Основные направления психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Основные направления психологии
Неофрейдизм, гештальт-психология
Все страницы

1. Психология как сложная система развивающихся направлений и подходов


После выделения психологии в середине XIX столетия в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений).
Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические; эклектические и др.
Основные критерии различения психологических школ выражают признаки их отношения к тому, что считается основным понятием в этой школе, что взято за объяснительный принцип и какой метод является ведущим.

2. Психология сознания

Представители данной парадигмы говорят о существовании двух уровней жизни:
- первый - человек думает, переживает, говорит;
- второй - думает, почему так думает, переживает, говорит.
Основное понятие в психологии сознания - это явления сознания как совокупность внутренних, субъективно переживаемых процессов.
Представленное немецким психологом В. Вундтом направление психологии сознания носит название структуралистский подход.
В. Вундт использовал метод физиков и химиков, которые расчленяли вещество на простейшие элементы и делали научные открытия. Он в своей лаборатории (1879) выдвинул план разработки физиологической психологии, т. е. сознание разбивалось на простейшие элементы, и эта структура описывалась.
В. Вундт изучал ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание и другие темы из физиологии, но при этом он исследовал душевные явления с помощью приборов и экспериментов. Предметом психологии был назван непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания.
Главный метод - экспериментальная интроспекция (самонаблюдение), состоящая в том, что испытуемого, прошедшего специальную подготовку, просят описать что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации (звуки, цвет, вес и др.). Для того чтобы добраться до первичных «тканей» сознания, которое представлялось сплетенной из чувственных (сенсорных) «нитей», Вундт пытался расчленить сознание на элементы и выяснить связи между ними.
Объяснительный принцип - сознание изучается сознанием.
Вторым направлением в рамках психологии сознания, получившим развитие под влиянием эволюционизма Дарвина, является предложенный американским психологом Уильямсом Джеймсом функционалистский подход.
С точки зрения сторонников этого подхода, проблема заключатся не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы познать функцию и роль сознания в выживании индивида, в его адаптации к среде. Необходимо выяснить, как эти структуры сознания работают при решении актуальных потребностей людей.
У. Джеймс выдвинул идеи о динамике и целостности, активности и избирательности сознания; он выделял два состояния сознания: устойчивое (образ) и изменчивое, быстро проходящее. Человек - это не «цепочка элементов», а «поток сознания». Человека отличает личностная (выраженность интересов личности) избирательность (способность постоянно производить выбор). Сознание, по У. Джеймсу, соотносится не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой личности, под которой он понимал «все, что человек считает своим».
Область психологии расширялась, охватывая не только сознание, но и поведение, механизмы научения, сближавшие психологию с практикой. Однако наука о функциях сознания окончательно уступила место науке о поведении с зарождением бихевиоризма.


3. Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behavior - поведение) - наука о поведении. «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти», - писал основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон.
Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изучения, «поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием».
Объектом изучения являлось поведение, под которым понимались двигательные акты организма в ответ на раздражения, идущие из внешней среды.
Основной метод - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма на воздействия окружающей среды с целью выявить доступные математическому описанию корреляции между этими переменными.
Поведение рассматривалось бихевиористами как вегетативные реакции, движения, научение. Среда - сфера, где развертывается поведение организма, на элементы которого оно направлено и которым обусловливается.
Бихевиористы считают, что человек - реактивная система, его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему он стремится и чего избегает.
Задача психологии - по ситуации (стимулу) предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им, а по реакции делать заключение о вызвавшем ее стимуле.
Одним из основных понятий бихевиоризма является подкрепление. Подкрепление-это любое событие, происходящее в среде, окружающей организм, связанное с его действием.
Классическая схема подкрепления: S -> R.
Оперантное подкрепление: R -> S -> R, т. е. сначала действие, а затем подкрепление.
Виды подкрепления:
• положительное подкрепление - это стимульное событие, которое повышает вероятность повторения предшествующего подкреплению действия в подобных условиях в будущем (похвала, деньги);
• отрицательное подкрепление - стимулы, устранение которых понижает вероятность повторения предшествовавших подкреплению действий в подобных условиях в будущем.
Правила подкрепления:
• повышать требования небольшими градациями, чтобы у обучаемого всегда была реальная возможность получить подкрепление;
• одновременно отрабатывать что-нибудь одно;
• прежде чем повысить требования, подкрепить имеющийся результат;
• если ставится новая цель, временно понизить требования по старым критериям;
• быть впереди обучаемого, чтобы в случае его внезапного успеха знать, что подкреплять;
• если одна процедура не приносит успеха, найти другую;
• не начинать тренировку без положительного подкрепления;
• если навык теряется, нужно вернуться к началу, быстро повторить весь процесс выработки с серией легких подкреплений;
• по возможности оканчивать каждую тренировку на высокой ноте.
В классическом бихевиоризме схема «стимул - реакция» рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, - это воздействия окружающей среды.
Чтобы доказать это положение, Уотсон обратился к изучению поведения младенцев и пришел к выводу, что ребенок может быть рассмотрен как «живой кусочек мяса, способный давать небольшое число простых реакций» [26, с. 31]. Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения (реакции):
- гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного);
- страх (при потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальному бруску);
- любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями).
Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни.
Уотсон мечтал о глубокой разработке научного подхода к воспитанию и писал об этом в свойственной ему радикальной манере: «Человечество, несомненно, значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рождение детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершенными методами » [26, с. 12].
Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый стимул. Одиннадцатимесячному мальчику, известному в истории психологии под именем «Маленький Альберт», который сначала не испытывал страха перед крысой, стали показывать белую крысу (условный стимул), сопровождая демонстрацию громким ударом в гонг (безусловный стимул) за его спиной. Несколько повторений громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал плакать и стремился скрыться, что свидетельствовало о выработке реакции сильного страха (обусловленной реакции). К тому же реакция страха у Альберта распространилась на множество предметов-стимулов, в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды. Такой способ экспериментального подхода к исследованию детской психики без учета возможных негативных последствий вызвал широкую критику, и позже были разработаны этические нормы поведения и поставлен вопрос о соблюдении психологом профессиональных этических принципов.
Бихевиористы подчеркивали важность особой организации среды (стимуляции), чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать возможные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих (страхов, капризов, избалованности).
Уотсон описал образ желательного, «идеального» ребенка: «...Это ребенок, который никогда не плачет, кроме тех случаев, когда испытывает действительную боль; умеет всецело заниматься работой или игрой; быстро выучивается самостоятельно преодолевать маленькие трудности, встречаемые им в окружающей среде, а не бежит за помощью к взрослым; своевременно вырабатывает и закрепляет здоровые навыки для преодоления жизненных невзгод и трудностей; обладает социальными навыками, которые делают для взрослых приятным совместное пребывание с ним; охотно бывает со взрослыми, не претендуя на специальное внимание к нему; ест то, что предложат; отдыхает, когда приходит время; в конце второго года приобретает навыки трехлетнего; ...приходит к подростковому возрасту настолько хорошо подготовленным, ...что юность для него - естественное начало зрелого возраста, и который наконец в зрелом возрасте оказывается настолько хорошо тренированным в трудовых и социальных навыках, что никакие жизненные препятствия и невзгоды не могут сломать его в борьбе за достижение поставленных целей» [26, с. 31].
Этот ребенок, удобный для взрослых («никогда не плачет», «умеет всецело заниматься», «быстро выучивается», а «не бежит за помощью к взрослым», «своевременно вырабатывает», «не претендуя на специальное внимание к нему»), напоминает собой хорошо отлаженный механизм, в котором не остается места активности, эмоциональности и саморазвитию.


4. Психоанализ


Психоанализ (фрейдизм) - это направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими факторами. Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъектам психических сил, процессов, механизмов.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа, родился в Моравии в семье мелкого коммерсанта. Обучаясь на медицинском факультете в Вене, одновременно работал в физиологическом институте Эрнста Брюкке. В 1881 г. получил ученую степень в университете Вены, работал приват-доцентом, а с 1902 г. - профессором невропатологии.
Занимаясь врачебной практикой, обратил внимание на роль сексуальных переживаний и детских психических травм (часто неосознаваемых) у своих пациентов в формировании их характера.
Теорию и практику лечения возникающих вследствие этого неврозов и комплексов Фрейд назвал психоанализом.
Согласно его теории люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в обширной сфере психической жизни - неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Инстинкты, мотивы и влечения конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.
Психоанализ как термин означает: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.
Взгляды 3. Фрейда на организацию психики называют «топографической моделью», предполагающей подразделение психической жизни на три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
Сознание - это ощущения и переживания в данный момент, регулируемые внешними сигналами на короткий период времени. Затем следует погружение в предсознательное или бессознательное.
Предсознательное (доступная память) - это весь опыт человека, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или с минимальными усилиями. Предсознание наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Бессознательное - самая глубокая и значимая область психики, она представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые несут такую угрозу сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Это могут быть забытые детские травмы, подавленные сексуальные желания, которые не осознавались. Действительно значимое поведение человека оформляется и направляется импульсами и побуждениями, находящимися вне сознания.
Неосознанное может выражаться в замаскированной форме подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре, работе.
Позже 3. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел три основных структуры: Id,Ego, Super-Ego.
Ид («Оно») - примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Это нечто темное, биологическое, хаотичное, не подчиняющееся правилам, свободное от ограничений. Выражает первичный принцип человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).
Немедленная разрядка = принцип удовольствия. Ид не ведает страха, тревоги вопреки самосохранению. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.
Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов:
• рефлекторные действия - Ид автоматически отвечает на сигналы раздражителя (слезы - на соринку);
• первичные процессы представления, которые, вступают в действие, когда рефлекторные действия не могут снять напряжения.
Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности (у голодного ребенка - образ материнской груди, бутылочки).
Эго («Я») - элемент психического, ответственный за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям внешнего мира. Эго постоянно дифференцирует психическое и реальное, снижая тем самым напряжение, т. е. человек должен научиться доставать и потреблять пищу, прежде чем напряжение снизится. Это заставляет думать, воспринимать, решать.
Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то Эго подчиняется принципу реальности, цель которого сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда сложатся соответствующие условия во внешней среде.
Принцип реальности дает возможность тормозить, переадресовывать или давать постепенный выход агрессивной энергии в рамках социальных ограничений и совести человека. Эго вносит в наше поведение разумность.
Опираясь на силу логического мышления, Эго направляет поведение людей. Эго есть «исполнительный орган» личности и область протекания интеллектуальных процессов.
Супер-Эго («Сверх-Я») - система ценностей, норм и этики человека, совместимая с такой же системой, принятой в обществе. Супер-Эго формируется в процессе социализации.
Человек не рождается с Супер-Эго, а приобретает его. Эго возникает тогда, когда в возрасте 3-5 лет ребенок начинает различать «что такое хорошо, что такое плохо». Супер-Эго - это индивидуализируемое отражение «коллективной совести».
Супер-Эго подразделяется на две подсистемы:
• совесть - приобретается посредством родительских наказаний, включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запросов, чувство вины;
• Эго-идеал - поощрительный аспект Супер-Эго, формируется путем одобрения, похвалы, высокой оценки, что ведет к установлению высоких «тарифов» для себя.
Супер-Эго считается сформированным, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. При возникновении общественно осуждаемых импульсов со стороны Ид Супер-Эго пытается их полностью затормозить, направляя человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах, поступках. Супер-Эго пытается убедить Эго в преимуществах идеалистических целей перед реалистическими.
Инстинкты - движущая сила. Люди представляют собой сложные энергетические системы. Поведение человека активируется единой энергией согласно закону сохранения энергии. Источником психической энергии является психофизическое состояние возбуждения. Цель любой формы поведения - уменьшение напряжения, вызванного неприятным для человека скоплением этой энергии. Например: напряжение возникло в связи с экзаменом - разряжается через чтение, подготовку к экзамену.
Инстинкты - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Это «конечная причина любой активности». Бессознательное напряжение вызывает ту или иную форму поведения, для того чтобы уменьшить напряжение.

