Основные направления психологии - Неофрейдизм, гештальт-психология |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||||||
Страница 2 из 2
|
Рис. 2. Иерархия потребностей по А. Маслоу
• люди - мыслящие существа, свободно выбирающие свои действия (Ж. П. Сартр «Я есть мой выбор»);
• творчество потенциально присуще всем людям от рождения (однако теряется в результате «окультуривания», чему способствует официальное образование) и др.
В современной психологии находит признание «Биосоциальная теория трех человеческих природ», предложенная американским психологом М. Мэрфи, включает:
• первая природа - это человек как особый биологический вид с более острым умом и социальным инстинктом, который признается важнейшим инстинктом человека;
• вторая природа - человек как существо, «обработанное» цивилизацией, его способ мировосприятия ограничивается культурой («конформист культуры»);
• третья природа - человек, стремящийся к индивидуальному творчеству.
В психологии немало сторонников биосоциальных теорий. В частности, английский психолог Г. Айзенк разработал двухмерную модель личности: личность представлена как психобиологический феномен. Основные характеристики личности определяются двумя главными измерениями по шкалам: «инт- ровертированность - экстравертированность»; «эмоциональная стабильность - нейротизм».
В рамках биосоциальных теорий американский психолог Д. Кеттел предложил «Факториальную концепцию личностных черт», согласно которой главное в исследовании личности - это описание различных, более или менее обобщенных и коррелирующих друг с другом свойств (измерений, факторов) личности. Д. Кеттел выделил 16 факторов первого порядка, которые, кроме того, дополнялись факторами второго и третьего порядка.
Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн (19021970) разработал основы трансактного анализа, который предложен им в качестве теоретической и прикладной основы совершенствования качеств личности. Эрих Фромм (1900-1980) заложил основы гуманистического и радикально-гуманистического психоанализа. Американский социолог Джордж Герберт Мид (1863— 1931) обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации (социобихевиоризм). Американский психиатр и психолог Гарри Стэк Салливан (1892-1949) в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии». Немецкий психиатр Карл Леонгард выдвинул «Теорию личностных акцентуаций». В психологии человека он выделял сферу направленности интересов и склонностей - эгоизм, альтруизм, тщеславие, а также сферу чувств и воли - процесс протекания эмоций, скорость их возникновения, глубину, силу или слабость воли, волевую возбудимость.
Новым в психологии явилось обоснование и разработка американским психологом, специалистом в области психологии развития и социального научения, истории психологии, психологии личности Сирсом «Диадической теории интеракции», согласно которой исходной единицей психологического анализа является диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадиче- ских ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированы на поведение другого человека и зависят от него.
Американский ученый Джордж Александер Келли (19051966) разработал «Психологию личностных конструктов». Согласно выдвинутой им концепция организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает («конструирует») будущие события. Келли отмечал, что каждый человек - исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - «личностных конструктов» и выдвигающий исходя из этого образа гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить точность последующих предсказаний.
Научный и практический интерес представляют не только многочисленные направления зарубежной психологии, но и отечественная психология.
В нашей стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» [22], которая внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Труды его создали естественнонаучную основу для современной психологии. По мнению советского ученого С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченов был крупнейшим русским психологом того времени. Научная деятельность И.М. Сеченова оказала влияние на исследования В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.
Благодаря открытию И.П. Павловым механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.
Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены учеными А.Ф. Лазурским, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпановым.
В конце XIX - начале XX в. психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С. Корсаковым, И.Р. Тархановым, В.М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы выдающегося российского ученого П.Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.
Заметную роль в истории отечественной психологии сыграл Г.И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. На смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, которые не только продолжили исследования, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х гг. XX в.
В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, сформировалась известная психологическая теория развития психики человека Л.С. Выготского.
Выготский Лев Семенович (1896-1934) - советский психолог, создатель культурно-исторической теории психики человека. Окончил юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет университета имени Шанявского (1917). Научно-педагогическую деятельность начал в Гомеле. С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, Институте дефектологии. Был профессором Института психологии в Москве.
Суть культурно-исторической теории развития психики человека выражается в том, что развитие психических функций человека происходит в процессе опосредованного общением освоения ценностей культуры. Л.С. Выготский разделял психические функции на низшие и высшие.
Низшие функции (натуральные) - данные природой (сенсорная - восприятие, мнемическая - запоминание, моторная - двигательная). Натуральные функции преобразуются в высшие - культурные (механическая память становится логической; ассоциативное течение представлений - мышлением или творческим воображением; импульсивные действия - произвольными и проч.).
Высшие функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление) присущи только человеку. Высшие психические функции развиваются в процессе, освоения индивидом ценностей культуры, опосредованного общением.
В филогенезе происходит процесс интериоризации (от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Внешние средства - знаки (зарубки, жребий, громкое слово) преобразуются во внутренние (образ, элементы внутренней речи и т. п.), с помощью которых человек начинает управлять собой.
В онтогенезе существуют две стадии интериоризации:
• взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что- нибудь сделать;
• ребенок принимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого, а также управлять с помощью внутренней речи своим поведением.
В развитии всех высших функций Л.С. Выготский выделяет определенные стадии, следующие за стадиями развития натуральных функций:
• употребление знаков без осознания способа их действия;
• использование внешних знаков;
• использование внутренних знаков.
Принцип развития сочетается с принципом системности. Л.С. Выготский ввел понятие «психологические системы», под которыми понимал целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (связи мышления и памяти, мышления и речи). В построении таких систем главная роль отводилась первоначально знаку, а затем значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики.
Знак - предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Знак (слово) - «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Если К. Маркс писал об орудиях труда как средстве общения с природой, направленном на внешний мир, то Л.С. Выготский называл знак орудием изменения внутреннего мира человека. Ведь, прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Такой доречевой «материал», полученный от более ранних структур психического развития (низшие функции), «окультуривается» знаком и получается качественно новое строение, возникают высшие психические функции.
Значение - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.
Л.С. Выготский раскрыл свое понимание категории «реакция». Он считал главной для человека особую реакцию - речевую. Эта реакция, конечно, тоже является телесным действием, но в отличие от других телесных действий дает сознанию личности иные измерения:
• предполагает процесс общения, а это значит, что она изначально социальна;
• всегда имеется психический аспект, который принято называть значением, или смыслом, слова;
• слово имеет независимое от субъекта бытие как элемент культуры. Так, в едином понятии речевой реакции сомкнулись телесное, социальное (коммуникативное), смысловое и социальнокультурное.
В системе четырех координат (организм, общение, смысл, культура) Л.С. Выготский пытался объяснить любой феномен психической жизни: в психические функции (внимание, мышление, память и проч.) вводились особые регуляторы - знаки, созданные культурой. Далее он перешел к изучению низших и высших психических функций.
Таким образом, поведение человека кардинально отличается от поведения животных, ибо оно социально по своему генезису, т. е. внутренне связано с общением людей и неотрывно от исторически возникающих культурных средств его управления.
На основе разработки проблем культурно-исторической теории Л.С. Выготский создал новое направление в детской психологии, включающее следующие положения:
• взаимосвязь умственного развития детей с их обучением;
• связь обучения и развития: обучение есть источник развития, формирует у ребенка такие функции, «которые без него вообще в развитии возникнуть не могут»;
• существование двух уровней умственного развития - актуального и зоны ближайшего развития, где «Зона ближайшего развития ребенка - это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами»;
• взаимосвязь между школьной успеваемостью ребенка и коэффициентом его умственного развития (IQ), а также динамикой его (IQ) изменения в процессе обучения, т. е. относительной и абсолютной успеваемости;
• соотношение между потенциальным и реальным умственным развитием детей и их реальной подготовкой;
• развитие житейских и научных понятий, когда научные понятия характеризуются тем, что они отражают сущность предмета, и усваиваются на основе процессов анализа, абстракции, обобщения, которые направляются и опосредуются знаками языка в ходе обучения.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог, философ, профессор, действительный член АПН
СССР, родился в семье богатого адвоката. После окончания с золотой медалью Одесской гимназии обучался в Германии во Фрейбургском и Марбургском университетах. В 1914 г. приезжает в Одессу, где сначала преподает в гимназии философию и психологию, а затем читает курс лекций в университете. Становится профессором этого университета. С 1930 г. работает в Ленинградском государственном педагогическом институте: заведующий кафедрой ЛГПИ с 1932 по 1942 г., с 1942 до 1950 г. является заведующим кафедрой психологии МГУ и одновременно директором Института психологии АПН СССР (1942-1945) и с 1945 г. - зав. сектором психологии Института философии АН СССР.
С.Л. Рубинштейн разработал принцип единства сознания и деятельности в философии, психологии, педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и проч.)
Рубинштейн выделил основные особенности деятельности:
• социальность - деятельность осуществляется только субъектом (личностью, коллективом, человечеством);
• содержательность, предметность, а не символичность, фиктивность, ибо деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта;
• деятельность всегда творческая и самостоятельная;
• деятельность определяется своим объектом не прямо, а опосредованно, через ее специфические внутренние закономерности (через цели, мотивы и проч.). Здесь проявляется всеобщий принцип детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого они воздействуют.
Предметом изучения психологии Рубинштейн считал психику. Сущность психики заключается в отражении объективной действительности. В свою очередь, психика есть явление вторичное, как свойство материи, и связано с ее носителем - мозгом (особым образом организованной материей).
Возникновение и развитие человеческой психики и сознания осуществляются:
• в ходе исторического развития человечества (в филогенезе). Основная закономерность заключается в развитии человека (и его психики) в процессе труда. Имея общественный характер, труд способствует возникновению речи. С ним связана перестройка психической функции;
• в процессе индивидуальной жизни человека (в онтогенезе). Исходным пунктом здесь является развитие сознания в процессе деятельности, когда человек, преобразуя предмет, раскрывает свои сущностные силы. В конечном итоге человек является результатом своего собственного труда.
«Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, создаваемых человеком в процессе исторического развития, но также и в процессе их создания. Процесс же создания человеком предметного мира - это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы».
Развитие личности детерминируется многими факторами: психофизиологические, психические, социально-психологические и социальные. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «без сознания нет личности, но личность к сознанию не сводится». «Психофизиологическая природа не вытесняется и не нейтрализуется, а опосредствуется общественными отношениями и перестраивается - природа становится человеком».
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) - советский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Окончил Московский университет, отделение общественных наук, работал в Институте психологии и в Академии коммунистического воспитания в Москве вместе с Л.С. Выготским. С 1931 по 1935 г. возглавлял в Харькове группу молодых исследователей, с 1942 по 1945 г. руководил научной работой в Опытном восстановительном госпитале под Свердловском, с 1966 г. был деканом и зав. кафедрой общей психологии психологического факультета МГУ.
Опираясь на идеи культурно-исторической теории, детально разработал общепсихологическую концепцию (теорию) деятельности - деятельностный подход, суть которого в том, что психология есть наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивида.
Методом изучения психики является анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, которая исследуется в ее филогенетическом, онтогенетическом, историческом, функциональном развитии.
Основные принципы: развитие и историзм, предметность, активность, интериоризация-экстериоризация, единство строения внешней и внутренней деятельности, системный анализ психики, зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.
По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных этим образом отношений субъекта в предметной действительности.
Категория деятельности используется как объяснительный принцип психики. Важнейшие характеристики деятельности - субъектность и предметность.
Специфика предметной детерминации деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъекта не непосредственно, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности. Деятельность человека всегда социально обусловлена.
Субъектность проявляется в активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в личностном смысле (значение для меня), придаваемом мотивами различным событиям, действиям.
Деятельность рассматривается в трех планах: генетическом, структурно-функциональном и динамическом.
Генетический план деятельности предполагает, что исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая преобразование социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность.
Структурно-функциональный план деятельности построен на принципе анализа «по единицам» (Л.С. Выготский), при котором любая реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменятся содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый), вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный).
Динамический план деятельности предполагает изучение механизмов, обеспечивающих движение самой деятельности: над- ситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая целенаправленный характер деятельности в постоянно изменяющейся действительности.
Уровни деятельности:
• уровень особенных деятельностей;
• уровень действий;
• уровень операций;
• уровень психофизиологических функций (самый низкий).
Действие - произвольная, преднамеренная, опосредованная
активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Это основная единица анализа деятельности. Действие всегда происходит опосредованно, через такие средства, как знаки, роли, ценности, нормы и проч. Применяя эти средства, субъект овладевает действием, превращая его в «личностное», принадлежащее ему самому. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительская и контрольная части. По способу функционирования действие является преднамеренным и произвольным.
Функция произвольного контроля и регулирования действий в онтогенезе осуществляется сначала взрослым в процессе совместной деятельности с ребенком. Затем вследствие интерио- ризации схем поведения и социальных норм ребенок сам начинает контролировать свои действия.
Преднамеренность действия возникает после принятия решения субъектом о том, что образ будущего результата действия соответствует мотиву его деятельности. Тогда этот образ действия приобретает для субъекта личностный смысл и выступает для него как цель действия.
При наличии намерения у субъекта возникает целевая установка - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Целевая установка связана с образом предвидимой цели, в котором не представлены однозначно конкретные условия и способы ее эффективного достижения. Образ предвидимой цели задает лишь общие направления построения действия. Исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.
В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достигаются определенные результаты, личностный смысл которых оценивается эмоциями. В процессе действия могут образовываться новые цели, изменяться место действия в структуре деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели.
Цель - это образ желаемого будущего результата. Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Крупная цель может подразделяться на более мелкие, достижению которых соответствуют свои действия. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В.М. Бехтерева. Является основателем ленинградской психологической школы, был деканом факультета психологии ЛГУ (1968-1972).
Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человека. Б.Г. Ананьевым был предложен один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии.
Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.
Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.
Согласно теории Б.Г. Ананьева, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.
Это понятие также используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социального существа, использующего орудия труда, не отрицая биологической сущности человека. Человек как индивид обладает определенными первичными и вторичными свойствами (рис. 3).
Другое понятие - «личность», характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 4). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер и т. п.
Рис. 3. Структура понятия «индивид»
Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев, - «субъект деятельности» (рис. 5). По своему содержанию оно занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект», которое как философская категория чаще всего употребляется совместно с понятием «объект», т. е. они всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующий независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающее в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. В зависимости от того, на что или на кого обращена активность человека, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта, также объектом может быть и сама деятельность человека.
Рис. 4. Структура понятия «личность»
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности, что, в свою очередь, формирует интегральную характеристику человека - его индивидуальность.
Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости (рис. 6).
Рис. 6. Структура понятия «индивидуальность»
Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Врожденные характеристики и разнообразные условия воспитания порождают широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, человек - один из наиболее сложных объектов реального мира, а его структурная организация носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.
Б.Г. Ананьевым позднее были выполнены фундаментальные историко-психологические исследования. Поиск средств для исследования развития во всей его сложности привел к формированию нового методологического подхода. Б.Г. Ананьев наглядно продемонстрировал преимущества комплексного, междисциплинарного подхода к проблеме человека, что позволило психологии действительно стать наукой о человеке во всей его сложности и многогранности. Антропологизм как принцип построения психологической науки позволил по-иному взглянуть на сам предмет психологии, который в концепции Б.Г. Ананьева предстает как многоуровневая системная организация психики.
Контрольные вопросы
1. Что такое экспериментальная интроспекция в психологии сознания?
2. Как вы понимаете «Человек - реактивная система, его поведение управляется внешней средой»?
3. Какие инстинкты жизни и инстинкты смерти по З. Фрейду?
4. К. Юнг и А. Адлер - ученики и последователи З. Фрейда?
5. Негативное воздействие цивилизации как причина возникновения неврозов.
6. Три стратегии бегства от свободы по Э. Фромму.
7. К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и развитие гуманистической психологии.
8. Научный и практический интерес отечественной психологии.
Темы для рефератов
1. З. Фред и психоанализ.
2. Ученики и последователи З. Фрейда.
3. Вклад зарубежных психологов в науку.
4. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева.
5. Вклад отечественных психологов в науку.
Источник: Караванова Л. Ж. Психология: Учебное пособие для бакалавров / Л.Ж. Караванова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 264 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |