуется обмен впечатлениями.
Упражнение 6. Упражнение «Способ фиксации взгляда собеседника» предназначено для формирования умения фиксировать внимание клиента в диалоге на мысли, излагаемой сотрудником сферы сервиса.
Порядок проведения: преподаватель приглашает к себе одного желающего, организует с ним беседу, в ходе которой использует записи на листе бумаги. Затем он демонстрирует прием фиксации взгляда клиента на свои глаза путем короткого постукивания карандашом по листку бумаги и приподниманием карандаша на уровень своих глаз. Студенты должны отметить, как внимание и взгляд собеседника переводится с листа бумаги на глаза руководителя.
Комментарий преподавателя. «Облик обманщика»: расширены зрачки; мигает реже, чем обычно (в соответствии с пословицей: «Соврет - глазом не моргнет!»); менее активные движения головой; отрывистая речь.
Поведение человека в психологии понимают, прежде всего, как систему социально значимых действий, обусловленных определенной позицией (т.е. пониманием собственных функций) и направленных на удовлетворение различных потребностей (физиологических, биологических, психологических, социальных и пр.).
Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.
Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды). Можно условно выделить в текущий момент времени наиболее влияющие на поведение факторы.
К фактам поведения относят:
1) все внешние проявления, связанные с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;
2) отдельные движения и жесты;
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
4) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды.
Своеобразие человека поведения зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности и т. д. Поведение человека включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.
Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения считается наивысшим критерием развития личности.
Типология поведения по В. Макгвайр. Согласно концепции американского психолога В. Макгвайр, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. В. Макгвайр выделил 16 типов поведения:
1. Перцептивное поведение - стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение - любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.
3. Индуктивное поведение - восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение - удовлетворение от положительного подкрепления - создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение - стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям.
7. Сценарное поведение - исполнение правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего статусу человека в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение - варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение - когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний.
10. Освобождающее поведение - человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования", избегает возможные неудачи и т. д.
11. Атрибутивное поведение - активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12. Экспрессивное поведение - в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение - когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели.
14. Утверждающее поведение - переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15. Исследовательское поведение - стремление к новизне физического и социального окружения.
16. Эмпатическое поведение - охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние других.
Социальная установка. В психологии активно изучается взаимосвязь поведения и установок личности. (В западной психологии используется термин «аттитюд»). Под социальной установкой понимают предрасположенность личности определенным образом оценивать других людей, явления, идеи. Так или иначе, установки влияют па поведение человека.
Обращают внимание на три главных элемента установки:
1. убеждение - может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);
2. эмоциональное отношение к этому убеждению (аффективная составляющая установки):
3. соответствующая реакция, которая может отразиться на поведении (поведенческая составляющая).
Социальная установка выполняет важные функции:
- адаптивная: установка направляет личность, способствует достижению поставленных целей;
- автоматическая: установка освобождает личность от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в уже известных обстоятельствах:
- регулятивная: установка снимает внутреннее напряжение:
- защитная: способствует разрешению внутренних конфликтов личности и др.
Степень влияния установок личности на ее поведение является предметом исследовательских дискуссий. Но известно, что имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению. Можно назвать около 40 факторов, осложняющих связь «установка - поведение». В частности, а) в условиях повседневной жизни люди нередко выражают установки, которых сами не придерживаются, но порой говорят то, что от них хотят услышать другие; б) может существовать расхождение между социальной установкой (например, негативное отношение к людям определенной национальности) и реальным поведением (радушный прием этих людей в ресторанах и отелях) - «парадокс Ла-Пьера». Выявлен и эффект так называемой агрегации: воздействие установки на поведение становится более очевидным, когда рассматривается личность или поведение в целом, а не отдельные поступки.
Важным условием соответствия установки и поведения является сила, ясность и стабильность установки. В соответствии с теорией запланированного поведения (А. Эйзен) индивидуальная установка по отношению к определенному поведению является продуктом двух факторов: предположения о последствиях данного поведения и оценки возможных результатов.
Задание 1. Методика Дж. Роттера «Уровень субъективного контроля (УСК)»
Источник. Немов Р.С. Психология. Т. 3. Психодиагностика. - М.: Владос, 2008.