З. Фрейд выделил две группы инстинктов:
1) инстинкты жизни (Эрос) включают в себя все силы, поддерживающие жизненно важные процессы. Наиболее существенными считаются сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов называется либидо (от лат. «хотеть, желать»); это лишь часть психической энергии. Количество сексуальных инстинктов связано с определенными участками тела - эрогенной зоной. Прежде всего рот, анус, половые органы, уши, глаза, молочные железы;
2) инстинкты смерти (Танатос) лежат в основе проявлений жестокости, агрессии, самоубийств убийств. Инстинкты смерти, по 3. Фрейду, подчиняются принципу энтропии (энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). «Целью жизни является смерть», - писал Фрейд.
Он выделял четыре характеристики инстинкта:
1) источник инстинкта - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний; возникает возбуждение, состояние напряжения;
2) цель инстинкта - устранение возбуждения, напряжения, после чего наступает кратковременное блаженство;
3) объект инстинкта - предмет среды либо что-то собственное в человеке;
4) стимул - количество энергии, необходимое для удовлетворения инстинкта; оценивается косвенно, в результате наблюдения за количеством преодоленных препятствий.
Поведенческий акт З. Фрейдом представлялся как:
• катексис - привязка, направление энергии на объект (эмоциональная привязанность к родителям, т. е. перенос на них энергии);
• антикатексис - препятствие, мешающее удовлетворению инстинкта. Это внутренние или внешние барьеры.
Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет основу психоаналитической системы мотивации.
Динамика энергии инстинктов и ее выражение в выборе объектов прослеживается через понятие «смещенная активность», т. е. благодаря смене поведения энергия высвобождается и напряженность ослабляется. Это происходит тогда, когда по каким-то причинам невозможно удовлетворение инстинкта. Инстинкт смещается, сфокусировав свою энергию на другой объект. Например: вас отругали, вы пришли домой и избили собаку (у японцев - чучело начальника).
Многие социально-психологические феномены объясняются смещением двух первичных инстинктов - сексуального и агрессивного. Не имея возможности получить удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою энергию на других людей, предметы, другой вид деятельности, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения.
Согласно Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития человека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития:
• оральная фаза (до 1 года);
• анальная (1-3 года);
• фаллическая(3-6 лет);
• латентная (6-12/14 лет, половой инстинкт находится в скрытом состоянии);
• генитальная.
Задача психоанализа - освободить «Я» от различных форм давления на него. Эту возможность человек приобретает с помощью действия защитных механизмов:
• вытеснение - неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного;
• рационализация - сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других, социально одобряемых;
• регрессия - уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень;
• сублимация - трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и проч.) в более приемлемый для индивида и общества вид деятельности (творчество, остроумие);
• проекция - бессознательное приписывание другому человеку собственных отрицательных качеств (как правило, преувеличенное);
• интеллектуализация - попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
По Фрейду, психическая жизнь определяется влечениями, среди которых главное - сексуальное (либидо). Оно есть уже у детей, но из-за существования множества социальных запретов вытесняется из сознания в сферу бессознательного. Тем не менее сексуальные влечения периодически прорываются в сознательную жизнь человека.
Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Теория З. Фрейда, несмотря на свою противоречивость, все же позволяет понять многие механизмы неосознаваемых действий человека.


5. Аналитическая психология


Основателем аналитической психологии является Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, психолог, получивший образование в Базельском университете, ученик и последователь З. Фрейда, а также первый председатель международного психоаналитического общества (1911-1914).
В психике, как и З. Фрейд, он выделял «сознательное» и «бессознательное», которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в двух формах:
• индивидуальной (личной);
• коллективной.
Архетипы (от греч. archetipos - первообраз) - первичные структурные элементы психики, образования. Человеческие первообразы лежат в основе символики творчества, мифов, верований и т. п. Это образы, переходящие из поколения в поколение и скрытые в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела.
Процесс становления личности Юнг называл индивиду аци- ей, имеющей целью достижение особой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве (т. е. становится самостью).
К функциям психики Юнг относил мышление, ощущение, чувство и интуицию.
К.Г. Юнг ввел в научный оборот представления о двух типах личности - интроверты / экстраверты (обращенность в себя / обращенность на окружающий мир: импульсивность/замкнутость; социальность, склонность к самоанализу, инициативность, общительность / пассивность). В зависимости от преобладания той или иной функции психики он выделял следующие типы личности:
• мыслительный;
• эмоциональный;
• чувствующий, каждый из них может быть интровертом и экстравертом.
По мнению Юнга сновидения, мифы, религиозные верования - все это средства справиться с конфликтами при помощи исполнения желаний, кроме того, в них содержится намек на возможное разрешение невротической дилеммы.
В одной из более поздних работ Карл Юнг предложил метод «активного воображения», который используется психологами. Пациенту предлагается нарисовать или написать красками любые образы, которые спонтанно приходят ему в голову. С развитием, с изменением образа меняются и рисунки. Стремление пациента как можно точнее передать тот образ, что ему является, может помочь ему проявить свои предсознательные и сознательные представления. Юнг считал, что этот прием помогает пациенту не только тем, что дает ему возможность выразить свои фантазии, но и позволяет реально как-то использовать их.


6. Индивидуальная психология


Родоначальником индивидуальной психологии является австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), который разошелся во взглядах с З. Фрейдом и избрал собственный путь в науке. Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.
Он подчеркивал социальные детерминанты личности, способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
Многие идеи А. Адлера оказали сильное влияние на развитие психологии. Среди них:
• социальный интерес как критерий психического здоровья привел к созданию концепции ценностных ориентаций;
• осознанные, рациональные процессы стимулировали развитие эго-психологии;
• существенная роль социальных сил в развитии личности (использовалась Эрихом Фроммом, Карен Хорни и др.);
• подчеркивание волевых и творческих аспектов личности (оказало влияние на Гордона Олпорта, Абрахама Маслоу, Виктора Франкла и др.);
• потребность в адекватной теории;
• чувство неполноценности и компенсаторские усилия;
• компетентность как признак зрелости;
• самооценка и стремление к власти;
• самореализация и полезность для других;
• творчество и др.
А. Адлером заложены основы индивидуальной психологии. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое - это главная посылка адлеровской психологии. Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, потому что в переводе с латыни индивидуум означает «неделимый» - т. е. сущность, которую нельзя разделить. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать изолированно, а только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум неделим в отношении психической жизни. Это единство выражается в каждом проявлении личности - в его мышлении, чувствах, действиях, сознании и бессознательном. Структуру саморегулирующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни.
Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Адлер рассматривал человека как органическую целостность с точки зрения единого психодинамического принципа.
Этот принцип он вывел из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и саморегулирующееся целое.
Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Выбирая цели, люди стремятся к совершенству, планируют свои действия, определяют судьбу.
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. Индивидуум - это нечто большее, чем наследственность и окружающая среда, формирующие личность. Адлер считал, что люди обладают творческой силой, которая позволяет распоряжаться своей жизнью. Эта творческая активность влияет на весь человеческий опыт: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Творческая активность делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей жизни.
Социальная принадлежность индивидуума. Целостная природа человека была всеобъемлющей. Человек рассматривался не только как целостная система взаимосвязей, взятая в отдельности, но и как интегральная составная часть больших систем - семьи, общества. Человек исследуется как индивидуум, включенный в общество. Поведение человека происходит в социальном контексте.
Суть человеческой природы можно уяснить через понимание социальных отношений. У каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Гармония объединения и сотрудничества человека с обществом является естественной, а конфликт - неестественным. Поведение людей социально детерминировано.
Поведение зависит от мнения людей о себе и об окружении - индивидуальная субъективность. Люди живут в ими же созданном мире в соответствии с их собственной «схемой апперцепции» (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей). Они мотивированы фиктивными целями - личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Люди ведут себя в соответствии с убеждениями независимо от того, являются эти убеждения реальными или нет. Адлеровская схема поведения четко отражает индивидуальное субъективное восприятие действительности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.