На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция «Эмоционально - волевая сфера: чувства, эмоции и воля»
Лекция «Эмоционально - волевая сфера: чувства, эмоции и воля»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции.
2. Классификации эмоциональных явлений.
3. Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры.
4. Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции. Структура волевого акта.

Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции

Ранее рассматривался вопрос о том, что любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).
В любой деятельности, которую выполняет человек, можно выделить компонент его отношения к конкретной ситуации, эмоциональной окраски происходящего. Эмоции как сквозная линия проходят сквозь все действия человека, тесно переплетаясь с мотивом, и являются основным побудителем всех планов, целей. Вместе эмоции и мотив образуют эмоционально побудительный всплеск, без которого деятельность не сможет осуществиться.
Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет его в определенное русло. Как говорит зарубежный исследователь Карл Изард: «Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.»
Итак, поговорим об общей характеристике эмоциональных явлений и их функциях.
Сейчас очень важно разобраться с основными понятиями, которые будем употреблять - это эмоции, настроения, эмоциональные свойства и чувства. Выделив данные понятия можно напомнить ранее уже обозначаемые психические процессы, свойства и состояния. Так же и в эмоциональной сфере - процессы или реакции - это эмоции, наравне с психическими свойствами можно поставить эмоциональные свойства, близки психическим состояниям будут эмоциональные состояния, которые называются настроения и добавляется еще одна область - это отношения - именно чувства.
Теперь более подробно об этом.
Эмоции - (от лат. потрясаю, волную) - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей; проявляются в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т. д., сопровождая любые проявления организма, отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений, ситуаций, состояние организма и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Можем выделить основные функции эмоций:
- оценочная,
- побудительная,
- регулирующая,
- предвосхищающая,
- дезорганизующая,
- активирующая и мобилизующая,
- защитная,
- экспрессивная и коммуникативная.
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Чтобы воспринимать эмоцию в целом необходимо учитывать, что это внутреннее переживание, наличие физиологической активации (процессы нервной системы) и выразительные внешние комплексы эмоции (мимика, поведение).
Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. (Сравнительно устойчивое состояние человека.) Настроение имеет свойство сопровождать и постоянно влиять на поведение человека. Можно рассмотреть такой пример, что если у человека мрачноватое настроение, печальное, грустное, то, скорее всего, он будет находиться в несколько похожем состоянии - это состояние утомления. Движения будут медленнее, чем в другом состоянии, более плавными и размеренными. Если же человек в веселом расположении духа, улыбается, то его действия будут энергичными, бодрыми, ловкими, в таком человеке будет чувствоваться энергия.
Эмоциональные свойства позволяют говорить о двух группах явлений. Первое, это свойство, проявляющееся в отношении к кому-либо: жизнерадостность, злорадство, зависть, сочувствие и др. Второе, это выражение свойства как характеристики эмоциональной сферы: эмоциональная
чувствительность, эмоциональная реактивность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность.
Под эмоциональной чувствительностью понимается именно восприимчивость к различным стимулам, появление ответной эмоциональной реакции на малый раздражитель, стимул, ситуацию, человека.
Эмоциональная реактивность - как свойство эмоциональной сферы конкретного человека, проявляющееся в быстром или медленном протекании его обычной деятельности, близко связано с быстротой возникновения эмоционального отношения.
Эмоциональная устойчивость - проявляется в постоянстве эмоционального фона по силе протекания, длительности, т.е. качественный аспект.
Эмоциональная лабильность - характеристика момента смены одного эмоционального явления другим в достаточно короткий промежуток времени.
Часто даже смена на противоположную эмоцию - печаль на радость, злость на страх и т. д. (Говорят, таким образом, то о взлетах, то о падении настроения.)
Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения человека к чему-либо или к кому-либо.
В психологической литературе можно встретить несколько пониманий именно чувств:
1. в элементарном смысле ощущения, на все различные приходящие извне и изнутри раздражители.
2. социальные эмоции, так называемые высшие чувства, которые не присутствуют у человека. (Пример, патриотизм.) Высшие чувства выделяют: познавательные, нравственные и эстетические.
З.эмоционьльное свойство - устойчивая характеристика - личностное свойство. (Пример, чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т.д.)
Чтобы не терять нить рассуждений, то предлагаю обозначить, что нашему пониманию чувств ближе третий предложенный вариант.
Все основные эмоциональные явления можно разбить на предчувствия и чувства, как на положительные, так и на отрицательные.

 

Положительные

Отрицательные

Предчувствия

Предвкушение

Страх

Чувство

Радость

Печаль

Итак, из всего выше сказанного можно заключить, что эмоциональные явления являются выражением отношения к окружающему миру, проявляющегося в форме переживания.
Теперь наиболее удобно обозначить, что все перечисленные и некоторые другие эмоциональные явления можно упорядочить по устойчивости протекания.
Самым не устойчивым выделяется аффект.
Аффект - эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием. Состояние аффекта способно словно захватить человека на какой-то промежуток времени, захватить достаточно интенсивно.
Более длительными эмоциональными состояниями называют собственно эмоции. Они могут быть реакцией, как на свершившиеся события, так и на вероятностные или вспоминаемые, как уже говорилось, предвосхищают результат действия.
Чувства считают еще более устойчивым психическим состоянием.
А самым длительным и сопровождающим своей окраской все поведение человека считается - настроение.
Теперь об основных характеристиках эмоциональных явлений:
1. Предметность. (Обязательно связаны с предметом либо внешнего мира, либо внутреннего состояния, ощущения себя самим собой.)
2. Амбивалентность. (Одновременно выражены оба полюса, представлены противоположные эмоциональные состояния, принятие и отвержение. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость. Так же можно вспомнить, как одновременно существуют любовь и ненависть при ревности в человеке.)
3. Интенсивность. Ранее уже говорилось о проявлении, выраженности эмоциональных явлений. Самым интенсивным необходимо отметить аффект. Своего рода яркая вспышка, которая достаточно быстро разворачивается и исчезает.
4. Продолжительность. По большей продолжительности, как отметили ранее, выделяется настроение человека.
5. Осознанность. По степени осознанности можно выделить наиболее осознаваемое эмоциональное явление - настроение, наименее осознаваемым является аффект. (Пример, можно представить таким образом, что человек часто не понимает, даже не помнит, что совершает в таком состоянии.)
6. Происхождение. Происхождение каждого эмоционального явления можно связывать со стимулом внешней или внутренней действительности - это может быть и ситуация, и событие, и появление значимого предмета, значимого как положительно, так и отрицательно.
7. Направленность. Как подчеркивалось ранее можно говорить о внешней и внутренней направленности эмоционального явления.
Для полноты картины, чтобы в целом, хотя и достаточно кратко, представить себе все аспекты эмоциональной сферы, необходимо еще назвать такие черты как действие на организм. Эмоции, исходя из перечисленных функций, могут побуждать и мобилизовать в деятельности, а могут защищать и подавлять, парализовать активность. Таким образом, и действие на организм различно. Стимуляция организма придает силы и приток энергии человеку, а подавление активности приводит к остановке всех жизненных процессов, реакций. Еще важно отметить, что сдерживание эмоций, подавление (о чем говорил еще Фрейд) приводит к психосоматическим реакциям, а позже и к различным заболеваниям организма человека. (Сдержали гнев, злобу, подавили свой страх, а потом голова болит, сердце колет, желудок режет и т. д.)
Эффект заражения так же очень важный аспект протекания эмоций. Легко наблюдаем в толпе, группе людей, когда одна эмоция, особенно если направлена на сохранение жизнедеятельности человека, передается всем членам группы, захватывает и начинает, изменяясь, то увеличивать свое действие, то уменьшать. (Повышение тревожности именно возле кабинета, где происходит экзамен.)
Эмпатичностъ - свойство личности, способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания.

Классификация эмоциональных явлений

Уже частично затрагивался вопрос о классификации эмоциональных явлений, сейчас можно обозначить другие основания классификации, которые также важны и часто применяются в науке.
Итак, отметьте выделяемую ранее классификацию эмоциональных явлений по устойчивости протекания. (Аффект, эмоции, чувства и настроение.)
Еще рассматривали такое деление: предчувствия и собственно чувства человека.
Далее будем говорить о классификации непосредственно эмоций человека.
По основанию - знак эмоции - можно выделить положительные и отрицательные эмоции, в некоторых источниках также выделяются нейтральные эмоции. Среди отрицательных эмоций выделяют 3 группы эмоций:
-страх (боязнь, испуг, паника, тревога и т. д.),
-гнев (раздражение, ярость, бешенство, исступление, неудовольствие и т. д.),
-печаль (грусть, тоска, скорбь, сплин - депрессия, меланхолия, ностальгия, горе и т. д.).
Положительные эмоции: радость, любовь, любопытство, удовольствие, блаженство, ликование, восхищение, гордость, предвкушение и др. оттеночные моменты.
Нейтральные эмоции: удивление, безразличие.
Выделяя положительные и отрицательные эмоции необходимо помнить, что даже такие, выделенные отрицательные эмоции, как страх, гнев, даже печаль, во многих случаях могут влиять на человека позитивно, спасти жизнь. Например, человек в момент сильного испуга может настолько собраться с силами, что совершит невозможное - поднимет автомобиль и спасет жизнь кому-то еще. Или, другой пример, в сильном гневе, в агрессивном состоянии человек может обогнать всех бегунов и выиграть денежный приз, обезвредить преступника и др. Также и выделяемые положительные эмоции могут повлиять на человека крайне негативно. Пример, от чрезмерного любопытства человек может попасть в неприятную историю. Огромная радость может перейти во всеобщее доверие окружающим, человека обманут и ему будет уже не так радостно, как было. Поэтому для того, чтобы относить эмоции к негативным или позитивным, стоит отмечать аспект действия того или иного последствия эмоции.
Другая классификация предлагает делить все эмоции на низшие и высшие. Низшими будут эмоции, которые появились в онтогенетическом смысле первыми - радость, удовольствие, горе, страдание (схожи с животными и присутствуют у них так же, как и у человека). Высшие эмоции - те, которые человек воспитывает у себя в течении жизни - юмор, азарт и др.
Традиционно в науке эмоции также делят на стенические и астенические. Стенические - возбуждающие (радость). Астенические - ослабляющие (горе, печаль, тоска, страх). Здесь рассматривается механизм физиологического воздействия на организм проявления эмоции, хотя и это влияние может изменяться в зависимости от конкретной ситуации.
Можно еще выделить коммуникативные и не коммуникативные эмоциональные явления. Не коммуникативные, те чувства, которые не проявляются в чистом виде в виде экспрессии человека, в его мимике, жестах, пантомимике, поведении. Можно здесь говорить о чувстве голода, о том же патриотизме. А коммуникативные эмоции - это страх, радость и др., которые имеют устоявшееся и различаемое проявление у людей, часто схожи у разных рас, национальностей, не различимы по возрастам.

Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры

Среди эмоциональных состояний можно выделить такие: настроение, аффективные состояния, состояние стресса, состояние фрустрации, беспокойства, тревоги и др. Можно выделять и далее различные очень узко обозначенные состояния, но они чаще протекают индивидуально у каждого человека, и очень трудно выделить их общие закономерности.
О настроении и аффективных состояниях уже говорили подробно ранее. Только важно напомнить, что настроение сопровождает всю деятельность человека, чем бы он ни занимался, а аффект - возникает на короткий промежуток времени и протекает наиболее бурно, в отличие от других эмоциональных состояний.
Поговорим о стрессовых состояниях. Чаще под стрессом в психологии понимают состояние или реакцию завышенной напряженности. В книге Ганса Селье «Стресс без дистресса» описан очень иллюстративный пример. «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все они испытывают стресс». Эти проблемы различны, но организм на них реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеческому организму. Факторы, вызывающие стресс - стрессоры - различны, но запускают одинаковую биологическую реакцию.
Получается, что стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой человек столкнулся. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации, т. е. интенсивности требований к приспособительной способности организма. Стресс является адаптационным синдромом, с его помощью происходит перестройка ресурсов организма и адаптация к стимулам внешней действительности.
Любое действие, деятельность человека вызывает стресс, но этот стресс не обязательно вреден. Вредоносный стресс или неприятный - дистресс. 
Таким образом, получается, что стресса нельзя избежать, освобождение
от стресса - означает смерть.

Г. Селье выделил 3 стадии стресса:
1. стадия тревоги, во время этой стадии происходит шок и противошок;
2. стадия резистентности - повышения устойчивости и сопротивления, организм, используя свои защитные ресурсы, сопротивляется;
3. стадия истощения - исчерпываются все адаптационные ресурсы, система разрушается.
Каким образом можно совершать профилактику стресса? Если стрессреакция завышенной напряженности, то профилактика стресса - это ослабление этого напряжения разными способами. Это: дистанцирование - отдаление от себя стрессора; изолирование стрессора, причем как реальное, так и воображаемое; переоценка ситуации. Коррекции стресса близки такие понятия, как психотерапия и психологическая коррекция. Коррекция занимается корректированием отклонения от нормы, а психотерапия - лечением и терапией болезни, патологических нарушений.
Теперь поговорим о фрустрации.
Фрустрация - специфическое эмоциональное состояние, которое возникает когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы или воспринимаются им как таковые. Состояние фрустрации неприятно и напряженно.
Условия возникновения фрустрации: 
1. наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;
2. наличие препятствия (фрустратора).
Поведение в состоянии фрустрации может быть различным, оно зависит от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора.
Личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутренних, так и внешних. Они стимулируют поисковую активность личности, расширяют спектр связей личности с миром, делают их глубже и разнообразнее. Если же человек будет пытаться избегать фрустрирующих его ситуаций, то это можно расценить так, что человек пытается убежать от мира.
Такие состояния, как беспокойство и тревога, постоянно возникают в жизни человека. Любые изменения равновесия системы человек - внешняя среда, ведущие к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей или же предвидение такой ломки порождает состояние тревоги.
Тревога - чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. Тревога может появляться в результате фрустрации, а также быть первым психологическим проявлением стресса. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, происходит включение дополнительных физиологических механизмов адаптации к изменившимся условиям. Важно отличать тревогу от тревожности - относительно устойчивая личностная характеристика, дающая представление о предрасположенности человека к тревоге, о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревоги различного уровня.
Итак, рассмотрели основные эмоциональные состояния человека. Возможно, что теперь, попадая в то или иное состояние, вы сможете определить, что с вами происходит, что к этому привело, что стоит ожидать в дальнейшем, в случае необходимости стремиться что-то изменить, искать другой выход.


Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции


Структура волевого акта
Воля - это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Основной функцией воли является повышение эффективности деятельности.
Развитие воли у человека происходит постепенно. Первоначально - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, затем - человек приобретает контроль над собственным поведением, а уже далее - развивает волевые качества личности.
Говоря о волевом акте, можно рассматривать простой волевой акт и сложный. Простой волевой акт состоит в том, что у человека присутствует цель деятельности и есть необходимые действия для реализации этой деятельности. Сущность воли здесь - произвести деятельность. Сложный волевой акт предполагает дополнительные звенья в структуре деятельности между побуждением и конкретными действиями. Дополнительными являются - возбуждение побуждения и постановка цели; обсуждение и борьба мотивов; принятие решения и исполнение.
Существенные признаки воли:
- приложение усилий для принятия решения и их реализации;
- присутствие плана осуществления;
- сосредоточение внимания на выполняемом действии и возможное отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в результате выполнения.
Когда человек совершает волевой акт, то его деятельность описывается фразой: «Я должен». Таким образом, происходит замена привычного
положения: «Я хочу», на целенаправленное, осознанное действие.
Пример: не волевое действие - ребенок, убегая от разъяренной собаки, пробегает огромное расстояние и забирается на дерево. Волевым действием будет такое действие, при котором человек осознает свои действия, сознательно ставит цель, ищет план реализации и достигает цель. Это может быть спортсмен, который тренируется для скорости преодоления определенного расстояния, поэтому он бегает очень быстро на стадионе, ходит 3 раза в неделю в спортивный зал на тренировки.

 

Познание (интеллект)

 

------------ ►

 

 

 

эмоции

Регулирование

 

 

 

(воля)

 

Функции воли выделяются исходя из регулятивного воздействия на деятельность человека - побудительную и тормозящую. Побудительная способствует именно организовать и совершить необходимую деятельность, а тормозящая - предупредить действия и остановить деятельность в нужный момент.
Человек, воспитывая у себя волевые качества, развивает ответственность, целеустремленность, тренирует силу воли, инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, выдержку и другие важные для него качества.
Существует много способов, с помощью которых человек может развивать свою волю: управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесными внушениями, управление мышечным тонусом, ритмом дыхания и др.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.