Назначение. Изучение установок человека брать на себя или возлагать на других ответственность за то, что с ним происходит.
Инструкция. Предлагаются 44 утверждения, на каждое из которых необходимо выразить свое согласие или несогласие («да» или «нет»).
Утверждения
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например от настроения учителя, а не от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то в общем верю в то, что смогу их осуществить.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них все равно ничего не получится.
15. То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30. Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего просто не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я
хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Ключ к методике
Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.
Утвердительные ответы «да» на вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 43, 44 оцениваются по одному баллу и свидетельствуют о развитости субъективного контроля. То же самое касается отрицательных ответов «нет» на следующие вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41. За такие ответы субъективному контролю испытуемого также приписывается по одному баллу.
Максимальное число баллов, которое испытуемый может получить по уровню развития субъективного контроля, равняется 44.
Считается, что испытуемые, получившие от 33 до 44 баллов, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и с другими зависящими от них людьми. Люди, получившие от 12 до 32 баллов, обладают средним уровнем развитости субъективного контроля и почти столь же часто в жизни берут на себя ответственность, сколько возлагают ее на других людей, тем самым снимая лично с себя ответственность за происходящее. Те, чей суммарный показатель в баллах по данной методике оказался 11 и ниже, характеризуются тем, что в большинстве случаев жизни снимают с себя ответственность за происходящее и перекладывают ее на обстоятельства или на других людей, т.е. не обладают должной ответственностью .
Задание 2. Изучение формирования установки на успешность взаимодействия консультанта (покупателя) и клиента в ситуации продажи (заключения сделки), создания конструктивной «продажной атмосферы».
Упражнение. Создать 2 группы из 2-3 студентов: группа «Консультант (Продавец)» и группа «Клиент». Познакомить с нижеследующим теоретическим материалом по формированию установки на успешность взаимодействия консультанта и клиента в ситуации заключения сделки (продажи), Дать инструкции: «Консультант» должен во что бы то ни стало заключить сделку (продать турпутевку, некоторый товар, заключить договор о сотрудничестве и пр.); «Клиент» сомневается, не уверен в выгоде для себя сделки, заключает или не заключает ее, полагаясь на решение, которое формируется у него в процессе взаимодействия с «Консультантом». «Консультанты» и «Клиенты» работают по очереди в парах в течение 7-10 минут. По окончании - обсуждение с группой и комментарии преподавателя.
В начале взаимодействия необходимо:
1. Постараться разговорить клиента, сделать его своим собеседником, начав с открытых вопросов: «как?», «почему?», «каким образом?» и др.
2. Обсудить с клиентом свои намерения, дать почувствовать ему, что являемся его помощником, например: «Вначале я хотел бы понять вашу ситуацию. Тогда мы сможем рассмотреть все возможные решения».
3. Действовать уверенно и последовательно, пригласив клиента задавать вопросы, если он в чем-то сомневается.
4. Победить спешку и суету - клиент не должен чувствовать временного давления или невнимания к себе.
5. Придержать свое описание решения, товара, услуги, стараясь глубоко и полностью выявить потребности и желания клиента, иначе некоторые из них могут почувствовать, что на них давят или даже запугивают.
6. Преподносить понимание потребности клиента, предложение решения как элементы, усиливающие его позицию. Помочь ему внутренне преодолеть реальные или мнимые препятствия.
После чего стараться:
7. Избегать быть втянутым в спор или поставленным в оборонительную позицию, даже если клиент не конструктивен, например, высказывает негативные суждения о товарах/услугах - слушайте и пытайтесь «нащупать», что явилось причиной таких высказываний.
8. Выбирать для себя конструктивные роли эксперта, консультанта, посредника и избегать неконструктивных ролей.
9. Отложить принятие решения до того, пока клиент не прочувствует, что вы его - союзник и не только понимаете, его проблемы, но и готовы отвечать за их решение.
10. Почувствовав уверенность в том, что клиент доволен вашими ответами на его возражения, предложить завершить сделку.
Приступая к «развязке»:
11. Начинайте завершающий этап процесса продажи с вопроса, доволен ли клиент представленным товаром или услугой.
12. Не позволяйте клиенту избежать высказываний об оставшихся сомнениях, задавая ему соответствующие вопросы. Если он о чем-то умалчивает или у него остались возражения - можно упустить сделку.
13. Если вы не уверены, что клиент хочет сделать покупку, и чувствуете неудобным или неуместным предложить ему это, спросите, что вы для него еще можете сделать или помочь в чем-то прямо сейчас.
14. Продемонстрируйте клиенту вашу заботу о нем еще раз на завершающем этапе процесса сделки.
15. Не стесняйтесь лишний раз перечислить условия и особенности сделки.
16. Похвалите клиента и подчеркните его исключительность.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт). Внутри личностный конфликт порожден, как правило, противоречивыми стремлениями человека. Основанием для типологии конфликта выступают: цели участников конфликта, конечный результат конфликта, влияние конфликта на развитие взаимодействия. Так, например, в зависимости от характера влияния выделяют:
• конструктивный (продуктивный) конфликт - позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов, может служить источником саморазвития личности, сплочением группы и т. д.;
• стабилизирующий конфликт - направлен на устранение отклонений от нормы и закрепление норм;
• деструктивный конфликт - ведет к расшатыванию взаимодействий, часто становится независимым от самой причины конфликта, приводит к необратимым процессам, порождает стрессы.
В структуру конфликта входят: 1) конфликтная ситуация; 2) позиции участников (оппонентов); 3) объект конфликта; 4) “инцидент” (пусковой механизм конфликта); 5) развитие конфликта; 6) разрешение конфликта.
В целом, конфликты имеют следующие стадии протекания: 1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
2) переход потенциального конфликта в реальный (осознание конфликта его участниками); 3) конфликтные действия (могут привести к необратимой фазе деструктивного конфликта); 4) снятие или разрешение конфликта.
Среди социально-психологических предпосылок конфликта выделяют: а) различие в потребностях, интересах, целях людей, вступающих во взаимодействия; б) отсутствие понимания между оппонентами, связанные с политическими, социальными, профессиональными, ролевыми и др. Различиями; в) индивидуальные особенности людей (несовместимость темпераментов, неадекватная самооценка, стремление доминировать, негативные установки и т. д.); г) неблагоприятные условия труда; д) нечеткое распределение прав и обязанностей; е) негативные приемы деловых контактов и т. д.
В психологии описаны шесть типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный и целенаправленно конфликтный.
1. Конкуренция (соперничество) - стремление к одностороннему выигрышу. Редко приносит долгосрочные результаты, т. к. проигравшая сторона может не поддержать решение, проигнорировать его, отказаться от дальнейшего сотрудничества.
2. Уклонение (избегание) - в случае, если одна из сторон не заинтересована в разрешении конфликта или не может его разрешить. Последствием отсрочки может стать спонтанное снятие конфликта или нарастание внутри личностной напряженности.
3. Приспособление - принесение в жертву собственных интересов в пользу другой стороны в целях сохранения хороших отношений, сотрудничества. Позволяет в дальнейшем вернуться к конфликтной ситуации и разрешить ее за счет уступок.
4. Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки; поверхностное разрешение конфликта, не всегда приводящее к полному удовлетворению сторон.
5. Сотрудничество (интеграция) - поиск наиболее приемлемого, конструктивного решения, стремление к удовлетворению нужд всех участников конфликта. Наиболее эффективен: делает из оппонентов партнеров, большая вероятность исполнения решений, но требует высоких коммуникативных навыков, личностной зрелости.
Общая схема интегративного разрешения конфликта заключается в следующих последовательных шагах: 1) переформулирование предмета конфликта: переход от позиции участников к действительным интересам; 2) поиск условий совместимости интересов участников; 3) поиск совместимости выдвигаемых условий; 4) выработка согласованного решения, учитывающего интересы сторон и выдвигаемых условий реализации интереса противостоящей стороны.
Основными принципами успешного разрешения конфликта являются следующие: 1) осознание участниками конфликта необходимости решения возникшей проблемы; 2) заинтересованность в сохранении взаимодействия; 3) готовность к признанию позиций оппонента и принятию во внимание интересов друг друга; 4) предвидение потенциального конфликта и своевременная подготовка к нему.
Для разрешения конфликта можно использовать модели арбитража и посредничества.
Арбитраж (третейский суд) - это способ рассмотрения спорных дел, при которых стороны обращаются к арбитру или к третьему лицу, который выслушивает обе стороны, а затем принимает решение спорного вопроса. Эта модель позволяет принимать наиболее быстрые решения, но, как правило, не разрешает конфликтную ситуацию.
Посредник - и в этом его принципиальное отличие от арбитра - не решает конфликтную проблему, но организует процесс ее разрешения самими участниками конфликтной ситуации. Такой подход позитивно влияет на поведение участников, их отношение к принятому решению, а также восстанавливает отношения сторон. Но реализация этой модели требует затрат времени.
Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но оппоненты, зачастую, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
Под технологиями эффективного общения понимают способы, приемы и средства общения, которые в обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.
Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит: «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию».
Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению правил и норм общения, наиболее существенными из них являются следующие:
• Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
• Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
• Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
• Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
Когда оппонент находится в состоянии эмоционального возбуждения, ни в коем случае нельзя поддаваться действию психологического закона заражения и входить самому в такое же состояние. Весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, можно достичь целого ряда преимуществ:
1) в критической ситуации заставить активно работать свое сознание и тем самым дополнительно защитить себя от эмоционального взрыва;
2) своим поведением дать возможность оппоненту «выпустить
пар»;
3) отвлечься от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть оппонент в возбужденном состоянии;
4) отвечая на вопросы, решить очень важную и сложную задачу - найти причину конфликта, попытаться понять мотивы своего оппонента.
Одним из необходимых условий конструктивного разрешения конфликта является управление эмоциями.
Технологии рационального поведения в конфликте - это совокупность способов психологической коррекции, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия оппонентов на основе самоконтроля эмоций.
Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт.
Визуализация (активное, управляемое воображение) заключается в ярком мысленном представлении, проигрывании, видении себя в определенной ситуации, поступающим, ощущающим себя определенным образом. Например, можно представлять себя говорящим с определенным человеком спокойно, уверенно, без агрессии и раздражения.
Заземление (вариант визуализации)- представление гнева, входящего в себя, а затем спокойно уходящего в землю.
Проецирование и уничтожение гнева - представление своего гнева в форме проекции на некий воображаемый экран. Затем - представление, что мы «стреляем» по этой проекции с помощью воображаемой лучевой пушки. (Это дает выход желанию насильственных действий; с каждым попаданием гнев, раздражение ослабевают и в конечном итоге исчезают вовсе).
Задание 1. Тест К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации».
Источник. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Назначение. Тест К. Томаса позволяет выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации в межличностных отношениях: склонность к соперничеству или сотрудничеству, стремление к компромиссам, избегание конфликтных ситуаций, приспособление.
Инструкция. В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для вашего поведения в конфликтной ситуации. На листе ответов отметьте номер и букву, соответствующие вашему ответу. Не пропускайте ни одной пары.
Тест
1а. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
1б. Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
2б. Я пытаюсь уладить дело с учётом интересов другого и моих собственных.
за. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
зб. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
4б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5а. Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.
5б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряженности.
ба. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
бб. Я стараюсь добиться своего.
7а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
7б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
8а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
8б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.
9а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
9б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10а. Я твердо стремлюсь достичь своего.
10б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.
11б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
12б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идёт мне навстречу.
13а. Я предлагаю среднюю позицию.
13б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
14б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15а. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
15б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16а. Я стараюсь не задеть чувств другого.
16б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17а. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
17б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
18а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
18б. Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу.
19а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
19б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
20б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
21б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
22б. Я отстаиваю свои желания.
23а. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
23б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24а. Если позиция другого кажется ему очень важной, я пойду навстречу его желаниям.
24б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25а. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
25б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26а. Я предлагаю среднюю позицию.
26б. Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
27б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
28б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29а. Я предлагаю среднюю позицию.
29б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30а. Я стараюсь не задеть чувств другого.
30б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
а |
б |
|||
2 |
б |
а |
|||
3 |
а |
б |
|||
4 |
а |
б |
|||
5 |
а |
б |
|||
6 |
б |
а |
|||
7 |
б |
а |
|||
8 |
а |
б |
|||
9 |
б |
а |
|||
10 |
а |
б |
|||
11 |
а |
б |
|||
12 |
б |
а |
|||
13 |
б |
а |
|||
14 |
б |
а |
|||
15 |
б |
а |
|||
16 |
б |
а |
|||
17 |
а |
б |
|||
18 |
б |
а |
|||
19 |
а |
б |
|||
20 |
а |
б |
|||
21 |
б |
а |
|||
22 |
б |
а |
|||
23 |
а |
б |
|||
24 |
б |
а |
|||
25 |
а |
б |
|||
26 |
б |
а |
|||
27 |
а |
б |
|||
28 |
а |
б |
|||
29 |
а |
б |
|||
30 |
б |
а |
Обработка и интерпретация результатов
Посчитайте количество ответов, которые совпадают с ключом в каждом столбце. Полученные количественные оценки сравните между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта.
Задание 2. Тест «Самооценка конфликтности».
Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
Инструкция. Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.
Тест
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?
а) избегаю вмешиваться в ссору
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?
а) всегда критикую за ошибки
б) да» но в зависимости от моего личного отношения к нему
в) нет
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?
а) если другие меня поддержат, то да
б) разумеется, я предложу свой план
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам
в) я спорю со всеми и по любому поводу
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь
б) возмущаюсь, но про себя
в) открыто высказываю свое негодование
6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах
этого проекта
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать
ошибок
7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?
а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие
б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности
в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого
8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
а) делаю им замечание
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет
в) выскажу ему все, что о нем думаю
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню...
Возмущает ли вас это?
а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит
в) придираюсь к обслуживающему персоналу - повару, уборщице или срываю свой гнев на жене
11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?
а) нет
б) разумеется, признаю
в) постараюсь примирить наши точки зрения
Ключ. Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице.
Ответ |
Вопросы |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
а |
4 |
0 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
б |
2 |
2 |
0 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
в |
0 |
4 |
4 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
Оценка результатов
От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?
От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.
До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
Задание 4. Решение ситуационной задачи «Конфликт».
Выбираются по крайней мере две пары людей, которые проигрывают одну и ту же ролевую ситуацию (на период игры первой пары, остальные пары выходят из аудитории). Затем ситуацию проигрывает следующая пара. Игрокам-участникам отдается инструкция только его роли, напечатанная на отдельном листе.
Инструкция для «начальника»: «Вы начальник коммерческого отдела. Ваша сотрудница А. не сделала важные для вас расчеты к сроку. Ваши коллеги передали Вам, что А. звонила и сказала, что из-за болезни длительное время не сможет выйти на работу, однако Вы несколько раз звонили ей домой, но к телефону никто не подходил. Теперь Вы улетаете в Москву на важное совещание без необходимых расчетов. Вы очень переживаете об этом. И вдруг в аэропорту Вы видите «больную» А., которая ожидает очереди у пункта регистрации с вещами».
Инструкция для «подчиненной»: «Вы сотрудница коммерческого отдела. Вы попали в трудные жизненные обстоятельства: к моменту сдачи очень важных расчетов тяжело заболела Ваша мать и поскольку за ней никто кроме Вас не может ухаживать. Вы берете больничный лист по уходу за ней и временно проживаете у нее. Один из ваших знакомых летит ненадолго в Москву и Вы хотите передать ему некоторые вещи для Ваших родственников, а также рецепт на очень редкое лекарство, которое необходимо для Вашей матери (без него она может даже умереть), а в Москве его можно приобрести в аптеке. К своему большому огорчению Вы опоздали и самолет знакомого уже улетел. Вы не знаете что делать. Вдруг вас окликают Ваш начальник».
Присутствующие студенты наблюдают и анализируют проигрываемые ситуации: позиции общения (открытость, закрытость, доброжелательность, безучастность, враждебность), стиль общения, эффективность результатов общения. Анализируют поведение участников в конфликтной
ситуации, дают собственные психологические рекомендации начальнику и подчиненному.
Задание 5. Проанализируйте конфликтные ситуации, указав: суть конфликтной ситуации, позиции участников (оппонентов), объект конфликта, «инцидент», возможные пути разрешения конфликта.
Источник. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии Издательство: Питер, 2009 г.
Порядок проведения игры. Студентам выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека.
Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.
Рисунки взяты из модификации рисуночного теста Розенцвейга, разработанной Н. Г. Хитровой.
Источник: Пашковская И.Н. Психологический практикум : учебное пособие. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. - 102 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |